Место и роль ОТП в системе общ. и юр. наук

Место и роль ОТП в системе общ. и юр. наук

Все науки принято разделять на три вида – общественные, технические и естественные. Теория государства и права относится к общественным наукам. Общественные науки изучают закономерности формирования, функционирования и развития человеческого общества.

Все общественные науки исследуя свои явления не могут обойти институт государства и права, однако они затрачивают только свою область наряду с другими общественными явлениями. ТГП использует данные, выработанные другими науками, в качестве исходных категорий и обобщает все, что связано с государством и правом и дает методологические знания, то есть она является обобщающей и фундаментальной наукой.

Юридические науки делятся на:

- Фундаментальные (ВИГП, ТГП, история политических и правовых учений, История политических и правовых учений Беларуси).

- Отраслевые (уголовное право, конституционное право, административное и др.)

- Прикладные (криминалистика, судебная медицина, спец.техника)

- Международно-правовые юридические науки (не все ученые выделяют в отдельный вид). Например. Международное право.

ТГП – является обобщательной наукой. Она служит базой для общих юридических знаний, она вырабатывает и обобщает унифицированные для правоведения понятия, которые являются относительно устойчивыми.

Общ. власть и соц нормы в первобытном обществе.

Государство возникло в 5-6 тыс.лет назад. До этого существовало первобытнообщинное общество, в котором была другая организация власти.

Суть организации власти состояла в том, что высшим органом власти являлась родовая община, то есть решение принималось коллегиально, всеми членами общины. Следовательно община управлялась сообща. Выбирались старейшины, которые осуществляли текущее управление, а важные вопросы решал совет.

В первобытном обществе средства производства были развиты невысоко и люди могли существовать только сообща, общие были интересы, что означает, что на собрании все могли придти к соглашению.

Властью в первобытном обществе было население.

Социальные нормы – это нормы, регулирующие отношения между людьми. В первобытном обществе ими были обычаи. Обычаи – это исторически сложившиеся и вошедшие в привычку правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей при родоплеменной организации общества. Обычаи – не писанные нормы, и выполнялись в силу привычки, существовали в сознании людей, выражали интересы всех членов рода, складывались в процессе длительного применения, были мононормами (нераздельность прав и обязанностей) и обеспечивались общественным мнением и принуждением.

Историко-материалистическая концепция возникновения пр.

Материалистическая теория исходит из того, что государство возникает прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения туда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем — раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов, возникают государство и право, которые специальными средствами управления и насилия сдерживают борьбу противоположных классов, защищая преимущественно интересы экономически господствующего сословия. Второй подход исходит из того, что в результате исторического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная функции, дифференцируются его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Исследователи полагают, что оба направления правомерны, потому что в разных исторических условиях в качестве причин появления государства и права решающее значение могут приоб­ретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом.

Монархия

Форма правления – это это орг-ция высш. огранов гос-ва, их стр-ра, порядок обр-ния, взаимосвязь между собой и населением, степень участия населения в формировании этих органов. Формы правления бывают: монархия и республика. Виды монархий:

В абсолютной монархии монарх обладает всей полнотой верховной государственной власти. Ему принадлежат функции и законодательной, и исполнительной, и судебной власти. Абсолютная монархия была основной формой правления в период феодализма. В настоящее время приближаются к характеристикам абсолютной монархии Саудовская Аравия, Султанат Оман и некоторые другие страны.

Ограниченная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена конституцией и он не обладает всей полнотой власти.

Ограниченные монархии, в свою очередь, подразделяются на дуалистические и парламентарные.

В дуалистической монархии монарх является главой государства и главой правительства. Он сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует и возглавляет ответственное перед ним правительство. Законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх обладает правом налагать вето на законы, принимаемые парламентом, может издавать свои акты, имеющие равную или высшую юридическую силу по отношению к законам, и др.

В парламентарной монархии власть монарх формально обладает широкими полномочиями. Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Монарх является главой государства. Он формально подписывает законы, осуществляет представительские и ряд других функций. Однако в большинстве стран, где установилась такая форма правления, монарх по традиции является символом нации, олицетворяет ее единство.

В настоящее время такие монархии существуют, например, в Англии, Бельгии, Дании, Испании, Швеции, Японии и в других странах.

Разновидностью ограниченной монархии является встречающаяся не часто выборная монархия. В настоящее время такая монархия существует, например, в Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах.

Спецификой отличаются теократические монархии, в которых значительная роль в управлении государством принадлежит религиозным институтам. Элементы такой монархии присущи, например, Тонго, Оману, Катару, Саудовской Аравии.

Республика

Форма правления – это это орг-ция высш. огранов гос-ва, их стр-ра, порядок обр-ния, взаимосвязь между собой и населением, степень участия населения в формировании этих органов. Формы правления бывают: монархия и республика.

Республика – это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются путем выборов их на определенный срок.

Современные республики подразделяются на президентские и парламентарные.

Президентская республика характерна широкими прерогативами президента. Президент избирается населением (или коллегией выборщиков), он является одновременно и главой государства, и главой правительства. Правительство формируется по собственному усмотрению президента (как правило по согласию с парламентом) и ответственно перед ним. Президент обладает правом отлагательного вето на законы. Принятые парламентом, он является верховным главнокомандующим ВС и др.

Парламентарная республика характерна широкими полномочиями парламента.

Правительство в таких республиках формируется парламентским путем из представителей партии (партий), победившей на парламентских выборах. Правительство ответственно перед парламентом.

Президент избирается в большинстве случаев также парламентом (хотя есть исключения) обычно в расширенном составе за счет представителей регионов и является только главой государства.

Правительство возглавляет премьер-министр, который является лидером победившей на выборах партии (партийной коалиции).

Правительство функционирует под контролем парламента и при его поддержке. Президент в парламентарной республике формально обладает достаточно широкими полномочиями (подписывает законы, издает указы, наделен правом роспуска парламента, назначает главу правительства и др.), однако в основном он осуществляет представительские функции. (Италия, Греция, Исландия, ФРГ).

Кроме президентской и парламентарной республик нередко встречаются формы правления смешанного типа. В них сочетаются признаки как указанных двух разновидностей республик, так и некоторые отличные от них особенности. В частности, это относится к тем случаям, когда президент наделен правом досрочного роспуска парламента, когда он, обладая всей полнотой власти, в том числе и правом по своему усмотрению формировать правительство, формально-юридически не является его главой и др. (Россию, Францию, Финляндию). Можно также сказать, что форма правления и в Беларуси обладает элементами смешанности.

Формы гос. Устройства

Форма государственного устройства — это национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым и его частями.

Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: простые (унитарные) и сложные. Наиболее простая из них — унитарное государство. Оно является единым цельным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются цент­ральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают, не имеют никаких атрибутов государственности. В унитарном государстве действуют единые система высших органов власти и управления, конституция, система законодательства, денежная система, налоговая и кредитная политика, гражданство и вооруженные силы.

Унитарное государство может быть однонациональным (Беларусь, Польша, Франция) и многонациональным (Китай, Афганистан).

Федерация (от лат. — объединение, союз) — сложное союзное государство, части (субъекты) которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере суверенитетом и другими признаками государственности.

В зависимости от принципа формирования различают два основных вида федераций: административно-территориальную (образованную на основе территориального принципа) и национально-государственную (образованную по национальному принципу).

Некоторые федерации использовали как первый, так и второй принцип образования (Россия, Канада, Индия).

Федерация может быть договорной (в основу которой положен договор субъектов — например, образование СССР в 1922 г.) и конституционной (правовым основанием которой является закрепление факта ее образования в основном законе страны — например, принятие в 1787 г. Конституции США).

Одной из важнейших, хотя и менее распространенной по сравнению с другими формами государственного устройства, является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства — члены конфедерации создают объединенные органы, функцио­нирующие лишь в строго определенных целях.

Конфедерация, как правило, носит временный характер и не­редко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации (США, Швейцария) или распадается (Речь Посполитая). В настоящее время конфедерацией формально-юридически считается Швейцария

13 Полит-правовой режим Политико-правовой режим — это совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная сторона государства, чутко реагирующая на важные процессы и изменения, происходящие в экономической и социальной сферах.

Политико-правовой режим в значительной мере индивидуа­лизирует форму государства. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества. Политико-правовой режим включает в себя как методы государственного властвования, так и характерные способы деятельности негосударственных политических организа­ций (партий, движений, клубов, союзов и т.д.).

Политико-правовой стороне демократического режима присущи следующие основные черты:

1. Плюрализм в общественно-политической жизни. Этот принцип проявляется в деятельности различных партий, других общественных организаций и объединений, которые представляют ин­тересы самых различных социальных групп и слоев населения.

2. Реализация в практике государственного строительства прин­ципа разделения властей.

3. Защита личности от произвола, беззакония. Ее права находятся под постоянной охраной правосудия.

4. Демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности граждан, религиозные убеждения человека.

5. Демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти через избирательную систему и референдумы.

6. Предоставление свободы личности в сфере экономической деятельности.

7. Демократический режим базируется на правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества, а поэтому он возможен только в правовом государстве, связанном правом, обеспечивающим верховенство закона.

Содержательная сторона недемократических режимов проти­воположна вышеперечисленному и отличается, прежде всего, следующими чертами:

1. Господством одной политической партии или движения,

одной официальной идеологии, одной формы собственности.

2. Сведением к минимуму или ликвидацией каких бы то ни

было политических прав и свобод.

3. Низким экономическим уровнем жизни народа.

Акцентом на карательные меры и принуждение; агрессивностью во внешней политике; всеохватывающей милитаризацией общественной жизни.

Главенством государства над правом, что является след­ствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

14 Функции гос.:понятие, класс-ия,содержание.ф-и гос.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению важных задач, стоящих перед ним на определенном историческом этапе развития общества.

В зависимости от сферы общественной жизни их делят на:

- Внутренние: экономическая (выработка государством стратегических направлений экономического развития страны), налогообложения (выявление и учет государством доходов производителей), социальная (обеспечивает социальную защищенность населения), охрана конституционных прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка, экологическая (установление режима природопользования), культурная (поддержка, развития культурной сферы) и так далее.

- Внешние: обеспечение обороноспособности (защита суверенитета и территориальной целостности), взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества.

В зависимости от продолжительности действия:

- Постоянные – осуществляются на всех этапах развития общества.

- Временные – прекращают свое действие с решением определенных задач.

Классификация функций, не зависимо от типа и содержания деятельности государства:

- Экономическая – обеспечение нормального функционирования и развития экономики.

- Политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия.

- Социальная – охрана прав и свобод населения или его части, поддержание необходимого жизненного уровня населения.

- Идеологическая – поддержка определенной идеологии, организация образования, развития науки, культуры.

15 Понятие и назначение аппарата (механизма) государства, принципы его организации и деятельности.

Механизм государства – это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений, организаций, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Главное содержание деятельности механизма государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, обеспечивающая организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, под которыми понимаются отправные положения, начала, основополагающие идеи, в соответствии с которыми осуществляются его организация и деятельность. К ним относятся:

1. Принцип демократизма, предполагающий широкое участие граждан в формировании и деятельности государственных органов.

2. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, позволяющий предотвращать произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата, обеспечивающий информирование населения о содержании работы любых государственных органов.

4. Принцип законности, правовых начал в деятельности механизма государства.

5. Принцип высокого профессионализма и компетентности государственных служащих, их способности на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан страны

Разделе́ние власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё

В современном мире разделение властей – характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей – итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком, в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье и в ее современной форме – Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем

Основные положения теории разделения властей следующие:

разделение властей закрепляется конституцией;

согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом – любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой – постоянная общественная реальность.

Формы, источники права.

Формы (источники) права – это способы объективаций (официального выражения, закрепления) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

Выделяют следующие источники права:

1. Правовые обычаи – это исторически сложившиеся и вошедшие в привычку правила поведения людей при родоплеменной организации общества. Они исполнялись добровольно и являлись мононормами (нераздельность прав и обязанностей). Например, законы XII таблиц, Русская, Саллическая правды.

2. Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.

3. Юридический прецедент – решение государственного органа, по конкретному юридическому делу, которому придано значение общей нормы. Бывают судебные, административные.

4. Юридические доктрины – например, доктрины Прокула, Гая, Ульпиана, Помпония, Модестина имели в древнем обществе силу права.

5. Нормативные договоры – соглашения между различными субъектами права, в которых содержатся правовые нормы.

6. Религиозные (священные) писания. Например, Коран, законы Шариата.

Социальные норм общества.

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие общественные отношения.

Совокупность социальных норм, как единый и многообъектный комплекс представляет собой единую систему нормативного регулирования, состоящую из частей, отдельных подсистем. Они взаимодействуют между собой, тесно взаимосвязаны, но являются относительно самостоятельными и во многом отличаются друг то друга, ибо каждая выражает только ей присущие функции.

Классификация: нормы права, нормы морали, нормы общественных объединений (коропоративные), неправовые обычаи, традиции, религиозные нормы. Кудрявцев делит всю совокупность норм на политические, экономические, социально-культурные и др. так же в классификацию социальных норм входят и технические нормы – технические приемы обращения людей с орудиями труда, техническими средствами, орудиями.

Мораль – правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с убеждениями, представлениями людей о добре и зле, чести и совести, обеспечивающиеся силой общественного мнения. Отличается по происхождению, сфере действия, форме выражения, степени детализации, обеспечении. Сходство можно вывести самостоятельно.

Корпоративные – правила поведения, установленные учреждениями или руководящими органами различных организаций. Распространяются только на членов этих организаций

Обычаи – социальные нормы, правила поведения, которые сложились в обществе в результате длительного их применения, и в силу этого стали привычными, обязательными в жизни людей.

Место и роль ОТП в системе общ. и юр. наук

Все науки принято разделять на три вида – общественные, технические и естественные. Теория государства и права относится к общественным наукам. Общественные науки изучают закономерности формирования, функционирования и развития человеческого общества.

Все общественные науки исследуя свои явления не могут обойти институт государства и права, однако они затрачивают только свою область наряду с другими общественными явлениями. ТГП использует данные, выработанные другими науками, в качестве исходных категорий и обобщает все, что связано с государством и правом и дает методологические знания, то есть она является обобщающей и фундаментальной наукой.

Юридические науки делятся на:

- Фундаментальные (ВИГП, ТГП, история политических и правовых учений, История политических и правовых учений Беларуси).

- Отраслевые (уголовное право, конституционное право, административное и др.)

- Прикладные (криминалистика, судебная медицина, спец.техника)

- Международно-правовые юридические науки (не все ученые выделяют в отдельный вид). Например. Международное право.

ТГП – является обобщательной наукой. Она служит базой для общих юридических знаний, она вырабатывает и обобщает унифицированные для правоведения понятия, которые являются относительно устойчивыми.

Наши рекомендации