Лекция: «Современная российская избирательная система и основные новации избирательного законодательства»
Лекция: «Современная российская избирательная система и основные новации избирательного законодательства»
1. Влияние на формирование российской избирательной системы международных стандартов
2. 20 летний цикл избирательная система России
3. Защита избирательных прав
Уважаемые слушатели! В декабре 2013 года мы отмечали 20-летие действующей Конституции страны и 20-летие избирательной системы, которая берет свой отсчет с момента принятия Конституции РФ 1993 года и проведения выборов в двухпалатный парламент. В рамках сегодняшней лекции я остановлюсь на основных чертах этой избирательной системы и законодательства, а также основных изменения, внесенных в избирательные законы в 2014 -2015году.
Глобализация оказала определенное влияние на формирование Российской избирательной системы, в которой, несмотря на все трудности переходного периода, международные избирательные стандарты нашли свое отражение.
Международные избирательные стандарты можно определить в качестве модели, образца правового регулирования общественных отношений в сфере выборов органов публичной власти.
Принципы подлинных, периодических, выборов при всеобщем, равном избирательном праве, путем тайного голосования нашли отражение в действующей Конституции Российской Федерации 1993 года и законодательстве. (слайд 1)
В целях приведения российского законодательства в соответствии с нормами международного права и реализации принципа всеобщности и равенства произошло уточнение ограничения пассивного избирательного права.
Осенью 2013 г. в Конституционный Суд была направлена жалоба на неконституционность п. 3.2 ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав... граждан Российской Федерации", устанавливавшего бессрочные ограничения на реализацию пассивного избирательного права гражданами, осужденными когда-либо за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.
В ПОСТАНОВЛЕНИИ от 10 октября 2013 г. (слайд 2) КС Признал подпункт "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой установленное им в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления, ограничение пассивного избирательного права, не являющееся уголовным наказанием, может применяться в механизме общеправовых последствий осуждения без специального указания в приговоре в качестве установленного на определенный срок конституционно-правового дисквалифицирующего препятствия для занятия такими лицами выборных публичных должностей после отбытия ими наказания;
не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (части 2 и 3), 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 32 (части 1, 2 и 3) и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой им установлено бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.
В результате 21.02.2014 г. вФедеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" были внесены изменения
3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:
а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
а.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;
а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;
б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта;
3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.
Возвращение к смешанной системе это реализация Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года
Среди основных изменений, которые претерпевает избирательная система Российской Федерации перед очередными выборами депутатов Государственной Думы в 2016 году, следующие.
1), это увеличение числа партий, участвующих реально в выборах,
2) это снижение барьера с 7 до 5 процентов,
3)это возвращение к смешанной системе – 225 на 225 мандатов
4) введение, возвращение графы «против всех» (слайд 4)
Это данные по голосованию "против всех" до 2003 года, когда эта графа была исключена. Вы видите, что на федеральном уровне голосование "против всех" не является решающим фактором, но при голосовании в одномандатных округах и при голосовании на региональных и местных выборах эта графа зачастую приобретает значимый характер и приводит к необходимости проведения в том числе и повторных выборов.
Следует заметить, что в связи с этими изменениями увеличатся расходы из бюджета. В настоящее время на проведение выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерацией в 2016 году предусмотрено в федеральном бюджете 6,5 млрд. рублей. Но эта цифра является чисто условной. Только одно введение одномандатных округов увеличивает расходы примерно на миллиард рублей, прежде всего, за счет необходимости образования 225 окружных комиссий. И, во-вторых , самая большая статья увеличения расходов – это необходимость выделения средств на возможное повторное голосование по одномандатным округам в тех случаях, когда выборы будут признаны несостоявшимися по одномандатным округам.
5) Кандидаты на выборах выдвигаются непосредственно и в составе федеральных списков кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путём самовыдвижения, а также путём выдвижения их политическими партиями. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями.
(Раньше только в составе федеральных списков)
6) Осуществлен переход к образованию избирательных округов сроком на 10 лет, формирование участковых избирательных комиссий со сроком полномочий 5 лет и резерва составов участковых комиссий.
7) избирательные участки образуются за 50 дней осталось;
8) Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования
(Раньше списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования)
9)В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов. (раньше Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать шестьсот человек. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более десяти кандидатов. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее семидесяти. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации).
Федеральный список кандидатов разделяется на общефедеральную и региональную части, при этом наличие общефедеральной части необязательно. В общефедеральную часть списка может быть включено не более 10 кандидатов, в региональной части должно быть не менее 35 региональных групп кандидатов. Региональные группы кандидатов могут соответствовать группе граничащих между собой субъектов Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или части его территории, включающей в себя территорию одного округа или территории двух и более граничащих между собой одномандатных избирательных округов. Региональная часть списка должна охватывать всю территорию Российской Федерации.
10) Регистрация федеральных списков кандидатов, а также кандидатов, выдвинутых политическими партиями по одномандатным избирательным округам, осуществляется без сбора подписей избирателей, если на последних выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти эти политические партии в соответствии с Федеральным законом получили необходимую поддержку избирателей. Остальные политические партии, а также кандидаты, выдвинутые по одномандатным избирательным округам (в том числе в порядке самовыдвижения), должны собрать установленное Федеральным законом количество подписей избирателей.
(Было Федеральный закон от 02.05.2012 N 41-ФЗ (с изм. от 22.02.2014)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления")
Сейчас в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется льготы кандидатов должно быть собрано не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7 тысяч подписей избирателей, зарегистрированных в данном субъекте Российской Федерации.
В поддержку выдвижения политической партией кандидата по одномандатному избирательному округу, на должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.
11) Для проведения своих избирательных кампаний политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, их региональные отделения, а также кандидаты, выдвинутые по одномандатным избирательным округам, создают избирательные фонды. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей, а из средств избирательного фонда кандидата – 15 миллионов рублей. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии составляет от 15 до 100 миллионов рублей – в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
(раньше Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии).
12) Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее, по сравнению с другими кандидатами в данном одномандатном избирательном округе, число голосов избирателей. По результатам выборов по федеральному избирательному округу к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В Российской Федерации за 20 лет сложилась устойчивая партийно-политическая система. (слайд 5 )
На этом слайде показаны результаты распределения мандатов в единый день голосования. Причем, я подчеркиваю, это только региональные и местные выборы, исключая федеральные, четырех парламентских партий в Российской Федерации с марта 2008 года по сегодняшний день.
Вы видите, что действительно результаты четырех парламентских партий достаточно устойчивы на региональных и местных выборах, что во всем мире считается показателем устойчивости партийной системы.
Менялись требования к созданию политических партий (слайд 6)
С 2001 г. – не менее 10 тыс. членов партии
С 20 декабря 2004 г. – не менее 50 тыс. членов партии
С 1 января 2010 г. – не менее 45 тыс. членов партии
С 1 января 2012 г.– не менее 40 тыс. членов партии
С 4 апреля 2012 г. – не менее 500 членов партии.
В период с 1993 по 2011 годы количество политических партий (и иных общественных объединений), имеющих право самостоятельного участия в федеральных выборах, неуклонно уменьшалось (слайд 7):
1993 год – 167 общественных объединений,1995 год – 258 общественных объединений и 15 профессиональных союзов, 1999 год – 139 общероссийских политических общественных объединений, 2003 год – 44 политические партии и 20 общероссийских политических общественных объединений, 2007 год – 15 политических партий, 2011 год – 7 общероссийских политических партий. Число же федеральных списков кандидатов, допущенных по результатам выборов к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, уменьшилось с 8 на выборах в 1993 году до четырех в 2011 году.
В 2000-х годах Россия нуждалась в стабильной партийной системе, в настоящее время более актуальным является укрепление парламентаризма через призму поддержки политических меньшинств и расширения их возможностей в участии в управлении делами государства и общества.
На сайте Минюста сведения о 76 политических партиях, но по данным Министерства юстиции имеют право участвовать в выборах по состоянию на 10 февраля 2014 года 66 политических партий.
Лекция: «Современная российская избирательная система и основные новации избирательного законодательства»
1. Влияние на формирование российской избирательной системы международных стандартов
2. 20 летний цикл избирательная система России
3. Защита избирательных прав
Уважаемые слушатели! В декабре 2013 года мы отмечали 20-летие действующей Конституции страны и 20-летие избирательной системы, которая берет свой отсчет с момента принятия Конституции РФ 1993 года и проведения выборов в двухпалатный парламент. В рамках сегодняшней лекции я остановлюсь на основных чертах этой избирательной системы и законодательства, а также основных изменения, внесенных в избирательные законы в 2014 -2015году.
Глобализация оказала определенное влияние на формирование Российской избирательной системы, в которой, несмотря на все трудности переходного периода, международные избирательные стандарты нашли свое отражение.
Международные избирательные стандарты можно определить в качестве модели, образца правового регулирования общественных отношений в сфере выборов органов публичной власти.
Принципы подлинных, периодических, выборов при всеобщем, равном избирательном праве, путем тайного голосования нашли отражение в действующей Конституции Российской Федерации 1993 года и законодательстве. (слайд 1)
В целях приведения российского законодательства в соответствии с нормами международного права и реализации принципа всеобщности и равенства произошло уточнение ограничения пассивного избирательного права.
Осенью 2013 г. в Конституционный Суд была направлена жалоба на неконституционность п. 3.2 ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав... граждан Российской Федерации", устанавливавшего бессрочные ограничения на реализацию пассивного избирательного права гражданами, осужденными когда-либо за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.
В ПОСТАНОВЛЕНИИ от 10 октября 2013 г. (слайд 2) КС Признал подпункт "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой установленное им в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления, ограничение пассивного избирательного права, не являющееся уголовным наказанием, может применяться в механизме общеправовых последствий осуждения без специального указания в приговоре в качестве установленного на определенный срок конституционно-правового дисквалифицирующего препятствия для занятия такими лицами выборных публичных должностей после отбытия ими наказания;
не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (части 2 и 3), 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 32 (части 1, 2 и 3) и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой им установлено бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.
В результате 21.02.2014 г. вФедеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" были внесены изменения
3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:
а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
а.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;
а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;
б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта;
3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.