Типологизация политических процессов

Политический процесс многогранен. Он охватывает ши& рокий круг явлений и включает в себя как базовые полити& ческие процессы (политическое участие граждан и государ& ственное управление), так и более частные, но не менее важные процессы, связанные с формированием политичес& ких ассоциаций (партий, политических организаций, групп интересов), развитием местного самоуправления и т. д. Всю совокупность политических процессов принято классифици& ровать на основании следующих критериев: сфера действия, продолжительность и значимость для общества, публич& ность.

С точки зрения сферы действия принято выделять внеш& не& и внутриполитические процессы. При этом внешнеполи& тические процессы определяются интересами и целями го& сударств, негосударственных субъектов мировой политики, соотношением сил в мире, в его отдельных регионах, а так&

 

же другими факторами. Внутриполитические процессы на& прямую связаны с типом государственного устройства, ха& рактером политических режимов, типом лидерства, соста& вом правящей элиты.

В зависимости от временных характеристик политичес& кие процессы принято подразделять на долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой, становление институтов демократии и т. д.) и краткосрочные процессы (избирательные кампа& нии, митинги, кампании по пикетированию или блокирова& нию деятельности органов государственной власти и управ& ления и т. п.).

По степени открытости принято выделять публичные и непубличные процессы. Первые характеризуются тем, что интересы участников процесса проявляются совершенно от& крыто. Так, например, в рамках демократического избира& тельного процесса интересы участников четко формулируют& ся в программах партий и движений, выявляются в ходе голосования на выборах. Непубличные процессы связаны со скрытыми действиями участников, направленными на изме& нение соотношения сил и достижение собственных целей не& редко вопреки существующим конституционным и право& вым нормам. В качестве иллюстрации можно привести активное вмешательство в политику силовых структур или специальных служб в авторитарных политических системах или в странах, где гражданский контроль над органами бе& зопасности недостаточно эффективен.

В зависимости от характера общественных перемен принято выделять такие типы общественно&политических процессов, как избирательный процесс, революция, контр& революция, реформа, восстание, мятеж, политическая кам& пания, прямое действие в политике. Каждый из них харак& теризуется собственной динамикой и закономерностями развития.

В предыдущих темах вы узнали, что избирательный проO цесс предполагает периодичность ротации (от лат. rotatio — круговращение) правящей группы на основе зафиксирован& ного в соответствии с определенными правилами волеизъяв& ления избирателей. Результатом избирательного процесса становится не просто адекватное представительство воли на& рода посредством прямых, всеобщих и честных выборов, но и формирование работоспособных и эффективных органов власти.

Революция, как вы знаете, представляет собой коренное преобразование социального порядка, крушение старой и создание новой политической системы. В ее ходе изменяют& ся принципы легитимности и сами закономерности функ& ционирования политической системы. Революции, как пра&

 

вило, сопровождаются разрушением экономики, колоссаль& ными материальными потерями и даже массовой гибелью людей.

Реформа, напомним, — это постепенное преобразование экономической и политической системы при сохранении ее основ, режимных норм, а иногда и власти правящей элиты. Существенным отличием реформ от революционных процес& сов является управляемость и поэтапность изменений.

Если в ходе революций и реформ осуществляется преоб& разование политических систем в масштабах всей страны, то восстания и мятежи преследуют чаще всего конкретные цели и протекают на ограниченной территории.

Политическая кампания представляет собой систему коллективных действий, направленных на изменение струк& туры власти, формирование органов власти, достижение оп& ределенных политических целей или перераспределение раз& личных типов ресурсов. Успех политической кампании зависит от ее активной поддержки со стороны населения. Проявления поддержки могут быть различными — от демон& страций солидарности под лозунгами кампании и сбора под& писей в их поддержку до роста числа членов организации, проводящей политическую акцию.

Процессы, в рамках которых граждане могут оказать не& посредственное влияние на характер принимаемых полити& ческих решений путем проведения митингов, демонстраций, забастовок, традиционно именуются в политологии тер& мином прямые действия. Забастовки, митинги и демонстра& ции — мощное средство активного включения в политику больших масс населения. Однако их возможности как сред& ства воздействия на политику при нормальном функциони& ровании политической системы и устойчивости режимных норм достаточно ограниченны. Использование яркой, доход& чивой символики, звуковых и визуальных эффектов, упро& щенного языка блокирует способность участников к рацио& нальному осмыслению ситуации и создает предпосылки для манипулирования сознанием и поведением участников по& добных акций.

Наши рекомендации