Понятиие государственной власти
Власть – явление социальное. Социальная власть присутствует (хотя и в скрытой форме) везде, где упрочены объединения людей: в семьи, производственных коллективах, государстве, т.е. там, где есть реальные возможности и способность влиять на поведение людей с помощью каких-нибудь средств. Динамика развития любой организованной общности людей является борьбой между властью и хаосом.
В широчайшем значении власть – всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности – политической, экономической, правовой.
Основными компонентами власти является ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, который приводит в движение все ее элементы (механизм и средства взаимодействия субъекта и объекта).
Власть – всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта. Власть некогда не являются отношениями лишь одного человека (или органа), если не иметь в виду власть человека над собой (но это уже психологический, а не социальный феномен). Власть означает отношения зависимости между людьми: с одной стороны, навязывание воли кого-то другого, с другого – покорение ей. Иначе – это отношения между субъектом и объектом.
Сущностью власти есть волевые отношения (управление /господство/ – покорение). Власть припускает верховенство, монопольное право субъекта принимать решение ("авторитетные решения"), обязательные и значащие для объекта, и способность обеспечивать выполнение принятых обязательств, т.е. контролировать объект. Общество объективно нуждается во власти. Она противостоит анархии, препятствует разрушительным действиям, опасным для всего социального организма. Авторитет, право, насилие – средства, с помощью которых власть имеет способность и возможность осуществлять свою волю, определенным чином влиять на деятельность и поведение людей.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект имел такие качества:
- волю к власти, т.е. желание властвовать и готовность брать на себя связанную с этим ответственность;
- компетентность, т.е. знание сущности дела, состояния и расположения духа подвластных, умение использовать ресурсы, иметь авторитет.
Готовность к покорению объекта властвования зависит от ряда факторов:
- от его качеств;
- от выдвинутых требований;
- от ситуации и средств влияния, которые имеет субъект;
- от восприятия субъекта объектом в зависимости от наличия (или отсутствия) у него авторитета.
В отличие от ранних эксплуататорских государств, где объект властвования был бесправным и обязанным беспрекословно подчиняться субъекту властвования, в современных демократических государствах качества объекта политического властвования определяются прежде всего его политической и правовой культурой.
Социальная (публичная) власть – волевые (руководства – покорение) отношения между людьми по поводу организации их общей деятельности, осуществление общей для данного социального коллектива воли (интереса).
Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Если в первоначальном обществе социальная власть имеет публичный (общественный) характер, то в классово-организованном – политический. В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет крепкие корни в общественной и частной жизни граждан.
Какое соотношение политической и государственной власти?
Есть две точки зрения по этому вопросу:
- "политическая власть" и "государственная власть" – понятия тождественные, поскольку политическая власть происходит от государства и осуществляется за ее прямого или опосредствованного участия;
- "политическая власть" и "государственная власть" – понятие не тождественные, однако всякая государственная власть есть политической.
Действительно, политическая власть неразрывно связана с властью государственной, находит в ней свое продолжение. Государственная власть – главное, типичное средство осуществления политической власти.
Отличия политической и государственной власти тяжело выделить, тем не менее они есть.
1. Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной. Примером может служить двоевластие в России 1917 г. – власть Временного правительства и власть Советов. Владея политической властью, Советы к тому времени не имели самостоятельной государственной власти. Другой пример – политическая власть в Анголе, Гвинее-Бисау, Мозамбике, которые перестали быть колониями Португалии (к провозглашению независимости в 1974 и 1975.). Такую власть можно назвать предгосударственной, или архаичной. Лишь со временем она становится государственной, приобретает общий характер.
2. Государственная власть выполняет роль арбитра в отношениях между разными социальными слоями общества, смягчает их противоборство, выполняет "общие дела".
Государство – центральный институт политической власти. Ядром политики как сферы деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, является проблема завоевания, содержание и использование государственной власти. Термин "политическая власть" призван подчеркнуть реальную способность и возможность класса (социального слоя, социального группы), который не имеет власти, вести борьбу за ее завоевание, проводить свою волю в политику – в пределах правовых норм и за их помощью.
Политическая деятельность не исчерпывается государственной деятельностью. Она осуществляется в рамках разных политических партий, профсоюзов, международных организаций. С помощью политической власти реализуются жизненно важные интересы значительных и влиятельных групп общества (классов, наций, этнических сообществ и др.).
В отличие от государственной власти, политическая власть класса, другого социального сообщества не способна выполнить роль умиротворителя противоборствующих сил общества или осуществлять "общие дела".
3. Политическая и государственная власть имеют разные механизмы осуществления. Государственная власть характеризуется наличием аппарата управления и аппарата принуждения. Она имеет властное принудительное влияние на поведение людей и их организации, обеспеченные государственно-правовыми методами.
Политическая власть класса и другого социального сообщества осуществляется через: а) их организации (опосредствованный путь);
б) политические выступления (непосредственный путь). Если власть класса реализуется с помощью государственного аппарата с опорой на аппарат принуждения, можно говорить о государственной власти. Государственная власть не может противопоставляться политической власти, поскольку политическую власть в обществе нельзя вообразить без государства. Государство является основным универсальным аккумулятором политической власти, так как имеет возможность:
а) предавать интересу власти общеобязательный характер;
б) использовать специальные органы (аппарат) для ее осуществления;
в) прибегать в случае потребности к принуждению.
По обыкновению государственная власть является основным направлением осуществления политической власти класса (социального слоя, социального группы) в государственных формах с помощью присущий лишь ей средств и методов.