Тема 3. Образование Русского централизованного суверенного
государства и развитие права (ХIV - середина ХVI веков)
Объединение русских земель вокруг Московского княжества началось в период княжения внука Александра Невского - Ивана I (1325 - 1340 гг.). Образование Русского централизованного государства в основном завершилось при Иване III (1462 - 1505 гг.) и его сыне Василии III (1505 - 1533 гг.). Таким образом, процесс образования Русского централизованного государства занял по времени около 200 лет. В дальнейшем достигнутое политическое единство земель дополнялось и укреплялось экономическим единством, что в основном осуществилось в ХVII веке.
Образование Русского централизованного государства произошло в силу действия комплекса объективных и субъективных причин, важнейшими из которых являются развитие производительных сил, ремесла и торговли, рост городов и расширение экономических связей между ними, необходимость отпора общему внешнему врагу, наличие Москвы с ее уникальным геополитическим положением, важность обуздания междоусобиц, от которых страдали все слои общества.
Правовое положение населения:
1) Класс феодалов поначалу подразделялся на разряды:
а) служилые князья - это высший разряд, удельные князья, ставшие на службу великому князю и потерявшие свою самостоятельность. Они владели своими уделами, но не как удельные князья, а на правах бояр;
б) бояре - крупные и влиятельные землевладельцы;
в) “слуги вольные” и “дети боярские” - средние и мелкие землевладельцы.
Феодалы этих разрядов не были обязаны служить более влиятельным лицам (сеньорам), служба была добровольной, но они как правило служили, так как не могли сами себя защитить в случае необходимости. В начальный период они имели право перейти на службу к другому сеньору, но впоследствии этот принцип стал нарушаться, особенно в отношении тех феодалов, которые стали таковыми службою своему сеньору.
В ХV веке изменилось положение класса феодалов и его структура. Боярство стало высшим придворным чином и в его составе выделились:
а) “введенные бояре” - это высший боярский чин, о получении которого объявлялось всем. Введенными боярами становились как правило служилые (удельные ) князья;
б) “окольничьи” - это тоже боярский чин, но рангом пониже;
в) “дети боярские” - это остальные бояре, не получившие чинов. Сюда же вошли и “слуги вольные”.
Бояре лишились права отъезда от своего сеньора. В среде боярства была установлена система местничества, суть которой состояла в том, что все знатные бояре были учтены особой иерархической лестницей, на вершине которой по знатности рода находились потомки Рюрика, ниже располагались менее родовитые по мере убывания знатности рода. Эта лестница учитывалась великими князьями при назначении бояр на должности. Кроме того, все назначения стали записываться в разрядную книгу, где фиксировался разряд того или иного чиновника. Сложилась и быстро набирала авторитет новая социальная прослойка мелких феодалов - дворянство.
2) Горожане (посадские люди) управлялись или удельным князем, или наместником великого князя. Они облагались налогами и повинностями, то есть относились к разряду “черных” людей. С развитием торговли из среды горожан впоследствии выделились купцы.
3) Крестьяне, проживая на землях различных феодалов, платили им дань, которая определялась от сохи, как условной единицы измерения любого имущества и обложения податями. Большинство крестьян, кроме серебренников, страдников и крепостных, имели право перехода от одного феодала к другому, то есть право “выхода”. Серебренники - это крестьяне, которые взяли в долг у своего феодала серебро и обязались его вернуть с процентами. Страдниками называли холопов, посаженных на землю и обязанных нести барщину. Крепостными являлись те крестьяне, которые по ходатайствам местных феодалов специальными грамотами князей были прикреплены к земле для ее обработки. Иначе говоря, крепостными назывались крестьяне, потерявшие право “выхода”.
Закрепощение крестьян стало основной тенденцией изменения их правового положения. Ст. 57 Судебника 1497 года установила единый промежуток времени года, когда крестьяне могли реализовать на практике свое право “выхода”.
4) Холопы условно подразделялись на больших и полных холопов. Большими холопами называли влиятельных слуг князей и бояр. Такие холопы со временем могли стать даже боярами, получив землю и крестьян за хорошую службу. Полными холопами являлись слуги незнатных хозяев, перспектива которых была скромной.
В ХV веке участились случаи отпуска холопов по завещанию, ввиду низкой эффективности холопьего труда.
Центральные органы государственной власти и управления:
1). Московский князь в начальный период складывания Русского централизованного государства был полновластным хозяином и судьей только в своем домене, внутри которого его отношения с боярами, церковными учреждениями и знатными слугами строились на основе жалованных (иммунитетных) грамот. С удельными князьями он строил отношения на основе вассальных договоров.
Основная тенденция изменения правового положения московского князя выражалась в его постепенном превращении в “государя всея Руси”.
2). Боярская дума (“Государев верх”) возникла в ХV веке и была совещательным органом при московском великом князе. В думу входили наиболее влиятельные вассалы князя, к мнению которых он вынужден был прислушиваться, чтобы не провоцировать отъезд своих бояр к другому князю.
3). Феодальные съезды собирались великим князем для решения важнейших вопросов, таких как оборона, походы и недопущение междоусобиц. На съезды приглашались князья, бояре, верхушка церкви, воеводы и другие лица.
4). Пути и путные бояре. “Пути”- это органы управления определенными отраслями хозяйства Русского государства. Пути (сокольничий, ловчий, конюший, стольничий и другие) возглавлялись путными боярами, составлявшими верхушку феодальной знати.
5). Приказы как центральные органы управления ведали определенным делом или отраслью хозяйства в масштабе всей страны или же всеми делами на какой-то конкретной территории.
Приказы стали возникать наряду с путями и вместо них (какое-то дело приказывалось боярину или дворянину). Основными приказами были: казенный, дворцовый, конюшенный, посольский, разрядный, ямской и другие.
Основными органами управления на местах были наместники и волостели. Им помогали сотники, старосты и другие выборные люди местных общин. Наместники как правило управляли городами уездов, а волостели - волостями. Наместники и волостели не только управляли населением, но и кормились за их счет (система кормления).
Дошедшее до великого князя недовольство местных дворян кормленщиками, которые присылались на достаточно короткий срок и в основном заботились только о своем “корме”, вылилось в создание органов губного самоуправления - губной избы, состоявшей из старосты и целовальников.
Основными правовыми документами периода образования Русского централизованного государства были: “Русская правда”, “Мерило праведное”, состоявшее частично из византийского законодательства и Русской правды в ее пространной редакции, а также Судебник 1497 года.
В законодательстве этого периода окончательно оформляются виды феодальной поземельной собственности: царское землевладение, вотчина и поместье.
Царь имел в собственности и распоряжался не только собственно своими землями, то есть царским доменом, но и государственными (чернотяглыми) землями.
Вотчина и поместье в Русском централизованном государстве раннего периода являлись условными видами поземельной собственности.
Поместья давались царем только на время службы и за службу. Помещик-дворянин не мог отчуждать эти земли или передавать их по наследству. После смерти помещика его поместье переходило во владение царя.
Более широкими правами пользовались вотчинники. Свои вотчины они могли продавать, менять, дарить, закладывать, давать в наследство и в приданое. Условность их землевладения заключалась в том, что они были обязаны служить царю. Без такой службы вотчины отнимались у вассалов-вотчинников.
Обязательственное право по-прежнему предусматривало возникновение обязательств из договоров и в случае причинения вреда. Договоры, как правило, заключались в письменной форме и состояли в купле-продаже, займе, залоге, дарении, имущественном или личном найме.
Купля-продажа земли часто совершалась с правом обратного выкупа. При продаже земли договор подписывали, наряду с договаривающимися сторонами, послухи, подтверждая этим, что земля продана, а не заложена.
Договор займа сопровождался закладом должника.
Закладывалось движимое и недвижимое имущество, причем залогоприниматель не только получал вещь в свое владение и пользование, но и получал право распоряжаться заложенной вещью. У залогодателя оставалась надежда, что ему будет возвращено заложенное имущество, если он когда-либо умилостивит залогопринимателя. Залогодатель имел право выкупить свою вещь.
Договор личного найма вел к превращению нанявшегося в феодально-зависимого человека.
В уголовном праве значительные изменения были произведены Судебником 1497 года, который предусматривал новые преступления - политические (“крамола”). Крамольными преступлениями считались государственные преступления, такие как измена, заговор, причастность к восстанию против правительства.
Судебник предусматривал и новые преступления: разбой, ябедничество (преступления против судебной власти), служебные преступления и другие.
Наряду с возмездием и извлечением из преступников имущественной выгоды, Судебник предполагал и устрашение населения (“чтобы... другим не повадно было”).
Судебником в качестве наказаний предусматривались: смертная казнь (простая и квалифицированная), “торговая казнь” (битье кнутом), а также денежные взыскания.
Под простой смертной казнью понималось отсечение головы, повешение и утопление, а под квалифицированной - сожжение и четвертование. Смертной казнью карались убийцы своего господина, “коромольники”, церковные воры, головные воры (воровали людей), подметчики (которые подбрасывали поличное, чтобы обвинить невиновного в татьбе), поджигатели, воры, пойманные во второй раз.
Смертную казнь по Судебнику могли назначить и за “иное лихое дело”, под которым понимался вред государству или государственному строю.
В Русском централизованном государстве существовали государственные и вотчинные (сеньоральные) судебные органы. К государственным относились: князь, боярская дума, путные бояре, приказы, а также чины, ведавшие отдельными отраслями дворцового управления. Эти инстанции являлись центральными. На местах судебные функции осуществляли наместники и волостели. Они могли обладать правом принятия окончательного решения по делу или же ограниченным правом, при котором их решения по наиболее важным делам должны были утверждаться великим князем.
Суд бояр и великого князя рассматривал наиболее важные дела в качестве суда первой инстанции, кроме того он рассматривал жалобы на решения судов наместников и волостелей, то есть играл роль суда второй инстанции.
После замены наместников губными избами, судебная власть постепенно перешла в руки этих учреждений.
Вотчинным судам были подсудны дела крестьян и холопов (холопы становятся субъектами права), живущих не на государственных (чернотяглых) землях, а находящихся в непосредственной зависимости от феодалов и церковных учреждений. Пределы власти вотчинных судов (судов феодалов) устанавливались иммунитетными грамотами царя.
В государственных и вотчинных судах участвовали представители местного населения - сотские, старосты и судные мужи.
Церковные суды рассматривали брачно-семейные дела представителей всех слоев населения, а также преступления против церкви.
Суд в Русском централизованном государстве носил ярко выраженный состязательный характер, однако уже зарождался следственный (инквизиционный) процесс (сыск, розыск).
Дело в суде начиналось по челобитной жалобе истца. Принятие жалобы к рассмотрению оформлялось “приставной памятью”. Затем оформлялась “срочная”, в которой определялся срок суда. Вызов в суд обычно производился особыми агентами - недельщиками, ездовыми и доводчиками.
Неявка обвинителя в суд влекла за собой прекращение обвинения, неявка ответчика - признание его виновным.
Доказательствами в суде признавались показания послухов, поле (судебный поединок), крестное целование и жребий. К полю прибегали тогда, когда доказательства не были достаточными для принятия решения судом. Победивший в судебном поединке признавался правым, он выигрывал судебный процесс, ибо считалось, что сам Бог помогал ему победить.
Средством исполнения приговора часто являлся “правеж”. Осужденного , не выполняющего решений суда, ежедневно ставили у избы, где проходил суд и пороли плетьми или били палками по икрам ног. Если и после этого ответчик не выполнял решений суда, он отдавался “головой” истцу до отработки долга.
Розыск применялся по наиболее важным уголовным и государственным преступлениям. В розыске сам суд активно изыскивал доказательства, допрашивая обвиняемого, пытая его, организуя очные ставки и т.п.
В розыске важнейшим доказательством вины было собственное признание обвиняемого, для получения которого широко применялась пытка.
Тема 4. Развитие русской государственности в период
с середины ХVI – до середины ХVII веков
Развитие русской государственности в период с середины ХVI века и до середины ХVII века характеризуется возникновением и развитием сословно-представительной монархии в России. Начало этого периода ознаменовано созывом первого Земского собора в Русском государстве в 1549 году, а концом - год созыва последнего по-настоящему Земского собора в 1653 году. Во второй половине ХVII века сословно-представительная монархия, просуществовав чуть более 100 лет, стала трансформироваться в абсолютную монархию.
Характерными чертами процесса перерастания Русского централизованного государства в сословно-представительную монархию стали:превращение бывших вассалов великого князя в его подданных (слуг); формирование высшего органа сословного представительства - Земского собора, в который входили представители всех общественных сословий; относительное уменьшение влияния Боярской думы на главу государства; возникновение системы приказов вместо дворцово-вотчинного управления; появление губного и земского самоуправления вместо системы кормления.
Основными сословиями в этот исторический период были феодалы, духовенство, горожане, крестьянство и холопы.
Правовое положение класса феодалов было неоднородным и в значительной степени зависело от родовитости фамилии.
Среди верхушки боярства, которая называлась “придворные чины”, выделялись думные (высшие), московские и городовые чины, передававшие свое привилегированное положение по наследству.
Думные чины включали в себя чин боярина, чин окольничего, чин думного дворянина и чин думного дьяка. Кроме этих чинов в думу приглашались и некоторые придворные чины: дворецкие, казначеи, конюшие и оружничие.
К московским чинам относились дворяне, получившие поместья от Ивана IV в Московском уезде с основной задачей - служить охраной царя (избранная тысяча).
Городовые чины - это дворяне, служившие в других городах Русского государства.
Все служилые люди, являвшиеся надежной опорой царя, наделялись им существенными льготами и правами:
1) они были освобождены от уплаты податей (относились к “белой” части населения).
2) им было предоставлено право владеть вотчинами и поместьями.
3) они имели исключительное право поступать на государственную службу.
4) законодательство в особом порядке, в зависимости от высоты должностного положения служилого человека, охраняло его честь и безопасность.
5) служилый человек, при невозможности рассчитаться по обязательствам, не выдавался головой истцу, а на правеж вместо себя мог выставить своего холопа или слугу.
6) за некоторые уголовные преступления служилым людям полагалось более мягкое наказание, чем, например, крестьянину.
Служебные должности феодалам предоставлялись в соответствии с предписаниями системы местничества, в которой представители каждой фамилии, в зависимости от ее родовитости, могли рассчитывать на соответствующий пост в бюрократическом аппарате. Система местничества, вызывавшая многочисленные споры при назначении на должности, была отменена в 1682 году, что в значительной степени способствовало сплочению и укреплению в целом дворянского сословия.
Духовенство также относилось к “белой”, привилегированной части населения.
Горожане в этот исторический период именовались посадскими людьми. В их среде выделялись высшие прослойки, которые пользовались особыми привилегиями и льготами. Наибольшие льготы имели “гости”, то есть видные купцы, находящиеся в тоже время на службе у царя. Их служба как правило заключалась в заведовании таможенными и кабацкими сборами на местах. Сами гости были освобождены от различных податей и повинностей, от уплаты торговых пошлин. Они имели право владеть вотчинами и поместьями, подлежать суду самого царя.
Гостям помогали в осуществлении их функций гостинная и суконная сотни, которые назначались правительством и имели некоторые привилегии и льготы.
Остальная, подавляющая по численности, часть горожан относилась к “черному” населению, несущему в полной мере тягло, а также различного рода сборы и повинности.
Крестьяне в период сословно-представительной монархии по- прежнему делились на чернотяглых (государственных) и владельческих, то есть непосредственно царских, дворянских и церковных.
Выход владельческого крестьянина от одного помещика к другому мог осуществляться только при условии того, что новый помещик уплачивал старому все долги этого крестьянина. Таким образом, традиционный переход крестьян превратился по сути дела в их куплю-продажу.
В 1580 году было издано Уложение, которое ввело “заповедные лета”, то есть годы, “когда выход и вывоз (крестьян) запрещались впредь до государева указу”. Одновременно с введением с 1581 года “заповедных лет” началась перепись населения, завершившаяся в 1592 году. В ходе переписи в составляемые писцовые книги вносили имена крестьян, проживавших в момент переписи на описываемых землях. Занесение крестьянина в такую книгу причисляло его к старожильцам, в связи с чем он терял свое право перехода к другому феодалу. Таким образом писцовые книги стали документом массового закрепощения крестьян.
Уложение 1649 года установило закрепощение не только старожильцев, а всех крестьян с членами их семей. Кроме того оно отменило урочные годы, то есть сделало иски о беглых крестьянах бессрочно действительными.
Крестьяне, жившие на “черных” землях, несли тягло и выполняли другие повинности. В 1678 году была произведена перепись дворов на черных землях и заменено поместное обложение подворным, что значительно увеличило число налогоплательщиков.
Холопы, являясь самой униженной частью населения, делились на полных и кабальных. Полные холопы находились в безграничном распоряжении своего господина. Законодательно у холопов не было никаких личных и имущественных прав, но в жизни они зачастую получали от господина землю в обработку, имели свое имущество, заключали различные договорные сделки, что в общем свидетельствовало об определенной тенденции превращения холопов в крепостных, ввиду низкой эффективности холопьего труда.
Соборное уложение установило полное право собственности господина на холопа, но ограничило источники холопства, установив запрет на превращение в холопов детей боярских, посадских людей, детей служилых людей и некоторых других категорий населения. Кроме того, было установлено, что дети кабальных холопов при смерти старого господина к новому по наследству не переходили, тогда как дети полных холопов - переходили.
Органы власти и управления Русского государства периода сословно-представительной монархии были центральные и местные.
Царская власть в рассматриваемый период постоянно укреплялась. Московскому царю принадлежало право законодательства, суда, управления и верховная военная власть. Основными признаками роста царской власти является снижение значения Боярской думы и прекращение деятельности Земского собора во второй половине ХVII века.
Боярская дума являлась высшим законосовещательным учреждением. Первоначально в ее состав входила верхушка феодальной знати, впоследствии состав думы постоянно расширялся за счет вовлечения в ее работу представителей дворянства.
Дума, являясь высшей судебной инстанцией, одновременно рассматривала конкретные наиболее важные судебные дела в качестве суда первой инстанции и была высшей апелляционной инстанцией по жалобам на решения приказов.
Боярская дума состояла при царе, не имея собственной самостоятельной власти. По мере утверждения в России абсолютизма, политическое значение Боярской думы снижалось.
Земский собор являлся центральным сословно-представительным учреждением, работающим не на постоянной основе , а собирающимся по мере необходимости по инициативе царя или в силу решения прошлого Земского собора.
После торжественного открытия Земского собора, все приглашенные разделялись (для отдельного обсуждения рассматриваемых вопросов) на составные части собора: Боярскую думу, Освященный собор, собрание стольников, московских дворян, стрельцов, городовых дворян и посадских.
Каждая составная часть собора после самостоятельного обсуждения вопроса принимала свое решение в письменном виде. На следующем общем собрании эти отдельные решения сводились вместе и в дальнейшем служили материалом для окончательного принятия решений царем (или Боярской думой в период междуцарствия).
Приказы, возникшие вместо дворцово-вотчинных органов управления до периода сословно-представительной монархии, окончательно развились во второй половине ХVI века. Количество приказов постоянно изменялось, доходя в отдельные периоды до пятидесяти.
Приказы делились на дворцово-вотчинные, военные, судебно-административные, областные, а также ведавшие специальными отраслями управления.
Дворцово-вотчинными приказами были: Ловчий, Сокольничий (ведавшие царской охотой), Конюший, Приказ большого дворца, ведавший содержанием царского дворца, Приказ большой казны, ведавший прямыми налогами, Приказ большого прихода, ведавший косвенными налогами, Новая четверть, ведавшая питейными доходами.
К военным приказам относились: Разрядный, Стрелецкий, Казачий, Иноземный, ведавший службой иноземцев, Оружейный, Бронный и Пушкарский.
К судебно-административным приказам относились: Поместный, Холопий и Земский приказы.
Областные приказы ведали отдельными территориями страны или какими-то отраслями на этих территориях.
Органы местного управления были представлены губным и земским самоуправлением, а также воеводско-приказным управлением.
Органом губного самоуправления была губная изба, создававшаяся в каждом уезде. Она состояла из губного старосты, целовальников и губного дьяка.
Земское самоуправление вводилось в тех уездах, где сложились достаточно сильные торгово-ремесленные центры. Его органами были “излюбленные головы”, или земские старосты, земские дьяки и целовальники (земские судьи).
Воеводско-приказное управление вводилось наряду с губными и земскими учреждениями для укрепления влияния центральной власти на местах. С этой целью царем и Боярской думой в уезды посылались воеводы, организовывавшие на местах приказные избы в качестве своих канцелярий. Воеводам подчинялись дьяки и подьячие, а также разного рода местные военные власти: стрелецкие, осадные, пушкарские и казацкие.
В период сословно-представительной монархии утвердились следующие виды феодальной поземельной собственности: царский домен, вотчина и поместье. Царю принадлежали не только собственно его, но и государственные (“черные”) земли. Вотчина и поместье являлись различными видами условного землевладения (таким условием была служба царю, без которой и поместье и вотчина изымались у владельца в пользу царского домена). К концу ХVII века различия в правовом положении вотчин и поместий почти совсем исчезли.
По ряду договоров особенно о купле-продаже недвижимости законодательство стало требовать крепостной формы заключения сделки. В ХVII веке было установлено, чтобы договоры займа (кабалы) заключались в письменной форме.
Под преступлением понималось “непослушание царской воле, нарушение предписаний”. Органы власти и управления были обязаны преследовать преступников независимо от наличия жалоб со стороны потерпевшего. Уголовная ответственность теперь стала распространяться на всех, в том числе и на холопов, которые ранее не могли быть субъектами преступлений.
В качестве основных видов преступлений в Уложении предусмотрены: преступления против религии (гл. 1), против государя (гл. 2), преступления против порядка управления (гл. 4, 5, 6, 7 и 9), против суда (гл. 10, 14), против законов о состоянии (гл. 19) и против прав частных лиц (гл. 21, 22).
Тягчайшим преступлением против частных лиц является убийство, умышленное и неумышленное. Умышленное убийство наказывалось смертной казнью, а неумышленное - битьем кнута и заключением в тюрьму.
В Соборном Уложении предусматривались преступления, заключающиеся в оскорблении чести словом. Как правило, наказанием за эти преступления был штраф (бесчестье). Величина этого штрафа в значительной степени зависела от общественного положения оскорбленного человека. Если была оскорблена женщина, то сумма штрафа увеличивалась вдвое.
Под грабежом понимался явный насильственный захват имущества. Если такой захват имущества совершался лихими людьми (закоренелыми преступниками), то он квалифицировался не как грабеж, а как разбой, что предполагало более суровое наказание, чем за грабеж.
Умышленный поджог строений по-прежнему считался одним из самых тяжких преступлений.
В законодательстве определенное развитие получили вопросы вменения. Так, например, Царский судебник различает деяния “бесхитростные” от “хитростных”. Соборное Уложение описывает как умышленные, так и предумышленные преступления, то есть те, которые совершены с заранее обдуманным намерением. От наказания освобождались дети в возрасте до семи лет, сумасшедшие (“бесные”), а также люди, чьи действия были вызваны и предопределены крайней необходимостью.
Основными целями наказаний становятся не только пополнение казны и возмездие, но и устрашение населения. Так, в Соборном Уложении после описания наказаний за совершенные преступления, часто приводилась формула: ”чтоб иным на то смотря, не повадно было так делать”.
Высшей мерой наказания в период сословно-представительной монархии являлась смертная казнь, которая в Соборном Уложении предусматривалась в 35 случаях. Смертная казнь подразделялась на простую и квалифицированную. Простая состояла в отсечении головы, повешении или утоплении. Квалифицированная предполагала причинение особых мучений и осуществлялась через сожжение, закапывание живым в землю, залитие горла расплавленным металлом, четвертование и колесование.
Телесные наказания делились на членовредительные (отнятие носа, уха, руки, глаза) и болезненные (битье кнутом, батогами, палками).
В качестве наказания применялось лишение свободы, предусматривавшее заключение в тюрьму (пожизненное или на определенный срок), а также ссылку в Сибирь или окраинные города.
Судебные органы Русского государства периода сословно-представительной монархии разделялись на центральные и местные. К центральным относились: царь; Боярская дума, при которой была создана особая комиссия по судебным делам, так называемая Расправная палата; приказы, как обычные, так и специально судебные, которые могли иметь свою подсудность (Земский, Разбойный, Холопий, Поместный).
В рассматриваемый период стала появляться вотчинная юстиция, при которой суд над частновладельческими крестьянами и другими зависимыми людьми вершил сам вотчинник-феодал при участии целовальников (своего рода судей), избранных от верхушки населения вотчины на определенный срок.
Тема 5. Образование и развитие абсолютной монархии в России
(II половина ХVII - ХVIII века)
Абсолютная монархия в России начала складываться во второй половине ХVII века, а окончательно оформилась к первой четверти ХVIII века.
Законодательное оформление абсолютной монархии в России происходило в различных указах, регламентах и уставах, среди которых особое значение имели: Указ о единонаследии 1714 года, Артикулы Воинские (Устав Воинский) 1716 года, Генеральный регламент от 28 февраля 1720 года, Табель о рангах 1722 года и многие другие нормативно-правовые акты, которые не только фиксировали, но и создавали собой новую систему отношений в стране.
Законодательная формулировка абсолютизма была дана в толковании к 20 артикулу Воинского Устава: “Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет своими государствами и землями, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять”.
В системе органов государственной власти и управления России выделялись центральные и местные. К центральным органам власти относились:
А) Императорская власть. В 1721 году, после заключения Ништадского мира и утверждения России как великой державы, Сенат и Синод присвоили Петру I титул императора и “отца Отечества”. Императору во всей полноте принадлежала высшая законодательная и управленческая власть, верховное командование войсками. Кроме того, император являлся главой церкви и суда.
Б) Правительствующий Сенат, учрежденный в 1711 году, был главным органом управления при Петре 1. Он заменил собою упраздненную Боярскую Думу. Первоначально Сенат состоял из 9 человек, которые назначались императором независимо от звания, чина и происхождения.
При Сенате состояли: генерал-фискал с его помощником обер-фискалом; генерал-ревизор, должность которого с 1722 года стала называться “генерал-прокурор”; рекетмейстер, принимавший и рассматривавший жалобы; герольдмейстер, который ведал списками дворянства и следил за их службой. После Петра I функции Сената были урезаны до судебной.
В) Синод, учрежденный в 1721 году, являлся церковным органом. Его основные функции заключались в наблюдении за чистотой веры и распространении христианства. Состав Синода и его председатель назначались императором. При Синоде находился обер-прокурор, который ведал канцелярией Синода и ее служителями. Все наиболее важные решения Синода должны были утверждаться императором.
Г) Коллегии. Вместо приказов были учреждены следующие коллегии: Иностранных дел; Военная; Морская; Камер-коллегия, ведавшая сбором доходов; Штатс-контор-коллегия, ведавшая расходами казны; Ревизион-коллегия, наблюдавшая за исполнением расходных и доходных дел; Берг-коллегия, ведавшая горным делом; Мануфактур-коллегия, отвечавшая за промышленность; Коммерц-коллегия, ведавшая торговлей; Юстиц-коллегия; Духовная коллегия (Синод) и Вотчинная коллегия.
Местные органы власти и управления были реорганизованы в период проведения в России губернской реформы 1708 года. Первоначально было образовано 8 губерний, делившихся на провинции, которые в свою очередь были разделены на дистрикты. Губернии возглавлялись губернаторами, провинции - воеводами, а дистрикты - комиссарами, непосредственно подчинявшимися воеводам.
В 1785 году по Жалованной грамоте дворянству Екатерина II учредила органы дворянского самоуправления в виде губернских и уездных дворянских собраний, управлявшихся губернскими и уездными предводителями дворянства.
В городах местное управление было организовано иначе. В 1699 году Петром I в городах были созданы земские избы, а в центре - Бурмистерская палата (Ратуша), которая ведала населением всех городов страны. Состав новых органов избирался населением, прошедшим имущественный ценз. В 1720 -1721 годах вместо Бурмистерской палаты в Петербурге был создан Главный магистрат, а в городах - городовые магистраты. Органы городского самоуправления находились в подчинении правительственных мест и под контролем губернаторов.
Система самоуправления городами была реформирована в 1785 году по Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи. В каждом городе создавалось “градское общество”, избиравшее городского голову, Общую и Шестигласную городские думы. Шестигласная городская дума состояла из шести гласных, то есть из шести депутатов ( по одному представителю от каждого из шести разрядов городского населения). Шестигласная городская дума работала периодически, вела текущие дела и являлась исполнительным органом Общей городской думы.
Основными общественными сословиями России ХVIII века являлись: дворянство, духовенство, мещанство и крестьянство.
А) Дворянство. Его окончательное оформление, как сословия, было произведено указом о единонаследии 1714 года, по которому поместья были приравнены к вотчинам и закрепились за дворянами на правах собственности. В ХVIII веке дворянином можно было стать либо по рождению, либо по выслуге лет на государственной службе. Порядок получения дворянства устанавливался Табелем о рангах 1722 года, в соответствии с которым все чины были разделены на 14 классов. Принадлежность человека к классам с 14 по 9, обеспечивала ему личное дворянство, а дослужившиеся до 8 класса и выше получали дворянство потомственное.
Петр I в обязательном порядке заставлял дворян учиться и служить на военной или государственной службе. В 1762 году Петр III манифестом отменил обязательность дворянской службы и обучения.
Дворянство являлось привилегированным сословием, права и льготы которого постоянно расширялись. Жалованная грамота 1785 года Екатерины II закрепила исключительное право дворян на поземельную собственность и владение крестьянами. Дворяне освобождались от личных податей, рекрутской повинности, военных постоев и телесных наказаний.
Б) Духовенство тоже было привилегированным сословием. В ХVIII веке белое духовенство сделалось наследственным, поскольку законодательство запрещало посвящать в сан лиц, принадлежащих к другим сословиям.
Духовенству законодательством было запрещено заниматься торговлей и промыслами, владеть крепостными и имениями с крепостными.
В) Мещане по регламенту Главного магистрата были разделены на две гильдии. К первой гильдии относились банкиры, знатные купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари и т.п. Ко второй гильдии относились ремесленники (токари, сапожники, портные).
Екатерина II в Жалованной грамоте городам 1785 года поделила мещан на 6 классов: 1-й класс - те, кто владел домом или землей в городе; 2-й класс - купцы трех гильдий; 3-й класс - ремесленники; 4-й класс - иностранные и иногородние гости; 5-й класс - именитые граждане; 6-й класс - посадские люди.
Мещане (кроме купцов) не освобождались от рекрутской повинности и подушной подати, к ним могли применяться телесные наказания.
Г) Крестьяне в ХVIII веке подразделялись на государственных, монастырских и церковных (с 1762 года - экономических), дворцовых, посессионных, помещичьих и крестьян-однодворцев.
При введении в 1718 году подушного оклада (налога) была проведена перепись населения, причем в списки включали всех, кто проживал во владениях помещиков. Эти списки впоследствии стали по сути дела крепостными списками, прикрепившими записанных в них к соответствующим помещикам-крепостникам.
Основными обязанностями крестьян были: платить подушную подать (с 1719 года), нести барщину или оброк, выполнять рекрутскую, постойную и мостовую повинности.
В ХVIII веке права помещиков на личность и имущество крепостных постоянно увеличивались. Они могли продавать, закладывать, дарить, завещать своих крепостных и менять их на имущество. Помещики самостоятельно устанавливали сроки барщины, расширяя их до 6 - 7 дней в неделю; насильно переселяли крестьян из одного имения в другое; зачастую сами определяли - кто, с кем и когда должны бракосочетаться.
Помещики имели право судить и наказывать своих крепостных. С 1760 года им было дано право ссылать неугодных крепостных в Сибирь, а с 1765 года - на каторгу, что практически означало скорую смерть крепостного крестьянина.
Крестьянин мог выйти из своего крепостного состояния только через службу в рекрутах, ссылку в Сибирь на поселение, через бегство на далекие окраины страны, через отпуск на волю помещиком и через выкуп.