Способы приобретения гражданства

Урок № 14

ТЕМА: ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

Гражданство

Независимо от степени участия того или иного человека в общественной жизни, его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве, которые принято называть правовым статусом личности. Права и обязанности закрепляются многочисленными законами и иными нормативно-правовыми актами, но особое значение в определении правового статуса имеет Конституция государства. Именно она устанавливает основы правового статуса человека и гражданина. В структуру правового статуса входят юридические права, свободы и обязанности. Ряд ученых включают в правовой статус личности и гражданство. Однако это вызывает возражения других ученых, полагающих, что гражданство следует считать только юридической предпосылкой правового статуса.

Гражданство

Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство следует отличать от подданства. Последнее используется для обозначения правовых связей лица и государства при монархии (там, где есть император, царь, король, есть и их подданные).

На территории любого государства могут проживать граждане данного государства, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют различное правовое положение.

Гражданами государства признаются лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к гражданству данного государства. Иностранные граждане - это лица, обладающие документами о принадлежности к гражданству другого государства. Лицами без гражданства (апатридами) считаются лица, не имеющие документов о принадлежности их к гражданству ни одного из государств.

Лишь граждане в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, хотя это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства на территории другой страны являются бесправными. Сущность правового положения иностранца состоит в том, что он находится как бы в двойном подчинении: он одновременно подчинен правопорядку государства пребывания и законам государства своего гражданства. Иностранец может пользоваться правами или выполнять обязанности, вытекающие из его гражданства, лишь в той мере, в какой это допускается государством пребывания, не противоречит его суверенитету и безопасности. Государство пребывания, устанавливая режим для иностранцев, не должно нарушать общепризнанных принципов международного права.

Правовое положение апатридов определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, лица без гражданства не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев.

Принципы гражданства

Каждое государство в сфере законодательства о гражданстве действует самостоятельно, однако международным правом выработан ряд общих принципов регламентации гражданства. К ним относятся:

1) принцип единого гражданства, означающий, что граждане, постоянно проживающие на территории всех субъектов федерации или административно-территориальных единиц (в унитарном государстве), являются гражданами этого государства;

2) принцип равного гражданства, показывающий, что гражданство является равным независимо от оснований его приобретения, что все лица, имеющие гражданство данного государства, обладают одинаковым конституционно-правовым статусом;

3) принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его односторонним решением государства. В то же время гражданин имеет право изменить свое гражданство и государство не может лишить его этого права;

4) принцип существования постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами государства, при заключении и расторжении брака, изменении гражданства другим супругом;

5) принцип защиты и покровительства граждан со стороны государства.

Некоторые государства закрепляют за своими гражданами возможность иметь гражданство другого - иностранного - государства в соответствии с законами и международными договорами (так называемое двойное гражданство). Наличие у гражданина двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей перед собственным государством.

Способы приобретения гражданства

Все способы приобретения гражданства можно условно разделить на две большие группы. Первая группа охватывает способы приобретения гражданства в общем порядке, вторая - в исключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства в результате: а) рождения; б) натурализации (приема в гражданство). К этим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.

Приобретение гражданства в результате рождения - самый распространенный способ. Законодательство государств по этому вопросу обычно основывается на одном из двух принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы (jus soli). Иногда в юридической науке приобретение гражданства по праву крови именуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы - по рождению. Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения; право почвы - что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Большинство государств мира (в том числе и Россия) придерживается права крови. Право почвы свойственно законодательствам США и латиноамериканских государств. Однако оно всегда в определенной степени дополняется правом крови (обычно в отношении детей граждан соответствующих государств, родившихся за границей).

Натурализация (укоренение) - это индивидуальный прием в гражданство заинтересованного лица по его просьбе. В российском законодательстве этот термин не применяется, но в теории международного права он общепризнан. Натурализация - это всегда добровольный акт. Принудительная натурализация противоречит нормам международного права. Натурализация в большинстве государств осуществляется обычно с учетом определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшее из них - определенный срок проживания на территории данного государства (5-7,а иногда и 10 лет). Возможность натурализации часто облегчается, если заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству (служило в его вооруженных силах и т. п.).

Разновидностью натурализации является предусматриваемый законодательством некоторых государств упрощенный порядок приобретения гражданства определенными категориями лиц путем усыновления или в результате вступления в брак. Эти способы называют иногда семейным порядком приобретения гражданства. К нему относится и автоматическая натурализация несовершеннолетних детей в связи с натурализацией родителей.

Пожалование гражданства, в отличие от натурализации, осуществляется по инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалования предоставляют за особые заслуги перед государством.

Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы:

· оптация, или выбор гражданства;

· реинтеграция, или восстановление в гражданстве;

· трансферт.

Приобретение гражданства в исключительном порядке существует как изъятие, исключение из общего стабильного порядка приобретения гражданства. Такой исключительный порядок, как правило, предусматривается в международных договорах. Он устанавливается на определенный срок и касается лишь определенной категории лиц. Практика показывает, что предоставление гражданства в исключительном порядке порождается событиями, ведущими к массовому переселению людей, а также территориальными изменениями. Подобные события обычно сопровождаются трансфертом - переходом населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Автоматический трансферт может вызывать возражения со стороны части населения передаваемой территории, поэтому он, как правило, корректируется правом оптации (выбора гражданства), т. е. фактически правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.

Наконец, еще одним способом приобретения гражданства в исключительном порядке является реинтеграция, или восстановление в гражданстве. При определенных обстоятельствах государства могут принимать специальные законодательные акты об особом порядке восстановления в гражданстве.

Утрата гражданства

Выделяют три формы утраты гражданства:

автоматическую утрату гражданства, выход из гражданства, лишение гражданства.

Автоматическая утрата гражданства в российской практике встречается лишь в международных соглашениях и специальных законодательных актах. В законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В США существует так называемая доктрина свободы экспатриации: если какое-либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом, оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства (например, в случае участия американского гражданина в выборах в иностранном государстве).

Выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности, для российского законодательства.

В отличие от выхода из гражданства лишение гражданства осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности. Российское законодательство возможности лишения гражданства не предусматривает.

Наши рекомендации