Формы государства и их конституционно-правовая основа

Когда мы говорим о форме государства, мы подразумеваем 2 стороны:

· форма правления и связанный с ней политический режим

Существуют, исторически сложившиеся следующие формы правления:

· монархия

· республика

· империя

Говоря о политическом режиме, мы их разделяем на:

· демократический

· недемократический

Форма государственного устройства, в зависимости от территориального деления подразделяется на:

· унитарное государство

· федерацию

· конфедерацию

Монархия (произв. от греч. слова – «единовластие»). Сущность монархии – верховная власть в стране сосредоточена полностью или частично в руках единоличного главы государства, передаётся по наследству от отца к старшему сыну, иногда к дочери или родственнику по боковой линии, ни один другой орган не в праве повлиять на этот процесс. Разделяют монархию:

· абсолютную

· ограниченную

· теократическую

В абсолютной монархии вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха, он же именуется помазанником Божьим на земле (Россия до 18 веке, Франция до революции), по сути является исторически переходным видом государства.

В ограниченной монархии власть монарха ограничена выборным органом-парламентом; или особым правовым актом-конституцией. Пример: Великобритания.

Парламентская монархия-Бельгия, Дания, Нидерланды. В этих странах монархия сохранилась как традиция, что способствует укреплению государства.

Дуалистическая монархия - в странах Азии и Африки; власть сосредоточена в руках монарха больших полномочий или государственной власти. Вся исполнительная власть и право налагать «вето» на законы, издаваемые парламентом.

Республика. Государство, в котором верховная власть принадлежит избранным на определённый срок органам государственной власти – народным представителям: депутатам .

Современные республики делятся на:

· парламентские

· президентские

· смешанные, именно они имеют имперские основания.

В парламентской республике население страны избирает высший представительный органам власти. Парламент формирует органы исполнительной власти, т.е. избирает президента или формирует правительство. Положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Концентрация власти в руках парламента преодолевается наличием многопартийности, которая обеспечивает участие в деятельности различных представителей партий. Положение президента напоминает положение монарха в ограниченной монархии. Он имеет представительную функцию, но реальной властью не обладает. Пример: Италия, Франция, Индии, Германия.

Президентская республика. В этой республике всенародно избранные президент и парламент. Президент является высшим органом исполнительной власти, он формирует правительство, структуру исполнительной власти, назначает и освобождает от должности руководство. Однако для недопущения усиления авторитарности власти в президентской республике введена процедура импичмента – досрочное отрешение от должности. Также вводится судебный контроль за деятельностью президента.

Смешанная республика – сочетание двух республик; для неё характерно:

отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. Всенародно избранный президент оказывается отдалён от руководства исполнительной властью. По конституции такое руководство возлагается на правительство. но пари этом правительство формируется частично по представлению президента, частично с согласия парламента. По окончание истечения сроков действия полномочий парламента истекает срок действия правительства. в республике смешанного типа предусматривается досрочный роспуск парламента по решению президента.

Формы государственного устройства - территориальное устройство, характер взаимоотношение между составными частями и центральной властью.

Унитарное – государство, построенное по системе вертикального подчинения, имеет простую структуру, административное образование в таком государстве не самостоятельно и подчинено центральным органам власти; в случае создания государства в многонациональной стране предусмотрена автономия, то есть право какой-либо части государства решать свои внутренние вопросы (Италия, Россия).

Федеративное – сложное образование, имеющее в своём составе административно-территориальные или национальные образование – члены федерации, обладающие в значительной степени самостоятельностью или даже суверенитетом ( штаты США, земли в ФРГ). Для защиты и представления интересов субъектов федерации предусматривает создание 2-х палатной системы представительно-законодательной власти, а также создание представительной и исполнительной власти в субъектах федеоации.

В федерации осуществляется двойная система законодательство:

· федеративная

· субъектов федерации

Правовая основа большинства федераций является Конституция.

Конфедеративное государство. Отличительные черты:

· не имеет общезаконодательных, исполнительных и судебных органов.

· не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета.

· сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территории другого значительно сокращен.

· государственные органы могут договариваются о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой межгосударственной кредитной политике, возможности создания иных органов, которые занимаются координированием общих интересов объединённых государств в межгосударственных отношениях в международном сообщении.

· конфедеративные государства не долговечны, ини или распадаются по достижении общих целей или превращаются в федерации(Германский союз (1815-1867), Австро-Венгрия (1867-1918)). Своеобразной формой конфедерации является СНГ. Наблюдается 2 тенденции:

· объединительная и разъединительная,

которые делают данные союз непрочным, а его субъектов – незавершенными государствами.

Империя– сложное многонациональное государство, создаваемое с целью захвата или присоединения и насильственного или договорного удержания в своём составе суверенных, в том числе и соседних государств, одним мощным, деспотическим государством (Византийская, Русская или Остманская империя).

Содружество – весьма редкое, аморфное, неопределённое, но организационное объединения государств, характеризуемое наличием общих признаков, касающихся:

· экономики

· права

· языка

· культуры

· религии.

Политический режим – совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы (государство) осуществляет принадлежащую им власть. Политический режим отражает степень авторитарности, тоталитарности, демократичности в стране.

История знает демократичные и недемократичные режимы.

Демократии:

· античная (власть всех граждан)

· олигархическая (власть немногих)

· аристократическая (власть лучших, власть знати)

· парламентская ( характеризуется передачей власти парламенту, избираемого всем народом на основе всеобщего равного избирательного права)

Разновидность парламентской демократии является либерально-демократический режим, отстаивающий ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективизму в организации экономической и политической жизни.

Либерально-демократический режим считает, что коллективные начала тяготеет к тоталитарным формам правления, в отличие от либерально-демократического, тяготеют к рыночным, свободным равноправным отношениям. Однако преувеличивать либеральный режим не стоит, так как у него есть свои проблемы:

· социальное неравенство

· расслоение общества

· недобросовестная конкуренция

· стремление к монополии как власти, так и капитала

На сегодняшний день либеральные идеи уступают место идеям справедливого социального устройства общества, рассматривая главной ценностью личность, а не индивидуализм.

Недемократический режим основан на сосредоточение всей государственной власти в руках одного человека или группы лиц, связанных между собой общим корыстным или властным интересом. Такие режимы принято называть

· автократичными (самовластие)

· авторитарными (самопровозглашение)

Авторитарные и автократические режимыхарактеризуются способом публично властного управления общественными отношениями, при котором обратная связь (реакция общества) блокируется и не воспринимается организацией власти (предварительная цензура, отсутствие свободы выражения мнения, отсутствие свободы выбора, свободы объединения, необоснованное препятствие власти аппозиционной деятельности). Тоталитарный режим – пораждение 20 века.

Для них политика и идеология является системообразующим фактором, с помощью которого они могут манипулировать массами народа.

Недемократичные режимы с господствующей идеологией называются авторитарными:

коммунистический режим (диктатура пролетариата)

· фашистский

· рассистский

· военно-диктаторский

Функции государства.

Отличие функций государства и признаки этих функций:

1. содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности.

2. отличие функций государственных органов (финансовых, налоговых, таможенных) специально предназначенных для определенной деятельности – функциий государства, охватывающих его деятельность в целом.

3. функции государства носят комплексный собирательный характер; именно этим они отличаются от видов государственной деятельности, а также форм и методов реализации функций государства.

Задачи государства:

1. обеспечение безопасности внутренней и внешней.

2. защита прав и свобод человека и гражданина.

3. регулирование внутренней и внешней экономической деятельности.

Виды функций государства:

1. по сферам общественной деятельности (жизни):

– социально – экономические

– политико - правовые

– духовно – нравственные

2. по способу осуществления:

- регулятивные

- охранительные

- контрольно – надзорные

3. по продолжительности действий

- постоянные

- временные

4. по территориальному масштабу, в федеральном государстве:

- функции федерации в целом и функции субъектов федерации

в конфедерации

- координированная функция всего сообщества (союз государств)

в унитарном государстве

- функции, осуществляемые на территории единого государства.

5. по принципу разделения властей:

- представительная

- исполнительная

- судебная

Социально-экономическая функция-функция, осуществляемая государством в целях регулирования экономической и социальной жизни путём запрета, предписания.

Политико-правовая функция-функция регулирования с ограниченным количеством запретов.

Духовно нравственная функция – функция координации (государство не может предписывать).

Регулятивные функции осуществляются в следующих видах:

· обязывание

· запрет

· дозволение

Это функции, которое государство осуществляет исключительно с использованием права.

Охранительные функции - охрана интересов общества, государства.

Контрольно-надзорные функции - осуществление контроля и надзора.

Функции делятся на:

· основные

· производные

Основные функции - наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению стратегических задач и целей, стоящих перед государством в определённый исторический период и характеризующие государство по его сущности ( классовый или социальный).

Основные функции отличаются от многочисленных государственных функций специально предназначенные для этого органами. С точки зрения содержания и структуры основные функции носят комплексный характер, требуют системного анализа, при этом воплощают сосредоточение усилий государства на одном из государственных направлений его внешней и внутренней политики.

Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития страны в наиболее оптимальном режиме.

На современном этапе при рыночных отношениях в свободе предпринимательской деятельности, в многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивалась преимущественно на основе самоуправления. Государственное воздействие выражается в формирование бюджета и контроля за его расходами, определение стратегии экономического развития.

Экономическая функция заключается в регулятивных, стимулирующих, конституционных действиях. Ещё одним видом экономической деятельности государства является непосредственное руководство государственными секторами экономики.

Функции контроля и надзора:

· финансовые

· таможенные

· налоговые

· прокурорские

Функции финансового контроля осуществляет Счётная Палата РФ, Министерство финансов и Центробанк.

Функции таможенного контроля осуществляет таможня.

Функции налогового контроля осуществляют налоговые органы.

Функции налогообложения выступают самостоятельные основные функции государства.

Социальная функция призвана обеспечить социальную защищённость личности, норм, условия жизни в независимости от их непосредственного участия в производственной деятельности; направлена на:

· регулирование и распределение социальных благ независимо от трудового вклад в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу объективных причин не может трудиться полноценно.

· обеспечение надлежащей реализации прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижения культуры.

· обеспечение защиты прав и свобод человека, закреплённых в конституции страны.

Политическая функция. Все функции государства носят политический характер, но в сфере политико-нравственных отношений действует целая система инструментов, учреждений, осуществляющие непосредственное воздействие государственно власти.

Органы представительной власти, являясь высшим органом власти, несут на себе основную политическую функцию – реализацию интересов либо социальных групп (классов), либо каждого конкретного человека.

Государство, реализую политическую функцию, использует партийное представительство, берёт на себя организацию и проведении референдумов, выборов, плебисцитов.

Функция охраны правопорядка - деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного его законными предписаниями всеми участниками общественных отношений, а так же контроль за исполнением правовых норм.

В центре правоохранительных действий государства находятся в первую очередь личность, человек, гражданин, член общества, а также само государство и его различные структуры. При осуществлении этой функции необходимо соблюдение баланса публичного и личного. Государство обеспечивает эту функцию с помощью специальных органов при таких условиях, чтобы порядок общественной жизни полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началом свободы и справедливости. Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных Функцию защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.

Наши рекомендации