Баталина, Валентина Владимировна 7 страница

Местное самоуправление не противопоставляет себя го­сударственной власти, более того, в развитой форме оно является признаком сильного государства и имеет большое значение для функционирования государственной струк­туры.

Значение местного самоуправления для государства усиливается:

0 в фазе государственных кризисов, когда самоуправ­ление осуществляет задачи жизнеобеспечения на локальном уровне и таким образом способствует со­хранению и упрочению государственной системы; 0 в межкризисный период, коша1

ление стабилизирует властную вертикаль roctjac-ственной системы, поскольку своей.

снимает социальное напряжение в общее чие местного самоуправления становится i" оптимальных условий развития государсгаомов^в-

стемы.

Местное самоуправление приобретает особую рож, = условиях становления демократического правового сош-ального государственного устройства, организации инсти­тутов гражданского общества.

Местное самоуправление имеет определенный статус в вертикали власти. Его общественные начала воздей­ствуют на политическую активность населения, при­влекая граждан к осуществлению государственно-обще­ственных деяний.

Общественный компонент как часть составляющих ме­стного самоуправления выражается в участии граждан в формировании некоторых функций самоуправления, таких как собрания, выборы, референдумы.

Чем больше территориально государство, тем с большей активностью элементы самоуправления могут быть встроены в систему управления государственным устройством.

78. МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА

ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Существует множество теорий местного самоуправ­ления. Они продолжают сохранять актуальность и поныне. В России был накоплен большой историче­ский опыт использования местного самоуправления в виде земского и городского самоуправления. Во многом он про-


Научное обоснование проблемы самоуправления 2 У основано на исследовании фундаментальных поня­тий, к которым относятся народность, общинность, тэборность, духовно-нравственные критерии. В России местное самоуправление веками было в тесном сотрудни­честве с государственной властью. Оно являлось продол­жением централизованной власти на местном уровне, име­ло определенные полномочия, зачастую независимые от государственных структур.

Сегодня многие государства пришли к выводу, что де­мократическое, правовое государство в состоянии решать свои глобальные задачи, опираясь на систему развитого са­моуправления.

Важной чертой, характеризующей динамичное современное развитие России, становится созда­ние оптимальных систем управления, где сочетают­ся централизованная власть ипроцессы децентрализации. Разграничиваются полномочия центральной власти, ре­гиональной и муниципальной. Приобретает большое зна­чение фактор самоорганизации территорий.

В России существует практика местного самоуправле­ния, не имеющая единой теоретической и законодатель­ной основы. Некоторые считают необходимым отделить местное самоуправление от государства, другие характе­ризуют его как неотъемлемый институт государства. Се­годня очень важно создать теорию развития местного са­моуправления, учитывая позитивные стороны российского опыта и мировой практики, для практического примене-

ния на всей территории страны.

российскую систему местного сг

в состоянии отвечать потребностям

ского общества, правового, демократичеоото.

inn „и. Ц1 in I, I 1.1.1 I inn, пинии им щ и и I циши шы ^т

и права.

79. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ

Регионалистика представляет собой комплексную, синтезирующую гуманитарную дисциплину, иссле­дующую проблемы деятельности и существования человека и создаваемой им культуры, его взаимодействие с окружающей средой в рамках компактного географиче­ского пространства, а именно региона.

Регионалистика — это макродисциплина, опериру­ющая обобщенными результатами специальных исследо­ваний, которые проводятся в рамках отраслевых гумани­тарных дисциплин, таких как археология, антропология,этнография, лингвистика, история, география. ,

|j^=n| Предмет политической регионалистики вклю-2 Ш чает определение региона и его разновидностей: ре­гион политический, экономический, культурный, ментальный; понятия «макрорегион» — «мезорегион» — «мик­рорегион». Регионы и их политическая составляющая, ус­ловия и источники развития политической регионалисти­ки; соотношение наук: политическая регионалистика — региональная политология — региональная политика — ре-гионоведение; политическая регионалистика и политиче­ская география.

Региональные режимы и региональные элиты, си­стема органов власти в регионах, модель властных отно­шений в регионе, социально-экономическая политика ре-

властей, типы лидерства в регионах занимают (ажкое место среди предметов изучения политической эегионалистики. Исследуются этнополитические элиты, лоб-рнрование региональных интересов, политический образ ре-рона, политические портреты некоторых региональных ли-

1е=г|) Отдельной отраслью является изучение проблем ре-3 Ш гиональной политики в России и зарубежных стра­нах: региональное развитие на территории Европей-жого союза, проблема соотношения центра и периферии, региональные процессы структурной перестройки, регио-1г.-ьные диспропорции и единство ЕС, а также смена па-эг-^гмы в истории региональной политики ЕС.

Предметом исследования являются прогнозирова-■г.-г регионального развития, институциональные и эконо-чи-ческие механизмы государственной региональной по-ттики, информационное обеспечение региональной по­вети ки.

Метод политической регионалистики представляет :интез методологий всех гуманитарно-социальных наук, по-итологии, социологии, социальной философии и пр.

80. СУБЪЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Субъекты региональной политики являются предметом изучения регионалистики. Она исследует процессы дея-тег±.ности человека в границах определенного географиче-гхого пространства, которое называют регионом. Регион «сжет рассматриваться в разных направлениях: физико-еографическом, антропологическом, историческом, куль-урном.

Неравенство территорий является одной из проб­лем, которые необходимо преодолевать региона­лизму. Оно хорошо прослеживается при сравнении

деятельности центральной власти и регионов. Если реги­ональная политика ведется по принципу управления ко­лониями (где колониями выступают регионы), она может привести к социальным конфликтам, усиливать сепара­тистские тенденции и иногда стать причиной гражданско­го неповиновения.

Сокращать неравенство необходимо всеми имеющими­ся в наличии средствами, опираясь на правовые нормы. Об этом говорит зарубежный опыт. Судебная система многих стран отстаивает интересы регионов, защищает их от цен­тральной власти, способствует распространению право­сознания.

Регион является не только объектом экономических притязаний центральной власти, но и субъектом ре­гиональной политики, которая основывается на ак­тивной роли граждан в деятельности социально-политичес­кого характера, в делах самоуправления. Все граждане должны иметь возможность реализовать равные права уча­стия в управлении и самоуправлении.

Регион и местные территории с соответствующим на­селением чаще всего являются самоуправляемым и само­достаточным субъектом, его эволюция включает объектив­ные и субъективные факторы.

jStI В экономически слабых регионах, где не просчиты-3 Ш ваются связи между системой и ее элементами, не­возможно добиться осуществления эффективного управления и самоуправления, выстроенных на демокра­тических принципах, соответственно здесь будет отсутст­вовать сильная политическая система. Сила политической системы растет, если ее властные функции распространя­ются на важнейшие направления жизнеобеспечения реги­онов, следовательно, регионы должны обладать качества­ми политических субъектов.

Для реализации социально-правовой демократиче­ской государственности необходимо: 0 дифференцировать функции элементов поли­тической системы, регионов, субъектов полити­ки, увеличивать сферу их компетенций, что ста­нет предпосылкой развития подлинной демо­кратии;

иметь сильную региональную политическую власть без тенденций сепаратизма;

организовать местное самоуправление, авторите­ту которого доверяет местное население, иметь его актив;

создавать профессионально ответственную регио­нальную элиту.

81. ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ

Термин «институт» включает определение системы организующих связей и социальных норм, реализующихся в практической деятельности.

Социальный институт осуществляет конкретные по­требности общества. Важными институтами являются: по­литический, экономический, семейный, образовательный, религиозный и пр.

Процесс институционализации включает соци- альные нормы, развивает их систему, функциони­рующую в целях удовлетворения потребностей об­щества. Процесс образования социальных институтов со­ставляет несколько этапов:

создается необходимость удовлетворения потреб­ностей, обусловленная осуществлением совместных действий; формируются общие задачи; ' возникают социальные нормы, определяющие тщ> тическое применение созданных правил = \:": = стихийного социального взаимного воздействия возникают процедуры применения социальных не на практике;

определяются санкции в поддержку социальн норм;

_ _ формируется статусная структура института. Современное общество не может функционировать t институционализации. Институционализация направле на создание определенного порядка в общественных от> шениях, развивает элемент организованности, регулир) правила поведения человека в обществе.

jSI

Проблемы взаимовлияния правовых и политических о нов рассматривали многие ученые. Так, Морис Ориу, юрис определял институт как «действующую систему упорял ценных отношений, в которой действуют не только объе тивные (фактические), но и субъективные (волевые) фа торы». Правовые нормы необходимы для принудительно: упорядочения общественных отношений. В правовых а; тах правящих групп нормативно выражается основная иле института. Однако норма права станет более эффективно; если будет поддержана разными социальными группами. Современная политология активно развивает неош ституциональный взгляд на формирование социальны общественных институтов. На его основе рассматриваю! ся устойчивые формы взаимодействий индивидов, име ющие формальный (контакты в рамках правовых нор* и неформальный уровни (традиции, обычаи этническа культура).

 

82. ОТРАСЛЕВОЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИПЫ

УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКИХ

СИСТЕМАХ

Территориальная организация социальной сферы включает комплекс действий по созданию и разви­тию объектов социальной сферы. Оптимальный уро­вень социальной сферы зависит от многих факторов: 121 природный — косвенный фактор, отражающий вли­яние климатических и природных условий; 0 численности населения — его значимость зависит от степени концентрации населения в местах прожи­вания. Социальная сфера города имеет больше пер­спектив развития. Социальные услуги оказываются и иногороднему населению;

0 экономический — благодаря развитию производства имеет воздействие на социальную сферу, создает условия для развития населения и, следовательно, развития социальной сферы.

Социальная сфера может развиваться соответственно развитию производственной сферы, отставать от темпов развития производства, опережать его развитие.

В разные периоды общественного развития эти факто­ры могут в различной степени влиять на процесс оптимиза­ции социальной сферы.

В государствах, сформировавшихся после распа­да СССР, социальная сфера, в развитии проходит переходную форму. Роль государства в функцио­нировании социальной сферы по-прежнему очень значи­тельна.

Имеются модели развития и размещения социальной

сферы:

модель, характеризующая высокоразвитые страны, сформирована в государстве, где все отрасли социальной сферы 4 тают. Все террг--: ны предприятия-* ной степени; кач дифференцирует^ положению инднюцц модель, характеризую социальная сфера нел отрасли имеют ве.гуя страны (туризм, ре-*есл приятия социально-"■ : ных центрах; модель, характеризута наличие государствен:-**! ной сфере; государств тельности социальной г

 

Системы управления : му принципу. Они объелч непроизводственные xzy^ ствующие в данной территории сы удовлетворения потребностей ципального образования. Систея социально-экономические зал; ной организации хозяйства.

83. РЕГИОНАЛИСТИКА И

ДВИЖЕНИЯ СОВРЕМ

Термин «регион' имеет сущее нистративное содержание. Некср; гион с территорией, областью, крэе^Ш ние». Регион является не только рялэш единиц (область и край).

Регион включает различные целесообразные уров­ни административного деления, которые создают необходимые для нормального существования уров­ни самодостаточности.

Целью региональной политики становятся: 0 обеспечение уровня развития культуры, утвержда­ющей человечность и гуманизм;

0 превращение регионов в гуманитарные социально-правовые пространства.

С переходом к информационной цивилизации обще­ство подходит к реализации общечеловеческих ценностей. Современный этап цивилизации утверждает возможности минимизации отчуждения и действия его в максимально гу­манных формах. Современное развитие человеческой об­щности создает пути синтезирования духовных ценностей, среди которых приоритетными становятся свобода {инди­видуальная и групповая), равенство, справедливость.

Слраее&/швость8ключает и понятие равенства. Ре­гиональная политика оптимально функционирует, если граждане имеют фактическое правовое равен­ство, если их экономический социокультурный и полити­ческий статусы не зависят от места проживания (в том или ином регионе, в центре или провинции).

Имеются серьезные препятствия для осуществления взвешенной справедливой региональной политики. Они заключаются в асимметрии субъектов региональной поли­тики и в этнофедерализме.

В нашей стране действительную опасность пред­ставляют не отдельные регионы, а социальные груп­пы регионов, абсолютизирующие свой корпоратив­ный интерес, свои этнические преимущества.

У группы национальных республик статус выше, чем у краев и областей, наблюдаются преимущества в доходе на душу населения (Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Татарстан и пр.). Наличествующая несправедливость в ре­гиональной политике берет истоки в неравноправии субъ­ектов такой политики.

Говоря о процессе активного преобразования полити­ческой карты нашей страны, важно учитывать некоторые факторы. Необходимо исследование процессов, опреде­ляемых во многом распадом СССР — сверхдержавы, объ­единявшей вокруг себя часть государств Европы, а внут­ри своего государства в качестве республик политические единицы, которые сегодня стали самостоятельными госу­дарствами.

Необходимо учитывать колоссальную значимость для процесса преобразования мира властных политических ус­тремлений передовых стран мира, которые активно стре­мятся к освоению новых сфер влияния и новых сырьевых баз. Подобные процессы происходят в Восточной Европе (включая Украину), странах Балкан, Балтии, на Кавказе (Грузия) и в азиатских государствах.

84. ПОДСИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ, ЭКО-, ЭТНО-

И ГЕОПОЛИТИКА

Региональная политика представляет собой сложно организованную политическую систему. В нее входит мно­жество уровней, каждый из которых, являясь чем-то особен­ным и отдельным, важным, вместе с тем составляет неотъем­лемую часть целостного организма. В качестве самосто­ятельных и значимых составляющих региональной полити­ки выступают экономическая, демографическая, экологиче­ская, этнополитическая, геополитическая подсистемы.

р^" Экономическая подсистема региональной поли­тики составляет основу развития и роста всего ре­гиона. В нее включаются особенности промышлен-ного производства, характерные именно для кон­кретного субъекта политики, повышение экономи­ческого роста, увеличение товарооборота, процесс движения денежных масс на территории данного ре­гиона. Состояние экономической системы влияет на стабильность всего региона, качество жизни его на­селения и место в иерархии регионов среди других административных единиц страны. Демографическая подсистема региональной поли­тики представляет собой особенности прироста на­селения, состава населения региона, процентное со­отношение представителей различных поколений и социальных слоев населения, взаимовлияния суб­культур и проблемы, связанные с этим. ,Экологическая подсистема региональной поли­тики определяет сущность решения множествен­ных задач, включающих проблемы загрязнения ок­ружающей среды, влияния промышленной инфра­структуры на природу региона, ее, биосферу. Эта подсистема принимает решения относительно эко­логической обстановки в регионе, разрабатывает средства охраны природы на всех уровнях. Этнополитическая составляющая региональ­ной политики имеет важное значение, поскольку решает такие проблемы, как этнический и нацио­нальный состав жителей региона, движение этни­ческих меньшинств, соотношение представителей различных наций, проживающих на территории ре­гиона, условия их сосуществования, взаимное воз­действие национальных культур, религиозных кон­фессий и пр.

Геополитическая подсистема рассматривает во­просы использования земельных угодий данного ре­гиона, занимается проблемами освоения природных ресурсов, находящимися в пределах данной адми единицы. Осу!иествляет застройку земли и расселение людей, создание новых терри­ториальных единиц, включаюЙих города, села, по­селки, формирует оптимально соотношение этих единиц с административным центром.

85. Политическая региоИалистика в российском измер

Реформа органов местного саМ°УпРавления в Рос­сийской Федераиии проводится в контексте действий по децентрализации власти в условиях реформирования бю­рократического, тоталитарного госу/*аРства- котоРым яв­лялся СССР, ц создания конституционного- Демократиче­ского госудаьства. Образование системы новых органов носит не полИТИЧеский, а администРативный характер, поскольку в Основе этого процесса ^ежит передача прав самоуправляющимся субъектам на самостоятельное осу­ществление функций управления п<?ДвеД°мственной им территорией. .

д=т] Органу местного самоуправления не входят в сис-(1 [У тему государственной власти, ^х взаимоотношения не могут строиться на принцип^* соподчиненности. Органы государСТВенной власти и орГаны местного само­управления я^ляются равноправными субъектами.

Изменение властных полномочий на местах Проюходит по двум основным направления^1

1) передача органам местного самоуправления i и «ЛШ iмочий ь решении вопросов меСтного значения;

2) передача органам местного самруправлешш «■ i/м m.ных государственных полномо^ий-

Современная концепция организэции М(М """" управления в России, основные

ны в Конституции Российской Федерации, содержит неко­торый дуализм. С одной стороны, органы местного само­управления связаны с интересами местного населения, с другой стороны, они связаны с интересами государства в

целом.

Эти виды интересов могут включать столкновения, при­водящие к нарушению баланса, и, как следствие, создавать конфликтные ситуации.

Необходимо придерживаться определенных правил организации самоуправления. Деятельность органов местного самоуправления не носит характера осу­ществления государственных властных полномочий и не является проявлением политической власти, поэтому при нормативном установлении формирования органов местно­го самоуправления нет необходимости предусматривать выдвижение кандидатов от политических партий и обще­ственных движений. Это право можно передать группам на­селения, проживающим на данной территории.

Целесообразно определить предметы ведения органов местного самоуправления, а также процедуру их установ­ления в случае возникновения спорных ситуаций между органами государственной власти и местного самоуправ­ления. Утвердить их на общефедеральном законодательном

уровне.

Установить процедуру делегирования отдельных госу­дарственных полномочий органам местного самоуправле­ния в законодательном порядке.

Установить порядок разрешения споров, возникающих между органами государственной власти и местного само­управления, в законодательном порядке.

Определить особенности организации и деятельности органов местного самоуправления в городах. Это опреде­ляется спецификой городского управления и сложившей­ся практикой, а также историческими традициями России.

86. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭТНОПОЛИТОЛОГИИ

На Земле насчитывается более 2000 разных народов. Многонациональные государства (их насчитывается на пла­нете около 200) большую часть этих народов включают в свой состав.

Взрыв этнического самосознания, наблюдавшийся во второй половине XX в., объясняется тем, что именно в этот период в мире происходит самоутверждение культур наро­дов, считавшихся прежде отсталыми и недавно получивши­ми государственную независимость. Усиление националь­ного самосознания происходит так быстро, что ученые назвали этот процесс «этническим ренессансом», «этниче­ским парадоксом современности».

Политология сформировала направление, которое на­зывается этнополитологией.

Этнополитология рассматривает этнонациональ-ные отношения как объект политики, занимается изучением понятий этноса, нации, национальных от­ношений.

Этнополитология определяет этнос (от греч. etfinos — племя, народ) как устойчивую совокупность людей, обла­дающих общностью происхождения (крови), истории, язы­ка и культуры. Этнос, создающий основы нации, создает и государственное устройство. Чаще всего государствен­ность появляется не у обособленного этноса, а у группы этносов, сложившихся в единую нацию.

Нация представляет собой устойчивую общность лю­дей, сложившуюся на основе единства происхожде­ния, исторической общности «крови», культуры, со­вместного проживания и коммуникаций (экономических, политических и др.). Нация включает следующие компо­ненты:

0 этнические, которые определяют общность проис­хождения, языка, культуры; 135

0 социальные, которые предполагают совместность экономической жизни, развитые коммуникации и групповую идентификацию.

Нации формируются на протяжении длительного пери­ода времени. Их формирование приводит к созданию госу­дарств. Государства имеют различные формы политической организации и степень самостоятельности. Понятия «нация» и «государство» очень близки. Нации полиэтничны. Отсюда основополагающий принцип государственного устройства абсолютного большинства стран мира состоит в том, что нация понимается как государственный этнос. Вне государ­ства нация существовать не может.

Национальные отношения представляют собой от­ношения между:

0 субъектами национально-этнического развития, которыми являются нации, народности, нацио­нальные меньшинства и национальные группы; 0 государственными образованиями; 0 различными национальностями. Они складываются в процессе жизнедеятельности и взаимодействия на­циональных общностей.

Главные вопросы в национальных отношениях: равно­правие или подчинение; причины недоверия, вражды и кон­фликтов; неравенство уровней экономического и культур­ного развития наций; отношения наций и существующей системы власти в многонациональном обществе; формы и условия их отношений в интересах мирного сосущество­вания и добрососедства; эволюция наций, доминирование принципов равноправия, суверенности и демократизма.

87. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ ЭТНОПОЛИТОЛОГИИ

Политология сформировала направление этнополито-логии. Она имеет междисциплинарный характер. Областьее изучения располагается на пересечении политической и этнической социологии.

Предмет этнополитологии включает:

EJ этнический фактор государственного устройства

в полиэтническом пространстве; этнос и его политические институты, государство, войска, партии;

этнос и политические отношения власти, элиты и ря­довых граждан;

принадлежность к этносу как способ политической манипуляции.

Одна из отраслей этнополитологии, исследующая социально-политическую обусловленность этниче­ской мобилизации в современном мире и внутрен­нюю противоречивость этносоциальных процессов, назы­вается этническим парадоксом современности.

Исследуя изменения, происшедшие в мире в конце XX в., ученые изучают специфику функционирования этническо­го фактора в лостколониальном и постсоциалистическом пространстве. Их интерес вызывают не только макроэтно-политические проблемы, но и проблемы политического ста­туса этнической группы на стадии «нациеобразования», осо­бенности протекания этнополитических процессов в услови­ях устойчивого развития и системного кризиса, проблемы этнополитической конфликтологии (проблема латентной конфликтогенности полиэтнической среды, конфликта прав человека и прав народа).

г£=п] К одной из важных задач, решаемых наукой, отно-3 Ш сится соотношение этнического и политическо­го пространств. Внутри этой проблемы исследу­ются объекты:

этническое и политическое пространство как част­ные формы социального пространства; первичность этнического пространства и его соот­ношение с понятием «этническая территория»;

проблема границ этнополитического пространства, его территориального и содержательного измерения и пр.

Наиболее интересной сегодня является культуроло­гическая направленность. К ней относятся проблемы: рЗ*" институциональные черты этничности; этническая обусловленность социальных норм, пред­писаний и моделей коллективного поведения на ста­дии этнической мобилизации;

этнические неравенства и этнополитическая струк­тура полиэтнических обществ.

Ученые занимаются также проблемами этнической конфликтологии, которая исследует: {7[ социальные конфликты и конфликтные ситуации; дифференциацию социального конфликта и социаль­ного противоречия, этнический конфликт как актуа­лизацию латентной конфликтогенности в межэтни­ческом взаимодействии;

\7\

типологию этнических конфликтов: культурно-язы­ковой, этноэкономический, экологический, террито­риальный; динамику этнических конфликтов.

88. ЭТНОПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нация является устойчивой общностью людей, истори­чески сложившейся на основе единства происхождения культуры, совместного проживания и коммуникаций.

Формирование наций приводит к образованию госу­дарств.

Этнос, или народ, изучает специальная наука этногра­фия, политологии же интересны политические измерения национальных отношений. Русский географ профессорСМ. Широкогоров создал первую концепцию этноса. Он дал определение этноса как группы «людей, объединен­ных единством происхождения, обычаев, языка и уклада жизни».

Современная этнография показала, что ни общность происхождения, ни религия и язык, ни общая культу­ра, ни индивидуальное самосознание не могут слу­жить однозначными критериями для выделения определен­ного этноса (народа). Она предлагает два подхода кхарак-теристике природы этноса:

1) изначальный, или примордиалистский, — нацио­нальную принадлежность объясняет как изначаль­ное свойство любого человека, переданное по на­следству от предков через гены;

2) социологизаторский — относится к национальностии сознанию принадлежности человека к определен­ному народу как к результату социализации (воспи­тания в определенном обществе).

Субъектом национально-государственных и по­литических отношений становится нация, которпи является юридической и политической категорией Нация не основывается на одном этносе и может бы ГЬ MHO гонациональной.

Современная

Вновь созданные государства оказались слабыми и нежиз­неспособными, в них начались межнациональные конфлик­ты и войны.

2. Малые народы, не представленные в ООН и в между­народной политике, начали претендовать на отделение от государств, в составе которых существовали: баски в Ис­пании, корсиканцы и бретонцы (жители провинции Бре­тань) во Франции.

89. НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ

Национализм является идеологией, психологией, поли­тикой, основанной на претензии национальной исключи­тельности и превосходства.

Главной идеей национализма стало представление о нации как высшей внеисторической и надклассовой форме общественного единства. Современная наука отмечает присутствие у данного явления как положитель­ных, так и отрицательных сторон.

Наши рекомендации