Тема 1.2. Современная социальная работа в России
План:
1. Особенности современной социальной работы
2. Особенности социальной работы в современном российском обществе, ее актуальные проблемы.
3. Субъект-объектный подход в социальной работе
4. Понятия «социальная работа», «социальное обеспечение», «социальное обслуживание». Их взаимосвязь с социальной работой.
5. Основные направления социальной работы
Литература:
Гуслова М.Н.Организация и содержание социальной работы с населением. М: Издательский центр «Академия», 2007.
Социальная работа теория и практика: Учеб.пособие/Отв.ред. Холостова Е.И.-М.:ИНФРА-М, 2008
Основы социальной работы:Учебник/Отв.ред. Павленок П.Д.-М:ИНФРА-М, 2006
Деятельность есть способ существования и развития социальной действительности, проявления социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Ее основные черты: сознательность (целеполагание), продуктивность, общественный характер.
По разным основаниям деятельность подразделяется на практическую и духовную (они дополняют друг друга); экономическую, социальную, политическую и т.д.; классовую борьбу, национально-освободительное движение и др.; прогрессивную и реакционную; положительную и отрицательную; законную и незаконную; моральную и аморальную; творческую и нетворческую и т.д.
В специальных (частных) социологических теориях категория «деятельность» конкретизируется, операционализируется с учетом сфер деятельности, ее социальных форм и т.д. Так, к примеру, в сфере здравоохранения такой деятельностью является работа по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека; в сфере образования — обучение, подготовка и переподготовка кадров; в сфере науки — научно-исследовательская деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию объектных знаний о явлениях и процессах, протекающих в природе и обществе; в сфере культурно-досуговой — организация отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности; в силовых структурах общества —деятельность по защите от внешних враждебных сил, по поддержанию порядка внутри страны и т.д.; в пенитенциарной системе — деятельность по осуществлению наказаний и исправлению (позитивной социализации) наказуемых; в сфере бытового обслуживания — оказание непроизводственных и производственных услуг отдельным людям, соответствующими учреждениями и предприятиями.
Особой формой деятельности является социальная работа, которая выступает в трех видах: научная, учебная и практическая. В данном параграфе проведен краткий анализ социальной работы как практического ее вида.
Как вид практической деятельности социальная работа отличается спецификой своих объектов и субъектов. В зависимости от объекта, на который направлена эта деятельность, социальная работа интерпретируется в узком (объект — группы и слои населения, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации) и широком (объект — все население, различные сферы жизнедеятельности) смысле.
В целом социальная работа представляет собой интегрированный вид деятельности, обусловленный главным ее объектом — человеком как органическим единством его биологического, психологического и социального компонентов. Цель социальной работы — удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных (и прежде всего социально уязвимых) слоев населения с учетом социального положения, специфики их социальных проблем.
Основные компоненты социальной работы. Социальная работа как общественный феномен и особый вид деятельности включает в себя целый ряд компонентов: объект, субъект, содержание, функции, средства, цели и управление. Они органично, тесно взаимосвязаны между собой, образуя своеобразную социальную систему.
Прежде чем анализировать сущность и содержание объектов и субъектов социальной работы, кратко осветим содержание других вышеуказанных компонентов. Это позволит более конкретно и полно охарактеризовать ее объекты и субъекты.
Важнейшим компонентом социальной работы является ее содержание, которое определяется разнообразными функциями: информационной, диагностической, прогностической, организационной, психолого-педагогической, управленческой, а также функцией оказания практической помощи (в скобках отметим, что этот перечень функций не всегда совпадает у разных авторов).
Социальная работа осуществляется с помощью разнообразных средств (предметов, орудий, действий), которые позволяют достичь цели этой деятельности. Многообразие средств, среди них — деловые связи, личные контакты, слова, приемы психотерапии, личное обаяние, а также телефон, специальные учетные бланки и т.д., — обусловлено многообразием функций социальной работы, ее объектами.
Управление как компонент социальной работы (прежде всего практической) включает анализ и оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание социальных работников.
Важнейшим компонентом социальной работы является ее цель как удовлетворение потребностей и интересов клиентов. Это общая цель может быть конкретизирована с учетом ее составных частей (подцелей): усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы: создание условий, в которых клиенты могут максимально проявить свои возможности и получить все полагающееся им по закону; адаптация и реабилитация клиентов в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение со стороны окружающих.
Как цель, так и другие компоненты социальной работы, определяются спецификой тех, на кого они ориентированы (т.е. объекты), и теми, кто их реализует (субъекты).