Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Государственный аппарат построен в соответствии с определенными принципами. Такие принципы всегда имеют большое значение в демократических государствах (про наше мы не говорим…).

Принципы организации государственного аппарата – это закрепленные в законе основные начала организации и деятельности государственного аппарата.  

Принципы по своей сущности – обычные (хотя вообще не совсем) правовые нормы, действующие также как и остальные. В этом смысле принципы – не программные положения и не декларации, не имеющие конкретного содержания. Они также обязательны для применения, как и все иные нормы.

Принципы организации государственного аппарата (ст.6 Закона Республики Беларусь «О государственной службе» от 14 июня 2003 г.)
Демократизм Этот принцип предполагает демократическое формирование государственного аппарата, демократический порядок деятельности и демократическое содержание принимаемых решений
Приоритет прав человека Вся деятельность государственного аппарата должна быть направлена на реализацию и защиту таких прав (правда получается это не всегда…)
Законность Все государственные органы действуют в строгом соответствии с нормами права. Такой режим их деятельности называется законность.
Гласность Все государственные органы действуют гласно и открыто в той степени, в которой это не противоречит их задачам и предписаниям права.
Научность Организация и деятельность государственного аппарата основана на положениях выработанных юридической наукой. Соответствие их таким положениям – гарантия эффективности работы госаппарата.
Профессионализм Все служащие государственного аппарата действуют на профессиональной основе. Это означает: · Государственная служба является оплачиваемой, и выступает для государственного служащего основным (единственным) источником доходов; · Занятие иной деятельностью не допускается; · Для занятия конкретной должности необходимо соответствующее образование, профессиональная подготовка и сдача квалификационного экзамена.
Сочетание государственных и местных интересов Главная задача государственного аппарата – осуществление государственной власти (выполнение функций государства). Такая задача носит общегосударственный характер. Вместе с тем, при ее выполнении в демократическом государстве всегда учитываются и местные интересы. В этом смысле цель государства – поиск компромисса между общегосударственными и частными интересами.



1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

На протяжении всей своей истории, человечество пыталось найти ответ на вопрос «какая организация государства является наилучшей?», к какому идеалу должно стремиться государство (и общество) в своем развитии.

На разных исторических периодах, на эти вопросы давались разные ответы (всякие там Макиавелли, для которых диктатура – что мать родна…). Вместе с тем, с развитием человечества, постепенно приходило осознание того, что основная цель государства – охрана и реализация интересов общества (причем всего, а не мифического господствующего класса). Сущность такого государства лучше всего раскрывается через понятие «правовое государство», которое широко употребляется в современном мире[6].

Начнем с определения:

Правовое государство – это форма организации государственной власти, действующая в строгом соответствии с нормами права  

Первые идеи правового государства появились еще в Древней Греции (Аристотель, Платон и др.). Однако детально разработанные теории появились значительно позднее – в VIII - XIX в. в Европе.

Термин «правовое государство» введен в научный оборот в XIX в. нем юристами Карлом Велькером и Робертом фон Молем. На уровне нормативного правового акта, это понятие впервые закреплено в Основном законе (Конституции) ФРГ 1949 г., и с тех пор широко распространилось в Европе. Такое положение содержит и ст. 1 Конституции Республики Беларусь.

Черты (принципы) правового государства:

Верховенство конституции и законов;

Юридическое закрепление прав и свобод субъектов, их фактическое соблюдение, наличие механизмов их защиты и гарантирования;

Соответствие национального законодательства нормам и принципам международного права;

Демократическая форма правления и политический режим;

Реальное разделение властей;

Независимость судебной власти;

Наличие эффективных форм контроля за соблюдением прав и свобод граждан;

Взаимная ответственность государства и личности.

Основой существования правового государства является гражданское общество

В Советском союзе, теория правового государства отрицалась, как связанная с буржуазным государством, и не соответствующая принципам советского государственного строя (хотя отдельные ее принципы не отрицались – например законность и др.). Считалось, что социалистическое государство и так полностью обеспечивает права и свободы субъектов. Исследований в данной сфере практически не велось.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ ВИДЫ

Общество представляет собой сложную систему связей между людьми. Люди в государстве и обществе вступают в различные отношения между собой. Такие отношения регулируются определенными правилами. Эти правила и есть социальные нормы. Таким образом:

Социальные нормы – правила поведения людей, регулирующие отношения между ними в различных сферах жизни

Понятие «социальные норма – самое широкое по содержанию, включает в себя все нормы, существующие в обществе, независимо от их особенностей.

Характерные черты социальных норм:

  • Возникают и существуют только в обществе (но не обязательно в государстве! Некоторые социальные нормы возникают до государства – напр. обычай. Общество и государство – не тождественные понятия).
  • Цель социальных норм – регулирование отношений между людьми.

Мораль
Религия
Обычаи
Социальные нормы  
Право
Корпоративные нормы

Мораль – правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, и обеспечиваются силой общественного мнения. Признаки морали:

Нормы морали
Происхождение Складываются стихийно, в процессе жизнедеятельности людей, в течение длительного времени.
Сфера действия Более широкая, чем у права, точно не определена.
Форма Не имеет четких письменных форм выражения
Детализация Не конкретны, многие нормы носят максимально общий характер («Не убий»)
Обеспечение Обеспечиваются только силой общественного мнения. Юридической ответственности за нарушение норм морали не существует.

Обычай – правила поведения, складывающиеся в обществе, в результате длительного, многократного повторения каких-либо действий, в результате чего они становятся привычными и обязательными.

Обычаи имеет ряд сходных черт с нормами морали (см. выше). Вместе с тем есть и отличия: многие обычаи впоследствии становятся правовыми (приобр. черты норм права) – когда они санкционируются государством.

Возникают обычаи на самых ранних этапах развития человечества, однако некоторые обычаи действуют и сейчас (напр. в гражданском праве).

Корпоративные нормы – правила поведения, которые устанавливаются учредительными (руководящими) органами различных общественных объединений или организаций, выраженные в уставах, регулирующие отношения между членами данных организаций и направленные на реализацию их задач.

Корпоративные нормы
Происхождение Устанавливаются (издаются) руководящими органами организаций (собрание акционеров, директор и т.д.).
Сфера действия Имеют локальный характер, распространяются только на членов данных организаций.
Форма Имеют правовую форму выражения, должны соответствовать законодательным актам государства. Еще одна черта – корпоративные нормы закреплены в уставах (иных документах) на основе которых действует данная организация.
Детализация Такая же, как у правовых норм.
Обеспечение В основном мерами общественного воздействия. Государством не обеспечиваются.

Нормы религии – правила поведения, выработанные в рамках различных религий (вероисповеданий).

Сочетают в себе признаки норм морали, обычаев и корпоративных норм.

В большинстве современных государств, источниками права не являются (исключение – страны, относящиеся к религиозным системам права: мусульманское, индусское и т.п.)

ПРАВО И МОРАЛЬ

Эти два вида социальных норм, имеющих большое значение в современном мире, возникли и развивались в тесной связи друг с другом.

Сравним их:

Нормы права Нормы морали
Определение
Право – система установленных государством норм, регулирующих общественные отношения и обязательных для исполнения. Мораль – правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, и обеспечиваются силой общественного мнения.
Происхождение
Устанавливаются государством (специальными органами и по особой процедуре). Складываются стихийно, в процессе жизнедеятельности людей, в течение длительного времени.
Сфера действия: Определена для каждой отрасли права (свой предмет) и нормы. Более широкая, чем у права, точно не определена.
Форма выражения: Письменная форма, обязательные реквизиты и т.п. Не имеет четких письменных форм выражения
Детализация: Детализированы в достаточной степени. Устанавливают конкретные понятия. Не конкретны, многие нормы носят максимально общий характер («Не убий»)
Способ обеспечения: Обеспечиваются мерами государственного принуждения. Обеспечиваются только силой общественного мнения. Юридической ответственности за нарушение норм морали не существует.

Несмотря на указанные различия, у права и морали есть и общие черты:

1. Являются социальными нормами (т.е. правилами поведения в обществе) – хотя черты этих норм различны;

2. Совпадают цели действия правовых и моральных норм – регулирование общественных отношений, формирование и поддержание определенного порядка в обществе;

3. Право и мораль являются мерой поведения субъектов (возможного поведения – право, должного поведения – обязанность. Такое право и обязанность может быть и юридическим и моральным);

4. Оба вида этих социальных норм формируются объективно, для решения задач стоящих перед обществом. После своего появления, и право и мораль не остаются неизменными – они эволюционируют вместе с обществом (под действием политических, экономических и иных факторов).

Как уже отмечалось, право и мораль взаимодействуют друг с другом. Формы такого взаимодействия могут быть различны:

· Мораль оказывает влияние на правовые нормы. Право воплощает в себе нормы морали (хотя и не все). Мораль, появляясь раньше права (еще на стадии первобытного общества) предшествует правовым нормам, и является в последующем базой для них;

· Многие правонарушения (особенно преступления) получают «двойную» оценку – и правовую и моральную (это повышает устойчивость правового регулирования, хотя многих нынешних придурков не испугаешь даже пожизненным заключением, а на мораль им вообще начхать…);

· Мораль также заимствует многое их правовых норм, обогащаясь, сама (приспосабливаясь к состоянию общества, исключая ненужное и т.п.);

Вывод: право и мораль взаимодействуют вместе, осуществляя социальное регулирование общественных отношений. В этом смысле, оба вида норм работают на укрепление законности и правопорядка.

ПРАВО И РЕЛИГИЯ

Нормы права являются одним из видов социальных норм. Это обуславливает их тесную связь с другими видами – нормами морали, корпоративными и иными.

Такая связь выражается в том, что все нормы воздействуют друг на друга, а содержание каждого из видов обусловлено всеми иными.

Тесная связь существует между правовыми нормами и нормами религии. Хотя эти виды социальных норм – не одно и то же, исторически, они формировались и развивались вместе, и многое заимствовали друг у друга.

Вот определения обоих видов данных норм[7]:

Норма права Норма религии
Правило поведения людей, установленное государством и обеспечиваемое его защитой от нарушений Правило поведения людей, устанавливаемое в рамках определенной религии, содержащее волю Бога адресованную верующим

Несмотря на разный характер норм (что видно из определений), между ними есть общие черты:

  1. Оба вида норм являются социальными нормами – регулируют отношения между людьми;
  2. Оба вида имеют универсальный характер – могут регулировать разные отношения. Сфера действия этих норм достаточно широка (хотя и не безгранична!);
  3. И право и религия – порождаются обществом, формируются в процессе его развития, и обусловлены им. Вне общества, эти норма не существуют;
  4. Одинакова конечная цель действия этих норм – упорядочение отношений в обществе, его защита и развитие

А вот различия правовых и религиозных норм:

Правовые нормы Религиозные нормы
Источник происхождения
Исходят от государства (его органов). Устанавливаются или санкционируются государством Складываются в процессе развития общества (стихийно, или с помощью людей). Формально – исходят от Бога
Форма выражения
Оба вида норм (правовые и религиозные) имеют (или могут иметь) письменную форму выражения. Однако, между ними есть различия:
Сформулированы определенно и конкретно. Имеют четкую логическую структуру. Все нормы упорядочены в единую систему Изложены в виде общих положений (принципов). Могут вообще не иметь письменной формы. Четкой системы нет.
Предмет регулирования
Регулируют различные отношения, но не все. Ряд отношений личного характера (любовь, дружба и т.п.) не регулируется правом. Охватывают все сферы жизни человека. Могут регулировать и отношения характерные для права, и в дополнение – всю жизнь и даже образ мышления человека
Круг субъектов
Нормы права обязательны для всех лиц на территории государства. Никто не изъят из сферы их действия Нормы религии распространяются только на верующих. Лица иного вероисповедания или атеисты не могут принуждаться к их соблюдению
Меры обеспечения
Обеспечиваются мерами государственного принуждения. Обязательны для исполнения всеми, нарушение влечет юридическую ответственность Обязательной силы не имеют, государством не обеспечиваются. Соблюдение обеспечивается только за счет авторитета таких норм

Наши рекомендации