Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Государственный аппарат построен в соответствии с определенными принципами. Такие принципы всегда имеют большое значение в демократических государствах (про наше мы не говорим…).
Принципы организации государственного аппарата – это закрепленные в законе основные начала организации и деятельности государственного аппарата. |
Принципы по своей сущности – обычные (хотя вообще не совсем) правовые нормы, действующие также как и остальные. В этом смысле принципы – не программные положения и не декларации, не имеющие конкретного содержания. Они также обязательны для применения, как и все иные нормы.
Принципы организации государственного аппарата (ст.6 Закона Республики Беларусь «О государственной службе» от 14 июня 2003 г.) | |
Демократизм | Этот принцип предполагает демократическое формирование государственного аппарата, демократический порядок деятельности и демократическое содержание принимаемых решений |
Приоритет прав человека | Вся деятельность государственного аппарата должна быть направлена на реализацию и защиту таких прав (правда получается это не всегда…) |
Законность | Все государственные органы действуют в строгом соответствии с нормами права. Такой режим их деятельности называется законность. |
Гласность | Все государственные органы действуют гласно и открыто в той степени, в которой это не противоречит их задачам и предписаниям права. |
Научность | Организация и деятельность государственного аппарата основана на положениях выработанных юридической наукой. Соответствие их таким положениям – гарантия эффективности работы госаппарата. |
Профессионализм | Все служащие государственного аппарата действуют на профессиональной основе. Это означает: · Государственная служба является оплачиваемой, и выступает для государственного служащего основным (единственным) источником доходов; · Занятие иной деятельностью не допускается; · Для занятия конкретной должности необходимо соответствующее образование, профессиональная подготовка и сдача квалификационного экзамена. |
Сочетание государственных и местных интересов | Главная задача государственного аппарата – осуществление государственной власти (выполнение функций государства). Такая задача носит общегосударственный характер. Вместе с тем, при ее выполнении в демократическом государстве всегда учитываются и местные интересы. В этом смысле цель государства – поиск компромисса между общегосударственными и частными интересами. |
1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
На протяжении всей своей истории, человечество пыталось найти ответ на вопрос «какая организация государства является наилучшей?», к какому идеалу должно стремиться государство (и общество) в своем развитии.
На разных исторических периодах, на эти вопросы давались разные ответы (всякие там Макиавелли, для которых диктатура – что мать родна…). Вместе с тем, с развитием человечества, постепенно приходило осознание того, что основная цель государства – охрана и реализация интересов общества (причем всего, а не мифического господствующего класса). Сущность такого государства лучше всего раскрывается через понятие «правовое государство», которое широко употребляется в современном мире[6].
Начнем с определения:
Правовое государство – это форма организации государственной власти, действующая в строгом соответствии с нормами права |
Первые идеи правового государства появились еще в Древней Греции (Аристотель, Платон и др.). Однако детально разработанные теории появились значительно позднее – в VIII - XIX в. в Европе.
Термин «правовое государство» введен в научный оборот в XIX в. нем юристами Карлом Велькером и Робертом фон Молем. На уровне нормативного правового акта, это понятие впервые закреплено в Основном законе (Конституции) ФРГ 1949 г., и с тех пор широко распространилось в Европе. Такое положение содержит и ст. 1 Конституции Республики Беларусь.
Черты (принципы) правового государства:
Верховенство конституции и законов;
Юридическое закрепление прав и свобод субъектов, их фактическое соблюдение, наличие механизмов их защиты и гарантирования;
Соответствие национального законодательства нормам и принципам международного права;
Демократическая форма правления и политический режим;
Реальное разделение властей;
Независимость судебной власти;
Наличие эффективных форм контроля за соблюдением прав и свобод граждан;
Взаимная ответственность государства и личности.
Основой существования правового государства является гражданское общество
В Советском союзе, теория правового государства отрицалась, как связанная с буржуазным государством, и не соответствующая принципам советского государственного строя (хотя отдельные ее принципы не отрицались – например законность и др.). Считалось, что социалистическое государство и так полностью обеспечивает права и свободы субъектов. Исследований в данной сфере практически не велось.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ ВИДЫ
Общество представляет собой сложную систему связей между людьми. Люди в государстве и обществе вступают в различные отношения между собой. Такие отношения регулируются определенными правилами. Эти правила и есть социальные нормы. Таким образом:
Социальные нормы – правила поведения людей, регулирующие отношения между ними в различных сферах жизни |
Понятие «социальные норма – самое широкое по содержанию, включает в себя все нормы, существующие в обществе, независимо от их особенностей.
Характерные черты социальных норм:
- Возникают и существуют только в обществе (но не обязательно в государстве! Некоторые социальные нормы возникают до государства – напр. обычай. Общество и государство – не тождественные понятия).
- Цель социальных норм – регулирование отношений между людьми.
Мораль |
Религия |
Обычаи |
Социальные нормы |
Право |
Корпоративные нормы |
Мораль – правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, и обеспечиваются силой общественного мнения. Признаки морали:
Нормы морали | |
Происхождение | Складываются стихийно, в процессе жизнедеятельности людей, в течение длительного времени. |
Сфера действия | Более широкая, чем у права, точно не определена. |
Форма | Не имеет четких письменных форм выражения |
Детализация | Не конкретны, многие нормы носят максимально общий характер («Не убий») |
Обеспечение | Обеспечиваются только силой общественного мнения. Юридической ответственности за нарушение норм морали не существует. |
Обычай – правила поведения, складывающиеся в обществе, в результате длительного, многократного повторения каких-либо действий, в результате чего они становятся привычными и обязательными.
Обычаи имеет ряд сходных черт с нормами морали (см. выше). Вместе с тем есть и отличия: многие обычаи впоследствии становятся правовыми (приобр. черты норм права) – когда они санкционируются государством.
Возникают обычаи на самых ранних этапах развития человечества, однако некоторые обычаи действуют и сейчас (напр. в гражданском праве).
Корпоративные нормы – правила поведения, которые устанавливаются учредительными (руководящими) органами различных общественных объединений или организаций, выраженные в уставах, регулирующие отношения между членами данных организаций и направленные на реализацию их задач.
Корпоративные нормы | |
Происхождение | Устанавливаются (издаются) руководящими органами организаций (собрание акционеров, директор и т.д.). |
Сфера действия | Имеют локальный характер, распространяются только на членов данных организаций. |
Форма | Имеют правовую форму выражения, должны соответствовать законодательным актам государства. Еще одна черта – корпоративные нормы закреплены в уставах (иных документах) на основе которых действует данная организация. |
Детализация | Такая же, как у правовых норм. |
Обеспечение | В основном мерами общественного воздействия. Государством не обеспечиваются. |
Нормы религии – правила поведения, выработанные в рамках различных религий (вероисповеданий).
Сочетают в себе признаки норм морали, обычаев и корпоративных норм.
В большинстве современных государств, источниками права не являются (исключение – страны, относящиеся к религиозным системам права: мусульманское, индусское и т.п.)
ПРАВО И МОРАЛЬ
Эти два вида социальных норм, имеющих большое значение в современном мире, возникли и развивались в тесной связи друг с другом.
Сравним их:
Нормы права | Нормы морали |
Определение | |
Право – система установленных государством норм, регулирующих общественные отношения и обязательных для исполнения. | Мораль – правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, и обеспечиваются силой общественного мнения. |
Происхождение | |
Устанавливаются государством (специальными органами и по особой процедуре). | Складываются стихийно, в процессе жизнедеятельности людей, в течение длительного времени. |
Сфера действия: Определена для каждой отрасли права (свой предмет) и нормы. | Более широкая, чем у права, точно не определена. |
Форма выражения: Письменная форма, обязательные реквизиты и т.п. | Не имеет четких письменных форм выражения |
Детализация: Детализированы в достаточной степени. Устанавливают конкретные понятия. | Не конкретны, многие нормы носят максимально общий характер («Не убий») |
Способ обеспечения: Обеспечиваются мерами государственного принуждения. | Обеспечиваются только силой общественного мнения. Юридической ответственности за нарушение норм морали не существует. |
Несмотря на указанные различия, у права и морали есть и общие черты:
1. Являются социальными нормами (т.е. правилами поведения в обществе) – хотя черты этих норм различны;
2. Совпадают цели действия правовых и моральных норм – регулирование общественных отношений, формирование и поддержание определенного порядка в обществе;
3. Право и мораль являются мерой поведения субъектов (возможного поведения – право, должного поведения – обязанность. Такое право и обязанность может быть и юридическим и моральным);
4. Оба вида этих социальных норм формируются объективно, для решения задач стоящих перед обществом. После своего появления, и право и мораль не остаются неизменными – они эволюционируют вместе с обществом (под действием политических, экономических и иных факторов).
Как уже отмечалось, право и мораль взаимодействуют друг с другом. Формы такого взаимодействия могут быть различны:
· Мораль оказывает влияние на правовые нормы. Право воплощает в себе нормы морали (хотя и не все). Мораль, появляясь раньше права (еще на стадии первобытного общества) предшествует правовым нормам, и является в последующем базой для них;
· Многие правонарушения (особенно преступления) получают «двойную» оценку – и правовую и моральную (это повышает устойчивость правового регулирования, хотя многих нынешних придурков не испугаешь даже пожизненным заключением, а на мораль им вообще начхать…);
· Мораль также заимствует многое их правовых норм, обогащаясь, сама (приспосабливаясь к состоянию общества, исключая ненужное и т.п.);
Вывод: право и мораль взаимодействуют вместе, осуществляя социальное регулирование общественных отношений. В этом смысле, оба вида норм работают на укрепление законности и правопорядка.
ПРАВО И РЕЛИГИЯ
Нормы права являются одним из видов социальных норм. Это обуславливает их тесную связь с другими видами – нормами морали, корпоративными и иными.
Такая связь выражается в том, что все нормы воздействуют друг на друга, а содержание каждого из видов обусловлено всеми иными.
Тесная связь существует между правовыми нормами и нормами религии. Хотя эти виды социальных норм – не одно и то же, исторически, они формировались и развивались вместе, и многое заимствовали друг у друга.
Вот определения обоих видов данных норм[7]:
Норма права | Норма религии |
Правило поведения людей, установленное государством и обеспечиваемое его защитой от нарушений | Правило поведения людей, устанавливаемое в рамках определенной религии, содержащее волю Бога адресованную верующим |
Несмотря на разный характер норм (что видно из определений), между ними есть общие черты:
- Оба вида норм являются социальными нормами – регулируют отношения между людьми;
- Оба вида имеют универсальный характер – могут регулировать разные отношения. Сфера действия этих норм достаточно широка (хотя и не безгранична!);
- И право и религия – порождаются обществом, формируются в процессе его развития, и обусловлены им. Вне общества, эти норма не существуют;
- Одинакова конечная цель действия этих норм – упорядочение отношений в обществе, его защита и развитие
А вот различия правовых и религиозных норм:
Правовые нормы | Религиозные нормы |
Источник происхождения | |
Исходят от государства (его органов). Устанавливаются или санкционируются государством | Складываются в процессе развития общества (стихийно, или с помощью людей). Формально – исходят от Бога |
Форма выражения | |
Оба вида норм (правовые и религиозные) имеют (или могут иметь) письменную форму выражения. Однако, между ними есть различия: | |
Сформулированы определенно и конкретно. Имеют четкую логическую структуру. Все нормы упорядочены в единую систему | Изложены в виде общих положений (принципов). Могут вообще не иметь письменной формы. Четкой системы нет. |
Предмет регулирования | |
Регулируют различные отношения, но не все. Ряд отношений личного характера (любовь, дружба и т.п.) не регулируется правом. | Охватывают все сферы жизни человека. Могут регулировать и отношения характерные для права, и в дополнение – всю жизнь и даже образ мышления человека |
Круг субъектов | |
Нормы права обязательны для всех лиц на территории государства. Никто не изъят из сферы их действия | Нормы религии распространяются только на верующих. Лица иного вероисповедания или атеисты не могут принуждаться к их соблюдению |
Меры обеспечения | |
Обеспечиваются мерами государственного принуждения. Обязательны для исполнения всеми, нарушение влечет юридическую ответственность | Обязательной силы не имеют, государством не обеспечиваются. Соблюдение обеспечивается только за счет авторитета таких норм |