Теории происхождения и становления государства.

Лекции по правоведению

Введение

ВЛАСТЬ

ПОЛИТИКА

ЭТИКА/ИДЕОЛОГИЯ

ПРАВО

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

МОРАЛЬ/МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Власть – возможность требовать подчинения.

«Власть – право требовать подчинения» (Дж. Локк).

В первом случае власть присваивалась с согласия или не согласия других, во втором случае право наделялось только согласием.

Право – возможность требовать должного, отдавая каждому своё, не терпя и не чиня вреда.

Справедливость – соглашение между людьми о том, чтоб не чинить вреда и не терпеть вреда. Закон, не соблюдающий этого положения, не имеет природы справедливости.

Мораль (нравственность) – один из основных способов поведения человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, честью и бесчестием и т.д. Предписание права суть таковы: честно жить – другим не вредить, каждому своё отдавать. Два принципа – основ образа жизни Римлян – Ромеев: Aequitas и Justitio.

Решение обустроить систему управления в обществе равных, свободных и честных людей они решили путём позиционирования: публичного (Publicum) и частного (Privatum) начала в праве, объединив их в одно право граждан (Jus Corpus Civile).

Право публичное, ибо уважает положение (статус) граждан всех и каждого, учитывая их Достоинство, а не достаток – имеет характер конкретно всеобщего – Объективного.

Право частное – к пользе каждого, т.е для удовлетворения потребностей в Достатке – характер каждого конкретного человека – Субъективного).

Эту систему управления они назвали республикой (Rei Publicae – Дело Публичное).

Наряду с определением концептуального существует определение, данное правовой наукой – юриспруденцией – наукой об изучении права.

Право – это система общеобязательных, формально определённых норм, издаваемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений, в соответствии с устоями социально-экономической, политико-правовой и духовно-нравственной сфер жизни человека и общества.

ПАРАДИГМА ОПРЕДЕЛЕННОСТИ (начало берет в ионийской философии Анаксимандра, Платона, Аристотеля и Демокрита, её продолжатели в эпоху становления Греческих Полисов. В эпоху Христианства – Плотин. Эта парадигма в средние века в трудах Фомы Аквинского, в новое время (XV-XVIII века), нашла отражение в теориях Ньютона, Декарта, Лейбница. Впоследствии в учениях немецких философов Канта, Фихте, Гегеля. В последние века Шопенгауер, Ницше. Её последними выразителями стали Эйнштейн, Постмодернисты, К. Поппер, для которых истина – абстрактное понятие, всегда относительна, а научные данные только тогда истинны, если они опровержимы фальсифицируемы). Для этой парадигмы крайним допущением является определенность Времени. Сущность этой парадигмы Разделение и Неравенство. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА: ЗАКОНЫ 1. Все связано, зависимо, подчинено – иерархия:высшее/низшее, большее/меньшее и т.д. (количественные отношения, математические уравнения и формулы). Энергия притяжения, линейная динамика и т.д. 2. Формальная и символическая логика: причинно-следственные связи, детерминизм (изменчивость) и эволюционизм, исключение третьего (или/или), боязнь противоречий (омонимия) и их недопустимость. Способ «познания»: исследование, наблюдение и эксперимент: доказательство (аргумент- довод и факты), подтверждение или опровержение. 3. Случайность (невозможность предвидеть) или необходимость:разделение материального и идеального,единственное реальное «бытие» заключено в явлении – феномене. Для этой парадигмы:характерно обыденное – идеологизированное (догма) или религиозно – мифологическое (миф, догма) сознание, разделение разума и чувств, ибо иного не дано: - верю, ибо знаю; - знаю, ибо Верю. ПАРАДИГМА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ (начало берет в италийской философии, её родоначальником считают Пифагора. Его последователем и развивающим его идеи можно считать Эпикура. Эта парадигма в эпоху раннего Христианства нашла отражение в идее Православия (Ортодоксии). В Европе в Средние века в учениях Петра Абеляра, Уильяма Оккама, Боэция, в эпоху Возрождения воплотилась в личностях Леонардо да Винчи, Бенедикта Спинозы, в эпоху Нового времени Шеллинг, Фейербах, Маркс, Фром. В науке в последнее столетие эта парадигма нашла воплощение в теории Бора, Гейзенберга, Планка, а также является современной парадигмой имеющей огромный творческий потенциал. Эта парадигма утверждает: Истина всегда Конкретна) Для этой парадигмы неопределенно пространство и время, оно как бы сжимается. Сущность этой парадигмы Единство и Равновесие. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА : ПРИНЦИПЫ 1. Всё взаимосвязано, взаимозависимо – равенство и равновесие:отсутствие высшего/низшего как количественного отношения, замена его качественным соотношением – уважением: достоинства и достатка, синергии, торсии. 2. Диалектическая, системная и концептуальная логика:динамическое равновесие, изменчивость в развитии, революция сознания , принцип скачка (в сознании), дополнение третьим ,выявление, обострение иразрешение противоречия.Способ познания: откровение -постижение и признание Истины. Факты и аргументы подтверждаются Жизнью. 3. Потенциальная возможность (возможность предвидеть) и необходимость:единство материального и идеального,проектирование и моделирование ситуаций.Реальное бытие – ноумен/этимомен /концепт. Для этой парадигмы:характерно научное – мировоззренческое или религиозное (канон, писание)сознание, единства разума и чувства, ума и сердца: рождение рассудка и мышления, как путь к мудрости. - знаю/ведаю, ибо Верую; - Верую, ибо не сомневаюсь; - Знаю, ибо сомневаюсь.
В ПАРАДИГМЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: Материя –объективная реальность (действительное), данная нам в ощущениях (органами чувств) Сознание–свойство высокоорганизованной материи, способной воспринимать (apperceptio) объективную реальность через ощущения: процесс (cogito), а также субъективная реальность, полученная в восприятии через данные объективные ощущения: результат – познание (cognitio). Дух – субъект –объектная потенциальная Сила (мощь), вскрывающая Смысл и постигающая Истину Бытия – Материи: ясно и точно – конкретно. 1. Осознание – действие высокоорганизованной материи – Человека, спообность с помощью восприятия (апперцепции), через ощущение (перцепцию) определять положение во времени, пространстве, по кругу лиц (окружающих людей) и предметов (вещей) – познание Ложного. 2. Познание –действие Человека: его мозга и интуиции (intuitio - броска мысли) – шестого чувства, как способность и результат откровения смысла: отделения ложного от Истины и Фикции. Цель – поиск истины , Результат – откровение и Признание Фикции. 3. Постижение –результат творения (действия) Человека мудрого (sapiensi) – Истинного по природе Богочеловека, способного достичь состояния «просветления» – Фаворского света – познание Истины Бытия всего Сущего и пойти по пути Преображения Себя и Окружающего мира.




Дикость Варварство Цивилизация Культура Преображение
Вещь/ Предмет     Образ/идея   Идеат – научный Предмет     Идеал - осознанный предмет     Дух – постигнутая энергия/синергия - Истина  
Цель/польза (utilita)   Средства (instrumentia)/ процедура, стандарт   Способ - механизм/ процесс, техника   Метод/ методология творение – operatio, операция     Принцип/ основные начала, искусство -технология  
Слово/ термин, черты, очертания   Понятие/ свойства, характер, характеристика   Категория/признак критерий   Феномен (явление)/ ноумен (бытие)   Концепт -зачатие этимомен- происхождение    
Форма/ формула   Содержание/ структура   Сущность - substantio, essentio конструкция     Смысл/ мысль   Квинтэссенция - пятая сущность  
Ум – ноус, не осознанное чувство   Разум – ratio, френос, отделен от чувства   Рассудок- intellectio (ratio + intuitio)     Мышление/cogito -сознание и cognitio - познание   Мудрость - sapiensi – ведение, знание, постижение  

       
  Теории происхождения и становления государства. - student2.ru
    Теории происхождения и становления государства. - student2.ru
 

Теории происхождения и становления государства. - student2.ru

 
  Теории происхождения и становления государства. - student2.ru



Учение о государстве

Политико-правовая сфера – это и есть государственная система управления, это и есть собственно государство.

Функции государства.

Отличие функций государства и признаки этих функций:

1. содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности.

2. отличие функций государственных органов (финансовых, налоговых, таможенных) специально предназначенных для определенной деятельности – функциий государства, охватывающих его деятельность в целом.

3. функции государства носят комплексный собирательный характер; именно этим они отличаются от видов государственной деятельности, а также форм и методов реализации функций государства.

Задачи государства:

1. обеспечение безопасности внутренней и внешней.

2. защита прав и свобод человека и гражданина.

3. регулирование внутренней и внешней экономической деятельности.

Виды функций государства:

1. по сферам общественной деятельности (жизни):

– социально – экономические

– политико - правовые

– духовно – нравственные

2. по способу осуществления:

- регулятивные

- охранительные

- контрольно – надзорные

3. по продолжительности действий

- постоянные

- временные

4. по территориальному масштабу, в федеральном государстве:

- функции федерации в целом и функции субъектов федерации

в конфедерации

- координированная функция всего сообщества (союз государств)

в унитарном государстве

- функции, осуществляемые на территории единого государства.

5. по принципу разделения властей:

- представительная

- исполнительная

- судебная

Социально-экономическая функция-функция, осуществляемая государством в целях регулирования экономической и социальной жизни путём запрета, предписания.

Политико-правовая функция-функция регулирования с ограниченным количеством запретов.

Духовно нравственная функция – функция координации (государство не может предписывать).

Регулятивные функции осуществляются в следующих видах:

· обязывание

· запрет

· дозволение

Это функции, которое государство осуществляет исключительно с использованием права.

Охранительные функции - охрана интересов общества, государства.

Контрольно-надзорные функции - осуществление контроля и надзора.

Функции делятся на:

· основные

· производные

Основные функции - наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению стратегических задач и целей, стоящих перед государством в определённый исторический период и характеризующие государство по его сущности ( классовый или социальный).

Основные функции отличаются от многочисленных государственных функций специально предназначенные для этого органами. С точки зрения содержания и структуры основные функции носят комплексный характер, требуют системного анализа, при этом воплощают сосредоточение усилий государства на одном из государственных направлений его внешней и внутренней политики.

Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития страны в наиболее оптимальном режиме.

На современном этапе при рыночных отношениях в свободе предпринимательской деятельности, в многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивалась преимущественно на основе самоуправления. Государственное воздействие выражается в формирование бюджета и контроля за его расходами, определение стратегии экономического развития.

Экономическая функция заключается в регулятивных, стимулирующих, конституционных действиях. Ещё одним видом экономической деятельности государства является непосредственное руководство государственными секторами экономики.

Функции контроля и надзора:

· финансовые

· таможенные

· налоговые

· прокурорские

Функции финансового контроля осуществляет Счётная Палата РФ, Министерство финансов и Центробанк.

Функции таможенного контроля осуществляет таможня.

Функции налогового контроля осуществляют налоговые органы.

Функции налогообложения выступают самостоятельные основные функции государства.

Социальная функция призвана обеспечить социальную защищённость личности, норм, условия жизни в независимости от их непосредственного участия в производственной деятельности; направлена на:

· регулирование и распределение социальных благ независимо от трудового вклад в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу объективных причин не может трудиться полноценно.

· обеспечение надлежащей реализации прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижения культуры.

· обеспечение защиты прав и свобод человека, закреплённых в конституции страны.

Политическая функция. Все функции государства носят политический характер, но в сфере политико-нравственных отношений действует целая система инструментов, учреждений, осуществляющие непосредственное воздействие государственно власти.

Органы представительной власти, являясь высшим органом власти, несут на себе основную политическую функцию – реализацию интересов либо социальных групп (классов), либо каждого конкретного человека.

Государство, реализую политическую функцию, использует партийное представительство, берёт на себя организацию и проведении референдумов, выборов, плебисцитов.

Функция охраны правопорядка - деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного его законными предписаниями всеми участниками общественных отношений, а так же контроль за исполнением правовых норм.

В центре правоохранительных действий государства находятся в первую очередь личность, человек, гражданин, член общества, а также само государство и его различные структуры. При осуществлении этой функции необходимо соблюдение баланса публичного и личного. Государство обеспечивает эту функцию с помощью специальных органов при таких условиях, чтобы порядок общественной жизни полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началом свободы и справедливости. Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных Функцию защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.

Система налогов и сборов.

Система характеризуется следующими признаками:

1. структура (осуществляет контроль за исполнением законодательных актов, правовых актов, за взымание сборов ; структура самих органов.

2. Элементы.

3. Связи между элементами, создающие структуру.

Элементы налоговой системы – нормы налогового права. Налог – безвозмездный обязательный платеж, предусмотренный оказанием органами власти и местного самоуправления определенного вида услуг.

Учение о праве.

Для реализации защиты человека, его собственности, его жизни, общество на протяжение всего своего развития создавало определённые структуры.

Задача человечества заключается в стремление сохранить свой род. Человек, таким образом, ставил целью найти механизм, способы обеспечения этого сохранения.

По мере увеличения населения стал вопрос о разделение функций внутри рода, племени, союза. Одновременно с развитием религии, обращения человека к осознанию добра и зла, а также появление излишков продукта, общество разделилось на: воинов, жрецов и вождей (мудрецов, судей). На сегодняшний день государство в той или иной мере повторяет это деление.

С древних времён, в системе управления выделяется функция суда для достижения мира в племени, необходимо было выработать некие правила – нормы поведения. Первыми из них стали табу (запреты), вторые – обвязывания, родившиеся из отношений связывания (на охоте, во время боевых действий, при разделе добычи) и только последним, для избранных, стали зарождаться привилегии. Именно привилегии в последствие стали одной из частей рождения власти. Другой составляющей привилегии стало возможно применение насилия или угроза применения насилия. Именно с возникновением власти связано возникновение первых государств.

Главным оружием власти была, есть и остаётся тайна - скрытые знания и умения манипулировать людьми. Именно этому служил особый язык, терминология, обряды и ритуалы, носящий сакральный, божественный характер, которому допускались только избранные, те которые по мнению властителей не могли причинить системе вреда. Именно это послужило делению на касты, классы, при этом у каждой был свой кастовый или классовый интерес.

У вождей стремление обеспечить мирный переход власти к своим наследникам. У воинов – обеспечить своё существование за счёт войн как при нападении, так и при защите. У жрецов – обеспечить своё существование и поддержку системы вождей и воинов с целью угнетения, подавления и эксплуатации использования народа.

Именно жрецы в последствии дали рождение системе управления, исполнительной власти, бюрократии. В результате развития этих отношений стали складываться организации, системы, которые получили название «государство».

На этом этапе развития общества праву предшествовало «протоправо» в форме ритуалов и обычаев. Ими, в частности были, запрет (табу) на убийство определенных животных, в определенное время, а также связанный с выживанием человека в непростых условиях, регулирование взаимоотношений с помощью позитивных связываний, которые постепенно перешли в позитивные обязывания. Именно на этом этапе произошло отделение Власти, ибо стало возможным под видом необходимости навязывать свою волю другим людям. Зарождение права, ввиду неопытности и неграмотности человека, его боязни и страха, который всячески постулировался и поддерживался властвующими, надолго на сотни веков было отложено.

Следует отметить социальные нормы в присваивающем и потребляющем обществе имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации и защиты, имели достаточно сложную регулятивную систему. Здесь зарождается право – сохраняется запрет, появляется обязывание, но прежде всего предписание, распоряжение, требования подчиниться воле Властителя или воле Бога – Закону. Таким образом, на этом этапе можно говорить только о части права – обязанности, но никак о самом «действительном праве», подразумевающем дополнение обязанностей правом, т.е. требованием. Право по своей природе как и Власть близки, но все же не идентичны. Что мы и попытаемся объяснить в дальнейшем.

Содержание таких отношений, прежде всегобыло направлено на обеспечение присваивающего и потребляющего общества на основе не гармоничного сосуществования человека с природой, а скорее варварскую эксплуатацию природы, а человека как средства производства и воспроизводства, как биологического вида;

закрепление тотемной системы – идеализирование живых существ (выполняет функции экологического регулятора); поддерживание воспроизводства биологического вида (определенное количество женских и мужских особей); использование социальных форм добычи и дележа пищи. Вот что характеризует «правила»: обычаи и ритуалы этой эпохи.

Способы регулирования

- запреты

– дозволение, как предписание

- позитивное связывание, как обязывание.

Запреты в виде табу.

Дозволение (разрешение определяли поведение человека, указывали на виды животных, время охоты на них, на пользование той или иной территории, источников воды, распределение пищи, участие в коллективных акциях, в том числе мщение за вред.

Позитивное связывание, как обязывание, использовали с целью организовать необходимое поведение человека в процессах приготовления пищи, строительство и оборудование жилья, разжигание костров и поддержание огня, изготовление средств передвижения, но характерным отличием было то, что они не направлены на изменение природных условий, обеспечивающих жизнеспособность человека.

Формы выражения – единственная форма - мифы.

Эти нормы существовали как санкции изгнание из общины, причинение вреда, в том числе телесного, лишение жизни. Они были связаны с нарушением запретов.

Возникновение зарождение права.

Мононормы – единство правовых начал и моральных устоев.

(когда появилась производящая экономика).

1. В содержании мононорм, отразилось качественное изменение всех сторон жизни общества – переход от мифического сознания к магическому, связанному с творческим процессом зарождения некого высшего существа; появились лица которые предназначены для осуществления контроля и реализации этих установлений и положений, необходимых, для поддержания рода или племени – маги, жрецы (служители культов), обладающие особыми знаниями, использующие их двояко – на пользу всему роду или в своих интересах. Причем если такое частное использование было обнаружено, тот мага, жреца могли предать смерти или изгнать за пределы проживания рода – города.

2. По способу регулирования продолжает развиваться система запретов и предписаний, но позитивное обязывание постепенно уступает отношениям позитивного связывания, а именно взаимозависимости. Растет уровень образования, сознания, зарождается культура.

Человек начинает себя отличать от животного, но пока не умеет себя вести как Человек, ибо не осознал ещё себя таковым.

3. По формам выражения – подражание действиям животным заменяется подражанием действиям богов, закреплено в агрокалендарях (соединение пространства и времени); появился новый элемент – четкое фиксирование письменных источников норм, регулирующих производственную деятельность земледельческого общества.

Законы раннеклассового общества выражали лишь идеалы устройства первых государств, содержали попытки ограничить богатства, ростовщичество, закрепить справедливые цены, но не отражали действительную практику царей, фараонов, вождей; не учитывали развитие товарного производства, распространение денежных систем, которые развивались в раннеклассовом обществе.

На этом этапе появляются коренные отличия – создание системы стандартов и процедур – регламенов, как формы обеспечения и осуществления правил поведения – этических нор; появление специальных должностных лиц, в полномочия которых входит разработка, внедрение и применение этих регламентов – законов, формирование служилого люда, который призван прежде всего защищать и отстаивать, оберегать источник своей власти: тайну, закрытость и знание неких исходных начал – прообраза государственного аппарата, профессии государственного чиновника – служащего.

Санкции приобретают существенное отличие, и главное их предназначение – карать ослушников, непокорных, виновных в проявлении этих «злых начал» ; подтверждающее и закрепляющее расслоение общества на имущих и неимущих. Принцип когда Достаток – состояние, богатство и власть, определяет «положение» – статус человека Достоинство, в общине, роде, городе. Отражается это в ужесточении санкций неимущим за причинение вреда собственности имущих.

Санкции раннего права становятся жестко фиксированными, четко определенными, касающихся имущественных взысканий, денежных штрафов, телесных повреждений, изгнаний и смерти.

Безнравственная политика всегда скрывает, способы, средства и методы её осуществления, которые тщательно охраняются, передаются в тайне, система управления, система межноменклатурных связей запутана, закодирована, является тайной «за семью печатями», выдаётся за «общее благо», давая возможность лицам, стоящим у власти (политической элите) безнаказанно эксплуатировать и угнетать. Такая политика не совместима с понятием справедливости, такой политике и не нужно право, как реальное бытие, ей нужно право как фикция.

Нравственному государству, гражданскому обществу и духовному человеку, нужны совсем другие методы, которые должны быть признаны обществом.

Такой политике нужна открытость, свобода и равенство, такая политика не для избранных, а для всех и для каждого. Такой политике не нужны тайны, но необходимо инновационное и эффективное государство, как система управления. Такая политика нуждается в новом праве, в котором немыслимо отсутствие справедливости.

«Там где порок по праву, там нравы извращены, там нравственность спит, там невозможно достичь истины и справедливости» (Сенека).

Главным отличием права от других социальных норм является то, что оно утверждается и подтверждается путём издания специальных актов, содержащих правовые нормы:

ü федеральные законы;

ü законы субъектов;

ü нормативно-правовые акты;

ü нормативные акты;

ü правовые акты, в том числе судебные решения.

Все указанные акты имеют один и тот же источник их общеобязательности подтверждение от имени государственной власти: законодательного, исполнительного или органа правосудия – суда. Никакие другие органы, нормы права издавать не могут.

Особым субъектом, не относящимся к органам власти, но уполномоченным издавать нормы права – органы местного самоуправления, муниципального образования.

Систематизация норм права предусматривает их объединения по: отраслям, подотраслям, институтам, разделам, главам, статьям.

Формирование правовой нормы возникает с момента осознания необходимости в регулировании определённых общественных отношений. Такое осознание прежде всего возникает у научного сообщества, у практиков юристов, у управляющих органов власти.

Право занимается обеспечением, служит реализации политики через законы, или соединяясь с духовно нравственной сферой непосредственно управляет человеком и обществом, определяя политику государства. Таким образом право и политика неразрывно связана с нравственным или порочным устройством общества. А право опирается на свой дух.

Право-научная дисциплина.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, издаваемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование отношений, в соответствии с устоями духовно-нравственных, социально-экономических, политических сфер общественной жизни человека.

Таким образом содержание права раскрывается в его системности, формальной определённости, общеобязательности, гарантированности, обеспеченности.

Раскрывая содержание и сущность определения права нужно ответить на его составляющие вопросы:

1) система;

2) норма и правовая норма;

3) формальность и определённость;

4) общественное отношение;

5) обеспечиваемость государством.

Система: определение системы можно дать с трёх сторон. В любой системе есть три составляющие: элементы, структура и функции или связи. Существующий на сегодняшний день научный подход опирается на структурно-функциональное определение системы или элементарно-функциональное.

Оба подхода опираются на концептуальную парадигму Ньютона, допуская некое влияние теории относительности, именно такой подход они называют системным. Согласно теории системы, разработанной Спартаком Никаноровым, главным является не функции, а взаимосвязи элементов, которые образуют структуру. Согласно его подходу можно дать следующее определение: система – структурированные связи элементов.

Система включает в себя подсистемы и входит в надсистему. Она может быть в стабильном или нестабильном состоянии.

Норма: это правила, каноны, догмы, но одновременно это и мера, и пропорция. Эта мера всегда триедина, т.е. имеет два противоположных начала и их связь. Любые нормы подразделяются на технические и социальные. Исходя из понятия «норма меры» они могут быть количественными и качественными. Особым видом нормы является пропорция, соотношение, как качественная норма, именуемая гармонией, красотой, благом.

Любое слово, поступок, действие вызывает эмоциональное состояние – отклик души. Взаимосвязь слов, фраз, предложений, также воздействуют на эмоциональнее состояние, но дополнительно возбуждает и побуждает человека рассуждать и мыслить. Любая норма всегда мыслима как стандарт или процедура.

Социальная норма – это регулятор общественных отношений, социальных проблем.

Техническая норма – это способ и средство решения технических проблем.

Любая проблема, всегда выступает как некое диалектическое противоречие, требующее своего разрешения, на: техническом, физическом или метафизическом уровне. Регулирование с помощью социальных норм, в том числе правовых, осуществляется путём:

1) запрета;

2) дозволения/соблюдения;

3) предписания.

Именно этот набор именуется механизмом правового регулирования. Механизм правового регулирования предусматривает два принципа: принцип общего дозволения и принцип общего запрета.

Принцип общего дозволения – всё что не запрещено, разрешено.

Принцип общего запрета – всё что не разрешено, запрещено.

Используя эти принципы, не формируя их в основном законе, Конституции, а только в науке права, закладывая их в основу, при правотворчестве можно построить тираническое тоталитарно-тираническое государство, также демократическое правовое государство.

Механизм правового регулирования на основе указанных принципов для установления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, определяется как запрет или предписание, и направлен прежде всего на исполнение обязанности, исходя из положений Конституции РФ, а именно ст.2 «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина ­– обязанность государства» .

Для регулирования отношений между гражданами и государством в части прав граждан, должны регулироваться дозволениями или запретами.

Механизм предписания раскрывается следующим образом: только так и не иначе. Указанный механизм позволяет ограничить возможность органов государственной власти, должностных лиц действовать по своему усмотрению. Именно такой подход обеспечивает уничтожение, замену отношения частной собственности на власть, порождающих коррупцию, взяточничество, произвол на истинно-правовые отношения, обеспечивающих надлежащие права и свободу человека.

Немаловажным фактором является гражданское общество и политические партии. Указанные органы формируют запрос на необходимость разработки правовых норм и правовых актов. После принятия нормативно-правового акта определяется круг отношений, которые он регулирует. Уже на этом уровне возникает система. Любой нормативно-правовой акт уже системен, в нем как минимум есть статьи, указывающие на предмет правового регулирования и связывающие механизмы правового регулирования, включая методы, способы и средства, принципы правового регулирования.

Обыденное мышление на уровне любого человека, гражданина разумного, способного понять право и руководствоваться им в своей деятельности, то что называется правопониманием. Для большинства граждан этого вполне достаточно, поэтому общий подход государства и общество связывает такое понимание со знанием. Отсюда и принцип: «Незнание закона не освобождает от ответственности!»

Вторым этапом инкорпорации нормативно-правовые акты начинают объединяться (инкорпорироваться). Целью инкорпорации считается объединение по предмету правового регулирования (по отношениям). Инкорпорация способствует изучению, обобщению права, но еще не определяет четкие отраслевые признаки. Здесь схожесть еще не видна, но предчувствуема.

Следующим шагом систематизации является классификация, где начинается процесс появления единого метода, связанным с предметом регулирования. Начинает формироваться отрасль права. Одновременно идут 2 процесса:

· практический

· научный

Систематизация осуществляется посредством: компиляции, инкорпорации и кодификации. Последний способ систематизации - кодификация, формирует отрасль права. В ней четко выделяется предмет и метод правового регулирования, принципы, способы, механизм правового регулирования. Издание кодекса завершает процесс систематизации, формирование отрасли права. Появляется научная дисциплина и учебная.

Кодексы характерны следующими особенностями:

1) Своды законов, имеющие общие положения, которые так и называются «общая часть» или «основные положения» и часть особенная, в которых одновременно конкретизируются основные положения с учетом конкретных обстоятельств, видов отношений, видов объектов и субъектов отношений.

Такой подход человеку, желающему знать право, позволяет быстро ориентироваться в кодексах, закона, поскольку знание закона – это не запоминание его наизусть, а умение его применить в конкретных необходимых случаях.

2) Формальная определенность понимается как установление пределов, границ внешних, как структуры и содержание внутреннего (внутри конституции).

Формальная определенность: Любая правовая норма с этой точки зрения всегда содержится в правовом акте – это и есть ее внешнее проявление. Одновременно она имеет внутреннюю конституцию:

Гипотеза – предположение

Диспозиция – положение, расположение

Санкция – ответственность

Выражается: если…, то …, иначе…! Однако такое общепринятое слово образование не совсем точно. В конце скорее должно стоять «ибо, или «так как».

3) Общая обязанность вытекает из единства публичного и частного начала в праве. Она реализуется через легальность, законность и легитимность (признание).

4) Понятие обеспеченность имеет огромное значение для жизни права. Право превращается в функцию, если не обеспечена. Исходя из внешней и внутренней формальности, обеспеченность имеет внутренние и внешне признаки.

Норма любая, особенно социальная и правовая, это не застывшая конструкция, а живой организм. Если норма не применятся, не реализуется длительное время – она отмирает. Ее реализация связана с функцией. Исходя из этого мы разделяем нормы на:

ü Запрещающие (никак иначе)

ü Предписывающие (только так, никак иначе)

ü Дозволяющие (так или иначе)

Норма права – это мера единства возможного и должного. Пока она находится в нормативно-правовом акте, она как бы «спит», но как только люди вступают в правоотношения, норма «просыпается» и приходит в динамическое равновесие.

Как только одно лицо исполняет обязанность, весы изменяются и другое лицо в может требовать должного обеспечиваемого правом, для установления баланса интересов, в целях защиты Общего Блага – непричинения вреда – восстановления справедливости – «aequitas», с помощью органов правосудия – «justitio».

Для того, чтобы норма права могла выполнять свою внешнюю функцию она должна быть способна этому внутренне. В ней должен быть пот

Наши рекомендации