Система – сложная совокупность явлений, обладающих большим качеством, нежели свойство элементов в отдельности.

Выделяют несколько видов систем:

 механические (машина, самолет)

 биологические (человек, болото)

 социальные (общество)

Все они схематично пытаются отразить существующую реальность.

Метод системного анализа позволяет выделить в праве следующие системы:

- правовая – охватывает все явления действительности;

- система права – структурирует нормы;

- система законодательства – упорядочивает

Понятие социального регулятора. Место права в системе социальных регуляторов

Общество является особой ступенью развития человека.

Основным элементом общества выступают индивидуумы и их коллективные объединения, находящиеся между собой в самых разнообразных связях, называемых общественными отношениями. Право, мораль, религия, политика, экономика представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения людей. Обобщенно их называют социальными регуляторами, то есть специальными, выработанными конкретным обществом механизмами регулирования общественных отношений. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально-необходимым правилам. Тем самым социальные регуляторы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия общества на образ, способы и формы жизнедеятельности людей.

Историческое развитие и смена различных типов и форм общественной жизни сопровождались изменениями в системе социальной регуляции. Ослаблялось действие одних и усиливалось действие других специальных регуляторов, изменялись соотношение и взаимосвязи, их реальное содержание, место, роль и значение.

Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. При всей своей относительной самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.

Системная целостность всех видов социальных норм, в своей совокупности обеспечивающих надлежащую регуляцию отношений, - это определенный синтез их особенных свойств и возможностей. В процессе взаимодействия и взаимовлияния различных видов социальных норм каждый из них выступает в качестве регулятора особого рода. Так, отличительная особенность религии состоит в вере в Бога как сверх естественное существо. Специфика морали заключается в том, что она выражает автономную позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях. Принцип морали – принцип автономной саморегуляции индивидом своих отношений к себе, к другим, к миру. Особенность права представлена в принципе формального равенства, свободы и справедливости в отношении каждого субъекта независимо от его социальных и биологических признаков.

При характеристике взаимодействия права с другими социальными регуляторами необходимо учитывать, что формальное равенство, свобода и справедливость, будучи сутью права имеют важное значение с точки зрения всех иных (неправовых) социальных норм.

Юридический подход к проблеме соотношения и взаимодействия права с другими видами социальных норм обеспечивает определенную системную взаимосогласованность и единство различных социальных регуляторов с точки зрения свободного действия всех этих регуляторов по единому и всеобщему правовому основанию. В условиях развитости и самостоятельности различных видов социальных норм именно право способно придать этому разнообразию социальных регуляторов определенное системное единство. В историческом плане определяющее значение права соответствует такой эпохе, когда правовое сознание начинает играть ведущую роль в системе форм общественного сознания. Сперва такую роль играла мифология, затем – религия, в Новое время – мораль.

Право и мораль

Мораль - это правила, отражающие стихийные представления людей о добре и зле, справедливости, красоте, долге, чести и достоинстве, смысле жизни и других нравственных идеалах.

Мораль представляет собой господствующие в общественном сознании нравственные требования к человеку. Не отдельный индивид оценивает свои поступки как хорошие или плохие, а общественное мнение дает моральную оценку его поведению. Общество может признать поступок нравственно хорошим, хотя он и плох, невыгоден для конкретного индивида, и наоборот, аморальным может признаваться поведение, вполне одобряемое самим индивидом.

Рассмотрим отличия норм права от норм морали.

Если право формируется государством в процессе целенаправленного нормотворчества, то мораль складывается стихийно, постепенно, по мере осознания и признания нравственных идеалов большинством членов общества. Норма права становится общеобязательной сразу, с момента вступления в силу соответствующего источника. Право действует в определенных временных рамках, вплоть до отмены или истечения срока действия нормативного акта. Мораль же не вводится в действие с определенной даты, она оказывает влияние постепенно, по мере ее осознания общественным сознанием. Нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения тех или иных этических норм, ни срок их действия. Возникая постепенно, стихийно, они также незаметно уходят в прошлое, теряют силу. В отличие от права, носящего официальный, государственно-волевой характер, мораль имеет общественное происхождение, формируется и содержится в сознании людей. Мораль появилась намного раньше права.

Нормы морали не обладают признаком формальной определенности. Они не закрепляются в письменной форме и содержатся в сознании людей - индивидуальном и общественном. Иногда моральные ценности выражаются через фольклор, искусство, массовую культуру. Нормам морали присущ высокий уровень обобщений (абстракции). В целом они не унифицированы, не конкретны, им не свойственна детализация. Однако даже при отсутствии такой формализации все члены общества прекрасно знают содержание моральных требовании.

В то время как право отличается единообразием нормативных предписаний, мораль не однородна для различных групп, слоев населения. В любом государстве может существовать только одна правовая система, мораль же имеет множество различных уровней. В каждом сообществе - этническом, профессиональном, возрастном, религиозном, у каждого отдельного индивида - свое понимание нравственных идеалов. Разумеется, существуют господствующие представления о моральных ценностях. Но индивидуальные и групповые отклонения от них могут быть значительными.

Нормы морали соблюдаются добровольно. Средствами обеспечения выступают здесь, с одной стороны, внутренние факторы - убеждения человека, совесть, чувство долга, стыда, а с другой - общественное мнение. Таким образом, нормы морали защищены не государственными, а общественными санкциями. Можно сказать, что мораль носит авторитетный характер, основывается на всеобщем добровольном признании соответствующих правил как обязательных к исполнению.

Право регулирует лишь наиболее важные, общественно значимые с точки зрения государства социальные взаимодействия. Область действия морали намного шире. Нормы морали носят всепроникающий, универсальный характер. Регулирующее действие морали распространяется практически на все сферы публичной и частной жизни. Право можно рассматривать как набор минимально необходимых требований к человеку, в то время как нравственные критерии несравненно выше.

Мораль и право могут в чем-то не совпадать и даже противоречить друг другу, но в целом право и мораль взаимодействуют друг с другом, дополняют, взаимопроникают и обеспечивают друг друга. Их базовые требования в основном совпадают.


Право и религия

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями, и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий и Новый Заветы, Коран, сунна и др.), в решениях собраний верующих и духовенства (постановления соборов), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих), регламентируются отправления обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное и правовое содержание (заповеди).

В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат).

В царской России ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных церковью, был составной частью правовой системы (каноническое право). После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом. В ряде случаев конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения, действовать в соответствии с ними.

Религиозные организации могут иметь статус юридического лица, вправе владеть храмами, молитвенными домами, учебными заведениями, культовым имуществом. Гражданину предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные со вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, похоронами и т.д. Однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни. В Республике Беларусь некоторые христианские праздники отмечаются по календарям двух наиболее многочисленных конфессий – православной и католической.

В целом современное светское государство отделено от церковной власти, религиозные источники не являются общеобязательными для исполнения и не поддерживаются государственным принуждением. Вместе с тем, существует взаимное влияние права на религию (запрет осуществлять отдельные культовые действия, запрет существования деструктивных сект, правовое оформление церковной организации) и религии на право (запрет абортов в Польше, не одобряемых католичеством, альтернативная служба, запрет наложения взыскания на культовое имущество).

Религия может выступать действенным средством по устранению асоциального поведения в обществе, содействуя тем самым установлению правопорядка в государстве.

Сущность права

Сущность –наиболее важная цель существования любого явления.

Сущность права зависит от следующих факторов:

1) школа правопонимания:

a. нормативистская (в центре внимания находится абстрактная правовая норма – юридический позитивизм);

b. социологическая (воспринимает природу права как социальный механизм, гармонизирующий индивидуальные и общественные интересы – социологическая; современная реалистическая школы права);

c. философская (характеризует идеально-целостную миссию права – школа естественного права);

2) конкретные исторические условия развития общества;

3) общие принципы и закономерности развития права.

Иные подходы к сущности права:

 право как мера справедливости;

 право как мера свободы;

 право как мера разграничения интересов;

 право как мера принуждения.

Исторический характер человеческих ценностей предполагает, что с развитием общества они изменяются и по объему, и по существу.

Естественные, неотчуждаемые права и свободы человека должны быть официально признаны в каждой стране и закреплены в ее законодательных актах.

Уровень демократии в той или иной стране как раз и обусловлен тем, насколько охрана прав и свобод человека получила свое признание во внутригосударственной законодательной и судебной практике.

Итак, естественноисторическая, общесоциальная природа права таится в прирожденных и неотчуждаемых правах человека.

Исходя из этого, есть основание полагать, что права и свободы человека и общества, выражение их интересов, установление баланса между этими интересами составляют сущностьправа как социальной ценности, главное содержание любого проявления истинного права.

Право и справедливость

Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права.

Античные авторы излагали учение о праве в книгах «этика». Они отождествляли право и справедливость. Для них право — это полисная (политическая) справедливость.

Греческое слово (термин) dike (Dike – «богиня, олицетворяющая идею справедливости, правды»), равнозначное римскому слову jus, применялось для обозначения понятия права.

Наши рекомендации