Глава 3 направления и формы деятельности органов внутренних дел

Рассмотрение административно-правовых основ управления внутренними делами Республики Беларусь следуетначать с анализа соответствующей сферы, в которой складываются общественные отношения, являющиеся объектом государственного воздействия.

На первый взгляд, термин «внутренние дела» характеризует явления, замкнутые границами суверенного государства, и имеет сугубо «внутреннее» происхождение. Такое понимание, пишет А.Н. Крамник, внутренних дел на уровне государства позволяет отнести к ним всю экономическую, политическую, социально-культурную, внутригосударственную практику [26, с. 357]. Именно так надлежит понимать внутренние дела, когда речь идет о невмешательстве в них как важнейшем принципе взаимоотношений между различными государствами [1, ст. 18].

С другой стороны, даже на такие внутригосударственные явления, как, например, снабжение населения продуктами питания (управление сельских хозяйством, торговлей), коммунальное хозяйство распространяются общецивилизованные требования и, в известной мере, международный контроль. Эти явления настолько интегрированы в мировую экономику, что отнести их к числу сугубо внутренних дел государства можно лишь, пожалуй, по целям управления или ряду его функций. Такая область, как финансы, также помимо бюджета выходит за пределы страны. Даже «силовая» внутригосударственная деятельность (оборона, общественная безопасность, отправление правосудия) осуществляется на фоне общецивилизованных требований к ней и в условиях «международного контроля».

В силу указанных обстоятельств внутренние дела государства не могут в полной мере восприниматься как логическая противоположность делам внешним.

Иное значение утвердилось заданным понятие в юридической науке, законодательстве и практике, когда употребление термина «внутренние дела» сопряжено с обозначением объекта государственного воздействия [26, с. 358]. В этом случае они не выражают в себе всю внутригосударственную деятельность, а подразумевают некую обособленную ее часть.

Здесь речь идет о сфере деятельности отраслевой системы управления внутренними делами – системе Министерства внутренних дел Республики Беларусь, которая в законодательстве определена как «сфера борьбы с преступностью, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности» [18, п. 1].

Термин «борьба с преступностью» широко применяется в правовых и других официальных документах, а также в научных трудах.

Борьба с преступностью – это сложная системно-структурная деятельность, представляющая собой единство трех подсистем:

- общие организации борьбы;

- предупреждения преступности;

- правоохранительной деятельности [41].

Под обеспечением общественной безопасности в юридической литературе понимается проведение в сфере общественной безопасности государственной политики, направленной на создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов безопасности, осуществление мер и средств нормативно-правового, организационного, правоохранительного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важных интересам личности, общества и государства [26, с. 358-359].

Правопорядок – такое состояние регулируемых правом общественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснительного их исполнения. Сфера охраны правопорядка охватывает часть общественных отношений, которые урегулированы нормами права.Можно сказать, что основой правопорядка в государстве служит право, а условием его достижения – законность.

По содержанию сфера внутренних дел государства является многоструктурной. Данная сфера включает в себя ряд сложных групп общественных отношений, которые связаны с:

- защитой прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

- предупреждением и пресечением преступлений и иных правонарушений;

- осуществлением оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия;

- обеспечением безопасности дорожного движения;

- осуществлением лицензионно-разрешительной системы;

- проведением в жизнь правил паспортной системы.

Каждая перечисленная групп общественных отношений является частью рассматриваемой сферы. Лишь в совокупности эти группы дают представление о сфере внутренних дел государства в целом.

Общественные отношения, составляющие сферу внутренних дел государства, не складываются стихийно, их необходимо регулировать, управлять, а это означает:

- устанавливать общественные правила поведения в рассматриваемой сфере;

- организовывать их соблюдение с помощью определенного аппарата – органов государства, представителей власти и общественности;

- осуществлять надзор за соблюдением этих правил, охранять их от нарушения, реагировать на нарушения.

Субъектами управления в сфере внутренних дел являются органы государства и их должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями, общественные организации и их представители, обладающие специальными правами по осуществлению функций управления в сфере внутренних дел, граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка.

Для оказания воздействия на внутренние дела Республики Беларусь, которые предопределяло бы их требуемое состояние, в структуре государственного аппарата создана специальная отраслевая система, которая в юридической литературе, законодательстве Республики Беларусь отождествляется с системой Министерства внутренних дел (далее – система МВД) [36].

Основы построения системы МВД Республики Беларусь юридически закреплены в Конституции нашего государства, законах: «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь», « О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

В систему МВД Республики Беларусь входят:

• Организационно:

-республиканский отраслевой орган управления внутренними делами – Министерство внутренних дел Республики Беларусь;

- территориальные органы внутренних дел – главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета и подчиненное ему управление внутренних дел по охране Минского метрополитена, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), а также отделы внутренних дел на транспорте и отделения внутренних дел на транспорте;

- учреждения образования и организации здравоохранения, созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел.

• Функционально:

- милиция;

- подразделения по гражданству и миграции;

- подразделения охраны;

- подразделения финансов и тыла;

- органы и учреждения уголовно-исполнительной системы [8, ст. 11].

Министерство внутренних дел Республики Беларусь является одним из самых старых и устойчивых в плане реорганизации государственных органов.

Правовое положение МВД Республики Беларусь определено Положением о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь [18].

Положение о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь определяет МВД Республики Беларусь, как республиканский орган государственного управления,возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска МВД, осуществляющий в пределах своихполномочий регулирование и управление в сфере борьбы спреступностью, охраны общественного порядка, обеспеченияобщественной безопасности [18, п. 1].

МВД является республиканским органом государственного управления, подчиненным Президенту Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным актами законодательства, Правительству Республики Беларусь.

Это обусловлено тем, что Президент Республики Беларусь, согласно ст. 79 Конституции, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также тем, что он возглавляет Совет Безопасности, на который возложена задача определения основных направлений стратегии безопасности Республики Беларусь и организация подготовки государственных программ поддержания надлежащей безопасности Республики Беларусь. В то же время министр внутренних дел является членом Правительства Республики Беларусь и правительственные акты – нормативные и иные документы – для системы МВД обязательны.

МВД возглавляет систему органов внутренних дел и внутренних войск, управляет непосредственно органами, учреждениями, подразделениями и организациями, находящимися в его непосредственном подчинении.

В соответствии с главой 2 Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь»основными задачами МВД Республики Беларусь являются:

- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер позащите интересов общества и государства от преступных и иныхпротивоправных посягательств, охране общественного порядка иобеспечению общественной безопасности;

- организация и осуществление мероприятий по защите жизни,здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересовграждан, обеспечению их личной и имущественной безопасности, защитеправ и законных интересов организаций;

- руководство органами внутренних дел, организациями,входящими в их систему, внутренними войсками и обеспечение законности в ихдеятельности;

- организация и осуществление мероприятий по:профилактике, выявлению, пресечению преступлений иадминистративных правонарушений, расследованию уголовных дел,ведению административного процесса в соответствии с компетенциейорганов внутренних дел;розыску лиц, совершивших преступления, административныеправонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный илиадминистративный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказанияили иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших, а такжедругих лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами;

- организация исполнения и отбывания наказания и иных меруголовной ответственности, административных взысканий;

- проведение в пределах своей компетенции государственнойполитики в сфере гражданства и миграции, а также в сфере охраннойдеятельности;

- организация работы с кадрами и реализация государственнойполитики в области идеологии в органах внутренних дел, внутреннихвойсках;

- принятие мер по совершенствованию деятельности органоввнутренних дел, внутренних войск, развитие и укрепление ихматериально-технической базы;

- обеспечение правовой и социальной защиты сотрудников игражданского персонала органов внутренних дел, военнослужащих игражданского персонала внутренних войск, граждан, уволенных сослужбы в органах внутренних дел, с военной службы во внутреннихвойсках, и членов их семей [18].

Руководство порученной отраслью МВД осуществляется в двух основных формах: централизованное руководство и непосредственное оперативное управление.

Централизованное руководство выражается в управляющем воздействии на все важнейшие вопросы деятельности органов и подразделений, входящих в систему МВД.

Функции оперативного управления МВД реализует, как правило, в отношении непосредственно подчиненных ему органов, служб, подразделений, учреждений и организаций. Оперативное управление характеризуется управленческим воздействием не на всю деятельность Министерства, а на конкретные объекты или отдельные их группы.

В отношении органов и организаций, не подчиненных МВД, Министерство осуществляет надзор за соблюдением ими установленных государством правил по вопросам обеспечения безопасности движения, правил разрешительной системы и лицензионной деятельности, оказывает им различного рода содействие. Например, в ст. 11 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» говорится, государственный контроль в области дорожного движения иобеспечения его безопасности осуществляется Государственнойавтомобильной инспекцией Министерства внутренних дел РеспубликиБеларусь [13].

В отношении граждан МВД проводит работу по организации охраны их имущества, здоровья, чести и достоинства, интересов от противоправных посягательств, стихийных бедствий, удовлетворения различных нужд, надзор за соблюдением установленных органами государственной власти норм в области общественного порядка и принятию предусмотренных мер к нарушителям.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь возглавляет министр, который назначается на должность и освобождается от должностиПрезидентом Республики Беларусь и несет персональную ответственностьза выполнение задач, возложенных на МВД.На сегодняшний день Министром внутренних дел Республики Беларусь является ШуневичИгорь Анатольевич.

Центральный аппарат МВД включает:

- руководство – министр, заместители министра, коллегия;

- штаб;

- Главное управление кадров;

- Управление режимно-секретной деятельности и иные подразделения, осуществляющие общие, специальные (основные) и вспомогательные функции управления.

Структура МВД Республики Беларусь динамична в силу специфики сферы деятельности, характера решения задач.

Главные управления, управления и отделы центрального аппарата МВД Республики Беларусь по своим линиям работы осуществляют организационно-методическое руководство соответствующими органами и подразделениями внутренних дел, изучают состояние и обобщают опыт работы; организуют исполнение решений руководства министерства, осуществляют контроль в отношении нижестоящих органов.

Образование разветвленной системы территориальных органов управления внутренними делами Республики Беларусь объективно обусловлено необходимостью решения правоохранительных и правоприменительных задач, возложенных на органы исполнительной власти, порождаемых экономическими и иными потребностями общества.Эти задачи в конечном итоге определяют сущность и назначение данных органов, их конкретные функции.

К территориальным органам управления внутренними делами Республики Беларусь относятся:

- Главное управление внутренних дел Минского горисполкома (ГУВД);

- управления внутренних дел облисполкомов (УВД);

- районные управления внутренних дел администраций города Минска (РУВД), отделы внутренних дел районных администраций городов, исполкомов (РОВД);

- отделы внутренних дел горисполкомов (ГОВД).

В рамках отраслевой системы управления территориальные органы занимают различное положение. Иерархичность их построения отчетливо проявляется в том, что они, входят в единую систему органов внутренних дел, выступают в роли субъекта и объекта управления одновременно. Каждое из них имеет собственную структуру и, в свою очередь, образует иерархически организованную систему со своими элементами.

Говоря о месте территориальных органов управления в отраслевой системе управления внутренними делами, их воздействии на управляемые объекты, необходимо учитывать не только подчиненность частей целому, но и их относительную самостоятельность в рамках системы. С этой точки зрения, самостоятельность территориальных органов проявляется в их статусе отделов (управлений) внутренних дел исполкомов (местных администраций), что законодательно закреплено. Они входят в систему местного управления, что нашло отражение в Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [9].

Отсюда следует, что территориальные органы управления внутренними делами испытывают управляющее воздействие со стороны как соответствующих исполнительных, местных администраций, так и вышестоящих субъектов управления, т.е. находятся в двойном подчинении.

Начальники рассматриваемых органов назначаются на должность: ГУВД, УВД – Президентом Республики Беларусь по представлению министра внутренних дел, согласованному с соответствующим исполнительным комитетом, и освобождаются от должности Президентом; ГО-РОВД – министром внутренних дел по представлению начальника УВД, согласованному с соответствующим городским (районным) исполнительным комитетом, и освобождаются от должности министром внутренних дел.

Начальники несут персональную ответственность за выполнение возложенных на возглавляемые ими органы задач, распределяют обязанности между своими заместителями и руководителями структурных подразделений, устанавливают степень их персональной ответственности за руководство отдельными направлениями оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, обеспечивают строгое соблюдение законности в деятельности возглавляемого ими органа и подчиненных (если имеются) органов и подразделений, высокий уровень профессиональной подготовки и боевой выучки их личного состава.

Начальники издают в пределах своей компетенции приказы, указания, распоряжения и отдают приказания по вопросам организации деятельности возглавляемых и подчиненных органов и подразделений.

Для коллегиального обсуждения и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел в УВД, ГУВД образованы коллегии. Их численность и состав утверждается министром внутренних дел по представлению начальника УВД, ГУВД.

Контроль за работой территориальных органов управления осуществляют МВД, вышестоящие органы внутренних дел, а также местные органы государственного управления. Надзор за точным и единообразным исполнением законов в деятельности осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.

Система органов внутренних дел на транспорте строится применительно к системе органов управления железнодорожным и воздушным транспортом.

Возглавляет органы внутренних дел на транспорте Управление внутренних дел на транспорте, которое входит в систему МВД Республики Беларусь.

СистемуУправление внутренних дел на транспорте составляют: Управление внутренних дел на транспорте; отделы внутренних дел на транспорте; отделения внутренних дел на транспорте; линейные пункты милиции.

Основным звеном в системе органов внутренних дел на транспорте является линейные пункты милиции. Они создаются на крупных транспортных узлах, железнодорожных станциях, аэропортах в зависимости от штатной численности состава, объема работы, характеристики обслуживаемых ими объектов транспорта с учетом уровня криминогенной обстановки.

Правовое положение системы органов внутренних дел на транспорте позволяет оперативно решать вопросы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в пределах железной дороги, узла, станции, аэропорта, разрабатывать и осуществлять совместно с их администрацией, общественными организациями мероприятия по профилактике правонарушений.

Систему органов предварительного расследования МВД Республики Беларусь возглавляет Главное управление предварительного расследования Министерства внутренних дел.

Перед Главным управлением предварительного расследования поставлены следующие задачи:

- организация и осуществление предварительного расследования в соответствии с законодательством;

- руководство Управлением предварительного расследования ГУВД Минского горисполкома, отделами (отделениями) УВД облисполкомов, райгорисполкомов;

- определение основных направлений совершенствования следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного расследования;

- обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлениями;

- выявление причин преступлений и условий, способствующих их совершению, принятие мер по их устранению.

Главное управление предварительного расследования МВД Республики Беларусь возглавляет заместитель министра внутренних дел – начальник Главного управления.

Уголовно-исполнительную систему образуют следующие органы:

- департамент исполнения наказаний МВД Республики Беларусь;

- управления департамента по областям;

- отдел департамента по г. Минску;

- учреждения, исполняющие наказания в виде ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, а также меры пресечения в виде заключения под стражу;

- органы, исполнения наказания в виде общественных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы, а также иные меры уголовной ответственности.

Обращаясь к структурно-содержательному анализу построения системы МВД, отметим, что значительное место в ней занимает милиция.

В соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»: милиция – система подразделений органов внутренних дел, призванная защищать жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы организаций, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Милиция состоит из криминальной милиции, милиции общественной безопасности и иных подразделений, создаваемых для выполнения задач милиции по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь [8].

В систему МВД Республики Беларусь входят внутренние войска страны.

Как отмечает Крамник А.Н., внутренние войска – это одна из важных силовых структур государства. В ст. 1 Закона Республики Беларусь «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь» дается определение, в котором читаем, что внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь – это государственная военная организация, предназначенная длязащиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, общества игосударства, конституционного строя, безопасности и суверенитета РеспубликиБеларусь от преступных и иных противоправных посягательств [14].

В состав внутренних войск входят:

- органы военного управления;

- специальные милицейские соединения и воинские части;

- соединения и воинские части по охране исправительных колоний, лечебныхисправительных учреждений, лечебно-трудовых профилакториев, конвоированиюосужденных и лиц, содержащихся под стражей;

- соединения и воинские части оперативного назначения;

- учреждения и воинские части по обеспечению деятельности внутренних войск;

- учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров по специальностямвоенного профиля, учебные воинские части [14, ст. 6].

Отметим, что система управления внутренними войсками МВД Республики Беларусь достаточно сложна и многофункциональна. В целом она позволяет осуществлять управленческую деятельность эффективно, но, вместе с тем, данная система не является чем-то застывшим, неизменным и не нуждающимся в совершенствовании. Она может и должна меняться в соответствии с реалиями жизни и служебно-боевой деятельностью войск.

Таким образом, по главе «Направления и формы деятельности органов внутренних дел» можно сказать, что органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них. Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Для оказания воздействия на внутренние дела Республики Беларусь в структуре государственного аппарата создана специальная отраслевая система. Данная система в законодательстве Республики Беларусь отождествляется с системой Министерства внутренних дел.

В систему органов внутренних дел Республики Беларусь входят:

- организационно:

1) Министерство внутренних дел (центральный аппарат);

2) Территориальные органы внутренних дел. К ним относятся:

- главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета и подчиненное ему управление внутренних дел по охране Минского метрополитена;

- управления внутренних дел областных исполнительных комитетов;

- управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций);

- управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел и подчиненные ему отделы, отделения, линейные пункты.

3) Учреждения образования и организации здравоохранения, созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел.

- функционально:

1) Милиция.

2) Подразделения по гражданству и миграции.

3) Подразделения охраны.

4) Подразделения финансов и тыла.

5) Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы [13, ст. 11].

Для выполнения своих главных и второстепенных задач органы внутренних дел тесно взаимодействуют другими государственными органами.

К направлениям взаимодействия органов внутренних дел относится: административная деятельность, оперативно-розыскная деятельность, профилактическая деятельность, паспортно-визовая деятельность.

Например, взаимодействие таможенных органов с органами внутренних дел осуществляется в важнейших сферах жизни общества. К таким сферам можно отнести: противодействие терроризму и организованной преступности; осуществление совместно оперативно-розыскных мероприятий и обмен информацией по кругу определенных субъектов и объектов; участие совместно таможенных органов и органов внутренних дел в реализации функций государственной охраны; контроль за миграционной ситуацией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследования на тему: «Особенности организации и осуществления государственной власти», выделим наиболее важные положения.

По общему правилу государство являет собой политическую организацию наиболее могущественных слоев населения, овладевших ведущими социально-экономическими и политическими рычагами и, благодаря им, занимающих доминирующее положение в обществе.

В понятии публичной (государственной) власти интегрируются социально-психологический, социально-волевой и «физически» институционализированный моменты, аккумулируются и соотносятся друг с другом двоякого рода факторы, а именно: детерминированная реальными условиями жизни общая воля, претендующая на признание обязательной всеми членами общества, и универсальная организация, способная официально сформировать и властно выражать во вне такую волю, а равно обеспечить ее осуществление в стране.

Если социальная власть вообще может рассматриваться как функциональное свойство особого человеческого сообщества или коллектива, необходимое для упорядочения его собственной, внутренней жизнедеятельности, то в государственной власти аналогичное качество переведено в особое состояние: оно прямо опирается на мощь государства, проявляется на его территории в целом, рассчитано на управление всей страной, на обеспечение устойчивости ее экономики, социальной структуры, политики и духовной жизни, всего конституционного строя.

Публичная власть должна быть легитимной, т.е. имеющей социально-политической и конституционное (юридическое) основание для того, чтобы выступать от имени народа страны.

Государственная власть, олицетворяющая весь народ на своей территории, расположена на высшей ступени иерархии управляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок функционировать в одном и том же государстве.

Важнейшим принципом и необходимым условием формирования и функционирования правового государства является принцип разделения государственной власти.

Эту проблему в достаточной степени решил выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Именно в его работах теория разделения властей приобретает свою классическую формулировку. Монтескье подчеркивал необходимость полного равноправия, независимости и даже обособления законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. По его мнению, ни одна власть не должна была вторгаться в компетенцию другой, вместе с тем, каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, должна контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая злоупотребление предоставленными полномочиями.

Каждое государство, как особая политическая организация, все свои содержательные признаки проявляет в той или иной форме. Способы властвования в той или иной стране находят более явственное выражение в понятии государственного режима.

В своей совокупности нормы, относящиеся к государственной власти, образуют институт государственной власти. Структура института государственной власти складывается из различных норм, образующих его элементы. Это положения:

1) об источнике государственной власти и ее социальных носителях, субъектах;

2) о характере государственной власти (например, формулировка о диктатуре пролетариата);

3) о целях и принципиальных направлениях деятельности государственной власти;

4) о структуре государственной власти;

5) об органах, осуществляющих государственную власть;

6) о путях, формах, методах осуществления государственной власти.

Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, милиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе.

Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Республики Беларусь (ред. от 17.11.2004г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999.- № 1.

2. Бюджетный кодекс: Кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 г. № 412-З (с изм. и доп. от 30.12.2014 г. № 225-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.01.2015, 2/2223.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 г. № 194-З (с изм. и доп. от 01.09.2012 г. № 428-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2012, 2/1980.

4. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 г. № 275-З (с изм. и доп. от 05.01.2015 г. № 241-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2015, 2/2239.

5. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 11.01.2000 г. № 365-З(с изм. и доп.от 05.01.2015 г. № 241-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2015, 2/2239.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999 г. № 295-З (с изм. и доп. от 05.01.2015 г. № 417-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2015, 2/2239.

7. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 г. № 204-З (с изм. и доп. от 26.10.2012 г. № 433-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.11.2012, 2/1985.

8. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17.07.2007 г. № 263-З (с изм. и доп. от 04.01.2014 г. № 123-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2014, 2/2121.

9. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 г. № 108-З (с изм. и доп. от 31.12.2014 г. № 229-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики, 09.01.2015, 2/2227.

10. Об органах государственной безопасности: Закон Республики Беларусь от 10.07.2012 г. № 390-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.07.2012, 2/1942.

11. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 г. № 424-З (с изм. и доп. от 07.05.2014 г. № 148-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.05.2014, 2/2146.

12. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах: Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 г. № 142-З (с изм. и доп. от 11.07.2014 г. № 177-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.07.2014, 2/2175.

13. О дорожном движении: Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З (с изм. и доп. от 11.07.2014 г. № 176-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2014, 2/2174.

14. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 03.06.1993 г. № 2341-XII (в ред. от 26.05.2012 г. № 378-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2012, 2/2174.

15. О борьбе с терроризмом: Закон Республики Беларусь от 03.01.2002 г. № 77-З (с изм. и доп. от 30.06.2014 г. № 165-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2014, 2/2163.

16. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 г. № 122-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2014, 2/2120.

17. Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14.11.2005 № 60-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г.,№ 2/1157.

18. Об утверждении положения о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 04.12.2007 г. № 611 (с изм. и доп. от 09.09.2008 г. № 505) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 222, 1/10051.

19. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 г. № 289 (с изм. и доп. от 25.07.2013 г. № 331) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2013, 1/14414.

20. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 (с изм. и доп. от 03.12.2014 г. № 563) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.12.2014, 1/15442.

21. Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь:Указ Президента Республики Беларусь от 12.09.2011 г. № 409 (с изм. и доп. от 17.11.2014 г. № 535) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2014, 1/15413.

22. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций: Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 г. № 5 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.12.2014, 4/8131.

23. Об утверждении Положения об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2009 г. № 192 (с изм.

Наши рекомендации