Нормативный правовой акт: общая характеристика. Виды и иерархия нормативных актов в Республике Беларусь
Нормативный правовой акт –официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Основные черты нормативного правового акта:
1) Наличие в акте общеобязательного правила поведения, то есть нормы права: новой нормы, нормы об изменении и дополнении ранее принятой нормы, либо нормы об отмене ранее принятой нормы
2) Заранее не определенный круг адресатов, которые должны подпадать под действие акта
3) Неоднократность применения. Разовое исполнение или неисполнение положений данного акта не влечет его отмену либо прекращение действия.
Нормативные правовые акты подразделяются на два основных блока: законы и подзаконные акты.
Иерархия нормативных актов в Республике Беларусь:
1. Конституция– это НПА, имеющий высшую юридическую силу.
2. Решения республиканских референдумов– правовые акты, которые принимаются всем населением страны путем голосования.
3. Международные договоры– применительно к международным договорам не выделяются разновидности, используются только различные наименования международных договоров, которые не влияют на их юридическую силу, порядок принятия, другие черты.
Договор Конвенция Пакт Декларация Меморандум
Ратифицированные международные договоры имеют большую юридическую силу, чем законы, другие НПА, кроме Конституции и решений республиканских референдумов.
4. Законы(принимаются Парламентом); Законы – ключевой источник конституционного права. Они подвергают широкому правовому регулированию наиболее важные отношения людей.
5. Декреты Президента.Декреты Президента = законам по своей юридической силе. Однако декреты имеют более узкий предмет регулирования и должны издаваться только в случаях, предусмотренных Конституцией.
6. Указы Президента(подзаконные).Большинство указов Президента уступают по юридической силе законами и декретам. Однако существует группа подконституционных указов,(Президент устанавливает государственные праздники, и Президент издал указ «О государственных праздниках» и поэтому он будет стоять выше) не уступающих по своей силе законам и декретам.
Постановления Палат Парламента. 8. Постановления Правительства
9. Постановления и приказы РОГУ (республиканских органов государственного управления): Министерств Государственных комитетов Иных органов (высшая аттестационная комиссия – ВАК). Постановления регулируют более важные отношения по сравнению с приказом.
10. Решения местных референдумов.Они принимаются населением административно-территориальных единиц. (Нет ни одного примера за всю историю Республики Беларусь).
11. Решения местных советов депутатов– это органы, избираемые населением административно-территорриальных единиц.
Юридическая сила их решений зависит от территориального уровня местных советов депутатов. Например, решения областных советов депутатов имеют большую силу, чем решения районных советов депутатов. К источникам относятся: решения местных советов депутатов об утверждении их регламента (процедуры). решения местных исполнительных распорядительных органов: исполком и местные организации.
Закон: понятие и виды
Закон –нормативный акт высшей юридический силы, принятый в установленном порядке законодательным (представительным) органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением избирателей в порядке референдума (плебисцита), регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы имеют большую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам (принцип верховенства закона).
Виды законов:
Конституция. Конституция Республики Беларусь –Основной Закон, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
Конституционные законы
сама конституция, закон о введении в действие конституции, законы о внесении изменений и дополнений в конституцию, о толковании конституции (Республика Беларусь);
законы, которые собственно так именуются самой конституцией (федеральные конституционные законы в Российской Федерации),
законы, принятие которых предусмотрено в самой конституции.
Программные законы