Роль овд в укреплении законности и правопорядка

Правопорядок – это такое состояние регулируемых правом общественных отношений, при котором они соответствуют предписаниям вследствие строгого и неукоснительного их исполнения.

Иными словами правопорядок является результатом законности.

Отсюда вытекают основные черты (признаки) правопорядка:

1. Это порядок, складывающийся в общественных отношениях.

2. Он определяется правовыми нормами.

3. Устанавливается вследствие соблюдения законности.

4. Представляет собой упорядоченность, необходимую организованность общественной жизни.

5. Обеспечивается государством посредством различных мер правового воздействия.

Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований, т.е. правонарушения.

Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений.

Правопорядок является важнейшей составной частью более широкого социального явления – общественного порядка.

Общественный порядок – это такое состояние урегулированности общественных отношений, при котором они соответствуют требованиям всех социальных норм.

Отличие общественного порядка от правопорядка:

1. Общественный порядок формируется под воздействием не только правовых норм, но и других социальных норм (обычаев, норм морали и др.).

2. Общественный порядок обеспечивается преимущественно средствами общественного воздействия, а правопорядок – только государством.

Во всяком обществе необходимыми условиями его нормального функционирования является не только законность, правопорядок и общественный порядок, но и дисциплина.

Дисциплина предполагает не только простое выполнение требований правовых норм, но и инициативное, ответственное отношение к порученному делу.

Различают следующие виды дисциплины:

1. воинская.

2. трудовая.

3. финансовая.

4. учебная.

5. технологическая и др.

Органы внутренних дел обеспечивают стабильность режима законности, предупреждая и пресекая правонарушения, восстанавливая нарушенные права, привлекая правонарушителей к ответственности.

В соответствии с законом «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» основными задачами ОВД, направленными на обеспечение законности, являются:

- защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;

- защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;

- профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;

- организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;

- оказание помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.

На органы внутренних дел могут быть возложены и иные задачи по обеспечению правопорядка.

Граждане обращаются в милицию, прежде всего, за помощью и верят, что помощь им будет оказана. Поэтому выполнение каждым сотрудником своего служебного долга, глубокая заинтересованность в судьбах людей, обеспечение их безопасности – непременное условие успешной деятельности всей милиции.

Для осуществления своих функций органы внутренних дел наделены большими правами. Права, предоставленные законом милиции, обеспечивают ее успешную профессиональную деятельность по охране правопорядка. Права, предоставленные сотрудникам ОВД по службе, не являются их личными правами, не могут быть использованы ими при решении каких-либо бытовых, семейных и иных личных проблем. Всякое использование своего служебного положения в личных, а тем более корыстных целях есть злоупотребление властью, несовместимое со службой в ОВД.

Законные требования сотрудников органов внутренних дел, направленные на обеспечение законности и правопорядка, обязательны для исполнения должностными лицами и иными гражданами. Невыполнение законных требований сотрудников органов внутренних дел, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на органы внутренних дел задач, влекут юридическую ответственность, предусмотренную законодательством.

Повседневная деятельность сотрудников ОВД протекает на виду у населения, и авторитет милиции во многом зависит от поведения ее сотрудников при общении с людьми. Не только решительность сотрудника при охране правопорядка, но и спокойная уверенность, корректность и вежливость в обращении с гражданами, образцовый внешний вид и культура речи, способность самокритично оценивать свои промахи и своевременно устранять недостатки – все эти качества создают у граждан уважительное отношение к милиции, способствуют упрочению законности в ее деятельности.

3. ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И ВИДЫ

Правосознание по своей структуре состоит из:

а) правовой идеологии;

б) правовой психологии;

в) правовой морали.

Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право правовые явления в обществе.

Содержание правовой идеологии обусловлено целым комплексом конкретно-исторических факторов:

1. Уровнем социально-экономического и культурного развития общества.

2. Сложившейся правовой системой и системой государственной власти.

3. Социальной структурой общества.

4. Соотношением интересов различных социальных групп.

5. Национальными традициями и т.д.

Правовая психология – это совокупность чувств, оценок, настроений, переживаний по поводу права и правовых явлениях в обществе.

Т.о., правовая психология представляет собой эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям и их коллективам, так и обществу в целом.

Правовая мораль – это совокупность представлений людей о действующем праве и правовых явлениях в обществе.

Т.о., правовые процессы воспринимаются через нравственные представления. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и т.д.

Исходя из структуры правосознания, можно дать его определение.

Правосознание – это совокупность взаимосвязанных идей, теорий, представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности (виды). Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права и правовых явлений в обществе, которые позволяют дать его качественную характеристику.

Классификация видов правосознания в зависимости от его уровня:

1.Обыденное.

2. Профессиональное.

3. Научное.

Обыденное правосознание складывается под влиянием конкретных условий жизни, свойственно основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.

Профессиональное правосознание складывается в ходе специальной подготовки (например, в процессе обучения в юридическом ВУЗе), в процессе осуществления практической юридической деятельности (работники ОВД, суда и т.д.).

Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.

Научное правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

По носителям (субъектам) выделяют следующие виды правосознания:

1. Индивидуальное.

2. Групповое.

3. Массовое.

4. Общественное.

Индивидуальное правосознание – это представление о праве, законности, правопорядке, о правовых требованиях отдельного человека, индивида.

Групповое правосознание - это воззрения на право и правовую практику различных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ и т.д.

Массовое правосознание характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бушующая толпа и т.д.).

Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, мнения, теории, которые распространены в конкретном обществе. Оно рассматривает право, как социальную ценность, которая должна служить интересам всех и каждого.

Общественное правосознание отражается в групповом, которое в свою очередь накладывает отпечаток на индивидуальное правосознание.

С правосознанием и правом неразрывно связана правовая культура, которая характеризует уровень правосознания, включает степень знания права, на которое опираются все ветви власти.

Правовая культура – это качественное состояние правовой организации общества, реальное функционирование его правовой системы, отражающие достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений.

Правовая культура общества зависит, прежде всего от:

1. уровня правосознания и отношения общества, государства, индивидов к праву;

2. совершенства и демократизма правотворческого процесса;

3. качества законодательства, степени отражения в нем интересов индивидов, социальных групп, общества в целом;

4. состояния правовой науки и юридического образования, уровня работы правоохранительной системы;

5. правового закрепления и реального обеспечения прав и свобод личности;

6. состояния законности и правопорядка и т.д.

Правовую культуру, как и правосознание, можно разделить на:

- индивидуальную;

- групповую;

- общественную.

В зависимости от уровня также выделяют три вида правовой культуры:

- обыденную;

- профессиональную;

- доктринальную (научную).

Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел имеет свою специфику. Умение научно мыслить о праве - это профессиональное отличие. Особенности профессионального правосознания проявляются в восприятии сотрудниками органов внутренних дел ценностей права. В комплексе, умении анализировать правовую действительность на уровне теоретических обобщений, принимать юридически обоснованные решения и грамотно осуществлять реализацию права, активно влиять на позитивное восприятие другими гражданами права, правового регулирования. Наиболее важный аспект работы сотрудников ОВД - охрана прав и законных интересов граждан и организаций. Система правовых взглядов, юридических знаний должны в полной мере соответствовать признакам профессионального правосознания, так как от этого зависит качество деятельности. Деятельность органов внутренних дел, как одного из самостоятельных институтов правоохранительных органов, занимает особое место в системе юридических гарантий, посредством которых обеспечивается реализация прав и свобод граждан в государстве.

Необходимость безупречного действия механизма защиты и охраны прав и свобод требует от всех работников органов внутренних дел высокой правовой культуры. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел отличается от правовой культуры других граждан не столько элементами структуры, сколько их качественным содержанием. Для нее характерны более полные и глубокие правовые знания, умение правильно применять их на практике. Высокий уровень правовой культуры сотрудников органов внутренних дел предполагает глубокое уважение к личности, ее правам и достоинству.

Общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости характеризуют правовую культуру сотрудников органов внутренних дел, пронизывая повседневную практическую деятельность. Неотъемлемым свойством правовой культуры сотрудников органов внутренних дел является уважение к праву и законности. Законность для органов внутренних дел - конституционный принцип, который обеспечивает неукоснительное исполнение законов и в первую очередь тех нормативных и правовых актов, которые регулируют и охраняют законные права и интересы граждан. Невысокая правовая культура сотрудников служит фактором нарушения законности. Правовая культура работников органов внутренних дел связана непосредственно с их личностными характеристиками. Для того чтобы верно судить о правовой культуре сотрудников органов внутренних дел, необходимо учитывая образование, юридический опыт и профессиональную квалификацию. Профессиональная квалификация - один из важнейших критериев правовой культуры личности работника органов внутренних дел.

В целом правовая культура сотрудников органов внутренних дел предполагает:

1. Знание в совершенстве действующего законодательства как необходимого условия соблюдения законности, правильного использования прав и выполнения обязанностей, а также гарантия осуществления прав и свобод граждан.

2. Уважение правовых требований, внутреннее осознание, убеждение в правильности и необходимости правовых предписаний.

3. Привычное отношение к соблюдению закона, при котором сотрудник органов внутренних дел воспринимает требования закона как должное и необходимость выполнять закон перешла во внутреннюю потребность.

Специфические черты правовой культуры должны характеризовать деятельность всех работников органов внутренних дел, призванных обеспечивать осуществление прав и свобод граждан, их охрану и защиту. Высокая правовая культура сотрудников органов внутренних дел служит показателем уровня и состояния законности в демократическом обществе. Поэтому всестороннее формирование высокой правовой культуры работников органов внутренних дел уделяется пристальное внимание, поскольку именно правовая культура сотрудников органов внутренних дел, отношение к законодательству определяет в целом состояние правопорядка в обществе, обеспеченность и защищенность субъективных прав и законных интересов граждан, влияют на формирование их правовой культуры.

Политика нашего государства в сфере правового регулирования, юридической практики строится так, что бы в сознании людей утверждалось отношение к праву как ценности, как средству гармонизации отношений в обществе, смягчения возможных конфликтов, как к механизму, исключающему возможность узурпации власти, устраняющему произвол и насилие.

От уровня профессиональной правовой культуры сотрудников ОВД и их профессиональной грамотности, общей культуры, дисциплинированности и оперативности во многом зависит эффективность их деятельности в борьбе с правонарушениями и преступлениями, зависит авторитет среди населения.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм – это тип правосознания, основанный на отрицательном отношении к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Подобное неуважительное отношение к праву имеет место в тех обществах, где идеи прав и индивидуальных свобод оказываются невостребованными и не представляют главной ценности для людей.

Как социальное явление нигилизм характеризуется:

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым ценностям;

б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

в) несет в себе разрушительное начало.

В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.д.

Формы правового нигилизма:

а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

в) издание противоречивых правовых актов;

г) подмена законности целесообразностью;

д) нарушение прав человека и т.д.

В современной юридической литературе все чаще и чаще поднимается вопрос о способах борьбы с правовым нигилизмом как крайне вредным, подрывающим правовой порядок социальным явлением.

Выделяют следующие подходы:

а) реформы социально-экономического характера;

б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;

в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;

г) улучшения правоприменительной практики и т.д.

Основным средством повышения уровня правосознания и правовой культуры является правовое воспитание, которое служит условием демократизации государственной и общественной жизни.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Цель правового воспитания – развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Формы правового воспитания:

1. Правовое обучение.

2. Правовая пропаганда.

3. Юридическая практика.

4. Самовоспитание и т.д.

Большую работу по правовому воспитанию населения проводят органы внутренних дел.

Основной целью такого воспитания является выработка у населения твердого убеждения в том, что необходимо строго, неукоснительно и точно соблюдать правовые предписания, установленные государством.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

ЛЕКЦИЯ 2.1

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА,

ЕГО СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ

ПЛАН:

Наши рекомендации