Учебно-методическое и информационное обеспечение. Пояснительная записка

Пояснительная записка

Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «История» предназначены для студентов по специальности 030912.51 «Право и организация социального обеспечения»

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «История».

Методические указания включают систему заданий, способствующих успешному освоению студентами разделов дисциплины «История». Система семинарских занятий разработана в полном соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 030912.51 «Право и организация социального обеспечения» и направлена на формирование следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

В результате подготовки и участия в семинаре по дисциплине «История» студенты должны уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

Должны знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Описание каждого семинарского занятия содержит: тему; цели; план занятия; основные теоретические понятия; темы докладов и сообщений. Темы семинарских занятий отобраны с учетом значимости и разнообразия проблем. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.

2. Общие методические рекомендации студентам для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «История»

Одной из форм проведения практических занятий являются семинары. Семинары – это занятия, на которых знания студентов, полученные на лекциях и в результате самостоятельной работы, во-первых, закрепляются; во-вторых, расширяются, поскольку в ходе занятий высказываются положения, не попавшие в поле зрения студентов; в-третьих, углубляются, двигая мысль студентов от одного уровня познания к другому, более высокому. Семинары помогают студентам овладевать терминологией (понятиями), применять теорию к анализу явлений общества, приобретать навыки самостоятельного мышления и выступлений. Качество семинара во многом зависит от готовности к нему всех студентов и от степени участия их в его работе.

Уважаемые студенты, не откладывайте поиск литературы и подготовку к семинару на последние дни. Изучите рекомендованную преподавателем литературу и определите основные источники по каждому вопросу семинара. Подготовку к семинару рекомендуется начинать с ознакомления с планом занятия, с советами и указаниями преподавателя, с выяснения содержания предлагаемых понятий (в словарях и энциклопедиях), а затем чтения и конспектирования литературы к пунктам плана. Конспекты – это краткие, сжатые записи содержания главы, параграфа книги, раздела статьи с обязательной ссылкой на источник выписок.

Сделав необходимые выписки или составив конспект прочитанного, не забудьте отметить автора, название работы, год издания, страницу. Помните при этом, что ваш конспект должен помочь вам в выступлении на семинаре. Следовательно, ваши записи должны быть сделаны так, чтобы они как можно полнее освещали тот или иной вопрос семинара. В случае возникновения затруднений обратись за консультацией к преподавателю.

Перед семинаром важно продумать план и содержание своего выступления на занятии, а также возможный вывод. Формы вашей работы на семинаре могут быть разнообразными: сообщение по обсуждаемому вопросу, дополнение или уточнение к выступлениям студентов, изложение сути своего реферата по теме занятия, показ презентации по теме.

Начиная сообщение, старайтесь говорить логично, аргументировано, со ссылками на документы, мемуары, статистические сведения. Не следует во время выступления читать готовый текст книги, статьи, конспекта, важно учиться говорить литературным языком, используя новые понятия, свои знания в области русской и мировой литературы, науки, культуры. Выступление на семинаре должно быть кратким и по существу поставленного вопроса. В своём выступлении на семинаре следует уделить внимание альтернативным точкам зрения по обсуждаемым вопросам.

Заканчивайте своё выступление высказыванием собственной точки зрения, либо высказыванием своего отношения к иным точкам зрения, постарайтесь сделать выводы или поставить вопросы, которые, по вашему мнению, не нашли должного отражения в лекции, в литературе.

В конце семинара, когда преподаватель подводит итоги обсуждения проблемы и делает выводы, обобщения, их следует записать в тетрадь конспектов. Они помогут вам при подготовке к экзамену.

Семинар №1

Тема: «Изменение политической карты Европы в к. 90-х гг. XX в.»

Цель занятия: формирование у студентов умений:

- выявлять взаимосвязи между отечественными и мировыми социально-политическими процессами;

- ориентироваться в современной политической ситуации;

формирование у студентов знаний:

- об основных процессах политического развития в Восточной Европе на рубеже веков (XX и XXI вв.);

План занятия:

1. Кризис мировой системы социализма.

2. Распад мировой системы социализма.

Темы докладов, сообщений:

1. Политические реформы конца 80-х гг. в Польше.

2. Переход Венгрии к политическому плюрализму.

3. Народная революция в ГДР. Создание единого германского государства.

4. «Бархатная» революция» 1989 г. в Чехословакии

5. Ликвидация режима Т. Живкова в Болгарии

6. Демократическая революция в Румынии

7. «Балканский кризис» 1998-2000 гг. Распад Югославии.

Основные понятия: «мировая система социализма», административно-командная система хозяйствования, демократическая революция.

Кризис социалистической системы к началу 80-х гг. проявил себя полностью. Административно-командная система хозяйствования не обеспечивала экономике страны прогрессивного развития. Системный кризис выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. Начала падать трудовая дисциплина, массовым стало неуважение к честному труду. Идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов. Кризис социалистической системы в СССР привёл к падению социалистических режимов и власти компартий в соцстранах.

Бархатные революции — искусственные революции, результат воздействия современных политических технологий, примененных в отношении стран с неустойчивой элитой и слабыми историческими традициями суверенитета.

В августе - октябре 1989 г. начался кризис в ГДР - массовое бегство граждан ГДР в ФРГ, в результате которого на западной границе ГДР скопилось около 2 млн. человек, желающих уехать, и которых власти ГДР не выпускали. Это породило массовые беспорядки в ГДР, выступления молодежи, в результате которых репрессивный режим Э. Хонеккера в ГДР пал.

В ноябре 1989 г. рухнула Берлинская стена, которую разрушили жители обеих частей Берлина. В апреле 1990 г. на свободных выборах коммунисты ГДР потерпели поражение и к власти пришли оппозиционные некоммунистические силы, взявшие курс на объединение с ФРГ.

Ещё ранее, летом 1989 г., на выборах в Польше 99% поляков проголосовало против коммунистов — в Польше мирным путем к руководству страной пришло антикоммунистическое правительство во главе с Тадеушем Мазовецким, начавшее десоветизацию Польши.

В 1989 г., после смерти Яноша Кадара, 33 года со времен подавления восстания 1956 г. возглавлявшего страну, сама компартия Венгрии (ВСРП-ВСП) в течение 3 месяцев демонтировала социализм и 23 октября 1989 г. провозгласила Венгрию буржуазной республикой, что было за-креплено конституционно.

В ноябре 1989 г. в результате верхушечного заговора был отстранен от власти 78-летний Тодор Живков, правивший страной 35 лет, — начались реформы в Болгарии;

24 ноября 1989 г. начинаются беспорядки в Чехословакии ("пражская осень"), в результате которых просоветское руководство во главе с Г. Гусаком с позором уходит в отставку, а новыми руководителями страны становятся Вацлав Гавел (избирается Президентом Чехословакии) и Александр Дубчек (избирается Председателем парламента).

22 — 26 декабря 1989 г. в результате народного восстания, спровоцированного расстрелом рабочих в Тимишоаре, был свергнут и расстрелян Николае Чаушеску, 24 года возглавлявший Румынию и до последнего дня упорно противодействовавший реформам.

Советский Союз занял позицию невмешательства в процессы, происходящие в данных странах. Социалистический лагерь рухнул.

3 октября 1990 г. с согласия СССР была объединена Германия — ГДР вступила в состав ФРГ на основании ст. 23 Основного Закона ФРГ, предусмотренной создателями ФРГ еще в 1949 г., и прекратила свое существование. СССР согласился с членством объединенной Германии в НАТО и обязался в течение 4 лет вывести все войска из Германии.

В 1991 г. были распущены Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД) без всяких ответных шагов со стороны НА ТО.

В 1991 г. распалась Югославия.

В декабре 1991 г., после 69 лет существования, на 15 государств распался сам Советский Союз.

Контрольные задания

Задание 1. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем.

Задание 2. Сделайте презентацию к своему докладу.

Задание 3. Подготовьтесь ответить на вопросы:

1. Почему свержение социалистического режима в странах Восточной и Юго-Восточной Европы получил название «бархатные революции»?

2. Каковы последствия «бархатных революций»?

3. Какие главные изменения произошли на политической карте Европы?

Семинар №2.

Тема: «Программные положения основных политических партий России»

Цель занятия: формирование умений

- ориентироваться в современной политической ситуации в России;

- выявлять взаимосвязь социально-экономических и политических проблем;

Формирование знаний:

- об основных процессах политического развития РФ;

План занятия:

1. Политическая система России на современном этапе.

2. Программные платформы основных политических партий

Темы докладов, сообщений:

1. Партия «Единая Россия»

2. «Коммунистическая партия Российской Федерации»

3. Партия «Справедливая Россия»

4. «Либерально-демократическая партия России»

Основные понятия: идеология, правая партия, левая партия, центристская партия, консерватизм, прагматизм, коммунизм, патриотизм, социал-демократия, русский национализм, панславизм, электорат.

Реформирование Путиным политической системы затронуло и партийное строительство в стране.

Политическая партия – это добровольная, негосударственная организация людей, объединенных общей идеологией и активным стремлением завоевать и осуществлять политическую власть.

Весной 2001 г. Госдума приняла новый закон о политических партиях. Его идея состояла в том, чтобы партии были не узкими региональными объединениями, а являлись выразителями интересов граждан в государственном масштабе. Поэтому все существующие партии должны в течение двух лет пройти перерегистрацию, чтобы доказать свое право выступать от имени граждан в качестве общефедеральных объединений. Новый законопроект предполагал ужесточение требований к политическим партиям, что в первую очередь направлено на создание процедур финансовой прозрачности, содержательной определенности их программ и политической ответственности перед избирателями. Главная идея избирательной реформы состояла в том, что только партии, а не общественно-политические организации могут участвовать в выборах.

Корректировка многопартийности продолжилась с помощью нового Закона «О политических партиях», вступившего в силу 1 января 2006г. Закон увеличил минимальную численность партий, подлежащих регистрации в Минюсте, от 10 до 50 тыс. человек. В течение 2006-2007 гг. российские суды на основе этого закона ликвидировали несколько десятков мелких партий, в результате количество зарегистрированных политических партий сократилось с 38 до 15.

В Федеральный закон «О политических партиях» внесены изменения в отношении численности партии, которая с 4 апреля 2012 года должна составлять - не менее 500 членов политической партии. Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.

В последнее десятилетие изменились отношения между Государственной Думой и органами высшей исполнительной власти. Удалось преодолеть характерную для ельцинской эпохи конфликтность между парламентом и президентом. В Думе сформировалось устойчивое пропрезидентское большинство, стоящее на центристских позициях. Это позволяло президенту проводить более активную политику, опираясь на поддержку законодателей.

Контрольные задания

Задание 1. Подготовьте сообщение на одну из предложенных.

тем.

Задание 2. Подготовьтесь ответить на вопросы:

1. Почему партия «Единая Россия» лидирует на выборах?

2. Какие положения программы партии «Справедливая Россия» являются для Вас привлекательными?

3. За какое программное положение «Коммунистической партии Российской Федерации» Вы обязательно бы проголосовали?

4. Какие лозунги «Либерально-демократической партии России», на Ваш взгляд, являются привлекательными для электората?

Семинар №3

Тема: «Проявления национализма на постсоветском пространстве»

Цель занятия: формирование у студентов умений:

- выявлять взаимосвязи между отечественными и мировыми социально-политическими процессами;

- ориентироваться в современной политической ситуации;

формирование у студентов знаний:

- о сущности и причинах локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

- о поликультурных процессах политического развития ведущих государств и регионов мира;

План занятия

1. География межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве

2. Предотвращение и урегулирование этнических конфликтов в новых независимых государствах

Темы докладов, сообщений

1. Современный русский национализм

2. Русская община в Прибалтике

3. Крымская проблема

4. Приднестровский конфликт в 1989—1992 годах

5. Межнациональные отношения на Южном Кавказе

6. Межэтнические конфликты в Центральной Азии

7. Предотвращение и урегулирование этнических конфликтов в новых независимых государствах

8. Положение русской диаспоры в странах СНГ.

Основные понятия: межнациональный конфликт, этно-территориальный конфликт, национализм, политика «управляемого национализма», расизм, ксенофобия.

«Межнациональные конфликты как социальное явление есть столкновение интересов разного уровня и содержания, и представляет собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов».

В 90-е г. прогремели военные действия в Приднестровье и Нагорном Карабахе, тлеют грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты, в Прибалтике (особенно в Латвии) и Средней Азии русскоязычное население сталкивается с трудностями культурного и политического характера, во многих регионах Российской Федерации существует проблема беженцев или вынужденных переселенцев. Национализм на постсоветском пространстве - таким понятием пытаются обобщить все многообразие конфликтов на национальной (этнической) почве на территории позднего СССР (с 1985 года), а с 1991 года - в бывших советских республиках. А эти конфликты действительно существенно различаются - и по условиям протекания, и по степени конфронтации, и по составу участников, объединяет их одно - общие причины возникновения.

Основной причиной возникновения национализма на постсоветском пространстве следует признать кризис экономической, политической и идеологической систем Советского Союза. Перестройка не разрешила кризис, а усугубила его, в результате чего последовали распад СССР и «триумфальное шествие» национализма на постсоветском пространстве.

Основными формами национальных противоречий в бывших советских республиках следует признать военный конфликт (Приднестровье, Карабах, грузино-осетинский конфликт и др.), бытовой национализм (на всей территории постсоветского пространства) и политические противостояния титульных наций и национальных меньшинств в отдельных республиках (Прибалтика). Особое место среди национальных противоречий занимает проблема русского национализма и положение русской диаспоры на постсоветском пространстве. После распада СССР в 1991 году и образования новых независимых государств, 25 млн русских оказались за пределами России, что намного больше чем вся эмиграция русских из России за рубеж на протяжении с 1881г. и до распада СССР. По мнению некоторых исследователей, национальная политика в СССР, привела к тому, что «братство народов» обернулось в дальнейшем геноцидом русских в ряде республик. Большинство национальных элит в новых государствах сформировалось именно на волне русофобии. В настоящее время основными механизмами давления на русских являются разного рода ограничения в гражданских и политических правах, сужение сферы употребления русского языка, вытеснение русских из сферы управления, интеллектуального труда, частного бизнеса.

Контрольные задания

Задание 1. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем.

Задание 2. Подготовьтесь ответить на вопросы:

1. Каковы причины роста национализма на постсоветском пространстве?

2. Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для преодоления негативных последствий обострения межнациональных конфликтов?

Семинар№ 4

Тема: «Цветные» революции: причины, сущность, значение.

Цель занятия: формирование у студентов умений:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

формирование у студентов знаний:

- об основных направлениях развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- о сущности и причинах локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

- об основных процессах (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

План занятия.

1. Характерные черты «цветных революций»

2. «Цветные революции» на постсоветском пространстве.

Темы докладов, сообщений:

1. Характерные особенности «цветных революций».

2. Предпосылки «цветных революций».

3. Успешные революции («революция роз», «Оранжевая революция», «революция тюльпанов», «революция жёлтых тюльпанов»)

4. Неудачные попытки революций («Васильковая революция», «революция Подснежников», «Кафельная революция», «Снежная революция»)

Основные понятия:революция, демократия, авторитаризм, антикоррупционное движение, оппозиция.

«Цветные» революции — совокупность характерных для начала XXI века технологий по силовой смене политической власти в том или ином государстве путём организации массовых уличных протестов части его населения.

Классическими «цветными» революциями считаются организованные оппозицией массовые выступления на площадях и улицах городов на постсоветском пространстве — «оранжевая революция» на Украине (2004 год), «революция роз» в Грузии (2003), «революция тюльпанов» в Киргизии (2005). Распространены оценки как цветных революций массовых беспорядков в Белоруссии (2006), Армении (2008), Молдавии (2009) и Киргизии (2010).

Эксперты отмечают, что цветные революции становятся успешными только в странах, где слабая политическая власть сочетается со свободой слова, оппозиция располагает значимой поддержкой снизу (как правило, в каком-либо регионе страны), а на момент революции активно проявляют себя оппозиционные организации молодёжи (украинская «Пора», грузинская «Кмара», киргизская «Кел-Кел» и др.). Главным отличительным признаком цветных революций и их сторонники, и их противники признают наличие единого сценария развития событий.

Контрольные задания

Задание 1. Ответьте письменно на вопросы:

1. Что подразумевают под понятием «цветные революции»?

2. Какими общими чертами обладают «цветные революции»?

3. Какие уроки можно извлечь из событий «цветных революций» на постсоветском пространстве?

4. Возможен ли экспорт «цветных революций»?

Задание 2. Подготовьте тезисы по теме: Сравнительный анализ «цветных революций» на постсоветском пространстве.

Семинар № 5

Тема: «Международные организации и основные направления их деятельности»

Цель занятия:

формирование у студентов умений:

- выявлять взаимосвязи между отечественными и мировыми социально-политическими процессами;

- ориентироваться в современной политической ситуации;

формирование у студентов знаний:

- об основных процессах (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- - о назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

План занятия

1. Понятие «международная организация».

2. Основные направления деятельности международных организаций

Темы докладов, сообщений

1. Организация Объединённых Наций (ООН) и её роль в современном мире

2. Основные направления деятельности региональных организаций.

а. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН),

б. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок),

в. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

г. Лига Арабских государств (ЛАГ),

д. Организация Исламская Конференция (ОИК) и т.д.;

3. Роль неправительственные организации, таких как Всемирный Совет Мира, ВФП, МДФЖ, ВФДМ, МАЮД и др., в развитии сотрудничества народов.

Основные понятия: глобализация, межправительственные и неправительственные международные организации, суверенитет, правосубъектность, суверенное равенство.

В современном мире обозначилась тенденция к росту влияния международных организаций как формы сотрудничества государств, в связи с этим идет бурное их развитие: дальнейшее расширение их компетенции, усложнение структуры и расширение участников международных отношений – все более важными субъектами становятся межгосударственные и негосударственные объединения (при этом, не умаляется роль межгосударственных отношений). Они создаются для реализации определенных целей государств и не государств (физических лиц, например) участников. Поскольку развитие мировых хозяйственных связей, средств массовой информации, научно-техническая революция, взаимовлияние культур приводят к необходимости более продуманной и координированной интеграции, которая учитывала бы интересы всех социальных, этнических, религиозных, культурных групп, то в свете растущей глобализации, все более важную роль играют не просто отношения между государствами а, более широкие по спектру полномочий, международные организации.

Международная организация это объединение государств, в основе которого лежит международный договор, который служит для выполнения поставленных целей, имеет свою систему постоянных органов, обладает международной правосубъектностью и учреждается в соответствии с международным правом

Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента: а) правоспособность, т.е. способность иметь права и обязанности; б) дееспособность, т.е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности; в) способность участвовать в процессе международного правотворчества; г) способность нести юридическую ответственность за свои действия. Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли, позволяющей ей непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции. Пределы правосубъектности определены, прежде всего, в учредительном акте.

Создание международной организации – проблема международная, которая может быть решена только посредством координирования действий государств. Государства путем согласования своих позиций и интересов, определяют совокупность прав и обязанностей самой организации. Координация действий государств при создании организации осуществляется ими самими.

В процессе же функционирования международной организации координация деятельности государств приобретает иной характер, так как используется при этом специальный, постоянно действующий и приспособленный для рассмотрения и согласованного решения проблем механизм.

Функционирование международной организации сводится не только к отношениям между государствами, но и между организацией и государствами. Эти отношения, в силу того, что государства добровольно пошли на определенные ограничения, согласились подчиняться решениям международной организации, могут иметь субординационную сущность. Специфика таких субординационных отношений заключена в том что, во-первых, в том, что они зависят от координационных отношений, т.е., если координация деятельности государств в рамках международной организации не приводит к определенному результату, то субординационные отношения не возникают. Во-вторых, они возникают в связи с достижением посредством функционирования международной организации определенного результата. Государства соглашаются на подчинение воле организации в силу осознания необходимости считаться с интересами других государств и международного сообщества в целом, ради сохранения такого порядка в международных отношениях, в котором они сами заинтересованы.

Главным признаком неправительственных организаций является то, что, они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и юридических лиц (например, Ассоциация международного права). В соответствии с резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 27.11.1950г. Международной неправительственной организацией считается «любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения» Союз международных организаций подготовил проект договора, который конкретизирует понятие Международная неправительственная организация, перечисляя ее следующие основные признаки:

· отсутствие целей извлечения прибылей;

· признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;

· получение денежных средств более чем из одной страны.

Членами международной неправительственной организации могут быть как национальные общественные организации, так и отдельные лица, а также города и научные учреждения; как члены такой организации не могут рассматриваться всякого рода тайные общества, закрытые клубы.

Контрольные задания

Задание 1.Подготовьте ответы на вопросы:

1. Для каких целей создаются региональные международные организации?

2. Какие международные организации имеют ярко выраженный экономический характер?

3. Какую роль в современном мире играют международные организации военного характера?

Задание 2. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем.

Задание 3. Подготовьте презентацию по теме своего сообщения.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

а) основная литература:

1. Артёмов В.В. Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений /М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 448 с.

2. Сороко-Цюпа О.С. Мир в XX веке (11 класс). - М.: Дрофа, 2003

3. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций: 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2004.

б) дополнительная литература:

4. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Издательство НОРМА

5. Москва, 2005

6. В. Ю. Жуков Новейшая история России. Перестройка и переходный период 1985–2005. Учебное пособие для студентов всех специальностей и форм обучения. Санкт-Петербург, 2006

7. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. – М.: ФиС, 2003.-336 с.: ил.

8. Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2009.-240 с.

Наши рекомендации