Понятие источника (формы) права. виды источников права

Право в объективном смысле (как система правовых норм) в действительности образовано значительным количеством различных форм своего внешнего выражения. Такие формы и есть в самом общем виде источники права:

Источники права – формы выражения и закрепления правовых норм.

В общем, источник – это конкретный нормативный акт, в котором содержится (выражена) данная норма права (хотя из этого правила есть исключения рассмотренные ниже!). Ответить на вопрос об источниках права, значит, дать характеристику того, как выражаются правовые нормы в конкретном государстве (например, Республике Беларусь), и государстве вообще.

Термины «источник права» и «форма права» совпадают[10], и употребляются как синонимы, за исключением отдельных, особо оговоренных случаев.

Система источников права может иметь свои особенности в каждом конкретном государстве. Есть такие особенности и в Республике Беларусь (см. тему «Система белорусского законодательства»). Это связано с тем, что источники права – элемент более широкого понятия – система права, а такая система формируется под воздействием национальных особенностей страны, и, следовательно, не может быть одинаковой везде.

Вместе с тем, можно выделить основные источники, характерные для большинства современных стран мира. Вот они:

Нормативный правовой акт

Правовой обычай
Доктрина

Источники права
Нормы религии
Нормативный договор
Судебный прецедент

Роль каждого из этих источников, однако, различна в разных правовых системах, зависит от правовых традиций и развития конкретного государства.

Посмотрим, что представляют собой эти источники:

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неограниченный круг лиц и неограниченное количество случаев применения.

Главный источник права в современных государствах (в том числе и у нас, у монголов. Почему монголов? Да так к слову пришлось…).

Данное понятие объединяет в себе широкий круг источников – от конституции до локальных НПА. В современных государствах можно насчитать десятки (а иногда и сотни) видов нормативных правовых актов.

Как источник права, нормативный правовой акт характеризуется следующими чертами (все они названы в определении):

Þ Всегда имеет формальную письменную форму выражения (официальный документ установленной формы) – такой акт обладает обязательным реквизитами и внутренней структурой;

Þ Исходит от государства (принят или издан уполномоченным на то органом или должностным лицом) и должен приниматься по определенной процедуре (нарушать нельзя!).

Þ Такой акт должен содержать общеобязательные правила поведения (касаются всех) рассчитанные на неопределенный круг лиц и неограниченное количество случаев применения (это критерии нормативности – такие правила и есть нормы права).

В Республике Беларусь нормативные правовые акты – фактически единственный источник права (других, в общем, нет). Виды нормативных правовых актов (исчерпывающий перечень) перечислены в ст. 2 закона «О нормативных правовых актах».

Правовой обычай – правило поведения сложившееся в обществе в результате многократного длительного повторения какой-либо процедуры.

Исторически – один из первых (а, скорее всего самый первый) источников права. Возникают еще на стадии первобытного общества (до государства и права).

Характерные черты обычая как источника права:

1. в отличие от норм права, обычаи не исходят от государства, а исторически складываются в обществе (сами по себе, стихийно, не по чьей-либо воле);

2. не имеют строгой формы выражения (вообще не закреплены письменно);

3. не обеспечиваются мерами государственного принуждения;

Появившись «сам по себе», обычай затем может санкционироваться государством, и закрепляться в нормативных актах (в этом случае он становиться нормой права со всеми ее чертами), либо сохраниться в первоначальном виде (от этого он не перестает соблюдаться).

На ранних этапах развития человечества, обычаи играли огромную роль в регулировании общественных отношений. Все первые источники права (законы Ману, Законы Хаммурапи, Русская Правда и другие) базируются именно на обычаях (это по существу их запись).

Достоинство обычаев – их стабильность (многим сотни лет, что само по себе внушает уважение) и выверенность (случайных правил здесь нет, обычай – это вам не хрен собачий…). Обычаи в целом стабилизируют правовую систему (вот и хорошо – а то законы меняются быстрее, чем успеешь изучать…).

С развитием государства и общества, обычаи уступают место нормативным актам, однако во многих случаях сохраняют свою роль до сих пор.

В Республике Беларусь обычаи могут ограниченно применяться в гражданском праве (напр. ссылка на «обычно применяемые требования» или «обычные условия договора» и т.п.). В других отраслях, обычаи не применяются.

Широко распространен обычай в странах англосаксонской семьи права (Великобритания, США, Канада и другие).

Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которое является обязательным для нижестоящих судов при последующем разрешении аналогичных дел

Судебный прецедент по существу является выражением правотворческой роли судов (суды не только применяют, но и создают право!). Как источник права, он характерен, прежде всего, для стран англосаксонской системы права (США, Великобритания и др.).

Роль судебных прецедентов в этих государствах исторически была очень велика (это основа правовой системы – когда-то прецеденты являлись главным источником права). Однако в настоящее время они уступили свое место нормативным актам парламента и иных органов (так называемое статутное право).

В Республике Беларусь судебный прецедент формально не признается источником права, однако судебная практика все же оказывает значительное влияние на правотворчество. В некотором смысле аналогом судебного прецедента выступают Постановления Пленума Верховного суда, которые базируется на решениях конкретных судов по конкретным делам.[11]

Нормативный договор – двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, содержащее правовые нормы.

Специфический вид источников права. Договор вообще, источником права не является, так как не может устанавливать нормы права (он касается только его субъектов, устанавливая отношения между ними, и более никого).

Вместе с тем, в современных государствах встречаются особые виды договоров (субъекты таких договоров тоже особые). Они затрагивают интересы широкого круга субъектов и носят публично-правовой характер (в отличие от обычных частноправовых договоров).

Такие договоры широко распространены в международном праве, где они являются важнейшим источником. Субъектами таких договоров являются суверенные государства. Здесь встречаются и двухсторонние и многосторонние договоры.

Вместе с тем, нормативный договор может являться источником и национального права. В результате такого договора возможно образование единого государства на базе независимых, после чего его нормы будут действовать уже в нем – например Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г.

Нормы религии – правила поведения, устанавливаемые какой-либо религией
В Республике Беларусь нормативные договоры распространены в трудовом праве – коллективные договоры, заключаемые между администрацией предприятия и профсоюзом, представляющим его работников, являются именно такими.

Наряду с правовым обычаем, один из старейших источников права, однако в настоящее время практически утративший значение. В большинстве современных государств, являющихся светскими, нормы религии не имеют никакой обязательной юридической силы (сходны с нормами морали – хочешь, соблюдай, хочешь – нет). Следовательно, источником права религиозные нормы фактически не являются.

Вместе с тем, необходимо отметить некоторые исключения из вышеуказанного правила:

· В современном мире есть государства, в которых религия играет значительную роль, наряду с правом (а в некоторых и приоритетную над правом). Это характерно, прежде всего, для государств арабского мира (ислам – государственная религия).

· Во многих европейских государствах (полностью светских с юридической точки зрения, без всякого ислама!) каноническое (церковное) право, тем не менее, играет значительную роль в регулировании некоторых отношений (напр. семейных) – Италия, Португалия и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормы религии играют немалую роль и в современном мире. Свое воздействие на общественные отношения, они оказывают чаще не прямо, а косвенно.

Доктрина – мнения высококвалифицированных специалистов в области права, изложенные в их научных работах.

Вспомогательный источник в некоторых государствах. По существу доктрина – это научные положения, взгляды ученых на определенные вопросы. К такому источнику прибегают в случае пробелов, которые невозможно устранить иными способами (нет конкретной нормы, а общие принципы невозможно применить).

Доктрина не имеет никакой юридической силы (это не право!), не обеспечивается мерами властного воздействия со стороны государства. Однако в обличие от морали и обычая, она имеет свое письменное выражение (научные работы и т.п.).

В настоящее время такой источник характерен в основном для англосаксонской правовой системы (в Великобритании судьи иногда ссылаются даже на газетные публикации), но и в ней его роль невелика.


Наши рекомендации