Политическая жизнь современной россии. 10 страница
Если предлагаемый проект осуществим, при развитии этой науки с необходимостью встанет ряд серьезных проблем, связанных с ее специфическими границами и соотношением с другими науками о политике. В то же время следует признать, что в России длительное время власть как таковая исследовалась слабо, поскольку и в условиях царизма, и социализма ей пытались придать надобщественный, сакральный (священный) характер. Развитие демократии, в особенности правового государства России диктует необходимость детального изучения власти во всех отношениях и поэтому кратология вполне актуальна.
КУЛЬТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ есть антропологический феномен политики, выражающийся в обожествлении политических лидеров. Политический культ не составляет исключительную особенность восточных обществ, но встречается во всех обществах (в том числе западных) и во все периоды их развития.
Культ вождя в архаических социумах опирался на культ предков и осуществлялся через ритуал как первичный механизм социального управления. В античности культ властителей представлял собой религиозно-мистическое почитание их сверхъестественных, магических способностей и божественного происхождения. В средневековой Европе (включая Россию) возник идейно-политический симбиоз христианской церкви и светской власти, нашедший своё наивысшее выражение в эпоху абсолютизма, в обожествлении личности короля (царя). Для традиционного политического культа характерны телесно-театральные формы выражения с особыми жестами покорности и подчинения. Напротив, секуляризированный культ политических лидеров, типичный для Нового времени, выражался по преимуществу вербально или изобразительно. В тоталитарных обществах 20 века наблюдался своеобразный ренессанс традиционной палитры культовых политических выражений, обогащённой новыми коммуникативными ^ средствами. В современных демократиях политические культы, как правило, лишены черт традиционной религиозности, что, однако, успешно компенсируется фетишизацией политических лидеров посредством современных СМИ.
В политических культах можно выделить ряд типичных черт, которые одновременно обозначают стадии развития культа политических лидеров.
- Возвеличивание политического лидера, начинающего
олицетворять собой определённую идеологию, политическую систему или общественно-политический процесс. Политический лидер начинает трактоваться и восприниматься как национально-родовой символ ("отец нации", "отец-основатель", "гарант демократии" и т.п.).
Монументализация политического лидера как личности, стоящей
вне политической конкуренции и наделенной исключительными (сверхъестественными) способностями, недоступными для других лидеров (людей).
Мифологизация политического лидера посредством придания ему атрибутов непогрешимого, всеведущего, вездесущего и всемогущего существа. Культовый лидер переносится в сферу сакрального и противопоставляется повседневности. Его почитатели преклоняются перед ним как перед божеством и бессознательно приписывают ему способность к бессмертию.
Ритуализация отношений с обожествлённым политическим лидером, поскольку обычные формы отношений не отвечают его сакральной сущности. Культовый лидер общается с массой посредством ритуальных церемоний, подчёркивающих его сакральный статус и ставящих его вне всякой критики.
Одновременно ритуализуется образ вождя как образца для подражания, особенно для молодежи.
КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - совокупность элементов и феноменов сознания, культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.
Исследователи выделяют несколько концепций политической культуры, играющих роль базовых, основополагающих. К таким относится концепция американского политолога Г. Алмонда. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956 году, Алмонд формулирует основные понятия, структурные элементы такого специфического явления как политическая культура. Политическая культура обладает следующей структурой:
· «познавательные ориентации» (знание о политической системе, ее ролях и носителях ролей);
· «эмоциональные ориентации» (чувства, испытываемые к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет);
· «оценочные ориентации» (представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в сочетании с информацией и эмоциями).
Наличие различных аспектов политической культуры, нашедших отражение в этих концепциях, свидетельствует о том, что политическая культура представляет собой многоуровневое явление. Наиболее важным уровнем, в полной мере характеризующим данное понятие, является базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему.
Ориентации субъекта политического процесса легли в основу типологии политической культуры, предложенной Г. Алмондом и С. Вербой в 1963 г. и принятой многими политологами. Анализируя и сопоставляя политические системы «пяти современных демократий» - Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики - они выделили три «чистых» типа политической культуры.
Во-первых, «патриархальная политическая культура» (иногда употребляется термин «парохиальная» или «приходская» – от англ. «parocxial»).На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от их религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Здесь полное отсутствие знаний о политике, полный отрыв от нее.
Второй тип - «подданническая политическая культура».Специализированные политические институты уже существуют и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордости, неприязни, воспринимая их как законные или как незаконные. Этот тип культуры показывает низкую индивидуальную политическую активность субъектов.
Третий тип – «активистская политическая культура» или «политическая культура участия» (иногда ее называют «партисипаторной», от англ. participation – участие). Члены общества не только формулируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом. Авторы отмечают, что члены общества ориентируются на систему в целом – как на ее политические, так и административные структуры и процессы.
Американские авторы отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не проявляются. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа систематически смешанных политических культур: 1.патриархально-поданническая; 2.поданнически-активистская и 3.патриархально-активистская.
Политическая культура по своей структуре имеет два важных отличительных признака в зависимости от того, в какой степени дифференцированы(различены)или специализированы политические роли и отношения, подсистемы, насколько они независимы или подчинены друг другу.
Можно выделить следующие типы политической культуры:
1.Политическая культура сегментированного общества примитивных архаических народов;
2.Политическая культура стратифицированного (наличие иерархических упорядоченных слоев) общества;
3.Политическая культура современного функционально дифференцированного общества.
Модель политической культуры, основанная на членении по уровню дифференциации общества и индивидов и опирающаяся на концепцию модерна (современности) представляется продуктивной и перспективной.
Концепция современной политической культуры определяется как разрыв с политической культурой традиционного общества. Базисным является разделение социокультурной жизни на две основные формы - политическая культура в условиях различного типа традиционного общества и политическая культура в условиях современности.
ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ (лат.Legitimus - законный) — признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания. Легитимность не является правовым процессом, поэтому с политологической точки зрения она не обладает юридическими функциями. Она фиксирует факт признания народом, а следовательно, наделяется правом предписывать нормы поведения людям. Легитимная власть поэтому взаимодоверительна. Народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять, используя многообразные механизмы и способы.
Самый эффективный способ легитимности политической власти – это привлечение граждан к управлению обществом и государством, контроль за деятельностью чиновников. При этом уровень легитимности повышается. Другая тенденция свидетельствует, что чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение, и власть, опирающаяся не только на силу, есть «голая власть» (Б.Рассел).
Состояние полной легитимности — процесс очень трудно достигаемый и сохраняемый. Только в обществе с устоявшимися нормами поведения, развитой культурой власти и культурой народа, высоким уровнем социально-экономического и политического развития можно серьезно говорить о легитимности политической власти, ее отдельных органов.
Со времен М. Вебера различают три модели легитимности. Традиционная легитимность основана на обычаях, силе и верности традициям, сложившихся в конкретном обществе. Харизматическая легитимность характеризуется личной преданностью лидеру, вождю в силу его необычайных качеств. Рациональная легитимность основана на принципе рациональности, с помощью которого устанавливается политическая власть.
Можно выделить три уровня легитимности власти: идеологический, структурный и персоналистский. Идеологический уровень основан на соответствии власти определенной идеологии. Структурный уровень характеризует устойчивость политической системы общества, при которой отработаны механизмы формирования ее институтов. Персоналистская легитимность есть одобрение населением конкретного властвующего лица.
Решающим рычагом легитимности, дееспособной власти, ее силы и авторитетности выступает право, правовая культура. Если нет правозаконности как самостоятельного механизма и регулятора общественной и личной жизни, то данный вакуум заполняется властью и она приобретает функцию «правозаконной» деятельности, т.е. становится институтом «права власти». «Право власти» консервирует отчужденность власти и народа, нелегитимность отношений между ними и создает поле безнаказанности, противозаконных действий властей, порождает правовой нигилизм у граждан. В ситуации «права власти» невозможно добиться осознанной мотивировки деятельности людей, поскольку они несвободны, смяты «правой власти», которое абсолютно и не изменений, совершенствованию и т.п. Всеобщее незаконопослушание может привести к процессу десоциализации общества и государства.
В обществе и государстве должна господствовать власть права, основанная на свободе, культуре и интересах народа, отдельной личности.
ЛИБЕРАЛИЗМ(от лат. liberalis - касающийся свободы, присущий свободному человеку) - достаточно широкое идейное, социальное и политическое движение с определенной социальной базой, системой политических партий с программными стратегическими и тактическими установками.
Сегодня не вызывает серьезных научных разногласий тезис о множественности проявлений либерализма для разных эпох (традиционный и новый), стадий (ранний и поздний), регионов (западноевропейский и восточноевропейский), идеологий социальных слоев (дворянский, буржуазный) или различных течений (христианский, национальный или даже социалистический). Здесь можно отметить такую черту либерализма, как недостаточность систематизирующего принципа и доктринальной строгости.
В политологической литературе имеется как минимум три основных подхода в изучении либерализма. Либерализм как идеологическое течение, представленное в различные периоды разными социальными силами, но приверженными все же к изначальным его канонам; во-вторых, как социально-политическое (организационно-политическое) движение; в-третьих, как совокупность определенных институтов, процедур и принципов управления, создающих возможность проводить либеральную политику на государственном уровне во всех сферах общественной жизни.
Теоретические корни либерализма произрастают в идеологии восходящего класса буржуазии в XVII веке, т.е. когда буржуазия непосредственно выходит на историческую арену и заявляет свои права. Идея индивидуальной свободы как важнейший концепт либерализма нашла свое отражение в трудах Дж.Локка, во взглядах просветителей - Вольтера, Руссо, Монтескье, в идейных течениях французской революции, а также в учениях XIX в., отмеченном как "золотой век либерализма", - А.де Токвиля (Франция),Дж.С.Милля (Англия), В.Гумбольдта (Германия) и др.
Автономия личности и ее первичность по отношению к обществу и государству являлась определяющей идеей для данного направления. Ранний либерализм дал трактовку человека как суверенной личности, которой нельзя навязать привнесенные извне или "сверху" правила.
Ярким представителем либеральной демократии был англичанин Д.Локк (1632-1704), для которого важное значение имело обоснование частной собственности как неотъемлемого атрибута самого человека. "Основной целью вступления людей в общество, - пишет Локк, - является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе".
Теория разделения властей (Локк выделяет законодательную, исполнительную и федеративную) положило начало идеологии либерализма. Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, ибо в противном случае носители такой власти приобретают интересы, становящиеся отличными от интересов всего общества и противоречащие целям общества и правления. Разделение властей служит гарантом гражданского общества от произвола всякой авторитарной власти.
Еще одним проявлением разделения властей стало развитие многопартийной системы.
Важнейшим элементом политического либерализма является теория и практика правового государства.
Основополагающая либеральная идея общественного устройства - руссоистская идея социального контракта, в который добровольно и сознательно вступают члены социальных групп в целях контроля и упорядочения риска, присущего любым отношениям между людьми, особенно в сфере обмена. Таким образом, освобождению личности сопутствовало увеличение договорных отношений.
К числу важнейших компонентов либеральной идеологии относится идея гражданского общества, как общества экономического, основанного на частной собственности и рынке и независимого от государства и политических институтов.
В ходе своей эволюции в XVIII-XIX вв. обнаружились уязвимые места в тех пунктах либерального учения, которые не выдержали испытания временем и заставили либералов кинуться в поиски новой социально-политической платформы.
В последней четверти XIX века данное направление получает название неолиберализма. От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства государства в экономику неолиберальные идеологи начинают переходить к признанию допустимости, даже необходимости вмешательства государства в социально-экономической сфере. Неолибералы пришли к выводу, что внутренние силы буржуазного общества не в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства "извне". Растет понимание опасности в том, что реализация доктрины естественного права, концепции ничем не ограниченной конкуренции и т.д. может привести к угрозе благосостояния большинства населения.
В идеологии неолиберализма наиболее важными являются две взаимосвязанные группы отношений: между свободным рынком и государственным вмешательством и между индивидуумом и обществом. Особо сосредоточены они на второй группе отношений. Российские неолибералы в лице П.Новгородцева, И.Покровского, Влад.Гессена, Л.Петражицкого, Б.Кистяковского, С.Гессена гораздо раньше своих английских коллег выдвинули серьезную дополнительную аргументацию в пользу усиления социального начала в либерализме.
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПАРТИИ - политические организации, занимающие правоцентристские позиции на политической шкале современных государств, отстаивающие идею индивидуальной свободы в качестве важнейшего компонента в своих программных установках.
В политической жизни индустриально развитых стран либеральные партии имеют немалое влияние и вес. Эти партии выражают интересы влиятельных общественных кругов, что позволяет им оказывать существенное воздействие на формирование как внутренне, так и внешней политики. Либеральные партии в ФРГ, Италии, Финляндии, Дании, Бразилии, Исландии, Швейцарии и других стран представлены в правительствах (всего в 20 государствах). В ряде государств являются ведущей оппозиционной силой.
Главный либеральный принцип, включенный в программные документы либеральных партий, состоит в том, что политической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы; в то же время не может быть подлинной и долговечной экономической свободы, если отсутствует политическая свобода и не соблюдаются права человека.
Как считают либеральные идеологи, стабильность демократической системы и функционирование социальной рыночной экономики во многом зависит от того, насколько широкие слои населения пребывают вне бедности. Для гарантированного достатка и справедливого распределения материальных благ и экономической власти необходимо планирование на основе взаимодействия между частной инициативой и государственным вмешательством. Составной частью такого планирования может быть гибкая политика по отношению к доходам. налоги должны поощрять предпринимательскую деятельность и обеспечивать равенство возможностей.
Поддерживая борьбу за ликвидацию бедности и сглаживание различий в уровне благосостояния, в защиту прав каждого гражданина, либералы резко возражают против эгалитаризма. Для них равенство означает, что каждый человек должен иметь равные возможности саморазвития для того, чтобы вносить максимальный вклад в развитие общества.
Реализация основных задач либеральной демократии видится прежде всего через укрепление реальной власти парламентов; повышения эффективности исполнительной власти и парламентского контроля над ней; децентрализации власти; юридической защиты прав личности и человеческого достоинства; тщательного уравновешивания вмешательства и невмешательства со стороны государства с тем, чтобы примирить интересы человека с интересами общества; сотрудничества между государствами.
Либералы укрепляют сотрудничество и на межпартийном уровне. Либеральный интернационал (ЛИ), рассматривающий себя как федерацию либеральных, демократических и прогрессивных партий был создан в 1947 году со штаб-квартирой в Лондоне.
Сегодня ЛИ состоит из более чем 70 либеральных партий. В численном выражении это 3 миллиона индивидуальных членов из 48 стран. Цель ЛИ – достичь во всех обществах победы либеральных принципов, которые являются общезначимыми, универсальными по своей природе, и способствовать росту свободного общества на основе индивидуальной свободы, персональной ответственности и социальной справедливости. Для ЛИ является важным обеспечение сотрудничества между организациями и людьми, обмен информацией между всеми, кто поддерживает ст.2 Устава Либерального Интернационала.
Либеральные партии, будучи членами Интернационала, должны признавать принципы либерализма, которые содержатся в документах этой организации: Оксфордском либеральном манифесте (1947), Оксфордской либеральной декларации (1967), либеральном призыве (1981), Призыве к правам человека (Оттава, 1987), Декларации о защите окружающей среды (Хельсинки, 1990), Либеральном манифесте для XXI столетия (1997).
На своих конгрессах либералы обсуждали следующие темы:
- бедность и безработица: опасность для свободы;
- свободная торговля в изменяющемся мире;
- положение меньшинств;
- поддержка экологического развития;
- дерегулирование и вмешательство государства;
- свободные СМИ – свободное общество.
В рамках ЛИ осуществляется координация деятельности, обмен программами. Шесть раз в год выпускается Бюллетень, содержащий факты, персоналии, обозрения, результаты выборов, отчеты спортивных конференций и т.д. Выходят журналы «Либеральное время»(«Liberal Times»), «Факты и лица» («Facts and Figures»), «Кто есть кто в Либеральном Интернационале».
ЛИ представлен в качестве неправительственной организации в ООН с консультативным статусом, в Совете Европы и других международных политических структурах.
ЛИЧНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ субъект осознанной, целесообразной деятельности, выражающий и реализующий интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующий их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международное и др.).
Личность является основным субъектом политики, поскольку все политические силы, субъекты суть человеческие образования. Субъектность личности в политике проистекает из ее способности, возможности и потребности участвовать в политической жизни общества и государства в соответствии со своими интересами. Но в отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовать свои интересы абсолютно, в политике она осуществляет свои интересы как элемент каких-то общих, то есть политических интересов. Даже не понимая данного положения, например, голосуя на выборах, личность, опуская бюллетень в урну, совершает индивидуальный акт коллективно-политической значимости.
Личность в политике участвует в решении общих дел, что вызывает у нее ощущение причастности к человеческому роду, его институциональным образованиям. Через самостоятельную сознательную причастность к общему делу личность обретает способность осознать свою уникальность, значимость, неповторимость, ответственность за свои поступки. Поэтому можно отметить, что участие личности в политике есть один из наиболее значимых видов ее деятельности.
Участие личности в политике проявляется во множестве форм и видов: митинг, демонстрация, манифестация, выборы представительных органов власти, участие в различных кампаниях, проводимых партиями, общественно-политическими движениями, членство и активная деятельность в политических организациях и т.п. Высшей формой участия личности в политике является профессиональная политическая деятельность.
МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (фр. majoritaire от majorite - большинство) — процедура определения результатов голосования, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал большинство голосов. Мажоритарная система имеет две разновидности — абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (более 50 %). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором участвуют два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре. Это мажоритарная система относительного большинства, при которой кандидату требуется набрать голосов больше, чем другим кандидатам. Во втором туре могут действовать обе разновидности мажоритарной системы, но преобладает система относительного большинства.
Мажоритарная система кажется простой, понятной, распространимой, применяемой во многих странах мира. Она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте. Однако она не лишена недостатков. При ней действует принцип «победитель получает все», то есть один мандат в одном округе. При этой системе результаты выборов отражают только те голоса, которые поданы за победителей, а остальные голоса не учитываются. Победитель может получить 30% голосов от числа зарегистрированных избирателей, а остальные 5 кандидатов 50 % при 20% избирателей, не явившихся на выборы. Таким образом, воля 70% избирателей округа остается неучтенной.
Мажоритарная система также может обеспечивать косвенное национальное представительство, при котором если в одном округе победил коммунист, а в другом - либерал, то сторонники коммунистических идей из второго округа имеют в качестве представителя своих интересов победителя из первого округа, то есть разрывается единство идеологического поля кандидата и его электората.
К очевидным недостаткам мажоритарной системы следует отнести тот факт что не все социальные слои общества могут быть представлены в выборных органах, поскольку их кандидаты не набрали большинства голосов, т.е. меньшинство оказывается вне органа власти, и оно может быть значительным. Иными словами эта система часто не отражает соотношения социально-политических сил в стране. Она дорога, так как часто приходится проводить второй турголосования, поскольку первый не выявил победителя.
МАКИАВЕЛЛИЗМ— образ, схема политического поведения, пренебрегающая нормами морали для достижения политических целей. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и писателя И. Макиавелли (1469-1527), приверженца сильной государственной власти. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием является тезис «цель оправдывает средства», когда ради достижения поставленных целей считаются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника.
Главным механизмом борьбы за власть и ее осуществлением является сила. Именно сила позволяет гарантировать стабильность власти, а при ее утрате трудно возвратить власть. Основа власти государя — хорошие законы и хорошее войско. Страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное, а «крепкая и решительная власть никогда не допустит раскола». Макиавелли выделяет четыре способа приобретения власти государем: милостью судьбы, личной доблестью, путем преступления и в силу благоволения к нему сограждан. Судьба играет большую роль в жизни людей, но огромна в ней роль самих действий людей, поэтому, «в действительности, кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти». В первом случае власть легко приобрести, но удержать ее трудно, ибо правители удерживаться у власти не могут и не умеют
сновное.
Приобретение власти государем в силу благоволения к нему сограждан возможно по требованию знати или народа. Столкновение этих начал разрешается трояко: либо единовластием, либо безначалием, либо свободой. При единовластии, учреждаемом знатью или народом, государю в первом случае труднее удержать власть, чем во втором, поскольку он не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, и к тому же у народа более честная жизнь, чем у знати. Знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным. Отсюда главное для государя - не угнетать народ, если он пришел к власти с его помощью, искать в нем опоры, быть с ним в дружбе. Государю надлежит выказывать почтение к знати, но не вызывать ненависти в народе.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ (фр. manipulation – махинация) - система способов психологического воздействия на массы, которые политические власти используют с целью политического обмана, внедрения в сознание нарда иллюзорных представлений о политической жизни. Манипулирование в политике имеет глубокие гносеологические корни, поскольку политика есть область сложная, часто скрытая от глаза простых людей, чрезвычайно противоречивая, и может быть лживой, аморальной, нечестной и т.п. Поэтому понять простому человеку политические события, их объяснить, оценить – довольно сложно. Не случайно многие люди, являясь объектом манипуляций, не стремятся выйти из этого плана, довольствуются одним суждением о политике одним словом «нравится» или «не нравится».
Органы политической власти недемократических режимов всегда стремятся держать народ, социальные общности людей в состоянии объекта, используя средства массовой информации для насаждения выгодных властям стереотипов, остановок, целей, идеалов и т. п. Политика при этом понимается как воля власти, закамуфлированная под власть народа. Постулат народовластия в иллюзорной упаковке пропагандируется всеми средствами массовой информации, полностью подконтрольными государственно-партийному аппарату. Плюрализма политического нет, гласности, объективности политических процессов, альтернативности политических действий, избирательных кампаний тоже нет. Консервируется рабское сознание, «полностью одобряемый» народом политический курс властей. Такое состояние сознания народа удобно и для народа и для властей. Но оно не может быть вечным. Люди начинают просыпаться от политической спячки и переходить от состояния объекта к состоянию субъекта. Манипулировать людьми становится сложнее, и политика постепенно приобретет качество демократичности.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ(от лат. margo - край) - термин, употребляемый для обозначения социального качества сознания и поведения личности, слоя, субгруппы. М. означает отрыв от первоначального социального субстрата, прекращение общественных связей, определяющих сущность личности и группы, а также принципиальную невозможность возобновления подобных интеграционных связей. Маргинальная личность - промежуточный, пограничный человек, который ощущает свое место в мире, лишь принадлежа к какому-либо псевдомассовому, инициированному потестарными органами, движению. Маргиналы не объединены никаким общим интересом или целью, характеризуются отсутствием исторической памяти и преемственности в восприятии традиций. Их психологи ческой доминантой являются страх, агрессия, потерянность, цинизм и претенциозность. Маргинал не имеет собственной системы ценностей и оценок, но лишь имитирует чужую; для него присуща социальная аномия (возможность жить в двух или более мирах одновременно, не принадлежа ни к одному из них, принимать внешние формы, которые определяют принадлежность к определенной религии, национальности, культуре, без действительного обладания ими.) Главным признаком м. является разрыв и энтропия социальных связей и тканей, образующих гражданское общество, деструктурализация которого - основная цель тоталитарного режима; поэтому маргинальные слои - главная социальная база последнего (см: "Тоталитаризм"). Средства превращения личностей в люмпенов или маргиналов: отчуждение от собственности, жёсткий государственный контроль, политика всеобщей внутренней миграции и переселения. Маргинал с социальной точки зрения - "массовый", заурядный, средний человек с жесткой установкой псевдоколлективиста, обладающий чрезвычайной способностью к приспособлению, политически и граждански индифферентный, способный качнуться куда угодно.