Правоприменительный процесс и его стадии.
Правоприменительный процесс сложен по своей структуре, выделяются несколько его стадий.
1. Подготовительная стадия.
1) Установление фактических обстоятельств по делу. Обычно фактические обстоятельства относятся к прошлому и не могут наблюдаться в ходе правоприменительной деятельности, поэтому фактические обстоятельства подтверждаются доказательствами. Для поиска доказательств существуют требования относимости, допустимости полноты. Относимость доказательств означает анализ только тех фактов, которые имеют значение для данного дела. Допустимость предполагает возможность использовать только те средства доказывания, которые предусмотрены процессуальными нормами. Требование полноты предполагает необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение по данному делу.
2) Установка юридической основы дела (юридическая квалификация). Это выбор нормы права, которая, по мнению законодателя, должна регулировать данные общественные отношения. Происходит сравнение фактических обстоятельств и юридических фактов, предусмотренных в гипотезе. При выборе нормы права, подлежащей применению, сначала определяется отрасль и институт права, а потом сама норма, регулирующая данные отношения. Проверяется наличие пробелов, коллизий, устанавливается, действует ли данная норма в настоящее время.
2. Вынесение решения по делу. Во-первых, это умственная деятельность, направленная на оценку собранных доказательств, их юридической квалификации и определение прав и обязанностей сторон. Во-вторых, вынесение правоприменительного акта, в котором официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.
Правоприменительный акт.
Признаки правоприменительного акта:
· это решение по конкретному делу компетентного органа, уполномоченного на реализацию права в определенных общественных отношениях;
· в нем содержатся государственно-властные веления, обязательные для исполнения (обеспечивается государством);
· принимается в установленном процессуальном порядке;
· имеет установленную форму;
· индивидуальный акт, прекращает свое действие исполнением.
Виды правоприменительных актов:
- по функциям: регулятивные и охранительные;
- по значению в процессе: вспомогательные и основные;
- по форме: отдельные документы, резолюции, устный вид;
Акты-документы могут иметь различную структуру. Обычно они разделяются на описательную, мотивировочную и резолютивную часть. В описательной части указываются факты, фиксируются произведенные в ходе правоприменительной деятельности действия. Мотивировочная часть содержит анализ доказательств, их юридическую квалификацию и разъяснение норм права. Резолютивная часть, в которой содержится решение по делу.
- по субъектам, осуществляющим применение права: коллегиальные, единоличные, либо акты государственных органов, должностных лиц и иногда негосударственных организаций;
- по предмету правового регулирования: материального и процессуального права; отраслям права.
Толкование права.
Толкование – это сложный процесс установления содержания правовых норм, который состоит из уяснения и разъяснения. Уяснение – это внутренняя, волевая, интеллектуальная деятельность индивида по определению содержания норм права. Уяснение – это результат правосознания. Разъяснение – это выражение вовне информации о содержании нормы права (оно может быть индивидуальным или коллективным).
Существует несколько способов толкования. Грамматическое толкование – исследование содержания текста на основе его морфологических, синтаксических, грамматических признаков. Логическое толкование (с использованием правил логики). Историческое толкование: заключается в изучении обстоятельств издания акта, факторов, влияющих на его содержание. Систематическое толкование – толкование с определением места акта в структуре других НПА. Телеологическое – целевое толкование (на основе изучения целей принятия НПА). Специально-юридическое толкование.
Кроме этого, толкование разделяется на официальное и неофициальное. Официальное толкование осуществляется компетентным государственным органом и является обязательным. В Законе о НПА предусматривается один вид толкования. В случае обнаружения неясностей и различий в содержании НПА, а также противоречий к практике его применения нормотворческий орган, принявший этот акт, или уполномоченный им орган, осуществляют официальное толкование этих норм путем принятия соответствующего НПА.
При толковании НПА объясняется или уточняется содержание его правовых норм, определяется их место в законодательстве, функциональные и иные связи с другими нормами, регулирующими различные аспекты одного и того же вида общественных отношений.
При толковании НПА не допускается внесение в него изменений и дополнений. Обязательность официального толкования влечет обязанность правоприменительного органа найти и изучить акт толкования, а также следовать этому акту в случае расхождения применяемых норм. Акты официального толкования имеют различную юридическую силу в зависимости от положения субъекта толкования в системе государственных органов и от формы акта, содержащего результат толкования.
Выделяется толкование аутентичное, неаутентичное, кроме этого, неофициальным толкованием признается обыденное толкование, компетентное и доктринальное.
Выделяется толкование нормативное и казуальное.