Понятие PR. Объект, субъект, цели и задачи PR.

Сущность и принципы PR.

Связи с общественностью, пиар (англ. PublicRelations — связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи, общественные отношения, общественное взаимодействие; сокращённо:ПР — пи-ар) — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. В широком смысле — управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе, для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов.

3.В 70-е годы 20 века в рамках англосаксонской школы были разработаны следующие принципыPR:

1.PR имеет дело с реальной действительностью, с фактами, поэтому основой их успешной политики является объективное информирование о характере своей деятельности (принцип «не врать»).

2.PR – это профессия, где основное значение имеют интересы общественности

3.Так как специалисты по связям с общественностью должны обращаться к этой общественности и искать у нее поддержки программы политики организации, то главным критерием выбора программ должен быть общественный интерес, общественная польза.

4.Учитывается, что PR-специалист обращается к различным группам через СМИ и не должен вводить в заблуждение как население, так и руководство СМИ (информация должна быть точной и правдивой)

5.Находясь между организацией и окружающей общественностью, PR специалисты должны быть эффективными и передавать всю известную им информацию в обоих направлениях пока не будет достигнуто взаимопонимание.

6.PR-специалисты должны хорошо знать мнения, предпочтения разных групп общества, а не должны довольствоваться домыслами.

7.Чтобы глубже понять общественные проблемы PR-специалисты не должны надеяться на свою интуицию - они должны опираться на выводы психологов, политологов, социологов и т.д.

8.При разработке рекомендации и программ деятельности они должны привлекать психологов, политологов, социологов, т.е. к PR необходимо применять междисциплинарный подход.

9.PR-специалисты должны предугадать возможный кризис и предпринять меры по его предотвращению.

Российские авторы разработали 5 принциповPR-деятельности:

1. Взаимовыгодность всех мероприятий PR для организаций (нас самих) и общественности;

2. Правдивость информации (умалчивать о чем-то можно, но лгать нельзя);

3. Необходимость, достаточность информации;

4. Отсутствие субъективизма и волюнтаризма (поменьше отсебятины);

5. Опора на закономерности в формировании в массовом сознании (надо помнить, что слушатели или зрители запоминает то, что было сказано в начале и что в конце, середина забывается)

К основным функциямPR-деятельности можно отнести:

1. Исследовательская (сборе информации, ее обработке и анализ);

2. Планирование (разработка целей, задач организации и конкретных мероприятий по их достижению)

3. Организационная (участие PR специалиста в проведении конкретных PR-мероприятий);

4. Экспертная (заключается в оценке эффективности проведенных мероприятий – выявление и решение возникающих проблем)

История российских PR.

В Советском Союзе PR технологии не использовались, если даже использовались, то под другим названием, например: партийная пропаганда, партийная агитация и т.п., все это делалось под эгидой КПСС. Это – в политике, а в экономике в условиях отсутствия рыночных отношений – не было ни рекламы, ни маркетинга, ни PR-технологий.

С переходом к рыночной экономике и демократическому устройству общества, которой произошел в конце 80х годов 20 века, появилась необходимость и в рекламе (предприятия стали самостоятельными, сами должны были продавать свою продукцию, а тут без рекламы не обойтись) и маркетинг () и иPR в условиях демократического общества партия и отдельные индивиды борются за власть, а эта борьба может быть успешной только при использовании PR-технологий, хотя в прочем по настоящему, эпоха PR начинается только в 90е годы, с переходом к реальном рыночной экономике и реальной демократии.

Можно выделить следующие этапы развития общественных отношений, как сферу деятельности:

1. 1991-1994 гг. – период начального формирования PR-рынка. Важнейшей вехой этого периода является создание Российской Ассоциации по Связям с общественностью (РАСО) 3 июля 1991 г. Учредителями РАСО выступили Союз журналистов России, МГИМО, Национальная Рекламная Ассоциация. Президентом РАСО был избран профессор МГИМО А. Ю. Борисов. С 1996 года РАСО ежегодно проводит международные научно-практические конференции – «Дни РАСО в Москве».

Первый период развития PR в России характерен тем, что начинает формироваться рынок PR-услуг. Появляется десятки отечественных PR-фирм, кроме того, начал формироваться система PR-образования (курсы, семинары и т.п.).

2. 1992 – 2002 гг. – формирование развитыхPR-отраслей. Это было связано с тем, что появляется правовая основа PR-деятельности: были приняты законы о рекламе, о СМИ, об информации, информатизации и защите информации. Эти законы регулируют PR-деятельность лишь косвенно (прямого закона о PR нет), но и этого достаточно.

Рынок PR услуг в этот период стремительно развивается, появляются все новые и новые PR-фирмы (1997 их было уже более 1 тыс.).в 1997 году была утверждена национальная премия в области связи с общественностью «Серебряный лучник», а также региональные премии в области PR.

За 90-е годы сформировалась система профессиональной подготовки: в ряде вузов открылись специальности под названием «Связи с общественностью». К концу 90х годов более 60-ти вузов страны получили лицензию на подготовку PR-специалистов (сейчас их более 200). В 2006 году такую специальность открыли и в ЧГПУ. Издаются ежемесячные PR-журналы: «Советник», «СО Общение», «PR в России» и журнал «PR-диалог». Стали выпускаться учебники по этой специальности, их авторами являются: А.Чубиков, М.Шишкина, А.Зверинцев и И.Алешина.

РАСО ведет большую работу по установлению принципов профессионального поведения области PR в России. В 1994 году была принята «Декларация профессиональных и этических принципов PR», в сентябре 2001 года был принят Кодекс профессиональных и этических принципов в области связи с общественностью.

3. 2003г. - до наших дней. В этот период были изданы новые учебники и учебные пособия для студентов специальности «Связи с общественностью»; проведено ряд научно-практических конференций. PR-специалисты активно участвовали на парламентских выборах 2007 и 2011 годов и на президентских выборах 2008 и 2012 годов. Отметим, что именно накануне выборов, возрастает спрос на PR-специалистов и PR-технологий.

Таким образом, хотя PR в России имеет краткую историю (всего 20-25 лет), PR-технологии в России успешно развиваются.

Предмет и структура PR.

В зависимости от масштабов ПР-деятельности и ее направленности можно выстроить следующую модель.
I. Первый уровень – оперативный (осуществление одной или серии акций, содействующих повышению уровня известности организации ).
-Проведение локальной кампании в СМИ (организация освещения какого-либо события в нескольких СМИ).
-Организация и проведение брифинга или пресс—конференции.
-Организация и проведение мероприятий для прессы (пресс-тур, прием для журналистов, пресс-шоу).
-Информационное обеспечение деятельности магазина, аптеки, фирмы, шоу-группы, музея и т.д.
-Организация и проведение презентации, праздника фирмы (иного публичного мероприятия).

Все системы ( механические, органические, социальные) классифицируются по характеру взаимодействия с внешней средой . Крайними точками в этой классификации являются закрытые и открытыесистемы.

Закрытые системы отличаются непроницаемостью своих границ для внешних воздействий. Они не способны реагировать на эти воздействия, они нечувствительны к этим воздействиям. Закрытые системы не приспосабливаются к изменениям в окружающей среде и в конце концов распадаются.

Открытые системы имеют проницаемые границы, позволяющие свободно взаимодействовать с окружающей средой, адаптироваться к ее изменениям ( то есть приспосабливаться или противостоять).

Социальные системы редко встречаются в чистом виде открытые или закрытые, чаще всего это относительно закрытые и относительно открытые. Мы увидим в дальнейшем, насколько существенно это различие.

Можно сделать вывод, что все относительно открытые системы обладают способностью к адаптации, все дело - в характере этой адаптации, что в свою очередь зависит от самой организации .

Подобный взгляд , на основе системного подхода, позволяет увидеть во всей полноте роль и функции ПР в жизни организаций и общества. «…PR представляют собой часть того, что специалисты по теории организаций называют адаптивной подсистемой – в отличие от производственной иуправленческой подсистем, а также подсистемы материально-технического снабжения и вывоза отходов и подсистемы техобслуживания. Управленческая подсистема предназначена для «управления , вынесения решений и контроля» других подсистем»

Функционерский подход к ПР напоминает «реактивный» вариант , характерный для относительно закрытых систем. Такие ПР-службы ограничиваются распространением во внешней среде своей информации, мало заботясь об обратной связи. Иногда делаются попытки повлиять на общественность, в которой организация заинтересована. Работники таких служб, как правило, не участвуют в принятии решений, не консультируют руководство организации по стратегии развития организации. Акцент делается на поддержание «статус-кво» службы в самой организации.

Функциональный подход к ПР характерен для относительно открытых систем. Изменениям подвергается сама организация и окружающая среда, взаимодействие с интересующей организацию общественностью происходит на основе взаимной настройки, с помощью выходных сигналов и обратной связи. При функциональном подходе специалисты по ПР являются частью высшего руководства организации.


II. Второй уровень – концептуальный (аналитическая и проектно-консультационная деятельность, направленная на формирование имиджа).
-Разработка имиджа политика или бизнесмена.
-Работа с кандидатом в депутаты по формированию имиджа, развитию коммуникативных навыков.
-Информационное обеспечение деятельности органов власти.
-Консультации по созданию фирменного стиля, корпоративной индивидуальности.
-Организация работы пресс-центра .
-Проведение отдельных исследований , выявляющих отношение общественности к фирме , организации (персоне).
- Создание мониторинга по выявлению отношения общественности к фирме, организации (персоне).
-Подготовка аналитических материалов, докладов по заявкам заказчика.

III. Третий уровень – ПР-менеджмент (комплекс работ по созданию и закреплению положительной репутации организации, политика в общественном мнении, предполагающий ответственность за результат и долговременное сотрудничество).
-Проведение выборной кампании «под ключ».
- Коммуникационный менеджмент внутри фирмы, организации.
- Разработка спонсорской политики фирмы.
- Имидж организации, партнерство, фондрайзинг в третьем секторе.
-Обеспечение прочной положительной репутации фирмы, организации (персоны)- создание структуры ПР на постоянной основе (или работа по долгосрочному договору с ПР-фирмой).
- Разработка и реализация стратегии развития фирмы, организации (конкретного политика, партии), страхующая от кризисов и дающая новые перспективы.

Иногда говорят о черном и сером PR. СерыйPR,ЭТО КОГДА ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕКЛАМИРУЕМОЙ ФИРМЫ ЯВНО ЗАВЫШАЮТСЯ, А НЕДОСТАТКИ УМАЛЧИВАЮТСЯ.

ЧерныйPR, это когда конкуренты вредят друг другу ложными фактами.

Однако современное цивилизационное общество отрицает как серый , так и черный пиар.

По праву считается классическим определение ПР, данное Сэмом Блэком: «ПР- это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности”.


Учение о пиарлогии основным понятием является базисныйPR-субъект, своя общественность и целевая аудитория.
БазисныйPR-субъект это организация в чью пользу и по чьему заказу осуществляется PR-действия. А осуществляет их PR-работник или агентство

Свояобщественностьэто часть общества, на котор. оказывается пиар воздействие и от котор. зависит благополучие организации. Н-р, для предприятия 1)поставщики,2)покупатели.
Целевая аудитория –сегмент своей общественности, с которой надо работать особенно внимательно. Если мы (пиар-работники) произведем грамотно отбор целефой аудитории, то с наим.затратами достигнем максим.результата.
Целью ПР-деятельности « является формирование эффективной системы коммуникаций социального субъекта с его общественностью, обеспечивающей оптимизацию социальных взаимодействий со значительными для него сегментами среды» (15-стр.67).
«ПРЕДМЕТОМ ПР является производство эффективного для его базисного субъекта публичного дискурса и оптимизации информационных взаимодействий между субъектом и его целевыми группами (его общественностью)».

Модели PR по Дж.Грюнику

Принципы и методы общественных отношений как коммуникативной технологии формировались постепенно. Этот процесс нашел отражение в моделях ПР, предложенных американским исследователем Дж.Грюником.

I модельПР называют «манипулятивной», «пропагандистской». Для нее характерны следующие особенности:

-потребитель (общественность) выступает в роли пассивного получателя информации, фактически является «жертвой» определенного давления;

-используются любые средства воздействия на потребителя, без учета их этичности;

-правдивость, объективность информации не являются обязательными требованиями;

-минимальный набор средств и выделения целевых групп (в основном используются СМИ);

-информирование сугубо одностороннее, обратная связь с потребителем не устанавливается.

II модельПР носит название «журналистская». Ее особенности:

-главной целью является распространение информации, как следствие – регулярные взаимоотношения со СМИ;

-информация о базисном ПР-субъекте распространяется только позитивная, негативные факты замалчиваются (при этом действует принцип « не лгать»- то есть информация предлагается точная)

-информирование общественности носит односторонний характер, обратная связь не предполагается.

III модельПР – «двухсторонняя асимметричная». Ее особенности:

-активно применяются методы исследования общественного мнения, анализируется реакция общественности на отправляемую информацию, особое значение придается позитивным откликам;

-на первом месте у организаторов работы по ПР стоит выгода организации (фирмы), а интересы общественности могут быть отодвинуты или затенены;

-асимметричность проявляется в том, что от коммуникации выигрывает только организация, а не общественность.

IV модельПР – «двухсторонняя симметричная». Особенности данной модели:

-цель ПР-деятельности – взаимная польза организации (фирмы) и общественности ( таким образом осуществляется «симметричность»);

-функции ПР-специалистов смещаются от журналистских, пропагандистских к исследовательским, коммуникативным, менеджерским;

-базисный ПР-субъект осознает необходимость взаимопонимания с общественностью, готов идти на изменения своей деятельности во взаимовыгодных целях;

-широко практикуются интерактивные формы работы, переговоры, технологии предупреждения конфликтов с общественностью;

-потребитель выступает в роли «партнера», он причастен к развитию организации.

Ярким примером применения IV модели ПР являются общественные организации, общественные фонды ( третий сектор). Объясняется это просто: общественные организации создаются для решения социальных проблем, их целью не является получение прибыли, им как бы нечего утаивать от общественности, их интересы гармоничны, как правило, интересам больших групп. Правда, в России третий сектор слабо финансируется, не всегда удается пригласить высококвалифицированных ПР-специалистов для масштабной деятельности. Это отчасти снижает уровень применения ПР в третьем секторе. Немало примеров социально ответственного бизнеса в сфере экономики, когда фирмы демонстрируют стремление быть как можно ближе к потребителю и общественности. Доброе имя в политике сегодня , как правило, является результатом ПР-деятельности именно по «двухсторонней симметричной» модели. Самые дальновидные лидеры осознают, что данный подход не только сейчас гарантирует хороший результат, но создает очень прочные позиции на будущее. IV модель ПР позволяет получить кредит доверия общественности .

В практике ПР приведенные выше модели часто применяются в сочетании, дополняя друг друга.

Устные коммуникации в PR

Устные коммуникации -это презентации – пресс-конференции и брифинги, выступления, доклады перед аудиторией, дискуссии, выступление по телевидению и радио и др. к устным коммуникация можно также отнести разговор по телефону с клиентами фирмы. Здесь важно быть максимально убедительным, вызвать доверие и симпатию аудитории, важны навыки визуальной выразительности. Важны также тембр голоса, ритм и мелодичность речи, благозвучие и общая выразительность. Бывает от природы красиво окрашенные и сильные голоса. Но голос можно поставить, если он слаб (поработать со специалистом). Поддаются тренировке и мелодичность речи, ее ритм, выразительность интонации. Не стоит пренебрегать и такими деталями, как умение говорить в микрофон (надо подобрать хорошего звукооператора и самому научиться обращаться со звуко-техникой).

Функции пресс-секретаря

Руководители организации и органов власти имеет в своем штате пресс-секретаря, т.е. помощника по взаимодействие с прессой. Пресс-секретарь роль посредническая. С одной стороны – властная структура и ее руководитель со своими требованиями к СМИ, своими ожиданиями, другой – пестрый мир СМИ, имеющий свои интересы в отношениях с властью, далеко не однородные интересы, поэтому взаимоотношения между властью и СМИ в условиях гражданского общества остаются непростыми. Журналисты выступают представителями общественности, выразителями интересов граждан и стремятся взять на себя функцию контроля за деятельностью органов власти (власть (чиновников) никто не любит, особенно журналисты). С другой стороны, власть (чиновники) пытаются представить себя защитниками интересов народа, этакими добропорядочными чиновниками. Отсюда неизбежные конфликты и противоречия.

Пресс-секретарь выполняет следующие 3 функции:

1. Внешнюю – анализ служебной информации и донесение ее до СМИ. Пресс-секретарь выступает в роли «переводчика»: трудный для восприятия рядовым читателям язык документов. Это функция популяризации решения власти, требующего не только умения управляться со словом, но и способности оценить значимость, важность для населения того или иного решения государственной власти.

Пресс-секретарь часто выступает с пичерайтером, т.е. готовит тексты выступлений для руководителя. Не только тексты, но и характер съемок своего руководителя на телевидении является заботой пресс-секретаря, в каком помещении, на каком фоне более выгодно смотрится руководитель – важно проследить и оценить. Пресс-секретарь также может проводить пресс-конференции и брифинги.

2. Охранная функция – защита служебной информации и государственной тайны. Каждое ведомство, каждая властная структура имеет информацию, которая не может быть всеобщим достоянием. Государственные интересы диктуют необходимость ограничения властности по определенным вопросам. Пресса особенно частная, коммерческая, очень стремиться заполучить именно такую информацию. Пресс-секретарю важно умело выстраивать отношения с журналистами, чтобы не создавать ощущение излишней закрытости власти, но при этом защитить служебную информацию.

3. Внутренние – сбор и анализ информации о посвящении в СМИ деятельности органа власти, его руководителя. Ежедневно на стол президента (или губернатора) ложится оперативный обзор публикаций СМИ: в какие газеты, что и как про нас пишут, за что хвалят и за что критикуют.

Исполнение внутренней функции пресс-секретарь требует определенного мужества, потому что иногда приходиться говорить руководителю не совсем приятные вещи (например о том, что печати о нем пишут как он вздвоился, нехорошем чиновники и пр.)…

Жанры PR текстов

Известный PR-специалист А.Д.Кривоносов выделяет следующие жанровые разновидности PR-текстов, предназначенных для СМИ: имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-story.

Имиджевая статья – внешними признаками имиджеовой статьи являются отсутствие авторской подписи, фотоиллюстрации имиджевого характера и т.д. Имиджевая статья призвана улучшить образ организации или руководителя в глааз общественности. Имиджевая статья содержит позитивные оценки базисногоPR-субъекта, аргументы их оптимизирующие.

Имиджевые интервью – традиционно журналистские интервью бывают следующих разновидностей: событийное, портретное, проблемное. Имиджевое интервью имеет те же признаки. Обязательным условием для него является 2 момента:

· дающий интервью, представляет базисный PR-субъект

· характер диалога выдержан в атмосфере лояльности к базисномуPR-субъекту.

Кейс-стори. В этом случае рассказывается о каком-то «случае из жизни», чтобы прорекламировать либо человека, либо организацию либо какой-либо товар. Например, директор ОАО Акконд Иванов часто рассказывает о том, каким у него голодным было детство, как он долго мечтал наестся досыта; именно поэтому он поехал учиться в пищевой институт и стал кондитером. Теперь он руководит и …наедается))

28. Типовой вариант PR-фирмы.

В ходе развития рынка PR-услуг определились 3 организационные формы, присутствие на нем PR-специалистов:

1. самостоятельные PR-фирмы

2. отделы PR в организациях

3. независимые PR-консультанты

Постепенно, ушло в прошлое название PR-агентства, т.к. в свое время многочисленные пресс-агентства в США дискредитировали себя погоней за сиюминутными доходами, распространением недостоверной информации (нет больше PR-агентств, есть только PR-фирмы).

К началу 21 века на мировом рынке сложился своего рода паритет всех трех организационных форм оказания PR-услуг. Все они получили достойное развитие и оправдали свое существование. Даже в России, где рынок PR достаточно молод, наблюдается достаточно равномерное развитие всех трех форм. Хотя, следует отметить, что в глубинке, в отдаленных от центра регионов, большое развитие получает служба PR в организациях, особенно во властных структурах, а рынки самостоятельных PR-фирм развиты слабее, чем в центральных городах.

Как же выглядит структура типовой PR-фирмы? Структура такой фирмы формируется в соответствии с направлениями работы, которые наиболее востребованы на рынке. В тоже время есть необходимый минимум функций, без которых невозможна полноценная PR-деятельность. К такому минимуму можно отнести следующие составляющие:

· аналитическая работа (значит должен быть аналитический отдел в структуре PR-фирмы);

· взаимодействие со СМИ (должен быть отдел работы со СМИ);

· разработка креативных акций и проектов, организация и проведение специальных акций (должен быть соответствующий отдел).

Кроме того, существует ряд услуг, которые также бывают востребованы, хотя не всегда носят характер завершенного цикла работ.. Например, консультирование лидеров бизнеса и политиков по формированию имиджа (эта работа для имиджмейкера), проведение необходимых тренингов, написание речей и докладов (это работа для спицерайтеров); планирование и проведение ответственных деловых встреч, организация презентации и др. Анализируя структуру PR-фирм можно отметить, что в построении их структур преобладает функциональный подход. В тоже время применяется и территориально-отраслевой (по регионам).

Проблемы имиджа страны.

Как мы знаем, PR-деятельность направлена, прежде всего, на создание положительного имиджа организации (фирмы, партии). Это очень важно для достижения успехов в ее деятельности. А если это так, то PR-деятельность может быть направлена также на создание положительного имиджа страны – перед другими странами. Чем лучше о нас будут думать за рубежом, чем скорее будут сломаны былые стереотипы образа врага в лице России, тем для нас же лучше. Это позволит налаживать взаимовыгодное отношение страны с другими странами – экономические, политические, культурные.

Между тем, на сегодня ситуация далека от желаемого: между многими странами существует недоверие, возникает противоречие, а то и ненависть. Такое положение вещей часто приводит к прямым столкновениям, а то и войне. Поэтому сегодня перед многими странами стоит задача: улучшить свой имидж перед другими странами, с тем, чтобы преодолеть взаимное недоверие и неприязнь. Для этого необходимо:

1. Самим стать чуть лучше, чем это было вчера: не угрожать другим, в собственной стране сохранять нормы демократии и свободы рыночной экономики. Это – объективная сторона дела.

2. Государственным органом и его PR-службам необходимо развернуть активную деятельность на внешнеполитической арене по «облагораживанию» образа России.

Какие же факторы являются решающими для имиджа страны? Многие выделяют критерии конкурентоспособности. М.Портер, например, определяет конкурентоспособность государства как производительность, которая понимается, как эффективное использование рабочей силы и капитала и результируется в величине национального дохода на душу населения (по этому критерию мы занимаем место в мире из более чем 140 стран где-то середину: 65-68 место). Например, НД на душу населения составляет в США около 40 тыс. $, в Германии – 33 тыс. $, в России – 13-14 тыс. $, т.е. мы работаем менее чем в 3 раза эффективно, чем в США и Европе. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получивший название конкурентный ромб по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:

1. Факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал и инфраструктура

2. Условия внутреннего спроса: качество спроса и развитие объема спроса

3. Смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): в сфере поступления сырья и полуфабрикатов, в сфере оборудования, в сфере использования сырья, оборудования, технологий. (имеется в виду, чтобы сырье и полуфабрикаты доставлялись возможно коротким путем, обрабатывались в возможно короткое время, а произведенная из них продукция в кратчайшие сроки доставлялась до потребителей)

4. Стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм

Ясно, что по этим критериям, Россия не может похвастаться и уступает многим передовым странам (где все отлажено и отработано, хотя по первому критерию – факторным условиям – мы ничуть не хуже других стран, а где то и лучше: например, по объему располагаемых природных ресурсов). Кроме того, есть более частные показатели делового имиджа страны, одним из которых является инвестиционная привлекательность страны. Такими привлекательными факторами для бизнеса являются:

1. Политическая стабильность в стране

2. Низкие налоги

3. Отсутствие бизнес-криминала

4. Возможность получения недорогих кредитов

5. Наличие развитой социальной инфраструктуры (комфортабельных домов и гостиниц, хороших дорог, телефонно-телеграфной связи с внешним миром

По этим показателям Россия далеко не на первом месте. Для улучшения имиджа нашей страны в глазах иностранцев надо менять и улучшать все факторы нашего развития: экономические, политические, культурно-духовные и чисто бытовые.

PR и органы власти.

Развитие PR в государственной структуре является атрибутом демократическогообщества. Участие граждан в управлении (через выборы), зависимость гос структур от настроения и желания людей вызвало необходимость выработке определенных форм и методов работы государства со своим населением.

Индира Ганди: «PR – это смазка для демократии»

В наше время, фундаментальным является следующее положение: в 20 веке, государство утратило положение единственного (и особого) носителя властных полномочий. Оно оказалось в окружении сложной системы институтов и отношений, которые соединили его с обществом. Как отмечает Т. Парсонс, произошло рассредоточение ресурсов власти и сформировался еще один полюс власти в лице структур и организаций гражданского общества (общественной палаты). Возникла проблема взаимоотношения между двумя полюсами носителей власти. В наше время успешность, эффективность деятельности властных структур в первую очередь зависит от того, насколько адекватно реагируют они на изменение в обществе, насколько умеют эти структуры приспособиться (адаптироваться) к ним и обеспечить понимание своих действий со стороны общественности, поэтому власть стремиться распространять информацию о своей деятельности, разъяснять свои цели, задачи, позиции, как по внутренним, так и внешне-политическим вопросам. Власть стремится быть открытой и понятной населению, важнейшую роль в этом процессе играют PR-технологии.

Фундаментальной базой PR в государственной сфере являются 2 принципа:

1. Органы государственного управления должны отчитываться перед гражданами о своей работе;

2. Эффективной может быть только власть, которую поддерживает общественность, народ;

Определенную специфику имеют PR-отношения на уровне органов местного самоуправления (на уровне города, района, села). Здесь в наибольшей степени проявляются возможности PR как симметричной коммуникации. Органы местной власти наиболее приближены к населению, максимально подотчетны ему. В их деятельности должна быть четко отлаженная обратная связь, обеспечивающая постоянный контакт с избирателями и налогоплательщиками. Поэтому самая близкая к населению власть должна быть максимально открытой и понятной. Технологии PR помогают довести до людей проводимой местной властью политику, детально и подробно информировать о принимаемых решениях, о расходовании бюджетных средств. Задача PR – наладить постоянный диалог органов местного самоуправления и населения.

Россия – страна молодая в плане демократических и рыночных преобразований (20 лет – с начала 90х). Поэтому короткую историю имеют и PR-технологии, следовательноPR службам есть чему поучиться, что перенять из опыта западных стран и использовать их в своей работе. В основе системы гос управления России лежат 2 принципа:

1. Разделение властей на ветви (законодательная, исполнительная и судебная ветви).

2. Принцип комплементарности, т.е. разделение на уровни управления (федеральный, региональный, муниципальный).

И во всех ветвях и на всех уровнях власти сегодня действует подразделение, отвечающее за связи с общественностью или пресс-службы. Названия у них могут быть различными (PR-отдел, пресс-служба, PR-департамент), но суть одна – проведение государственной информационной политики и приближение власти к народу.

Понятие PR. Объект, субъект, цели и задачи PR.

1.PR как наука и как технология получили развитие в середине 20 века, это было связано с развитием новых коммуникативных средств: телевидения, интернета, космической связи. PR как наука развивалась не очень быстро, т.к. ее развивали не теоретики, а практики менеджмента, которые обобщали свой опыт работы в бизнесе и политике. Поэтому, когда возникает вопрос о теории PR, то надо признать, что в этой области нет ничего общепризнанного, существует более 1 тыс. определений PR. Не сформировано сколько-нибудь устойчивых школ, есть только определенные направления, исследования, которые соприкасаются с маркетингом и рекламой.

Существуют несколько наиболее часто встречаемых определений PR:

1. Первое направление рассматривает PR как искусство: «PR – искусство формирования благоприятных отношений к организации, путем формирования представления у общественности о том, что наша фирма оказывает услуги в интересах всех, а не в собственных, а в политической сфере – партия проводит свою деятельность в интересах общества, а не в своих партийных».PR – искусство и наука достижения гармонии, посредством взаимопонимания между субъектом PR и объектом (общественностью).

2. Второе направление акцентирует внимание на деятельности субъекта PR: «PR – управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных отношений, от которых зависит успех функционирования этой организации». PR – динамическая система управления, в которой управляющим звеном является субъект PR, а управляемым является общественность, а процесс управления осуществляется при помощи циркуляции соответствующей информацией

3. Третье направление делает упор на формирование имиджа в рамках PR, поэтому PR – это искусство и наука создания делового имиджа, на основе правдивой и достоверной информации. В рамках этого направления под PR понимаются функции менеджмента, который оценивает общественное мнение, идентифицирует политику организации с общественными интересами и реализует конкретную программу, чтобы приобрести общественное признание.

В рамках всех направлений подчеркивается информационный характер деятельности PR и то, для ее успеха необходимо наладить прямые-обратные связи с общественностью.

В России есть направление, которое рассматривает PR как синоним пропаганды. Считается, что это одно и то же. Однако, на самом деле, это не так. Пропаганда – это воздействие на личность с целью изменить ее мировоззрение (убеждения, установки, ориентиры), PR – ставит иные цели, а именно: PR предлагает альтернативы развития, одно из которых личность в праве выбрать самостоятельно. Если пропаганда навязывает человеку собственные ценности, то PR предлагает выбрать одну из нескольких наиболее значимых и приемлемых. Поэтому пропаганда является инструментов нечистоплотных манипуляций и представляет из себя способ получения личных выгод, а PR нацелен на общественную пользу.

2. Субъект – это тот, кто совершает действие. Это может быть один человек или целая PR группа. Субъект всегда стремиться доказать, убедить группу клиентов в эффективности полезности для них функционирования данного учреждения организации.

Объект –это тот (или те), на которые направленно воздействие. Объектами PR могут быть и отдельные люди (своя общественность), и органы власти, и СМИ, и политические партии. При работе с ними необходимо учитывать специфику каждой из аудиторий, однако, в любом случае цель одна – общую целью является установление равноправного двухстороннего общения, чтобы выявить интересы всех участников и достигнуть взаимопонимания между ними.

В числе задач, решаемых PR, выделяют:

1. Формирование благопри

Наши рекомендации