Религиозные верования восточных славян

Славяне были язычниками, и, значит, поклонялись явлениям природы, обожествляли их. Были также развиты культ рода и предков, вера в добрых и злых духов. Отличительная черта язычества - многобожие. В пантеон восточнославянских богов входили: Сварог (Вселенная); Род (плодородие); Даждьбог, Ярило, Хорос (Солнце);^елес (скот и богатство); Стрибог (ветер); Моко*_» (земля); Перун (гром и молния, война). На смену лету приходила осень, потом наступала зима, и люди с нетерпением ждали тепла и щедрого солнца. Они не могли понять, почему так происходит, почему благодатные дни кончаются и начинаются заморозки и холода, почему идет дождь или выпадает снег. Славяне думали, что все это зависит от воли богов и других таинственных сил. Если в разгар лета небо вдруг темнело, люди говорили о приближении могущественного Перуна - повелителя грозы, бога войны. Разгневанный, он посылал на землю свои огненные стрелы, и оттого гремел гром и ослепительно и страшно сверкали молнии. Когда Перун успокаивался, проливался дождь, питающий все живое.. А без дождя не бывать урожаю: не взойдут посевы -не будет хлеба. Славяне представляли себе Перуна очень сильным, громадного роста мужчиной, настоящим великаном. У него большая голова, рыжая борода и усы, а волосы - седые. В правой руке он держит лук, а в левой - колчан со стрелами. Таким и изображали его, вырезая из дерева идолов. Головы таких идолов сверху были покрыты серебром, а борода и усы - золотом. Идолы Перуна ставились на высоком месте -капище, а к их подножию, чтобы задобрить, умилостивить громовержца, приносились кровавые жертвы - требы - птиц, домашних животных, а бывали случаи, и людей. Однако необходимо отметить, что древние славяне, в отличие от других язычников, не строили для своих богов грандиозных храмов, не было у них также и особого сословия жрецов, хотя толкователи воли богов — волхвы, кудесники — существовали. Воображение славян создавало и других богов. Задумываясь, отчего светит солнце, отчего дует ветер, отчего небо меняет свой цвет, славяне пришли к мысли, что и солнце, ветер, и небо находятся во власти божеств. На небе царил Сварог - отец солнца, а Стрибог распоряжался воздушными стихиями; своим могучимдыханием он вызывал волны на море: захочет - пошлет бурю и ураган, захочет - легкое дуновение будет ласковым и пьянящим.

А еще славяне очень почитали Мать Сыру Землю - богиню земли Мокошь. К земле

относились с большой любовью, как к бесконечно доброму живому существу: ведь земля их

кормила и поила, из земли и от земли они получали все необходимое.

Сохранились старинные песни, которые слагали славяне в честь земли. В них она названа матерью родной, которая всех породила.

Славяне относились к земле бережно и почтительно. Работая в поле, пахарь со слезами просил

прощения у Матери-земли за то, что рвет сохой или царапает бороной ее грудь.

Самой надежной и страшной клятвой у славян была та, при которой целовали или ели землю. После этого человек должен был

обязательно, как бы тяжело и трудно ему не пришлось, выполнить свое обещание, иначе все от него отворачивались, он становился изгоем.

Баба-яга - лесная старуха-волшебница, Леший - дух леса, Домовой - покровитель дома, Водяной - волосатое и бородатое существо, дух рек и озер, русалки, в которых вселялись души умерших, - все они были придуманы

славянами, которые верили, что и дома, и в лесу есть свой невидимый, но обладающий волшебной силой хозяин. И все непонятное, таинственное люди приписывали действию этих волшебных существ, которые при желании могли прийти человеку на помощь, а могли принести ему вред и даже погубить.

Весь мир был наполнен этими злыми и добрыми духами. Одни из них были похожи на людей, другие - на животных, третьи

одновременно походили и на человека, и на какого-нибудь зверя или птицу.

Языческие праздники были связаны со сменой времен года и земледельческими работами: в Новый год (осенью) - колядовали, в день

весеннего равноденствия — праздновали Масленицу, в летний солнцеворот - Ивана Купалу.

Особые ритуалы сопровождали рождение, смерть, свадьбу человека. Был развит культ предков (Рода, или Щура) и загробной жизни: по умершим устраивались тризны, над

могилами знатных людей насыпались курганы.

8 Период IX–XI вв. в жизни Западной Европы иногда называют «феодальной революцией», имея в виду, что именно тогда складывались те государства, от которых ведут свою историю современные Великобритания, Франция, Германия. В отличие от предшествовавших им «варварских» королевств, это были государства, строившиеся по национальному принципу, т. е. на базе общности рождения, языка и территории. Иными словами, здесь возникало то, что Л. Н. Гумилев называл этнической общностью, которая, естественно, была заинтересована в построении своей государственности. Именно поэтому раннефеодальные европейские государства имели достаточно широкую социальную базу, поскольку в стабильности были заинтересованы многие. Более того, приходилось отбиваться от внешних врагов: арабов и норманнов. Вот почему королевская власть довольно легко добивалась права распоряжения всеми общинными землями и сбора налогов с крестьян – ведь она оказывалась единственной силой, хоть как-то поддерживающей порядок. Однако ранние европейские короли нуждались в реальной вооруженной силе, способной защитить их владения от агрессии извне, а такой силой могла стать лишь феодальная знать, составлявшая тяжеловооруженное конное войско, ибо крестьяне воевать не умели. Чтобы приобрести себе эту опору, королевская власть начинает интенсивную раздачу земель в частные владения, чьи хозяева – герцоги, графы и бароны – строили там свои укрепленнные замки, получали право судить крестьян-земледельцев, их кормивших; наконец, законодательно запрещает уходы свободных людей, находящихся под покровительством феодала или в вассальной зависимости от него. Понятно, что со временем феодалы-землевладельцы, приобретая все больше прав, должны были рано или поздно приобрести независимость от центральной власти и начать борьбу с королями и друг с другом за земли, титулы и доходы. Но пока сохранялся значительный контингент свободного крестьянства, центральная власть была еще достаточно крепкой и проявляла тенденции к внешней экспансии и завоеваниям. Отсюда – целый ряд раннефеодальных «империй» в Европе: «Римская империя», созданная германскими королями, государство Кнуда Великого (Дания, Швеция, Норвегия, Англия). Хотя все они очень быстро разваливались, но успевали на подвластных им территориях заложить основы феодальной государственности, переходившей далее к самостоятельному существованию. Проиллюстрируем эти процессы конкретными примерами.

Возникшее после официально зафиксированного в 843 г. распада империи Карла Великого Западно-Франкское королевство, включавшее в себя земли, расположенные к западу от Рейна, с самого начала оказалось в тяжелом положении, подвергаясь с севера опустошительным набегам викингов. Неспособность королей, потомков Карла, дать отпор грабителям побуждала местную знать, герцогов и графов, действовать на свой страх и риск. Их привилегии превращаются в наследственные, для укрепления своего положения они расширяют владения, добиваясь распространения своей власти на еще сохранившиеся свободные территории и более жесткого подчинения мелких свободных землевладельцев. Когда Эд, граф Парижский, в начале X в. сумел успешно отразить набег норманнов, такой успех сразу выдвинул его в первые ряды феодальной знати, так что к концу X в. один из его потомков – Гуго Капет – сверг последнего короля из династии Каролингов и объявил французским монархом самого себя. Правда, большинство провинций не признавали его власти, а север Франции к тому времени был уже захвачен датчанами и норвежцами, образовавшими там герцогство Нормандию, однако Париж стал тем политическим центром, вокруг которого позднее начнет строиться единое Французское королевство.

На землях к востоку от Рейна возникло Восточно-Франкское королевство, уже с начала X в. ставшее называться Германским. Когда пресеклась династия немецких Каролингов, монархом был избран герцог Саксонии под именем Генриха I Птицелова. Он укрепил границы страны, построил множество крепостей, предпринял несколько военных походов на восток, сумев разбить венгров, до той поры тревоживших своими набегами германские земли. Окончательно разгромил восточных соседей уже его сын Оттон I, в 962 г. коронованный папой в Риме императорской короной. В первой половине XI в. Германия была объявлена «Священной Римской империей». Тогда же, еще в X в., началось завоевание германскими феодалами земель западных славян. Сначала колонизации подверглись территории между Эльбой и Одером, затем, двигаясь дальше на восток, германские рыцари сталкиваются с поляками и чехами, у которых уже появились собственная государственность и католическая вера. Впрочем, гораздо больше императоров тогда занимали итальянские дела. А утвердившийся со временем порядок выборности кандидатов на трон и борьба за высший титул между представителями разных династий привели к тому, что Германия быстро потеряла свою политическую целостность.

Своеобразно сложилась в этот период история Англии. Остров был завоеван германскими племенами (англосаксами) лишь в VI в., а уже с конца VIII в. Британские острова стали объектом захватов для датчан и норвежцев. Существовавшие здесь мелкие государства англосаксонских владетелей не могли противостоять завоевателям, лишь при Альфреде Великом к началу X в. удалось приостановить экспансию викингов. Однако уже в первой половине XI в. Англия вновь оказывается под властью скандинавов – в составе державы Кнуда Великого. Понятно, что в столь неблагоприятных условиях здесь не могло возникнуть сколько-нибудь сильной королевской власти, а феодальная собственность на землю складывалась замедленными темпами, ибо крестьяне от своих сеньоров не видели ничего хорошего – ведь те были неспособны защитить их от скандинавских пиратов. У англосаксонских королей, таким образом, не было той базы, на которую опирались их собратья на континенте. Поэтому когда в 1066 г. нормандский герцог Вильгельм, собрав 5-тысячное войско (из них 2 тыс. тяжеловооруженных воинов), высадился на английском побережье, англосаксонское ополчение не смогло противостоять захватчикам и было разбито наголову. Герцог Нормандский стал королем Англии и вошел в историю под именем Вильгельма Завоевателя. Впрочем, его власть тогда еще не распространялась ни на Шотландию, ни на Уэльс, ни на Ирландию. Подчинением всех этих территорий английские короли будут заняты на протяжении нескольких последующих век

9 Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю нашло в дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков.

Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-историков Гот-либа Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, авторы этой «теории» и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта «теория» была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941 г. на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному развитию.

Между тем, государство как продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. Это процесс длительный и сложный. Для возникновения государственности необходимы соответ-ствующие условия, осознание большинством членов общества потребности в ограничении родо-вой власти, имущественное расслоение, зарождение племенной знати, появление славянских дру-жин и пр.

Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей не вызывает сомнения. Бесспорны также взаимосвязи между варягами (норманнами – от сканд. «человек севера») и Русью. Приглашенные предводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою – и гражданскую власть. Вполне объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические, насильственные истоки. Однако довольно спорным, на наш взгляд, является «аргумент» норманнистов о том, что варяжский конунг Рюрик был приглашен с братьями Синеусом и Трувором, о факте существования которых история боль-ше ничего не сообщает. Между тем, фраза «Рюрик пришел с родственниками и дружиной» на древне-шведском языке звучит так: «Рюрик пришел с сине хус (свой род) и тру вор» (верная дру-жина).

В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную само-бытность славянской государственности, отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замк-нутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этниче-ское объединение северорусских и южнорусских племен (все это) характерные черты продвиже-ния славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновре-менно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викин-ги (варяги), как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

Вместе с тем, норманнистские высказывания трудно именовать теорией. В них фактически отсутствует анализ источников, обзор известных событий. А они свидетельствуют о том, что варя-ги в Восточной Европе появились тогда, когда Киевское государство уже сложилось. Признать варягов создателями государственности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян? На их язык, культуру? Напротив, на Руси был только русский, а не шведский язык. И до-говоры Х в. с Византией посольство киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках – русском и греческом, без следов шведской термино-логии. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь – страна несметных богатств.

. Принятие христианства.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Началось это, согласно летописи, с прибытия в Киев посольства волжских булгар, «веры бохмиче», т.е. мусульман, которое будто бы предложило князю стать почитателем Мухаммеда. В ответ на соблазны со стороны мусульман узаконить многоженство Владимир, узнав, что их вера запрещает есть свинину и пить вино, заявил: «Руси есть веселие пить, не можем без того жити!»

Затем в летописи приведен знаменитый рассказ об испытании вер Владимиром. Он, разумеется, дошел до нас в обрамлении разного рода легенд, но, возможно, имеет рацио­нальное зерно. Последнее состоит прежде всего в том, что киевский князь действительно задумался над необходимостью принять какую-то монотеистическую религию, по своей сути укреплявшую власть единого государства. Это было тем более необходимо, что такие религии уже исповедовали почти все окружавшие Русь государства.

Еще в 962 г. крестился (от Рима) польский князь Мешко. Еще раньше христианской стала Чехия. На востоке преобладал ислам, но в остатках некогда могущественной Хазарии доминировало иудейство, последователи которого были и в Киеве: найдено письмо, происходящее из иудейской общины (кагала) Киева. К тому же, роль еврейских купцов в Восточной Европе продолжала сохраняться. Даже в Скандинавии тамошние языческие конунги все больше склонялись к христианизации, и не за горами было время, когда шведские короли крестились. Разумеется, не следует преувеличивать влияние на Руси ислама, а тем более иудаизма. Русь была обречена на христианизацию, и христианская религия пробивала себе дорогу вопреки всем препятствиям уже более ста лет. Владимир был осторожным и умным политиком, который стремился прозондировать все варианты и избрать из них лучший для своего народа.

Наконец, рассказы летописи о зондаже великим князем в области исламской религии могли бы быть также отброшены в сторону, если бы в нашем распоряжении не существовало апокрифического рассказа, созданного в Средней Азии и сохраненного одним источником начала XIII в. Этот источник (автор — некий Ауфи) повествует о посольстве русского князя Валдемара (здесь это имя фигурирует как титул) в Хорезм. Дата такого посольства у Ауфи, разумеется, неверна (она на пятьдесят лет старше Владимира), неверно и утвер­ждение о принятии русами после этого ислама. Однако и в русской летописи есть упоминание о посольстве в Волжскую Булгарию, откуда киевские послы могли направиться и в Хорезм, с которым у Поволжья были давние и прочные связи. Поэтому вполне можно допустить, что Владимир направил и посольство в мусульманские страны, а таковыми могли быть именно Волжская Булгария и Хорезм. Но что его послы могли там увидеть во второй половине 80-х годов Х в.? Государство Саманидов, еще недавно цветущее и сильное (а ему подчинялся Хорезм), быстро приходило в упадок и было на краю гибели. И если Владимир искал религию, способную подкрепить сильную государственную власть, то на востоке такой власти он в эти годы найти не мог — ее там, в мусульманском мире, просто не было. А вот Византия являла пример не только внутренней стабильности. Она была могуще­ственной державой, ведшей успешную политику как на

востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах. Власть императора была почти неограничена, и греческая церковь ее подкрепляла. К тому же, эта церковь, в отличие от римской, была, по сути дела, включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора.

Правда, отношения с Византией со времен Святослава оставались более чем прохладными, а по утверждению некоторых источников — и просто враждебными. Однако здесь именно в эти годы появились обстоятельства, которые должны были такие отношения улучшить.

В Малой Азии то и дело происходили восстания тех или иных мятежных военачальников. В августе 987 г. один из таких мятежников, Варда Фока, провозгласил себя императором, а в начале 988 г. его отряды двинулись на Константинополь. В этой ситуации старший из двух официально правивших тогда братьев-императоров Василий II обратился за помощью к Владимиру, и последний на этот призыв откликнулся, направив 6-тысячный отряд, с помощью которого мятежники были разгромлены. Этот отряд скорее всего состоял из варягов, с помощью которых Владимир за несколько лет до этого одержал победу в борьбе с Ярополком. Русская летопись в связи с этим пишет, что Владимир отпустил этих варягов в Константинополь, одновременно сообщив об этом императору. Князю был резон отделаться от буйных искателей военных приключений, а император получил сильную военную поддержку. К месту сказать, по-видимому, с этого времени такие пришедшие из Руси военные отряды становятся постоянными в Византии, и мы знаем об их использовании, например, в войне империи с грузинами в начале XI в. Состояли они не только из варягов как таковых, но, очевидно, и из славян. Кстати, как раз с этой поры в Византии функционирует так называемая варяжская дружина, также многонациональная по своему составу (позже в ней служили и выходцы из стран Западной Европы).

Помощь империи со стороны Руси была обговорена двумя важными условиями. Во-первых, императоры обязались отдать в жены князю свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это был весьма редкий случай, когда гордые ромейские императоры согласились выдать византийскую принцессу за «варвара», каковым в их глазах был Владимир.

Русская церковь изначально (по образцу греческой) зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в чисто церковных делах. Показательно, что по рассказам летописи (правда, поздних вариантов) Владимир обменивался посольствами с римским папой.

Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его (равно как и иных факторов) стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.

В плане этническом принятие христианства ускорило консолидацию древнерусской народности, общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Процесс этот начался раньше, но тормозился существованием местных политических объединений и локальных идеологических (языческих) центров. Еще для 80—90-х годов Х в. русская лето­пись оперирует старыми местными этнополитическими понятиями: радимичи, вятичи, хорваты и т.д. Их в ту пору меньше, нежели, скажем, для первой половины Х в., но они еще есть. Очень рано исчезают поляне, вместо древлян как этноса почти столь же рано появляется территориальное понятие «дереве», «Древлянская земля», вместо словен ильменских — Новгородская земля. Дольше всего в представлении киевских летописцев сохраняются понятия вятичи, дреговичи, что, возможно, объясняется их относительной отсталостью, сравнительно с такими центрами, как Киев, Новгород, Полоцк. В целом же к рубежу XI в. местные этнополитические единицы почти полностью исчезают, покрываясь терминами «Русь», «Русская земля», а ее обитатели именуются русичи, русины, в иностранных источниках — русы, росы, рутены.

Этому, несомненно, способствовало создание и единой государственности и единой церковной организации, заменившей разнообразные местные культы.

Нет сомнений, ускорилась и социальная дифференциация древнерусского общества, формирование господствующего слоя, группировавшегося вокруг киевского князя и его пред­ставителей на местах. Эта консолидирующаяся древнерусская знать отныне могла опираться и на многосотлетние церковные каноны, пришедшие из Византии и получившие свои дубликаты на Руси (церковные уставы Владимира, Ярослава и т.д.).

Следует отметить роль принятия христианства в возникновении и укреплении земельной собственности на Руси.

Первоначально церковь существовала за счет десятины княжеских доходов, как определил еще князь Владимир, церковная собственность на землю возникла раньше боярской и в определенной мере стимулировала появление последней. Перевод и распространение на Руси византийских сборников права должны были ускорить эти процессы.

Яснее вырисовывается влияние принятия христиане на политическую структуру Древнерусского государства. именно здесь отчетливо проявились противоречия между киевскими князьями, пытавшихся с помощью но религии укрепить центральную власть, и, в конечном счете, реальным ходом социально-экономического развития, которое вело «державу Рюриковичей» к неизбежной победе раздробленности уже на новой основе.

Учение христианства о едином Боге, освящающем власть единого государя, несомненно, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. Но затем князь еще при жизни рассадил своих двенадцать сыновей по важнейшим восточнославянским городам и землям, рассчитывая таким путем держать в повиновении недавно им же усмиренные области (вятичей, радимичей и т.д.). Однако некоторые основы местного сепаратизма сохранились, и опирал они на местную знать. В последние годы жизни Владимира против него составил заговор Святополк, сидевший в Туре а буквально накануне кончины великого князя возмути правивший в Новгороде Ярослав, который через свою мать Рогнеду был связан с убитым полоцким князем Рогволд Владимир начал готовиться к походу на Новгород, но за всеми этими событиями стояла местная знать земель.

Огромную роль сыграло принятие христианства в развитии и формировании единой древнерусской культуры. Прежде всего, речь идет о возникновении, точнее распространи письменности и литературы. То, что письменность появилась на Руси еще раньше, ныне вряд ли кто будет оспаривать. Деятельность славянских просветителей Кирилла и Мелодия имела в ту пору практически общеславянское значение, тем более, что македонское наречие, на котором творили солунские братья, в ту пору было понятно всем славянам, и, прежде всего южным и восточным. Известны единичные находки надписей на Руси дохристианской поры, а арабский библиограф ан-Надим, писавший буквально накануне христианской реформы Владимира, упоминает о переписке русского князя с каким-то кавказским владетелем, приводя даже образец этих письмен. (Кстати, выполненный, по-видимому, на бересте!)

Однако письмо, пришедшее на Русь от южных славян, не получило в дохристианской Руси сколько-нибудь широкого распространения, и нет никаких оснований говорить о появлении на Руси до Владимира литературы. Так что широкое внедрение письменности и появление литературы, сначала переводной, затем оригинальной, следует отнести только к христианскому времени. Кстати, и «Повесть временных лет» отмечает, что на Руси «не слышали прежде учения книжного». О том же говорят и все наши конкретные известия о древнерусской словесности. И в этом распространении славянского письма и появлении древнерусской литературы несомненна ведущая роль христианства и ранних деятелей рус­ской церкви.

Если переводная литература поступала в основном первоначально из Болгарии, то первые оригинальные произведения принадлежат перу русских духовных лиц. Это митрополит Иларион с его «Словом о законе и благодати» — проповедью, произнесенной им на гробнице Владимира в Десятинной церкви. Это упомянутый Иаков Мних и другие. К сожалению, от ранней русской литературы сохранилось немногое, но, несомненно, и возникновение древнерусского летописания связано с христианской средой. Если мы посмотрим на «Повесть временных лет», то легко убедимся, что в росписи событий правления Владимира видное место занимают упоминания дат, связанных с рождением или кончиной членов княжеской семьи. Это говорит о том, что летописцы использовали, скорее всего, церковные записи, обычные в связи с подобного рода событиями.

Когда появилась ранняя русская летопись, сказать трудно, на сей счет существуют разные мнения. Скорее всего, однако, это следует отнести уже ко времени Ярослава Муд­рого, когда изложение событий в «Повести временных лет» приобретает регулярный характер.

Владимир еще при жизни рассадил своих многочисленных сыновей по разным частям державы, надеясь таким путем сохранить ее единство. Жизнь показала, однако, что это было сделать нелегко. Народная память прочно удержала об раз просветителя Древней Руси — из всех ее властителе лишь Владимир стал героем русских былин, где вместе с ни] действуют другие лица, также имеющие своих исторически прототипов (Добрыня Никитич, Путята и др.). Это показывает, пожалуй, лучше всех ученых рассуждений истину историческую роль великого князя, хакана земли Русской как его именовал Иларион, — Владимира Святого.

Христианство на Руси проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василиям II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, по не выполнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

"Божий слуга" - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, от­вергнув "примитивное" язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви -"десятину" (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер - пе-чер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Наши рекомендации