Билет 22 Мажоритарная избирательная система в II тура

См. последние пункты билета № 21.

Можно лишь добавить, что помимо Франции эта система используется на президентских выборах таких стран, как Афганистан, Австрия, Аргентина, Болгария, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Хорватия, Кипр, Доминиканская Республика, Эквадор, Египет, Финляндия, Гана, Гватемала, Индонезия, Либерия, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Сенегал, Сербия, Словакия , Словения, Восточный Тимор, Украина, Уругвай, Зимбабве.

Еще можно сказать, что такая избирательная система требует, естественно, куда больших государственных затрат на выборы, чем система с 1 туром.

23. Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная система – места пропорционально голосам; подразумевает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей.

«+» - примерно равное представительство партий; возможность у меньшинства иметь своих представителей в парламенте

«-» - иногда частичная утрата голосов потеря связи депутатов и регионов

  система голосования по списку система единого (единственного) передаваемого голоса
факторы, определяющие пропорциональность 1.избирательная формула 2.величина избирательного округа 3.избирательные пороги 4.способ голосования избирателей См. билет №25

Самая большая проблема этой системы: как наиболее честно превратить голоса в места?

I. Cистема голосования по списку

Пошли по факторам, итак:

1. Избирательная формула – по ней голоса пересчитываются в места.

Суть избирательной формулы – квота, наиболее точно переводящая голоса в места

Методы избирательных формул:

· метод Хэйра

· метод Друппа

· метод д’Ондта (метод Джефферсона 1790-1830, США – метод наиболтшего среднего)

· метод Сант-Лагё + его модификация

2. Величина избирательного округа

→ на n-ный округ – определенное количество мест (чем > округ, тем > система пропорциональна), ? также в том, есть или нет второй уровень для присуждения голосов

Нет деления на округа: Нидерланды, Словакия (1 изб.округ)

Большие округа (≈ по 12 мест): Кипр, Финляндия, Латвия

ВЫСШИЙ (НАЦИОНАЛЬНЫЙ) УРОВЕНЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТ – нужен для того, чтобы остатки голосов не пропадали

Пример: есть 300 мест, 20 – убираем, 280 – делим согласно голосам в округах

Остаток – 20 мест – делится на основании остатка голосов. Чаще всего эти остатки достаются малым партиям, т.к. ВСЕ их голоса – это больше, чем ОСТАТКИ крупных партий)

Изначальная резервация мест: 20% - Дания, Исландия/ 11% - Норвегия, Швеция

3. Избирательные пороги

ИП - % порог для партий, позволяющий пройти в парламент, нужен для устранения фрагментации парламентской системы (чтобы не все партии были в парламенте). Пройдя порог, можно рассчитывать на места, но не факт, то партия их получит.

Бельгия – ИП есть даже в округах, т.к. много нац., яз. и религ. партий

Греция – 80е гг. 20 века: усиленное пропорциональное представительство, ИП на 2м уровне – 17% (для того, чтобы большим партиям больше досталось)

Польша – 1991, нет порогов (29 партий в парламенте), 1993 – ввели, 5% - в изб.округе, 7% - на нац.уровне (7 партий в парламенте). НО: 40% голосов, отданных за партии, которые не прошли в парламент, пропали = какая нафиг пропорциональность тогда? 1997 – соединили мелкие и крупные партии, пороги оставили – так легче пройти в парламент.

Обычно 2 разных порога:

- для партии

- для коалиции (т.к. коалиции проще преодолеть пороги)

4. Способ голосования избирателей - голосование за список партий

а) В нек-х странах список – фиксированный, и изменить его избиратели не могут →НЕПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (закрытые, заблокированные списки) – Испания, Португалия

б) Список можно ранжировать (ставить циферки как захочешь), список ранжированный, открытый – ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – Финляндия, Латвия, Люксембург, Польша, Швейцария

в) Германия, Венгрия, Италия – списки закрыты только на 2м уровне – СМЕШАННАЯ СИСТЕМА

Разница между а и б:

- если список закрыт, партия сама его преференцирует (растет роль партии в ранжировании списка)

- если список открыт, то по сути сам избиратель выбирает, кто будет в Парламенте

! Финляндия: отдаешь предпочтение 1му кандидату, потом по округам собрали, и сделали ранжирование – выиграл тот, кто самый популярный по стране

! Швейцария, Люксембург: столько преференций в списке, сколько мест в округе

! Швеция, Норвегия, Швейцария – избиратели могут голосовать не за 1 кандидата, а за многих, однако предпочтение отдается стольким, сколько мест есть в парламенте для этого округа

ПАНАШИРОВАНИЕ – это когда избиратели по закону могут голосовать одновременно и за кандидатов, и за списки

!!! Вот ещё хрень: список закрыт, но избиратель хочет его «открыть» - тогда у избирателей есть выбор: голосовать либо за кандидата, либо за список. Если > 50% голосует за списки, тогда проходят списки, ну а если > 50% голосует за кандидатов, тогда они проходят

! Дания – сами партии решают, открыть/закрыть (но чаще избиратели ранжируют)

! Литва – до 2000 – закрытые. После – если избиратель захочет, вскроют

! Норвегия – можно вскрыть, но отдельные голоса не влияют на ход выборов – надо, чтобы все вносили изменения в свой список точно такие же, как и ты, чтобы получил кандидат 50%+1 голос, но это нереально

24. Типы смешанных избирательных систем

Появились в 80-е гг. В Европе используются 4 странами- Германия, Литва, Италия, Венгрия.

У вас есть 2 голоса- 1 за депутата местного округа (по мажоритарной системе), и ещё 1 за партийный список (по пропорциональной)

2 типа:

1-Компенсирующая- учитывает все голоса за партию, то есть и те, которые были получены по округам тоже. Например, Германия:

Партии ХДС/ХСС СДПГ СВДП
Первые голоса
Вторые голоса 239-40% 179-30% 179-30%

Надеюсь, я сам всё правильно понял...

Первые голоса- за депутатов партий по одномандатным округам (типа всего их 299). Это прямые мандаты, то есть то количество депутатов, которая партия получила при первых голосах, она обязательно будет иметь в бундестаге.

Вторые голоса- голосование за партийные списки. Всего в Бундестаге 597 депутатов (Татарчук говорила, что их 598, но если сложить числа в таблице, то получается 597). Если партия, например ХДС, получает больше, чем при голосовании по одномандатным округам, как ХДС, то к её первым голосам (200) прибавляется ещё 39 (230-200), то есть в итоге ХДС получает в бундестаге 239 мест. И вторые голоса имеют решающую роль- из них высчитываются конечные результаты.

А дальше, собственно, почему система называется компенсирующей. Если какие-нибудь коммунисты получают 130 первых голосов, а вторых 119, то что же делать? Ведь конечные результаты высчитываются из вторых голосов? То есть 11 голосов теряются? Нет, отвечают немцы! Как уже было сказано, первые голоса- это прямые мандаты, они уже будут в бундестаге. Чтобы это обеспечить, число депутатов бундестага увеличат на 11, то есть всего их будет 608, из них 130- коммунисты.

Поэтому система и компенсирующая, так как она компенсирует голоса, потерянные при вторых голосах.

Важно: в Германии 16 многомандатных округов (по числу федеральных земель).

Очень важно: если в округах партия не преодолела 5%-ный барьер, то к дележу мест по спискам она не допускается, то есть, как я понял, она сохраняет только те места, которые получила при первых голосах.

2-Параллельная- учитываются только вторые голоса (по патрийным спискам). Например, Литва.

Первые голоса- 71 одномандатный округ.

Вторые- 70 мест- по партийным спискам. Всего 141 место.

То есть если в Литве случится такая же ситуация, как с коммунистами в Германии, то есть по вторым голосам какая- то литовская партия получит меньше, чем по первым (15 и 10), то в итоге она получит только 10, а 5- потеряет.

Эта система меньше учитывает интересы избирателей, а благоприятствует большим партиям.

Тоже есть 5% барьер.

Плюсы смешанной системы:

1-граждан представляет отдельный депутат

2-есть и распределение по спискам- более чёткий учёт голосов.

То есть смешанная система совмещает плюсы и мажоритарной, и пропорциональной систем.

Минусы:

Если не прошли по одномандатным округам, есть шанс пройти по партийным спискам.

Поэтому депутаты стараются пройти в партийный список, а не понравиться избирателям.

25. Система единственного (единого) передаваемого голоса.

Разновидность пропорциональной системы.

→ когда избиратель имеет 1 голос, кот. он отдает кандидату, проставляя в бюллетене последовательность преференций, в которой он хотел бы видеть избранными кандидатов.

Если по первой преференции голос избирателя не будет использован, то он должен быть использован по второй (т.е его голос все равно не пропадет).

2 страны – Ирландия и Мальта

1990г – исп. эту систему для избрания парл-та Эстонии.

■ подсчет голосов по системе ДРУППА ■

если кол-во голосов, отданных за кандидата превышает или равно квоте Друппа, этот кандидат избран.

Если остались свободные места:

путем распределения остаточных голосов, у тех, у кого кол-во голосов превышало квоту Друппа, эти голоса у них забирают (все равно они уже прошли в парл-т) и отдают тем, кто был много раз под цифрой 2 у избир. в бюллетенях. И т.д. – тем, кто третьи много раз в бюллетенях, пока не кончатся места.

Если оставшиеся голоса первых кандидатов распределили полностью, а места все еще есть – кандидат с наименьшим кол-вом голосов выбывает из игры, его голоса передаются дальше по системе преференций. (т.е. если голоса первых кандидатов закончились на 5ом чуваке в списке, голоса последнего лузера уйдут пятому, и так далее).

У избирателя в бюллетене 18, например, кандидатов и все от разных партий.

Такая система только в многомандатных округах ( у этих стран вся страна 1 многомандатный округ).

МАКСИМАЛЬНО учитываются голоса избирателей! => самая крутая система.

(ваш чувак, кот. вы отдали №1, не прошел – второй в списке зато может пройти запросто).

Плюсы:

1. передает наибольший объем информации о предпочтениях избирателей.

2. рейтинг кандидатов не ограничен партией (избиратели голосуют за человека).

3. избиратели сами решают, как будут использованы их голоса (т.е. если вы кого-то поставили 18ым, и так ясно, что он не пройдет фейсконтроль в парл-т).

4. избиратели показывают, какую они хотят от партии политику, т.к. кандидат представляет определенное течение в партии

5. система гарантирует, что можно голосовать искренне – 1ый любимый не пройдет, 2ой пройдет.

Минусы:

1. кандидаты, чтобы попасть в список и чтобы за него голосовали, встают на центристские позиции, чтобы не оттолкнуть избирателя.

2. невозможно в очень больших странах ( в Германии пришлось бы 598 преференций расставлять)

3. облегчается избрание независимых кандидатов (чего от них ждать, непонятно) → ведет к фрагментации полит. системы.

Наши рекомендации