Понятие правотворчества и других характеристик создания права.

В современной юриспруденции отсутствует единая концепция о понятии, сущности и структуре процесса формирования права. Это объясняется множественностью подходов к пониманию сущности права и его предназначения. В зависимости от типа правопонимания выделяются различные виды деятельности, связанные с формированием права.

Так, правотворчество характеризуется как таковое либо как синоним правоустановления. Правотворчество – это требующая особых знаний и умений интеллектуально-волевая деятельность государственных органов и должностных лиц, а также процесс познания и оценки потребностей общества, государства с целью создания или изменения правовых норм, признание правовыми сложившихся правил поведения.

Правоустановление – это форма государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех источников позитивного права (НПА, судебный прецедент, договор с нормативным содержанием, правовой обычай, доктрина, принципы и др.).

Правообразование. Ряд ученых считает, что правообразование охватывает весь процесс становления права и состоит из этапа, предшествующего инициативе нормотворческого органа о принятии НА, и этапа работы над проектом НПА. Другие авторы в правообразование включают также последующую социализацию правовых норм.

Таким образом, признаются следующие этапы формирования права:

1) появление объективной возможности создания модели поведения;

2) превращение этой возможности в юридически значимые правовые нормы;

3) социализация правовых предписаний.

То есть сначала выделяются отдельные случаи, способы решения проблемной ситуации (казусы). Они становятся типичными. Потом происходит обобщение типичного, превращение его в традицию (обычай). После этого государство отдельные обычаи санкционирует в своей правотворческой деятельности.

На всех этапах правообразования действуют следующие группы факторов: общественные потребности;общественные отношения, которые стимулируют либо затрудняют создание НПА; общественное мнение.

Законотворчество – это законодательный процесс по подготовке, обсуждению и принятию законов. Законодательная деятельность обозначает участие субъектов правотворчества в процессе разработки и принятия НПА.

Термин «нормотворчество» используется только в литературе. Законодатель использует понятие «нормотворческая деятельность» и «нормотворческий процесс».

Нормотворческая деятельность – это научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене НПА.

Нормотворческий процесс – это нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) НПА, введению их в действие.

Правовое регулирование правотворческой деятельности и процесса в РБ.

Конституция РБ, Закон РБ «О НПА РБ», Закон РБ «О Президенте РБ», «Закон о Национальном собрании РБ», некоторые другие законодательные акты. А также концепция совершенствования законодательства РБ, Правила подготовки проектов НПА, утвержденные указом Президента, «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности», Положение о национальном центре законодательства и правовых исследований и ряд других актов.

Принципы правотворчества.

В общей теории права выделяются следующие принципы правотворческой деятельности:

· принцип законности. НПА должны соответствовать Конституции, законодательным актам. НПА принимаются в соответствии с установленным порядком их подготовки, принятия опубликования. НПА принимаются в соответствии с компетенции органов, их принявших.

· принцип демократизма. Проявляется в процедурах обсуждения НПА, изучении и учета потребностей общества в процессе его принятия, а также в демократических процедурах рассмотрения и принятия НПА.

· принцип гуманизма. Максимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей каждого человека.

· принцип научного характера и профессионализма.

· принцип технического совершенства НПА. Соблюдение требований нормотворческой техники.

· и др.

В Законе «О НПА РБ» предусмотрено, что нормотворческая деятельность осуществляется на следующих принципах:

- конституционность;

- соответствие актов нижестоящих ГО (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих ГО;

- приоритета общепризнанных принципов международного права;

- защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости;

- научности;

- системности и комплексности правового регулирования общественных отношений.

В отдельно статье Закона провозглашается гласность в деятельности государственных органов, которая обеспечивается информированием граждан о деятельности нормотворческих органов и принимаемых ими НПА; опубликованием НПА в официальных изданиях либо доведения их до всеобщего сведения другими способами.

Виды правотворчества.

НПА делятся по следующим основаниям классификации:

Ø круг субъектов: моносубъектное правотворчество (принцип единоначалия), полисубъектное правотворчество (принцип коллегиальности).

Ø круг субъектов: правотворчество ГО, санкционированное правотворчество, народное правотворчество (референдум).

Ø по юридической силе принимаемых актов.

Ø по характеру правотворческих полномочий: непосредственное правотворчество (осуществляется органами, для которых такая деятельность является основной); делегированное правотворчество (осуществляется по специальному разрешению, имеющему императивный и диспозитивный характер).

Ø по содержанию правотворчества: принятие нового НПА, изменение действующего НПА, отмена НПА.

Ø в зависимости от форм права: создание НПА; вынесение решение судом или административным органом по конкретному делу; складывающее на практике правило; деятельность ученых по выработке руководящих начал, принципов построения общественных отношений; заключение договора.

Наши рекомендации