Стадии правотворчества и законотворчества.
Нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением процедуры, состоящий из стадий:
ü планирования нормотворческой деятельности;
ü нормотворческая инициатива (отдельно законодательная, отдельно нормотворческая);
ü подготовка проекта НПА: а) рассмотрение нормотворческого предложения и принятие решения о подготовке проекта, б) организационно-техническое и финансовое обеспечение его подготовки, в) сбор информации, г) разработка концепций проекта, д) составление его текста, е) согласование проекта, ж) проведение юридической и иной экспертизы;
ü принятие (издание) НПА. Когда нормотворческий орган выносит решение об одобрении проекта (может быть мотивированное отклонение проекта, возврат проекта на доработку, отложение принятия);
ü включение НПА в Национальный реестр ПА, который ведет национальный центр правовой информации (ст. 60 Закона о НПА);
ü опубликование НПА.
Законотворческий процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя стадии:
o законодательная инициатива – право компетентных органов, общественных организаций и граждан поднимать вопрос об издании, изменении или дополнении закона перед законодательной инстанцией. Инициатива выражается в форме предложений или конкретного проекта (с приложение обоснования). В законе «О НПА» (ст. 56) предусматриваются гарантии реализации права законодательной инициативы.
o обсуждение проекта закона. Обычно законопроект вносится в нижнюю палату Парламента, которая его рассматривает и дорабатывает. Верхняя палата одобряет или отклоняет такой проект. Рассмотрение проекта вносится в повестку дня, проходит его заслушивание (чтение) и краткое обсуждение по тексту в целом. Принимается решение о необходимости голосования. Часто проект проходит два или более чтения. Принятие проекта в первом чтении ведет к его подготовке ко воторому чтению (дорабатывается текст в комиссиях палат, где осуществляется детальная, постатейная проработка). При рассмотрении проекта в третьем чтении решается вопрос о голосовании.
o принятие закона. В результате голосования закон принимается или отклоняется, и аналогичная процедура предусмотрена для проекта в верхней палате. Одобрение проекта в верхней палате свидетельствует о принятии закона.
o введение в действие закона, когда принятый акт получает свою юридическую силу. Это может осуществляться в случае подписания закона главой исполнительной власти, обнародовании закона и в течение определенного срока после обнародования. В законе предусмотрено опубликование закона и введение его в действие.
Систематизация НПА.
Систематизация законодательства осуществляется в следующих целях:
1) научно-познавательная: для изучения и анализа системы действующего законодательства на предмет противоречий, коллизий, пробелов, а также изучения причин и факторов, способствующих совершенствованию законодательства. Для эффективного правового просвещения, воспитания, образования.
2) на практике – для эффективного планирования правотворческой деятельности, создания эффективных НПА, а также для точного, единообразного правоприменения и других форм реализации права.
13.04.2012
Требованиями при систематизации выступают полнота, объективность и достоверность данных, используемых в процессе систематизации.
Учет НПА – сбор ГО, предприятиями, организациями действующих НПА, их обработка, расположение в определенной системе, хранение и иногда выдача информации по запросу. Выделяются следующие виды учета: 1) журнальный; 2) картотечный (в журнальном указываются только реквизиты, в картотечном может содержаться и сам текст НПА); 3) ведение контрольных текстов действующих НПА (поддержание текстов в контрольном состоянии). Могут сочетаться несколько видов учета. Систематизация в данном случае производится по алфавитному, хронологическому и/или предметно-отраслевому признаку.
Инкорпорация – это форма систематизации, когда НПА объединяются полностью или частично в сборники в определенном порядке (алфавитный, хронологический, системно-предметный). В законе о НПА указывается, что это вид систематизации, осуществляемый без изменения установленного в НПА содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники в определенном порядке. Считается, что при инкорпорации происходит только формальное изменение актов. Но при инкорпорации из текста актов удаляются части, утратившие силу либо фактически ее потерявшие, а также включаются все изменения и дополнения.
Виды инкорпорации: официальная, официозная, неофициальная. Официальная инкорпорация осуществляется от имени правотворческого органа, утверждающего или иначе одобряющего подготовленное собрание. В правореализационной деятельности на эти материалы можно официально ссылаться. Официозная инкорпорация – издание собраний по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на это органами или лицами. В таком случае результат инкорпорации официально не утверждается и не одобряется, официальным источником его не признают. Неофициальная инкорпорация осуществляется субъектами, не имеющими специальных полномочий, предоставляемых правотворческими органами к изданию собраний законодательства. В зависимости от порядка расположения материала инкорпорация делится на хронологическую и систематическую. В зависимости от объема систематизируемого материала выделяется инкорпорация генеральная или частичная.
Консолидация – это форма систематизации, при которой НПА по конкретному предмету объединяются в один укрупненный акт. Этот акт утверждается правотворческим органом как самостоятельный источник права. Другие акты по данному вопросу признаются утратившими силу. В результате консолидации сущность правового регулирования не изменяется, но меняется форма, структура и логика акта, редактируется его содержание, происходит унификация стиля и терминология НПА. В результате консолидации обеспечивается компактность правового регулирования, устранение пробелов и противоречий, но суть правового регулирования сохраняется (см. Закон о НПА).
Кодификация законодательства – это форма коренной переработки действующих НПА в определенной сфере отношений для качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности, компактности и поддержании его в актуальном состоянии. Цель кодификации состоит в сохранении эффективных ПН, их систематизации, а также в обеспечении полноты регулирования общественных отношений путем издания новых норм. При кодификации как форме правотворчества восполняются пробелы и устраняются коллизии правового регулирования. Кодифицированный акт регулирует наиболее важные, типичные, устоявшиеся общественные отношения. Очень часто он создает основу для определенной отрасли законодательства, но не права. Кодексы обычно регулируют обширную сферу отношений, внутри кодекса правовое регулирование строится на основе системы (от общего к частному).