Гражданский и арбитражный процесс в условиях советской правовой системы.

Развитие гр.процессуального права в первые годы советской власти было существенно затруднено изза идеологических воззрений того времени, суть которых заключалась в нигилистическом отношении к гражданскому процессу как чуждой пролетарскому суду пустой формальности. Гражданские процессуальные нормы рассм-сь как технические норма, а сам процесс – как технологии судебной защиты.

В соотв-ии с кодексом гр.судопроизводство основывалось на началах устности и гласности, публичности произв-ва, ведения дел на языке больш-ва населения данной местности. Суд должен был стремиться к выяснению всех обстоятельств дела и не ограничиваться доказ-ми, представленными сторонами. Прокурор становился участником процесса, который мог вступить в процесс на любой стадии. Предполагалась возм-ть обжалования судебных решений путем подачи кассационной жалобы в губернский и Верховный суд. Регулировался порядок исполнения судебных реш-ий и опред-ий. Таким обр. ГПК РСФСР 1923 регулировал практичвески все правоотн-я, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения гражданских гражданских дел в судах общей юрисдикции.

Большое внимание в ГПК РСФСР 1923 было уделено порядку и основаниям вынесения постановлений по гражданским делам. Фактически происходил отход от практики вынесения реш-ий по конкретным делам на основании революц-го правосознания, как это было характерно для первых лет советской власти. Было указано, что при вынесении своих реш-ий суд должен был руководствоваться действующими узаконениями и распор-ми высших органов гос власти СССР и РСФСР, а так же пост-ия местных орг-ов власти. Однако законод-ль сохранил принцип аналогии, разрешая судам применять сходные нормы действ-го права.

Практическая занчимость ГПК РСФСР 1923 определялась тем что он являлся первым кодифицированным актов сфере гр.процесса. Дальнейшее соверш-ие судопроизводства осущ-сь Верх.Судом РСФСР, который давал свои разъяснения по прим-ию законод-ва, рассылал на места инструктивные письма, осущ-л кассационное и надзорное производство по гр.делам.

Во второй половине 1920 в целях укр-ия законности при рассм-ии и разр-ии гр.дел проеодоление волокиты и неправильного прим-я судами гр.законод-ва прин-ся целый ряд постановлений Пленума Верх.Суда РСФСР.В 1930 в ГПК вносятся изм-я. Появляется возм-ть обжалования действий изб.комиссий при выборах в Верх.Совет СССР,Верх. Советы союзных и автономных респ-к, местные советы. Так же изменился порядок взыскания алиментов на сод-ие детей. В соотв.с нововведенными в1936 статьями суд получил право налагать арест на долю заработка и имущ-во ответчика, отбирать подписку о невыезде, требовать привод ответчика органами милиции.

В годы ВОВ и послеВОВ гр.дела рассм-сь в обычном порядке в соотв-ии с дейст-им ГПЗ и Законом о судоустр-ве 1938.

В 1964 были приняты новые гр.-проц.кодексы союзных респ-к в т.ч. и новый ГПК РСФСР. ПО сравнению с пред.кодексом, произошло расш-е круга регулируемых вопросов. Увел-сь кол-во разделов, появился раздел «Гр.проц.права иностр.граждан и лиц без гражданства, иски к иностр.гос-ам, судебные поручения и реш-я иностр.судов. Междцнародные договоры».

В кодексе были уст-ны доп гарантии осущ-я правсудия по гр.делам, более детально регламентированы важнейшие вопросы судопроизводства. Были определены 3 вида:

- исковое производство по делам,возникающим из гражд, семейных, трудовых, колхозных

правоотн.

- производство по делам, возникающих из админ.правовых отн.

- особое производство. Введена новая категория дел – установление неправильности записей актов гражд.состояния.. В случае отказа ЗАГСа внести соотв-ие испр-ия в запись у граждан появ-сь возм-ть обратитсья в суд.

Изменился и порядок разрешения эконом.дел. В первые годы советской власти судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между ними решилась в админ.порядке вышестоящими органами упр-я.

С развитием хоз-х отношений в период НЭПа возникала необходимость в создании специального органа по разрешению споров между гос-ми предприятиями и организациями. 21 сентября 1922 были образованы Арбитражные комиссии. Имущ.споры между гос.учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны( СТО) и арбитражными комиссиями при областных эконом.совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных соц.республик,арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний.

При переходе к административно-команданым методам регулирования хоз-х отношений арбитражные комиссии были упразднены, как и многие другие структуры рыночнлй экономики. В 1931 образовался государственный арбитраж. В нем решались споры предприятий и организаций различного подчинения, а в ведомственном – споры предприятий и орг, подчиненных одному ведомству ( мин-ву, комитету и тд).

В дальнейшем, советским государством предпринимались попытки модернизации системы устройства арбитража и его приспособлении к изменяющимся эконмическим условиям. О наличии такой тенденции свидетельствовали Положение «О гос.арбитраже при Совете Министров СССР»1960, отменяющее ранее принятое положение «О государственном арбитраже»1931. До 1974 нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах. 17 января 1974 Госарбитраж СССР преобразовался в союзно-республ орган, и было утверждено новое положение «О гос арбитраже при совете министров СССР». По конституции1977 арбитраж был признан конституционным органом. 30 ноября 1979 принимается закон «о гос арбитраже СССР» который окончательно оформил правовой статус арбитражного процесса в советском гос-ве, определил принципы и порядок рассм-ия эконом споров.

Наши рекомендации