Вступление в силу законодательных актов.
Декреты Президента РБ и законы РБ вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок.
Указы Президента РБ, постановления Совета Министров РБ и иные нормативные правовые акты, за исключением указанных в частях первой и третьей настоящей статьи, вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов РБ, если в этих актах не установлен иной срок.
Постановления палат Парламента – Национального собрания РБ вступают в силу со дня их принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.
Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, вступают в силу после их официального опубликования, если иное не предусмотрено законодательными актами РБ. При этом нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов РБ, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
62)Систематизация законодательства –это обработка законодательства с целью проведения его в единую согласованную систему.
Виды:
Инкорпорация— это форма систематизации, когда нормативные акты объединяются полностью либо частично вразного рода сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном).
Деление инкорпорации:
I)в зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится:
а)официальная инкорпорацияосуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа, который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное собрание, которое носит официальный характер. (т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования нормативных актов и на его материалы можно ссылаться);
б)официозная инкорпорация(полуофициальная)— это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер;
в)неофициальная инкорпорацияосуществляется субъектами, которые не имеют специальных полномочий издавать собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права:
II)по характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на:
а)хронологические собрания- нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания,;
б)систематические — по тематических разделам в зависимости от содержания акта, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу.
Консолидация законодательства это форма систематизации, в процессе которой нормативные акты по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт.
Кодификация законодательства — это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм.
Виды кодификационного акта
1) кодексэто сводный акт, детально регулирующий определенную сферу отношений, который:
- либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс);
- либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде).
2) устав — это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например, Устав Нацбанка РБ), либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь хозяйственной деятельности (Устав железной дороги).
3) положениярегламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов учреждений, организаций (Положение о службе в органах внутренних дел РБ и др.).
4) правиласодержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).
Свод законов –это высшая форма систематизации, основанная на инкорпорации, консолидации, кодификации. Осуществляется высшим законодательным органом. В свод законов в строгом порядке включаются не только законы, но и важнейшие подзаконные акты.
Учет нормативных актов -сбор действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных по запросам.журнальный учет.
Картотечный учет.