Тематика тестовых заданий для входного контроля знаний учащихся

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………………………………..….4

2. Примерный тематический план…………………………………………………..…5

3. Содержание учебной программы……………………………………………………7

4. Литература………………………………………………………………………..…29

5. Общие методические рекомендации по подготовке и прохождению тестирования……………….………………………………………………………..31

6. Тематика тестовых заданий для входного контроля знаний учащихся…………32

7. Перечень вопросов для подготовки к тестированию……………………………..33

8. Перечень вопросов для семестрового экзамена……………………………..........38

9. Задания, рекомендуемые для углубленного изучения дисциплины…………….41

Пояснительная записка

Общая теория права, являясь общетеоретической наукой, представляет собой ядро юриспруденции, т.к. изучает не только закономерности возникновения и развития государства и права, но и основные категории и понятия, касающиеся права; обобщает юридическую практику; вырабатывает рекомендации и прогнозы по дальнейшему функционированию права, по совершенствованию законодательства, по построению правового государства. Общая теория права исследует основные правовые категории и явления, тем самым оказывая методологическое воздействие на развития отраслевых юридических наук, на юридическую практику; имеет огромное воспитательное значение в формировании высокой правовой культуры не только в профессиональной среде, но и всего населения страны.

Учебная дисциплина «Общая теория права» предусмотрена для обязательного изучения учащимися юридических учреждений образования на первом году обучения.

Цель изучения дисциплины «Общая теория права» заключается в том, чтобы сформировать у учащихся представление об основных правовых понятиях: сущность права, его формы (источники), система права, структура правовой нормы и формы ее реализации, правомерное поведение и правонарушение, юридическая ответственность. При этом акцентируется внимание на исключительной роли, которую играют вышеназванные и другие правовые институты в жизни любого общества, а также на том, что изучаемые в рамках дисциплины понятия являются обязательными для других юридических дисциплин и без усвоения их содержания невозможно становление юриста.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать на уровне представления:

• теоретические и исторические закономерности и этапы возникновения, развития и функционирования государства и права;

• предмет и метод изучения Общей теории права, отдельных отраслей права, их взаимосвязь в правовой системе;

• основные современные концепции правопонимания;

• принципы взаимодействия правовых явлений с моралью, религией, иными социальными регуляторами;

• роль личности в формировании правового государства;

• основные факторы, определяющие развитие права.

Должны знать на уровне понимания:

• закономерности развития и функционирования права Республики Беларусь;

• сущность, содержание и формы права;

• основные правовые понятия и категории (право, норма права, нормативный правовой акт, законодательство, закон, правоотношения, правонарушение, преступление, ответственность и др.)

• соотношение права и закона, иерархию нормативных правовых актов Республики Беларусь;

• структуру и содержание правовых норм и отношений.

Должны уметь:

• оперировать юридическими понятиями и категориями;

• ориентироваться в нормативных правовых актах, определять юридические пределы их действия;

• выявлять структуру правовой нормы, способы ее реализации;

• классифицировать правонарушения по отраслевой принадлежности и степени общественной вредности или опасности;

• анализировать основные факторы, определяющие развитие права.

Освоение предмета строится на сочетании теоретических и практических занятий, дополняемых самостоятельным изучением отдельных вопросов, результатом которого могут служить рефераты, письменные или устные отчеты учащихся, дискуссии, а также выполнение разнообразных заданий по изучению нормативных актов.

Заочная форма обучения предполагает самостоятельное изучение большей части материала, систематизация, обобщение и корректировка которого затем будет произведена на лекционно-экзаменационной сессии (ЛЭС). Для получения определенного уровня результативности учащимся предлагается тематический план изучения дисциплины «Общая теория права», который позволяет сориентироваться учащимся в темах курса.

2. Тематический план изучения дисциплины

    Количество
Тема учебных часов
  В том числе
  Всего на практиче­ские занятия
Введение  
1. Понятие и предмет общей теории права  
2. Методология и методы общей теории права
3. Право в системе социального регулирования
4. Сущность права
5. Основные подходы к определению понятия «право»
6. Происхождение права: общая характеристика
7. Типология права: формационный и цивилизацион-    
ный подходы  
8. Нормы права  
9. Правовые отношения
10. Система права
11. Общество, личность и право  
12. Сущность и происхождение государства  
13. Формы государства  
14. Механизм (аппарат) государства  
15. Правовое государство  
16. Правосознание и правовая культура  
17. Источники права  
18. Правотворчество  
19. Механизм правового регулирования  
20. Реализация права  
21. Толкование права  
22. Законность и правопорядок
23. Правомерное поведение, правонарушение и юри-    
дическая ответственность
24. Право и инновационное развитие общества  
Итого

Форма контроля - экзамен

Содержание учебной программы

Цель изучения темы Содержание темы Результат
Введение
Познакомить учащихся с целями и задачами учебной дисциплины.   Общая характеристика учебной дисциплины «Общая теория права», ее цели изадачи, связь с другими учебными дисциплинами. Высказывает общее суждение о целях и задачах учебной дис­циплины.  
Тема 1. Понятие и предмет общей теории права
Дать понятие об обшей теории права как науке и учебной дисциплине. Сформировать представление о классификации юридических наук. Сформировать понятие о соотношении общей теории права с другими юридическими и соци­альными науками, о предмете и системе общей теории права.   Общая теория права как наука и учебная дисциплина, ее специфика. Классификация юридических наук. Соотношение общей теории права с другими юридическими науками. Юридическая наука в системе социальных наук. Соотношение юридической науки и философии. Соотношение обшей теории права с иными мировоззренческими системами. Предмет общей теории права: сущность, содержание и формы права, его принципы и закономерности. Система общей теории права. Раскрывает сущность общей теории права как науки и учеб­ной дисциплины. Высказывает общее суждение о классифика­ции юридических наук. Определяет соотношение об­щей теории права с другими юридическими и социальными науками. Раскрывает предмет и систему общей теории права.  
Тема 2. Методология и методы общей теории права
Сформировать понятие методологии общей теории права как науки о принципах, формах и спо­собах познания объективной реальности. Дать понятие об основ­ных методах научного познания.   Научить классифицировать методы познания общей теории права.   Методология как наука о принципах, формах и способах научного познания объективной реальности. Основные методы научного познания права: материалистический и идеалистический, диалектический и метафизический, общенаучные и частные. Формационный и цивилизационный подходы в познании предмета общей теории права.   Практические занятия № 1 Анализ и классификация методов познания права. Характеристика формационного и цивилизационного подхода в познании предмета общей теории права Раскрывает методологию общей теории права как науку о принципах, формах и способах познания объективной реальнос­ти. Изучает основные методы научного познания.   Классифицирует методы познания общей теории права.  
Тема 3. Право в системе социального регулирования
Дать понятие о регуляторах об­щественных отношений их видах, о месте права в системе социаль­ного регулирования. Сформировать представление о соотношении права и морали, пра­ва и религии, права и обычая.     Развить умение характеризовать виды регуляторов общественных отношений, анализировать их соотношения.   Понятие и виды регуляторов общественных ношений. Регуляторы нормативные и ненормативные. Место права в системе социального регулирования. Право и мораль. Понятие морали (нравственности) в научной литературе. Личная, групповая, классовая, общечеловеческая мораль. Общность, различие, взаимодействие морали и права. Воздействие морали на формирование права и права на формирование общечеловеческой морали. Право и религия. Взаимодействие права и рели в зависимости от типа и вида религии. Религия как мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение. Религиозные правовые системы. Xристианство как религия, определившая содержа европейского права. Источники европейского права. Христианство и общечеловеческие моральные принципы. Право и обычай. Практические занятия № 2 Характеристика видов регуляторов общественных отношений. Оценка места права в системе анальных регуляторов. Анализ соотношения права и морали, права и религии, права и обычая, права христианства. Определяет понятие и пилы регуляторов общественных от­ношений и место права в сис­теме социальных регуляторов. Высказывает общее суждение о соотношении права и морали, права и религии, права и обычая.     Характеризует виды регуляторов общественных отношений, анализирует их соотношения.  
Тема 4. Сущность права
Сформировать понятие о сущности в философии и общей теории права. Дать представление о правопонимании в современной юридиче­ской литературе, объективном и субъективном в праве. Сформировать знания о праве в объективном и субъективном смы­сле, о принципах права и его функциях, о видах права. Сформировать понятие о соотношении права и политики, права и экономики.     Развить умение характеризовать признаки, принципы, функции права и его сущность; определять объективное и субъективное в праве, соотносить право и политику, право и экономику.   Категория сущности в философии и общей теории права. Выражение сущности права в его признаках, принципах, функциях. Правопонимание в современной юридической литературе: философский (естественно-правовой, нравственный), нормативистский, социологический, интегративный подходы. Понятие «право», его ценности и интересы. Объективное и субъективное в праве. Право в объективном и субъективном смысле. Принципы права, их классификация. Принципы права в широком и узком смысле. Общеправовые, отраслевые, межотраслевые принципы права. Функции права и виды права. Право и политика. Понятие политики. Особенность государственной политики, ее виды. Обусловленность политики правом, его принципами. Воздействие политики на право. Соотношение политики и закона. Право и экономика. Понятие экономики как системы производства, обмена, распределения и потребления. Пределы и уровень влияния экономики на право. Практические занятия № 3 Анализ признаков, принципов и функций права. Характеристика философского (естественно-правового, нравственного), нормативистского, социологического, интегративного подходов к определению права, его сущности. Соотношение, права, ценностей и интересов. Определение объективного и субъективного в праве. Соотношение права и политики, права и экономики Раскрывает категорию сущности в философии и общей теории права. Высказывает общее суждение о правопонимании в современной юридической литературе, объективном и субъективном в праве. Определяет право в объективном и субъективном смысле. Формулирует принципы права, определяет их виды. Рас­крывает понятие «функции права», описывает их виды. Характеризует соотношение права и политики, права и экономики.     Характеризует признаки, принципы, функции права и его сущность. Определяет объективное и субъективное в праве, соотносит право и политику, право и экономику.  
Тема 5. Основные подходы к определению понятия «право»
Дать понятие о многогранности сущностных характеристик и содержательных проявлений права, об определении права по содержанию, по источнику и по способу обеспечения исполнения. Познакомить с основными взглядами на сущность права и особенностями школ права.   Развить умение характеризовать право по содержанию, по источ­нику, по способу обеспечения ис­полнения. Научить анализировать сущность основных взглядов и школ права. Определение права по содержанию, по источнику и по способу обеспечения исполнения. Теологические взгляды на сущность права. Зависимость теологических взглядов от вида и типа религии. Христианские представления о сущности права. Учения древних мыслителей о праве. Право как воплощение разума, добра и справедливости. Естественная школа права. Деление права на естественное и волеустановленное (положительное). Христианское учение о естественном праве. Возро­жденная (современная) естественная школа права. Историческая школа права. Независимость права от сознания и воли людей, спонтанное формирование права, отражение в праве духа народа, нации. «Реалистическая» школа права. Право как защищенный государством интерес, издаваемые государством законы. Право как совокупность судебных решений, определяющих и защищающих права конкретных лиц. Юридический позитивизм. Право как закон. Нормативизм. Право как иерархическая система норм должного поведения. Психологическая школа права. Право как результат особых психических переживаний человека, его правовых эмоций. Социологическая школа права. Право как совокупность норм и решений судебных и административных органов, определяющих заслуживающие защиты интересы.   Практические занятия № 4 Характеристика права по содержанию, по источнику, по способу обеспечения исполнения. Анализ теологических взглядов на сущность права, учений древних мыслителей о праве; особенностей школ права. Раскрывает сущностные характеристики и содержательные проявления права, подходы к определению права по содержанию, по источнику и по способу обеспечения исполнения. Различает основные взгляды на сущность права и особенности школ права.     Оценивает и характеризует право по содержанию, по источнику, по способу обеспечения исполнения. Анализирует сущность основных взглядов и школ права.
Тема 6. Происхождение права: общая характеристика
Дать понятие о взаимосвязи теорий правопонимания и теорий происхождения права. Сформировать знания об основных теориях происхождения права. Дать понятие об отличии юридического права от социального, с возникновении юридических норм.   Научить соотносить теории правопонимания и теории происхождения права, теории происхождения права и теории происхождения власти и государства, выявлять антропологические начала в праве, объективные и субъектив­ные факторы, характеризовать этапы происхождения права, процессы формирования социального и юридического права, восточный и западный типы происхождения права. Взаимосвязь теорий правопонимания и теорий происхождения права. Общее мировоззрение как исходная позиция толкования происхождения права. Взаимосвязь теорий происхождения права с теориями происхождения власти и государства. Основные теории происхождения права. Антропологические начала в праве. Объективные и субъективные факторы, воздействующие на процесс становления права. Два этапа в происхождении права. Формирование социального и юридического права. Обусловленность содержания норм первобытного и раннего обществ религией и правилами рационального общежития. Право как часть религиозной мировоззренческой системы общества. Восточный и западный типы происхождения права. Отличие юридического права от социального. Возникновение юридических норм путем санкционирования, институционирования и установления государством. Практические занятия № 5 . Соотношение теорий правопонимания и теорий происхождения права. Выявление антропологических начал в пpaвe, объективных и субъективных факторов, воздействующих на процесс становления права. Характеристика этапов в происхождении права, процессов формирования социального и юридического права; восточного и западного типов происхождения права.   Раскрывает взаимосвязь теорий правопонимания и теорий происхождения права. Описывает основные теории происхождения права. Раскрывает отличие юридического права от социального, пути возникновения юридиче- ских норм.   Соотносит теорий правопонимания и теории происхождения права, теории происхождения права и теории происхождения власти и государства. Выявляет антропологические начала в праве, объективные и субъективные факторы. Характеризует этапы происхождения права, процессы формирования социального и юри­дического права, восточный и западный типы происхождения права.
Тема 7. Типология права: формационный и цивилизационный подходы
Сформировать знания о сущности правовой типологии и се связи с типологией политических режимов государств, обществ, цивилизаций Познакомить с критериями типологии права. Дать понятие об «историческом типе права». Сформировать знания об основных исторических типах права.     Сформировать умения анализировать понятия «правовая типология», «исторический тип права», характеризовать типы права.   Понятие правовой типологии. Связь типологии права с типологией политических режимов, государств, обществ, цивилизаций. Критерии типологии права. Формационный и цивилизационный критерии. Этические, культурные, географические, религиозные и другие критерии. Правовые «типы», «семьи», «группы». Понятие «исторический тип права». Основные исторические типы права: рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, постбуржуазное современное социальное право, каноническое право. Практические занятия № 6 Анализ понятия «правовая типология». Определение критериев типологии права. Анализ понятия «исторический тип права». Характеристика рабо­владельческого права, феодального права, буржуазного права, постбуржуазного современного социального права, канонического права. Раскрывает понятие и связь правовой типологии с типологией политических режимов, государств, обществ, цивилизаций. Называет критерии типологии права. Раскрывает понятие «истори­ческий тип права», описывает основные исторические типы права.     Анализирует понятие «правовая типология», понятие «исторический тип права». Харак­теризует типы права.  
Тема 8. Нормы права
Дать понятие и выделить признаки правовой нормы. Сформировать знания о структуре правовой нормы, видах правовых норм. Сформировать представление об отличии норм права от индивидуальных правовых велений (предписаний), от призывов и обращений государственных органов. Дать понятие об отличии правовой нормы и статьи нормативного правового акта.     Научить анализировать понятие и признаки правовой нормы, ее структуру и виды. Научить соотносить правовую норму и статьи нормативного правового акта.     Понятие и признаки правовой нормы. Общность правовой нормы с другими социальными нормами. Особенности правовых норм, их обязательность, формальная определенность, конкретность в определении круга субъектов права, их прав, обязанностей и гарантий. Системность норм права. Структура правовой нормы. Трехзвенная и двухзвенная структура правовой нормы. Понятие гипотезы, диспозиции, санкции. Виды правовых норм. Отличие норм права от индивидуальных правовых велений (предписаний), от призывов и обращений государственных органов. Соотношение правовой нормы и статьи нормативного правового акта. Практические занятия №7 Анализ понятия правовой нормы. Определение структуры нормы права. Классификация норм права. Соотношение правовой нормы и статьи нормативного правового акта. Формулирует понятие и выделяет признаки правовой нормы. Раскрывает структуру правовой нормы, виды правовых норм. Распознает отличие нормы права от индивидуальных правовых велений (предписаний), от призывов и обращений государственных органов. Описывает отличие правовой нормы и статьи нормативного правового акта.     Анализирует понятие и признаки правовой нормы, ее структуру и виды. Соотносит право­вую норму и статьи нормативного правового акта.  
Тема 9. Правовые отношения
Дать понятие правового отношения. Сформировать представление о месте правовых отношений в системе общественных отношений. Сформировать знания об основаниях возникновения, изменения, прекращения правовых отношений, о юридических фактах и юридическом (фактическом) составе. Сформировать знания о составе (элементах) правового отношения.     Сформировать умение анализировать понятие правоотношения. Выработать навыки классификации юридических фактов и анализа юридического (фактического) состава. Научить характеризовать состав (элементы) правового отношения, правовой статус физических и юридических лиц. Понятие правового отношения. Правовые отношения как особый вид общественных отношений. Место правовых отношений в системе общественных отношений. Основания возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Юридические факты: понятие и виды. Юридический (фактический) состав. Состав (элементы) правового отношения. Субъекты правовых отношений. Понятие правосубъектности. Правоспособность и дееспособность. Право­вой статус. Индивиды (физические лица) и организации. Юридические лица. Признаки юридического лица. Государство как субъект правовых отношений. Объекты правовых отношений. Материальные и нематериальные блага. Действия как объекты правовых отношений. Содержание правовых отношений. Практические занятия № 8 Анализ понятия «правовое отношение» и его места в системе общественных отношений. Классификация юридических фактов. Анализ юридического (фактического) состава. Характеристика состава (элементов) правового отношения, правового статуса физических и юридических лиц.     Формулирует понятие правового отношения. Высказывает общее суждение о месте правовых отношений в системе общественных отношений. Раскрывает основания возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Фор­мулирует понятие юридических фактов, описывает их виды, раскрывает понятие юридического (фактического) состава. Описывает состав (элементы) правового отношения.     Анализирует понятие «правовое отношение». Классифицирует юридические факты и ана­лизирует юридический (фактический) состав. Характеризует состав (элементы) правового отношения, правовой статус физических юридических лиц.
Тема 10. Система права
Дать понятие о правовой системе и ее видах: романо-германской, англосаксонской, мусульманской и иных правовых системах мира. Сформировать понятие о национальной правовой системе, ее структуре, критериях деления норм права на отрасли, о соотношении отраслей права и отраслей законода­тельства. Дать понятие института права.   Научить анализировать и характеризовать правовые системы, со­относить правовую систему и систему права, международное и национальное право. Научить анализировать и характеризовать систему права Республики Беларусь. Этимологическое понятие системы. Классификация систем. Понятие правовой системы. Виды правовых систем. Международная правовая система как суперсистема. Основные правовые системы мира. Романо-германская (континентальная) правовая система. Англосаксонская (система общего права). Мусульманская система права. Иные правовые системы мира. Национальные правовые системы. Система права Республики Беларусь, ее структура. Отрасли национального права. Критерии деления норм права на отросли. Отрасли законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства. Понятие института права. Институты права в различных отелях права и отраслях законодательства. Практические занятия № 9 Анализ и характеристика правовых систем. Соотношение правовой системы и системы права. Анализ соотношения международного и национального права. Анализ и характеристика системы права Республики Беларусь.   Раскрывает понятие правовой системы и описывает ее виды: романо-германскую, англосаксонскую, мусульманскую и иные правовые системы мира. Объясняет структуру национальной правовой системы, критерии деления норм права на отрасли. Описывает соотношение отраслей права и отраслей законодательства, трактует понятие института права.   Анализирует и характеризует правовые системы, соотносит правовую систему и систему права, международное и на­циональное право. Анализирует и характеризует систему права Республики Беларусь.
Тема 11. Общество, личность и право
Сформировать представление об обществе, его структуре. Дать по­нятие общественных отношений, их виды. Сформировать представление о философском, социальном, религиозно-нравственном, юридическом понятии личности. Дать понятие о классификации прав личности, о гарантиях прав и свобод личности.     Научить анализировать понятие личности, классифицировать права личности, анализировать гарантии прав и свобод личности.   Общество, его структура. Общественные отношения, их виды. Понятие личности как существа биосоциального. Философское, социальное, религиозно-нравственное, юридическое понятие личности. Появление понятия «личность» в христианстве. Свобода личности. Обусловленность свободы, ее пределы и проявления. Свобода воли как неотъемлемое свойство человека. Правовой статус личности. Права и свободы личности, их виды. Предусмотренные законом ограничения прав и свобод личности. Основные обязанности личности. Гарантии прав и свобод личности. Практические занятия № 10 Анализ понятия личности. Анализ свободы личности. Анализ правового статуса личности. Классификация и характеристика прав и свобод личности. Описание предусмотренных законом ограничений прав и свобод личности, основных обязанностей личности, гарантий прав и свобод личности.   Высказывает общее суждение об обществе, его структуре. Раскрывает понятие общественных отношений, выделяет их виды. Высказывает общее суждение о философском, социальном, религиозно-нравственном, юридическом понятии личности. Излагает права личности, а также гарантии прав и свобод личности.   Анализирует понятие личности, классифицирует права личности, гарантии прав и свобод личности.
Тема 12. Сущность и происхождение государства
Познакомить с сущностной характеристикой государства. Сформировать представление о госу­дарстве как универсальной поли­тической организации. Дать понятие статичного и динамичного (функционального) состояния государства. Дать понятие о функциях государства, их видах. Сформировать представление об основных теориях происхождения государства: теологической, патриархальной, общественного договора, насилия, материалистической, органической.   Научить характеризовать понятие и сущность государства, клас­сифицировать и характеризовать функции государства, основные теории происхождения государства. Сущностная характеристика государства в истории учений о государстве. Основные подходы к понимании сущности государства. Интерпретация сущности государства в современной научной литературе. Определение государства как универсальной политической организации, обладающей аппаратом принуждения, предназначенной для управления обществом целью обеспечения его прогрессивного развития. Статичное и динамичное (функциональное) состояние государства. Государственный аппарат как статичное, структурное состояние государства. Государственная власть как динамичное состояние государства. Соотношение динамичного и статичного состояния государства. Значение государственной власти, ее сила, авторитет. Функции государства: понятие и виды. Общая характеристика основных теорий происхождения государства: теологической, патриархальной, общественного договора, насилия, материалистической, органической.   Практические занятия № 11 Характеристика понятия и сущности государства. Классификация и характеристика функций государства. Характеристика основных теорий происхождения государства.   Высказывает общее суждение о сущностной характеристике государства, о государстве как универсальной полити­ческой организации. Раскрывает понятие статич­ного и динамичного (функционального) состояния государства. Формулирует понятие функций осударства и раскрывает их виды. Вь сказывает общее суждение об основных теориях происхождения государства: теологической, патриархальной, общест­венного договора, насилия, мате­риалистической, органической.     Характеризует понятие и сущность государства. Классифицирует и характери­зует функции государства, основные теории происхождения государства.  
Тема 13.Формы государства
Дать понятие «формы государства» Сформировать знания о форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме. Сформировать представление о факторах, обусловливающих форму государства.     Научить анализировать и характеризовать форму государства.   Категория «форма» в этимологии и юриспруденции. Понятие «формы государства» Формы правления как способ организации высших органон власти, их взаимоотношения с другими государственными органами и гражданами (под­данными). Монархия и республика как формы правления. Теократия как специфическая форма правления. Государство и Церковь. Форма государственного устройства: понятие и виды. Политический (государственный) режим как способ осуществления государственной власти. Классификация политических режимов. Факторы, обусловливающие форму государства. Практические занятия № 12 Анализ и характеристика формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политического режима.   Раскрывает понятие «формы государства». Описывает содержание формы правления, формы государственного устройства и поли­тического режима. Высказывает общее суждение о факторах, обусловливающих форму государства.   Анализирует и характеризует форму государства.  
Тема 14. Механизм (аппарат) государства
Дать понятие о государственном аппарате, об органах государства и их системе, о концепции единства государственной власти и разделения властей. Сформировать знания о принципах организации, деятельности и функциях государственного ап­парата.     Сформировать умения анализировать и соотносить понятия «го­сударственный аппарат» и«государственный механизм», Научить характеризовать орган государст­ва и систему органов государства, концепцию единства государственной власти и разделения властей. Понятие государственного аппарата. Органы государства. Система органов государства. Концепция единства государственной власти и ее влияние на систему государственных органов. Концепция разделения властей как основа формирования и деятельности государственного аппарата демократических стран. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Функции государственного аппарата и их обусловленность функциями государства. Экономические, политические и социальные предпосылки, трансформации государственного аппарата. Практические занятия № 13 Анализ и соотношение понятий «государственный аппарат» и «государственный механизм». Характеристика органа государства и системы органов государства в Республике Беларусь. Характеристика концепции единства государственной власти и раз­деления властей.   Формулирует понятие государственного аппарата, органа государства описывает систему органов государства. Раскрывает содержание концепций единства государственной власти и разделения властей. Объясняет принципы организации деятельности и описывает функции государственного аппарата.   Анализирует и соотносит понятия «государственный аппарат» и «государственный механизм». Характеризует орган го­сударства и систему органов государства, концепцию единства государственной власти и раз­деления властей.
Тема 15. Правовое государство
Дать представление о становлении правового государства. Сформировать понимание сущности правового государства, гражданского общества. Познакомить с теорией современного социального правового эф­фективного государства.   Научить характеризовать правовое государство, его основные принципы, гражданское общество.   Становление теории правового государства. Понятие правового государства. Социальная направленность правового государства. Принципы социального правового государства, их классификация. Принципы формирования и функционирования правового государства. Гражданское общество как социально-экономическая основа правового государства. Экономический и политический плюрализм. Договорный характер отношений равноправных собственников как основная черта гражданского общества. Правовое государство как защитник и гарант устоев гражданского общества, Теория современного социального эффективного правового государства. Практические занятия № 14 Характеристика правового государства. Характеристика основных принципов правового государства. Характеристика гражданского общества как социально-экономической основы правового государства. Высказывает общее суждение о становлении правового государства. Раскрывает сущность правового государства, гражданского бщества как социально-экономической основы правового государства. Высказывает общее суждение о теории современного социального правового эффективного государства.     Характеризует правовое государство его основные принципы, гражданское общество.
Тема 16. Правосознание и правовая культура
Дать понятие правового сознания. Сформировать знание о структуре, видах, уровнях и функциях правосознания. Дать представление о деформации правосознания. Сформировать понятие о правовом воспитании и правовой культуре, о структуре, в

Наши рекомендации