Место норм религии в системе социальных норм

Нормы религии, как видно из таблицы, по своему характеру очень близки к нормам морали. Фактически, религия – особый вид морали (религиозная мораль). В этом смысле, религиозные и моральные нормы часто почти неразделимы. При этом, религия формирует мораль, а та в свою очередь поддерживает значимость религии, и также влияет на нее.

И мораль и религия – внутреннее дело каждого человека. Эти нормы – сфера автономии личности, вмешиваться в которую государство не имеет права.

С другими видами социальных норм религия также связана, но эта связь менее тесная, так как, эти виды (нормы права и корпоративные нормы), существенно отличаются по раду признаков.

Формы взаимодействия права и религии

  • Нормы религии могут возникать ранее правовых норм, следовательно, первые правовые нормы в Древнем мире возникают из норм религии;
  • Нормы религии оказывают влияние на правовые нормы, что отражается на содержании правовых норм;
  • В некоторых государствах религия – основной источник права. Правовые и религиозные нормы здесь вообще слиты воедино;
  • Религия часто определяет сознание людей (в том числе – правосознание), значит, влияет на правоприменение;
  • Религиозные учреждения могут выполнять отдельные государственные функции (напр. регистрация браков и т.п.);
  • Нормы религии, давая свою оценку всех аспектов деятельности государства и общества (что хорошо, а что плохо) также способствуют развитию права в определенном направлении;

Место религиозных норм в современных государствах, зависит от модели их организации. В настоящее время можно выделить две основных модели:

Светское государство Религиозное государство
Большинство современных государств мира Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман, Йемен
В такой форме существует большинство современных государств. Это самая демократическая форма организации государства, обеспечивающая четкое разделение личного и общественного. Вот основные черты: · Религия и государство разделены (это часто закреплено в конституции); · Полная свобода вероисповедания; · Духовные учреждения не выполняют никаких государственных функций; · Все органы власти – светские, религиозных органов власти нет; · Нормы религии являются только моральными правилами, источниками права не являются; · Политический режим – демократический;     Теократические монархии и республики. В настоящее время их немного. В основном находятся на Ближнем Востоке и Северной Африке. Вот их основные черты: · Обязательная государственная религия, закрепленная в конституции страны; · Нормы религии, являются одним из главных источников права; · Система государственных органов включает светские и духовные органы (при этом вторые – главнее); · Правовой статус личности определяется вероисповеданием, а свобода его выбора – отсутствует; · Политический режим чаще всего является авторитарным (теократическим).  


В действительности, ситуация в современном мире несколько сложнее, нежели простое деление на две группы. Не все государства арабского мира являются религиозными в полном смысле слова. Даже если ислам установлен в качестве государственной религии, его влияние может быть ограничено (напр. Египет, Сирия и другие).

В то же время, во многих государствах Европы и Америки, являющихся светскими, религия играет очень значительную роль (Португалия, Испания, Греция). В этом случае, церковь выступает как особая организация, выполняющая воспитательные, просветительские и культурные задачи. В этом она содействует государству, обеспечивая реализацию социально значимых направлений его политики.

ПРАВО И ПОЛИТИКА

Любое право всегда действует в рамках государства. Это означает, что нормы права оказываются связанными со многими видами общественных отношений в государстве. Одним из таких видов отношений являются политические отношения.

Здесь возникает вопрос – «как соотносятся право и политика»? Это весьма сложная проблема, но попробуем поискать ответ.

Начнем с определения:

Политика – это система общественных отношений возникающих по поводу завладения и осуществления политической власти (может и не совсем точно, зато коротко и ясно!)  

Таким образом, политика – система отношений между людьми (и иными субъектами – например, органами государства) по поводу власти в государстве. Примеры политических отношений – выборы (президента, парламента, и др.), формирование правительства, деятельность парламента, и многие другие.

Право и политика – два совершенно разных понятия. Право – система норм регулирующих поведение людей, политика – система отношений между ними. Однако, связь между этими понятиями очень тесная. Главный принцип: право оказывает влияние на политику, политика воздействует на право. Но как именно происходит это взаимодействие? А вот так:

  • Право определяет общие цели и направления политического развития государства и общества (как правило, такие положения содержатся в конституциях).
  • Право определяет построение и принципы деятельности политической системы государства.
  • Нормы права определяют статус всех политических субъектов (политические партии, общественные объединения и т.п.)
  • Посредством права регулируется процесс перехода политической власти (и, прежде всего выборы на всех уровнях)
  • Нормы права регулируют порядок разрешения споров между субъектами политической деятельности, и определяют юридическую ответственность за нарушения.

В современном мире сложились две основные модели взаимодействия права и политики – они характерны для различных политических режимов:

Разделение права и политики - «Право вне политики» Сочетание права и политики - «Политизированное право»
   

Таковы основные черты, характеризующие соотношение права и политики в современных демократических государствах. Главный момент здесь – право и политика взаимосвязаны, но не тождественны (так чаще всего было в Советском Союзе, к чему это привело - общеизвестно). В правовые документы не должны включаться политические положения (опять же советская черта).

Государство, посредством правовых норм не должно постоянно вмешиваться в политические отношения и ограничивать права политических субъектов. Это приводит к деградации политической системы, и в конечном итоге – к разрушению государства.

ПРАВО И ЭКОНОМИКА

Во всех современных государствах, право тесно связано с целым рядом различных общественных отношений, которые оно регулирует. Одной из важнейших сфер таких отношений являются экономические отношения, совокупность которых образует экономику государства.

Таким образом:

Экономика – это система общественных отношений, по поводу производства и распределения товаров, выполнения работ, оказания услуг

Экономические отношения – основа существования любого современного государства. Поскольку деятельность государства требует значительных финансовых средств (короче – стоит много денег!), экономические отношения – это средство получения таких средств.

Без денег (то есть экономической базы), никакое государство существовать не может(и не существует).

Поскольку в любом государстве, право является основным средством воздействия на общественные отношения (хотя конечно не единственным – можно например и дубинкой по почкам «запендюрить» - такой механизм «регулирования» очень любят в Республике Беларусь…), это приводит к тому, что экономика и право взаимосвязаны:

Право –главный инструмент государства, с помощью которого регулируются экономические отношения

А для чего нужно регулирование таких отношений? Вот для чего:

Задачи правового регулирования экономики
Обеспечение нормального развития экономических отношений, предотвращение экономических кризисов, и ликвидация последствий тех которые уже произошли (бывает…)
Реализация экономической политики государства (например, поддержка и защита отечественного производителя, стимулирование развития определенных отраслей промышленности и т.п.)
Поддержка экономически незащищенных слоев населения (студентов[8], пенсионеров, безработных и других). Такая функция называется формирование экономики социального типа.
Недопущение и пресечение преступной деятельности в экономической сфере, защита субъектов экономической деятельности.

Как видно, указанные задачи чрезвычайно важны для государства и общества в целом, а кроме того они касаются каждого гражданина в отдельности. От того насколько эффективно они будут решаться зависит и все развитие государства в целом.

Эффективное регулирование экономических отношений – залог стабильной ситуации в стране. В государстве с нормальной экономической системой (а она зависит от правового регулирования) не произойдет ни революций, ни государственных переворотов, ни какой либо иной фигни мешающей развитию государства.

Поскольку экономические системы могут быть разными, то и к правовому регулированию экономики могут быть различные подходы. Можно назвать два основных:

Виды правового регулирования экономики
Рыночное регулирование Административное регулирование
Характерно для экономической системы рыночного типа (большинство современных демократических государств). Государство не подчиняет себе экономику, предоставляя ей развиваться под действием объективных экономических законов. Регулирование в основном осуществляется косвенными (экономическими) методами. Субъекты экономической деятельности свободны и самостоятельны. Такое регулирование характерно для экономики административно-командного типа (СССР, и все страны тоталитарного социализма). Вся система экономических отношений подчинена государству. Регулирование экономических отношений производиться путем прямого вмешательства в деятельность субъектов. Полное отсутствие экономической свободы и подчинение субъектов государству.
Выводы:
Такая модель широко распространена в современном мире. Только она обеспечивает быстрое и стабильное развитие экономики, служит основой экономической свободы граждан страны, гарантией демократии. Самая ущербная модель экономического регулирования. Тесно связана с тоталитарным политическим режимом. Государства, в которых она применялась к настоящему времени полностью деградировали и прекратили существование.

Современная экономика может быть только рыночного типа (осуществление товарно-денежных отношений здесь обусловлено спросом и предложением товаров и услуг, а не идиотскими декретами и прочей фигней!).

Экономика и право взаимосвязаны. Воздействие права на экономику осуществляется следующими способами:

  • Нормы права могут устанавливать общие цели развития рынка в стране (только общие ориентиры)
  • Закон (именно закон, а не акт какого-нибудь Васи Пупкина!) закрепляет и гарантирует все формы собственности в стране, их равенство и защиту.
  • Нормы права определяют круг участников экономических отношений и их правовой статус
  • Право запрещает порочные методы осуществления экономических отношений (уничтожение свободной конкуренции, монополизм и т.п.)
  • Нормы права регулируют порядок разрешения конфликтов, возникающих в ходе функционирования экономики (основным здесь является судебный порядок)
  • Право устанавливает ответственность для нарушителей

Вывод: главная характерная черта воздействия права на экономику в современном демократическом государстве – в том, что право, выступает средством, обеспечивающим свободное развитие экономики страны. Экономика функционирует самостоятельно (подчиняясь объективным экономическим законам, а не приказам типа «упал-отжался!»), право – только способствует этому.

ПРАВО И КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ

Вообще то, вопрос, почти дублирующий тему “Право в системе социальных норм». Поэтому, при желании можно заглянуть туда, и дело с концом.

Но если уж наш И.В. хочет еще раз послушать «начальника транспортного цеха», то ладно, начнем сначала:

Корпоративные нормы – правила поведения, которые устанавливаются учредительными (руководящими) органами различных общественных объединений или организаций, выраженные в уставах, регулирующие отношения между членами данных организаций и направленные на реализацию их задач  

Классический пример корпоративных норм – правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), с которыми сталкивается любой наемный работник (по статистике в Беларуси – 95 % таких), и которые всех уже задолбали.

Вообще же видов их может быть очень много – каждая организация может придумать свои (уставы, правила, положения и др.). Такие нормы есть в любом учебном заведении – регулируют учебный процесс, определяют права и обязанности учащихся и т.д.

Что регулируют корпоративные нормы? А вот что:

 
Происхождение Устанавливаются (издаются) руководящими органами организаций (собрание акционеров, директор и т.д.).
Сфера действия Имеют локальный характер, распространяются только на членов данных организаций.
Форма Имеют правовую форму выражения, должны соответствовать законодательным актам государства. Еще одна черта – корпоративные нормы закреплены в уставах (иных документах) на основе которых действует данная организация.
Детализация Такая же, как у правовых норм.
Обеспечение В основном мерами общественного воздействия. Государством не обеспечиваются.

А теперь, не размазывая кашу по столу, самое главное (можно сразу читать отсюда): как связаны и взаимодействуют корпоративные нормы и право. Подводя итоги, можно сказать примерно следующее:


Наши рекомендации