IX. Замените выделенный фрагмент текста соответствующим обществоведческим термином.

Фрагмент текста термин БАЛЛЫ
35. «Ни одно из известных сегодня обществ не было застывшим, в них всегда происходили изменения, в процессе которых положение тех или иных социальных систем последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, ставилось под сомнение».    
36. «Валовой внутренний продукт складывается из суммы трех групп расходов: личных потребительских, валовых вложений капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты и государственных расходов».    
37.«В Бельгии в конце XIX в. обладатели крупной недвижимости и те, кто имел высшее образование, получали дополнительный голос. В Великобритании до 1948 г. такое же право предоставлялось крупным работникам, занятым профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, и лицам с высшим образованием.    

X. В современной науке существуют три основных подхода к изучению общества.

Какое из приведенных ниже суждений об «обществе вообще» Вы считаете наиболее отвечающим основной цели научного знания?

Что является целью научного знания?

Обоснуйте, почему две другие представленные позиции не отвечают в полной мере основной цели научного знания.

1. Поскольку «общество вообще» невозможно обнаружить в реальном времени и пространстве, оно не может быть объектом изучения науки;

2. «Обществом вообще» называют логическую модель, в которой отображены универсальные законы строения, функционирования и развития, присущие любому обществу, независимо от времени и места его существования;

3. Социолог может использовать словосочетание «общество вообще», но не должен забывать, что это понятие выражает лишь самое общее, номинальное сходство между конкретными странами и народами, не имеющее решающего значения этой науки.

Ответы:

38.1. –

38.2. –

38.3.-

XI. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение, записав только порядковые номера понятий и терминов.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10. Субъект. 11.Философское. 12. Теоретическое.

Схема:

XII. История человечества сохранила крупнейшие своды законов: Законы Хаммурапи, Законы Солона, Русская Правда. Многие нормы этих сводов составлены на основе непринятых, традиционно установившихся порядков поведения. Как называются такие правила?

40.

Ответ:

XIII. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

41.

1. «Созидание ранее небывшего» (Н.А.Бердяев).

2. «Сущее, подлинно существующее. В отличие от мнимого, не действительного… Само-тождество и, следовательно, само-равенство, точность, подлинность» (П.А.Флоренский).

3. «Учение об общественном бытии человечества» (Г.Зиммель).

4. «Форма организации [управления], превосходящая другие своей эффективностью, технической производительностью» (М.Вебер).

5. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).

Ответ:

1.

2.

3.

4.

5.

XIV. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору.

42. Темы эссе:

1. философия - «Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьих он руках». (П. Устинов)

2. социальная психология - «Личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н. Леонтьев)

3. экономика - «Богатство излишняя роскошь, это кража, совершенная у других» (Р.Роллан).

4. социология - «Одна и та же социальная роль по разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И.Кон).

5. политология - «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А.П. Сумароков).

6. правоведение - «Нет общества без права» (Папиниан).

При проверке эссе рекомендуем руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснование выбора темы.

2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории.

5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6. Владение обществоведческими знаниями, понятиями курса.

7. Свободная композиция и непринужденность повествования.

8. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

Наши рекомендации