Переходный тип государства и права.
В отечественной и зарубежной юридической литературе наряду с рассмотрением проблем, касающихся традиционных типов государств и правовых систем, определенное внимание уделяется также проблемам государства и права переходного типа. Терминологически эти государства и правовые системы обозначаются по-разному, а именно — как «переходные государства и правовые системы», «переходные состояния государств и правовых систем» и т. п., но суть вопроса от этого не меняется. Они были и остаются государственно-правовыми системами, находящимися «на переходе» от одного государства и права к другому: от рабовладельческого к феодальному, от феодального к капиталистическому, от капиталистического к социалистическому и, наоборот, от социалистического к буржуазному, капиталистическому. Переходные состояния государства и права не являются чем-то необычным, а тем более исключительным, свойственным какому-то региону или же отдельно взятой стране. Это явление общее для всех государств и правовых систем, объективно существующее во всех странах и регионах мира. Оно имеет место на протяжении всей истории развития государства и права. Конкретное же выражение переходное состояние государственно-правовой системы находит в период развития государства и права между двумя различными типами государственно-правовой материи. Межтиповое, переходное состояние государства и права как объективно существующее явление сохраняется в любом случае, независимо от того, как типы государства и права и само их переходное состояние понимаются или как они называются. Разумеется, не будет большого прегрешения, а тем более ошибкой сказать, что государство и право, а вместе с ними общество, политическая система и отдельные социально-политические институты находятся в переходном состоянии всегда, с учетом их постоянного функционир и развития, сопровождающегося непрерывным их «переливанием» из одного качества в другое, постоянного перехода их из одного качественного состояния в другое. Однако, согласно сложившемуся в научной литературе представлению, под переходным типом государства и права имеется в виду все же не процесс их развития вообще или их постоянное «переходное» состояние как таковое, а лишь их определенное, межтиповое состояние государства и права, возникающее при переходе их от одного типа к другому. У государства и права, так же как и у любого иного социального организма, бывают периоды не только взлетов, бурного роста и развития, но и затяжных кризисов, болезней, наконец, периоды их постепенного угасания и падения. Изучение причин и истории болезней государства и права, равно как и поражающих их кризисов, имеет весьма важное значение не только в теоретическом, но и в практическом плане. Оно помогает не только глубже и разностороннее понять сущность и содержание переходного состояния того или иного государства и права, но и установить правильный диагноз их кризисных заболеваний, а вместе с тем определить наиболее оптимальные пути и средства выхода из создавшегося положения.
8. Проблема определения сущности государства.
Сущность госуд — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Основопол в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит госуд власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Сторонники теории элит, считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять обществ делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. Технократическая теория: властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Названные теории страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Приверженцы демокр доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть должна быть народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит эконом господств классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства, посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим. В развитых демокр странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоц потребностями и интересами, что предполагает сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Такое госуд сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества. В демокр государстве более значимой становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней. На государство и его сущность наряду с общесоц и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно свои интересы, выдает за общесоц и общенациональные.