Русская культура в первой половине XIX в.

Формирование русской национальной культуры.

Примерно с середины XVII в. начался процесс складывания новой русской культуры. В течение XVIII – начала XIX в. доминировала дворянская культура, то есть культура господствующего сословия. Но она существовала не изолированно, но постоянно взаимодействовала с народной культурой. Это создавало предпосылкидля формирования русской национальной культуры. Этот процесс происходил в первой половине XIX в. и ускорился после войны 1812 г. Война была первой в русской истории Отечественной войной, первым общеисторическим действием русской нации. Характерными чертами складывающейся национальной культуры были:

- осознание единства русской и мировой культуры;

- глубокое постижение и усвоение народной культуры;

- одна из центральных тем творчества писателей, художников, музыкантов – историческая судьба России и русского народа.

Литература. Основные литературные стили.

В конце XVIII в. основным литературным течением стал сентиментализм. Главная особенность – пристальное внимание к человеческим чувствам, слезливость – характерная черта произведений сентиментализма. Он представлен сочинениями Карамзина (“Бедная Лиза” и др.).

В 1810-х гг. на смену сентиментализму пришел романтизм: сочинения Жуковского, Рылеева, Кюхельбекера, Бестужева (Марлинского), Одоевского, раннего Пушкина. Охранительные тенденции в романтизме представлены творчеством Кукольника и Полевого. Авторы-романтики подменяли реальную жизнь выдуманной, которую пытались выдавать за образец. Романтические герои должны были стать неким образцом для подражания в реальной жизни.

На смену романтизму приходит реализм. В его становлении важную роль сыграли басни Крыловаи сочинения Грибоедова, прежде всего “Горе от ума”. Утверждение реализма приходится на 1830-1840-е гг. Основными произведениями реализма принято считать:

- Пушкин – “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Капитанская дочка”, “Дубровский”;

- Гоголь– “Ревизор”, “Мертвые души”;

- Лермонтов – “Герой нашего времени”;

- Герцен– “Кто виноват?”, “Доктор Крупов”;

- Достоевский – “Бедные люди”;

- Тургенев - “Записки охотника” и др.

Реализм предполагает действительное, без приукрашивания, отражение жизни.

Основоположником русской литературной критики принято считать Белинского. Он отстаивал общественное назначение литературы, выступал за утверждение в ней принципов реализма и народности.

Музыка и театр.

Расцвет театрального искусства этого периода приходится на 30-40-е гг. На сцене Малого театра блистали Мочалов, Щепкин. Ведущими актерами Александринского театра были Каратыгин, Мартынов.

Среди постановок 30-40-х гг. выделялись: “Горе от ума” Грибоедова (поставлено в Москве и Петербурге с купюрами), “Ревизор” Гоголя, ставший событием общественно-культурной жизни. Начинается творческая биография Тургенева-драматурга: “Нахлебник”, “Холостяк”, “Месяц в деревне”. Тургенев был одним из основоположников нового жанра – лирико-психологической драмы.

Музыкальная культура начала XIX в. продолжала традиции предшествующего периода, когда доминировала камерно-вокальная музыка. Романсы Алябьева, Булахова, Титова, Варламова, Гурилева.

Репертуар оперных театров начала века состоял в основном из сочинений итальянских, французских и немецких композиторов. Наиболее известным русским оперным композитором был Верстовский (“Аскольдова могила”).

Вершиной развития русского музыкального искусства первой половины XIX в. стало творчество Глинки. Он прославился операми “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”), “Руслан и Людмила”. Глинку считают основоположником русской классической музыки.

В 50-е гг. начинается творческий путь Даргомыжского – опера “Русалка”.

Живопись.

В начале XIX в. на смену классицизму приходит романтизм. Дальнейшее развитие получает портретный жанр. Выдающимся художником-портретистом был Кипренский – портреты Пушкина, Жуковского, автопортрет.

В 30-е гг. возрастает роль бытового жанра, в котором значительное место занимают элементы реализма. Это характерно для работ Тропинина – “Кружевница”, “Гитарист”, портрет Пушкина. Венецианов одним из первых обратился к изображению простых людей, сделал их героями своих произведений – “На пашне”, “Захарка”.

В творчестве Брюллова нашли отражение традиции классицизма (“Последний день Помпеи”) и реализма (автопортрет).

Крупнейшим художником первой половины XIX в. был Иванов. В картине “Явление Христа народу” отражена главная тема того времени – раскрепощение человеческой личности.

В 40-е гг. начинается творческий путь Федотова – родоначальника критического реализма в живописи. Основные работы: “Свежий кавалер”, “Утро чиновника, получившего крестик”, “Сватовство майора”, “Разборчивая невеста”, “Завтрак аристократа”.

Архитектура.

В первые десятилетия XIX в. в архитектуре господствовал классицизм. Его разновидностью был ампир, опиравшийся на художественное наследие императорского Рима. Наиболее известные памятники: Казанский собор (Воронихин), Адмиралтейство(Захаров).

В единый комплекс оформляются дворцы и связанные с ним постройки: Михайловский дворец – Площадь искусств; Александринский театр – павильоны Аничкова дворца – здание Публичной библиотеки; ансамбль Главного штаба; Сенат-Синод (Росси) – Исаакиевский собор (Монферран).

После пожара отстраивается Москва. Бове– первые торговые ряды на Красной площади, здания Большого и Малого театров, вместе с Бетанкуром – Манеж.

Жилярди заново отстраивает Московский университет.

В конце 30-х гг. на смену классицизму приходит эклектика: элементы византийского стиля, барокко, псевдоготика. Примеры – Мариинский и Николаевский дворцы в Петербурге (Штакеншнейдер).

Скульптура.

В начале века наблюдается подъем монументальной скульптуры, развивавшейся в рамках классицизма. В 1818 г. по проекту Мартоса на Красной площади возводится памятник Минину и Пожарскому. Теребенев, Пименов, Демут-Малиновский оформляют Казанский собор, Адмиралтейство и арку Главного штаба.

Переход от классицизма к реализму в скульптуре проявился в трактовке героев войны 1812 г. как реальных исторических личностей: памятники Кутузову и Барклаю де Толли (Орловский).

20 лет работал над четырьмя скульптурными группами Клодт. Они установлены на Аничковом мосту в Петербурге. Их отличают ясность композиции, строгость и четкость пропорций, пластическое совершенство.

Скульптор Толстой был создателем многих барельефов и медалей. Особую известность приобрели барельеф “Народное ополчение 1812 г.” и серия медалей, посвященных войне 1812 г.

Русская культура первой половины XIX в. имела мировое признание. Творчество Пушкина еще при его жизни получило известность за границей. На сценах многих театров мира шли оперы Глинки. Скульптуры Клодта, установленные в Берлине и Неаполе, принесли ему и русскому искусству европейскую славу.

В то же время развитие русской культуры в первой половине XIX в. подготовило ее расцвет в последующие десятилетия.

Наши рекомендации