Понятие и принципы правопорядка

Категория «законность» тесно связана с еще одним понятием – правовой порядок (правопорядок):

Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, на основе правовых норм

Таким образом,

Правовые нормы регулируют (воздействуют) на общественные отношения, а конечный результат такого воздействия – и есть правопорядок. Вообще правопорядок – часть более широкого понятия общественный порядок

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»

Акт применения права - официальное индивидуально-правовое предписание (властное решение по данному юридическому делу), принятое компетентным органом на основе действующих норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, в отношении конкретного лица.

Аналогия – способ преодоления пробелов права. Существует 2 формы аналогии:

  • Аналогия закона – если отсутствует норма права, регулирующая данное конкретное отношение, применяем сходную норму права.
  • Аналогия права – применяется, если невозможно использовать аналогию закона (отсутствует подходящая сходная норма права). В этом случае применяем общие принципы права (либо конкретной отрасли, либо права вообще).

Использование аналогии возможно не во всех случаях. Это возможно, если применение аналогии прямо не запрещено законом. Например, недопустимо применение аналогии (в обеих формах) в уголовном праве.

Аппарат (механизм) государства – система государственных органов и учреждений, действующих на основе норм права, и реализующих функции государства.

Структура (из чего состоит, попросту говоря) аппарата – органы и учреждения государства.

Аппарат государства организован в соответствии с определенными принципами (см. Принципы организации государственного аппарата)

Государство – политико-территориальная организация публичной власти, обладающая суверенитетом, располагающая специальным аппаратом управления и осуществляющая управление обществом посредством норм права.

Признаки государства
  1. Наличие публичной (государственной) власти – эта власть отделена от общества, и осуществляется специально уполномоченными субъектами
  2. Суверенитет – верховенство государства в пределах его территории.
  3. Наличие специального аппарата управления и принуждения – такой аппарат – неотъемлемый атрибут государства. Обеспечивает реализацию его функций и соблюдение правовых норм.
  4. Управление обществом посредством права – только государство (и его органы) имеют право издавать общеобязательные правила поведения.
  5. Всеобщность государства – государство представляет (и действует от имени) все общество.
  6. Наличие территории – это пространство, на которое распространяется власть государства.
  7. Сбор налогов – налоги составляют экономическую основу существования и деятельности государства.

Гражданское общество - совокупность самостоятельных и относительно независимых от государства институтов и отношений, посредством которых реализуются частные интересы граждан.

В состав г.о. входят такие институты как семья, церковь, различные объединения и организации и др.

Г.о. – неотъемлемый элемент правового государства. Пока не существует г.о., невозможно построение п.г.

Дееспособность – это способность субъекта правоотношения своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности.

Полная дееспособность наступает с совершеннолетия (18 лет), частичная может наступать раньше (16 лет). Возможно ограничение дееспособности в судебном порядке.

Декрет - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Виды декретов:

1. издаваемые в порядке делегирования полномочий («делегированные»);

2. временные декреты.

Главная черта декретов (обоих видов) – они имеют силу закона.

Закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Виды законов:

1. Конституционные;

2. Программные;

3. Кодексы;

4. Обычные (текущие);

Законность - принцип, метод и режим точного и неуклонного соблюдения норм права всеми субъектами на территории государства.

Источник (форма) права – форма выражения и закрепления правовых норм.

Виды источников:

  1. Социальные нормы (обычай, мораль, религиозные, корпоративные нормы);
  2. Нормы права (особый вид социальных норм, поэтому выделяем в отдельную группу, выступают в форме нормативных правовых актов);
  3. Судебный прецедент;
  4. Доктрины (мнения специалистов в области права).

Роль конкретных источников, различна в разные исторические периоды существования государства, а также для разных правовых систем. На ранних этапах значительную роль играл обычай и нормы религии. В современных государствах, основным источником являются нормативные правовые акты (вспоминаем соответствующий закон РБ, и товарища Забавского И.В.!).

Кодификация - вид систематизации нормативных правовых актов, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений (определение – ст.1 закона «О нормативных правовых актах»).

Основная черта к. отличающая ее от иных видов систематизации права – она сопровождается переработкой (существенной!) содержания систематизируемых норм (добавляем новые, убираем старые, изменяем смысл существующих). Результат к. – по существу новый нормативный акт комплексного характера – кодекс.

Корпоративные нормы – правила поведения, которые устанавливаются учредительными (руководящими) органами различных общественных объединений или организаций, выраженные в уставах, регулирующие отношения между членами данных организаций и направленные на реализацию их задач.

Из всех видов социальных норм, к.н. наиболее близки по свойствам к нормам права (по существу они и являются одним из видов таких норм).

Монархия – форма правления, при которой глава государства (монарх) получает свои полномочия путем наследования и занимает эту должность пожизненно.

Исторически одна из первых форм правления, однако распространена и в современном мире.

Мораль - правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, и обеспечиваются силой общественного мнения.

Нормы морали в современном обществе действуют вместе с правом, дополняя его. Само право также должно базироваться на нормах морали (аморальное право не может иметь авторитет в обществе и эффективно регулировать поведение людей).

Норма права – правило поведения субъектов, установленное государством и обеспечиваемое при необходимости государственным принуждением.

Структура нормы права: включает 3 элемента:

  1. Гипотеза – условие действия нормы;
  2. Диспозиция – правило поведения субъектов права;
  3. Санкция – ответственность за нарушения нормы.

Необходимо помнить, что не каждая конкретная норма соответствует этой структуре. Так, например большинство конституционных норм не содержат всех вышеперечисленных элементов структуры (нормы-принципы) – санкций, как правило, нет вообще, может не быть и иных элементов.

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;

Характерные черты:

· Это официальный документ (имеет установленную форму и обязательные реквизиты)

· Принят уполномоченным органом государства (и по установленной процедуре, если она предусмотрена)

· Содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (главный признак – это и есть нормативность, отличающая такие акты от всех иных – напр. правоприменительных).

Обычай - правила поведения, складывающиеся в обществе, в результате длительного, многократного повторения каких-либо действий, в результате чего они становятся привычными и обязательными.

Исторически – один из первых источников права. В современных государствах роль обычая в целом невелика. В Беларуси применяется крайне ограниченно (только в сфере гражданского права).

Общая теория права – общетеоретическая политико-правовая наука, изучающая основные закономерности возникновения функционирования и развития государства и права, их сущность и социальное назначение, и вырабатывающая общие юридические категории и понятия.

Предмет ОТП (то, что она изучает):

  • основные закономерности возникновения функционирования и развития государства и права,
  • их сущность и социальное назначение
  • важнейшие категории юридической науки (право, государство, норма, и т.п.)

Орган государства – структурный элемент аппарата государства, наделенный властными полномочиями и осуществляющий определенные функции государства.

Органы государства (вместе с иными элементами) образуют аппарат государства.

Отрасль права – система правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения (это предмет отрасли), посредством характерного ей метода правового регулирования.

Таким образом, критерии деления права на отрасли – предмет и метод правового регулирования.

Политический режим – совокупность способов осуществления политической власти.

Выделяют 3 вида политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Право – термин можно рассматривать в 2 значениях:

В объективном смысле В субъективном смысле
Система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений (данное определение – ст.1 закона «О нормативных правовых актах РБ») Мера возможного поведения управомоченного лица, определенная законом и охраняемая государством.

Признаки права (объективного):

1. Нормативность;

2. Системность;

3. Формальная определенность норм;

4. Особый порядок принятия;

5. Исходит от государства;

6. Обусловлено материальными и духовными потребностями общества;

7. Выражает идеи социальной справедливости;

8. Имеет письменную форму;

9. Является универсальным регулятором общественных отношений.

Принципы права (объективного):

  • Демократизм формирования и реализации
  • Гуманизм
  • Законность
  • Равенство всех перед законом
  • Социальная справедливость
  • Взаимная ответственность государства и личности

Правовая культура – качественное состояние правовой организации общества и функционирования его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений.

Таким образом – правовая культура – характеристика развития права (в самом широком смысле) в данном обществе и государстве. Чем она выше – тем лучше.

Правовая семья – совокупность правовых систем имеющих сходные черты.

Можно выделить 3 основных правовых семьи:

  1. Романо-германская;
  2. Англосаксонская;
  3. Семья религиозного и традиционного права.

Правовая система - совокупность взаимосвязанных юридических средств осуществляющих регулирование общественных отношений, и отражающих качественное состояние правовой организации конкретного государства и общества.

Количество правовых систем равно количеству государств (в каждом – своя).

Правовое воспитание – систематическая, целенаправленная деятельность государства и иных организаций направленная на:

  1. Формирование у граждан правовых знаний;
  2. Навыков правомерного поведения;
  3. Уважительного отношения к праву;
  4. Развития и поддержки позитивной активности в сфере права.

Правовое государство - государство, ограниченное в своей деятельности правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Признаки правового государства:

  • Верховенство Конституции и законов;
  • Обеспечение прав и свобод личности, их защита и гарантированность
  • Соответствие национального законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права
  • Демократическая форма правления
  • Разделение властей (реальное, а не фуфельное как в Беларуси!)
  • Независимость судебной власти
  • Наличие эффективных форм контроля за соблюдением прав и свобод граждан
  • Свобода средств массовой информации

Это не исчерпывающий перечень – таких признаков может быть еще больше. В целом можно говорить что п.г. – высшая степень развития государства известная сегодня.

В настоящее время в мире не существует государств, в полной мере соответствующих признакам п.г. Возможно только приближение к нему в той или иной степени. Республика Беларусь п.г. не является, несмотря на положения ст.1 Конституции (нам до правового государства как до Луны!).

Правовой нигилизм – негативное отношение к праву (конкретного лица, социальной группы или общества в целом), отрицание социальной ценности права как универсального регулятора общественных отношений.

П.н. можно рассматривать как форму правосознания – по сути, это один из видов отношения людей к праву. П.н. особенно характерен для тоталитарных режимов – это реакция общества на всеобщие нарушения прав человека, которые свойственны таким режимам. В демократических государствах уровень п.н. должен быть низким (иначе такое государство не может считаться демократическим в полной мере).

Правомерное поведение – осознанное, поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям или не противоречащее им, и обеспечиваемое юридическими средствами.

Элементы правомерного поведения:

§ Субъект;

§ Объект;

§ Субъективная сторона;

§ Объективная сторона.

Виды правомерного поведения: см. формы реализации права (реализация осуществляется путем правомерного поведения, отсюда: формы реализации = виды правомерного поведения).

Правонарушение – противоправное деяние лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее юридическую ответственность.

В зависимости от степени тяжести и общественной опасности подразделяются на преступления (наиболее серьезные, ответственность за них – уголовная) и проступки (менее опасные, ответственность – административная).

Правоотношение –общественное отношение, урегулированное нормами права,и возникающее, (изменяющееся, прекращающееся) при наличии определенных законом обстоятельств (юридических фактов).

Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений на основе норм права.

Правопорядок можно рассматривать как часть более широкого понятия «общественный порядок».

Правосознание – система взглядов и оценок субъектами правовых явлений окружающих их.

Правосознание (говоря простым языком) – то, как люди (каждый в отдельности, группы людей, все общество в целом) воспринимают право и относятся к нему.

Правоспособность – способность субъектов иметь права и исполнять обязанности.

Наступает с рождения (момента регистрации, для юридического лица), прекращается со смертью (ликвидацией юридического лица). Ограничение не допускается.

Правоспособность может быть общей (способность иметь любые права – это для граждан), либо специальной (способность иметь права необходимые для достижения уставных целей – это для юридических лиц).

Правотворчество- деятельность органов государства по установлению правовых норм.

Правотворчество – самое широкое понятие (включает в себя множество видов и форм правотворчества различных органов власти). В качестве особой формы п. часто выделяют законотворчество (деятельность по принятию законов).

Применение права - властная деятельность уполномоченных должностных лиц и органов государства, по реализации правовых норм, путем принятия индивидуально – правовых решений.

Является особой формой реализации права.

Принципы организации государственного аппарата – закрепленные в законе основные начала организации и деятельности государственного аппарата.

Для современных демократических государств характерны следующие:

  • Демократизм;
  • Приоритет прав человека;
  • Законность;
  • Гласность;
  • Научность;
  • Профессионализм;
  • Сочетание государственных и местных интересов.

В Республике Беларусь эти принципы закреплены в законе «О государственной службе» от 14 июня 2003 г. (ст.6).

Пробелы права - отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права.

Для преодоления пробелов применяется аналогия (права или закона).

Публичное право – отрасли права, регулирующие отношения государства и его органов с гражданами и иными организациями.

Признаки публичного права:

· Нормы п.п. связаны с общими (публичными) интересами всего общества

· Субъекты в публично-правовых отношениях не равны – один наделен властными полномочиями, другой обязан подчиняться. Метод публичных отраслей права – императивный.

Реализация права - воплощение предписаний правовых норм в деятельности конкретных субъектов, путем их правомерного поведения.

Виды:

Ø Соблюдение;

Ø Исполнение;

Ø Использование;

Ø Применение (особая форма!).

Характерная черта реализации права (всех видов) – реализация осуществляется только правомерным поведением. Правонарушение (поведение не соответствующее праву) не является реализацией.

Республика – форма правления, при которой главой государства является должностное лицо (президент) избираемое (различным путем) на определенный срок полномочий.

Признаки республики:

  1. Высшие органы государства (президент и парламент республики) формируются путем избрания населением страны, на определенный срок.
  2. Наличие парламента являющегося законодательным органом государства
  3. Разделение властей (пусть даже формальное).

Система права – это внутренняя организация права, которая обусловлена характером регулируемых общественных отношений, и представляет собой деление права на отрасли (подотрасли), институты и др. элементы.

Элементы системы права:

  • Отрасль
  • Институт права
  • Норма права

Систематизация права - деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему;

Виды систематизации:

1. Инкорпорация;

2. Консолидация;

3. Кодификация.

Социальные нормы – правила поведения, установленные в обществе для регулирования отношений между людьми.

Виды социальных норм:

· Обычаи;

· Нормы религии;

· Нормы морали;

· Нормы права;

· Корпоративные нормы.

Социальные нормы возникают и развиваются вместе с обществом. Они будут существовать в нем всегда. На основе социальных норм возникают нормы права.

Субъект права – физическое или юридическое лицо, наделенное законом субъективными правами, или на которое возложены обязанности.

Для признания субъектом права достаточно правоспособности лица.

Субъект правоотношения – это субъект права, вступающий в конкретные правоотношения.

В отличие от субъекта права, для субъекта правоотношения необходима помимо правоспособности, дееспособность лица.

Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которому государством придана сила закона, обязательного для применения судами при последующем рассмотрении сходных дел.

Один из источников права. Характерен для англосаксонской правовой семьи. В Беларуси официально источником не является.

Сущность государства - совокупность его черт, определяющих чьи интересы выражает это государство. Сущность – ответ на вопрос «кому служит государство» - всему обществу либо отдельным классам (иным социальным группам).

Существует два наиболее распространенных подхода к сущности государства – классовый (государство существует в интересах определенного класса – напр. рабовладельческое, феодальное, буржуазное и т.п.) и общесоциальный (государство работает в интересах всего общества, а не отдельных классов).

Общесоциальный подход наиболее демократический и характерен для современных государств.

Сущность права –совокупность черт определяющих природу и роль права в обществе.

Подходов к сущности множество (выбирай любой!). Сущность права в том, что оно выражает общую волю людей составляющих общества, как результат согласования их интересов.

Именно эта черта, позволяет праву быть универсальным регулятором общественных отношений.

Типология государства – классификация государств на определенные группы (типы государств) в зависимости от каких-либо признаков характерных этим государствам.

Оснований для классификации может быть очень много, наиболее распространены формационный и цивилизационный подходы.

Формационный подход Цивилизационный подход
Автор – К.Маркс (чтоб ему пусто было!) Классификация государств по типу общественно-экономической формации (короче – по способу производства). Типы государств:
  1. Рабовладельческое
  2. Феодальное
  3. Капиталистическое
  4. Социалистическое
 
Авторы – А.Дж.Тойнби, О.Шпенглер и др. Классификация государств по типу цивилизации к которой они принадлежат. Типы государств:
  1. Древнеегипетские
  2. Греческие
  3. Шумерские
  4. Древнекитайские
  5. и другие (единого подхода нет, цивилизаций много).

В Советском Союзе безусловно доминировал формационный подход, все иные игнорировались.

Тип государства – группа государств объединенных общими признаками (напр. способом производства). Тип государства зависит от объективных условий его существования (исторический период, геополитическое положение и др.).

Некоторые государства могут сочетать в себе признаки различных типов.

Толкование права – уяснение и разъяснения смысла правовой нормы вложенного в нее законодателем, в целях ее правильной реализации.

Аспекты толкования:

  1. Уяснение (для себя – внутренний аспект);
  2. Разъяснение (для других – внешний аспект).

Унитарное государство – государство, территория которого является единым целым, и состоит из административно-территориальных единиц, не имеющих юридической и политической самостоятельности (статус их определяется центральной властью).

Форма государства - это система и порядок формирования высших органов государственной власти, организация территории государства и порядок взаимоотношений между ее составными элементами, методы осуществления политической власти в стране.

Понятие форма государства, таким образом, является комплексным, и включает в себя 3 элемента:

  • форма правления
  • форма государственного устройства
  • политический режим

Форма правления – это система высших органов государства, их полномочия, порядок формирования и взаимоотношений между собой и населением страны.

Можно выделять 2 формы правления: монархия и республика (каждая имеет свои разновидности).

Форма государственного устройства – это организация территории государства, состав, порядок образования, полномочия территориальных единиц составляющих ее, характер их взаимоотношений между собой и с центральной властью.

Можно выделять 3 формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация.

Федерация(федеративное государство) –государство, территория которого состоит из территорий субъектов федерации, имеющих политическую и юридическую автономию и являющихся государствоподобными образованиями.

Характерные черты федерации:

  • Субъекты имеют свои конституции и органы власти (парламент и правительство) – таким образом, наделены учредительной властью (сами определяют свой статус, федеральные органы не имеют права делать это)
  • Субъекты имеют свои системы права и судебные органы
  • Двойное гражданство (точнее – двухуровневое, федеральное и субъекта федерации)
  • Парламент всегда двухпалатный (верхняя палата – представительство субъектов федерации)

Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность. Любое государство выполняет множество функций, которые можно классифицировать по различным основаниям (напр. внешние и внутренние, постоянные и временные, основные и вспомогательные и др.). Важнейшие функции:

  • Экономическая;
  • Социальная;
  • Правотворческая;
  • Правоохранительная;
  • Экологическая;
  • Обеспечение обороноспособности страны;
  • Международное сотрудничество.

Частное право – отрасли права, выражающие интересы личности.

Признаки частного права:

§ Нормы относятся не к обществу, а к отдельным его личностям;

§ Субъекты частного права могут реализовывать свои права самостоятельно (без вмешательства государства);

§ Субъекты частноправовых отношений равны.

Юридическая ответственность – особая правовая обязанность правонарушителя претерпеть установленные законом меры воздействия за противоправное деяние.

Виды юридической ответственности:

  • Гражданско-правовая (имущественная);
  • Материальная;
  • Административная;
  • Дисциплинарная;
  • Уголовная.

Юридический состав правонарушения – совокупность признаков установленных законом, позволяющих квалифицировать деяние как правонарушение.

Элементы состава:

§ Субъект правонарушения

§ Объект правонарушения

§ Субъективная сторона правонарушения

§ Объективная сторона правонарушения

Деяние является правонарушением только при наличии всех элементов состава.

Юридические факты – обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей.

Виды:

По последствиям По волевому признаку По отношению к праву
§ Правообразующие § Правоизменяющие § Правопрекращающие § События (не зависят от воли людей) § Действия (происходят по воле участников правоотношений) § Правомерные § Неправомерные  

Юридическая техника – совокупность правил и приемов разработки, оформления и опубликования нормативных правовых актов.

Юридическая техника обеспечивает издание качественных нормативных актов, соответствующих предъявляемым к ним требованиям, и способных полноценно осуществлять регулирование общественных отношений (к сожалению, в Беларуси пренебрежение правилами юридической техники приводит к появлению дефективных нормативных актов, пригодных для использования исключительно «в хозяйственных нуждах» - например для заворачивания в них пирожков. Ну, ничего не попишешь – не все изучали общую теорию права…)[26].

[1] Более подробно про частные методы – см. дополнение

[2] Более подробно описание школ – см. в дополнении к основному курсу.

[3] Кстати неплохая компания для России! Капитализм в этой стране после 1991 г. и в самом деле приобретает коррумпированный колумбийский характер. Пора бы спасать страну, а то и нам достанется…

[4] Вообще «ясность – это одна из форм полного тумана» (С) Группенфюрер Мюллер (1945)

[5] Термины «механизм государства» и «аппарат государства» являются синонимами (короче – один хрен!). В некоторых работах, однако, указывается на их различия, но это нас, в общем, не касается. Об остальном расскажет Забавский…

[6] К сожалению, даже слишком широко. Любой диктатор спешит объявить «свое» государство правовым… От этого оно правовым не станет.

[7] Определения упрощены в целях данной темы, более точные – см. в соответствующих разделах.

[8] Ну, это не про наших студентов, а про нормальных. У наших проблема только одна – куда поставить у здания института свой лимузин, если все парковочные места уже заняты лимузинами других «студентов».

[9] Знаем мы чьи интересы выражают нормы белорусского права… Во всяком случае интересы общества здесь и рядом не лежали – один президент (с маленькой буквы) и его шайка прихлебателей…

[10] Хотя в ряде специальных работ указывается на различия между ними, эта точка зрения не является общепринятой. В большинстве случаев, данные понятия рассматриваются как тождественные. А значит и нам не фиг дурить головы самим себе! Нам же проще…

[11] Однако такие постановления являются актами официального толкования существующих норм, новых норм права они не устанавливают – в этом их главное отличие от классического судебного прецедента.

Вообще проблема судебного прецедента, а континентальной системе права достаточно сложна и в настоящее время здесь нет единой точки зрения. В некоторых работах отмечается, что акты официального толкования, формально не являясь прецедентами, фактически обладают такими чертами, поэтому, в общем, хрен поймешь…

[12] Вообще полное название этой группы «Нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь, других органов исполнительной власти, Национального банка Республики Беларусь и местных советов депутатов» - уж больно длинно, в таблице не помещалось…

[13] Если директива – это указ, следовательно, относим ее к этой группе. Подробнее – см ниже.

[14] Ну, это не про нас! Можем менять хоть каждую неделю…

[15] Если И.В. будет «возникать» против такой классификации - ссылаться на меня (Прокопов А.А.)

[16] Самый детальный источник – 8 глав, 91 статья! Есть все что нужно. Однако мало, у какого студента хватит терпения все это прочитать, а тем более запомнить…Многие вообще не знают о существовании регламента…

[17] В некоторых странах допускается вносить законопроект в любую из палат, либо даже в обе сразу (для ускорения рассмотрения – напр. в США).

[18] Для ясности: понятия «издание» и «принятие» в общем, синонимы. Однако по отношению к единоличному должностному лицу будем употреблять термин «издание», а по отношению к коллегиальному органу (парламент, местный совет) будем пользоваться термином «принятие».

[19] Лучшее средство от «первого взгляда» - посмотреть второй раз. Помогает всегда (или почти всегда…).

[20] Кому интересно – читаем специальную литературу, напр. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. – М. Междунар. отношения, 1999

[21] Хотя, похоже, интересны эти черты только одному мне… (С) Prokopoff

[22] Но лучше не становиться субъектом таких правоотношений…

[23] Ну это видимо про нас с Забавским… Оказывается у нас теоретическое правосознание. А мне казалось у меня, его вообще нет.

[24] Как же, дождешься от него защиты! Наша милиция готова разгонять только пенсионеров и студентов. Как только появляются настоящие преступники (которые могут и морду набить), милиция сразу исчезает…Сдается мне, гражданам придется самим защищать свое правомерное поведение…

[25] Интересно отметить, что и правомерное поведение, и правонарушение – по сущности одно и то же. И то и другое – это поведение субъекта. Однако правонарушение – это поведение противоречащее нормам права, а правомерное поведение – естественно поведение соответствующее им. Отсюда и понятие состава правомерного поведения.

[26] «Основные понятия» подготовлены преподавателем Прокоповым А.А.

Автор предупреждает, что не является квалифицированным специалистом в области общей теории права, использование данного материала производиться студентами под свою ответственность. Автор не несет ответственности, за негативные последствия могущие возникнуть в результате использования вышеуказанных материалов.

Все высказанные мнения и оценки являются личной точкой зрения автора и могут не совпадать с позицией государственных органов и должностных лиц Республики Беларусь и иностранных государств.

Наши рекомендации