Баталина, Валентина Владимировна 7 страница
Местное самоуправление не противопоставляет себя государственной власти, более того, в развитой форме оно является признаком сильного государства и имеет большое значение для функционирования государственной структуры.
Значение местного самоуправления для государства усиливается:
0 в фазе государственных кризисов, когда самоуправление осуществляет задачи жизнеобеспечения на локальном уровне и таким образом способствует сохранению и упрочению государственной системы; 0 в межкризисный период, коша1
ление стабилизирует властную вертикаль roctjac-ственной системы, поскольку своей.
снимает социальное напряжение в общее чие местного самоуправления становится i" оптимальных условий развития государсгаомов^в-
стемы.
Местное самоуправление приобретает особую рож, = условиях становления демократического правового сош-ального государственного устройства, организации институтов гражданского общества.
Местное самоуправление имеет определенный статус в вертикали власти. Его общественные начала воздействуют на политическую активность населения, привлекая граждан к осуществлению государственно-общественных деяний.
Общественный компонент как часть составляющих местного самоуправления выражается в участии граждан в формировании некоторых функций самоуправления, таких как собрания, выборы, референдумы.
Чем больше территориально государство, тем с большей активностью элементы самоуправления могут быть встроены в систему управления государственным устройством.
78. МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
Существует множество теорий местного самоуправления. Они продолжают сохранять актуальность и поныне. В России был накоплен большой исторический опыт использования местного самоуправления в виде земского и городского самоуправления. Во многом он про-
Научное обоснование проблемы самоуправления 2 У основано на исследовании фундаментальных понятий, к которым относятся народность, общинность, тэборность, духовно-нравственные критерии. В России местное самоуправление веками было в тесном сотрудничестве с государственной властью. Оно являлось продолжением централизованной власти на местном уровне, имело определенные полномочия, зачастую независимые от государственных структур.
Сегодня многие государства пришли к выводу, что демократическое, правовое государство в состоянии решать свои глобальные задачи, опираясь на систему развитого самоуправления.
Важной чертой, характеризующей динамичное современное развитие России, становится создание оптимальных систем управления, где сочетаются централизованная власть ипроцессы децентрализации. Разграничиваются полномочия центральной власти, региональной и муниципальной. Приобретает большое значение фактор самоорганизации территорий.
В России существует практика местного самоуправления, не имеющая единой теоретической и законодательной основы. Некоторые считают необходимым отделить местное самоуправление от государства, другие характеризуют его как неотъемлемый институт государства. Сегодня очень важно создать теорию развития местного самоуправления, учитывая позитивные стороны российского опыта и мировой практики, для практического примене-
ния на всей территории страны.
российскую систему местного сг
в состоянии отвечать потребностям
ского общества, правового, демократичеоото.
inn „и. Ц1 in I, I 1.1.1 I inn, пинии им щ и и I циши шы ^т
и права.
79. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ
Регионалистика представляет собой комплексную, синтезирующую гуманитарную дисциплину, исследующую проблемы деятельности и существования человека и создаваемой им культуры, его взаимодействие с окружающей средой в рамках компактного географического пространства, а именно региона.
Регионалистика — это макродисциплина, оперирующая обобщенными результатами специальных исследований, которые проводятся в рамках отраслевых гуманитарных дисциплин, таких как археология, антропология,этнография, лингвистика, история, география. ,
|j^=n| Предмет политической регионалистики вклю-2 Ш чает определение региона и его разновидностей: регион политический, экономический, культурный, ментальный; понятия «макрорегион» — «мезорегион» — «микрорегион». Регионы и их политическая составляющая, условия и источники развития политической регионалистики; соотношение наук: политическая регионалистика — региональная политология — региональная политика — ре-гионоведение; политическая регионалистика и политическая география.
Региональные режимы и региональные элиты, система органов власти в регионах, модель властных отношений в регионе, социально-экономическая политика ре-
властей, типы лидерства в регионах занимают (ажкое место среди предметов изучения политической эегионалистики. Исследуются этнополитические элиты, лоб-рнрование региональных интересов, политический образ ре-рона, политические портреты некоторых региональных ли-
1е=г|) Отдельной отраслью является изучение проблем ре-3 Ш гиональной политики в России и зарубежных странах: региональное развитие на территории Европей-жого союза, проблема соотношения центра и периферии, региональные процессы структурной перестройки, регио-1г.-ьные диспропорции и единство ЕС, а также смена па-эг-^гмы в истории региональной политики ЕС.
Предметом исследования являются прогнозирова-■г.-г регионального развития, институциональные и эконо-чи-ческие механизмы государственной региональной по-ттики, информационное обеспечение региональной повети ки.
Метод политической регионалистики представляет :интез методологий всех гуманитарно-социальных наук, по-итологии, социологии, социальной философии и пр.
80. СУБЪЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Субъекты региональной политики являются предметом изучения регионалистики. Она исследует процессы дея-тег±.ности человека в границах определенного географиче-гхого пространства, которое называют регионом. Регион «сжет рассматриваться в разных направлениях: физико-еографическом, антропологическом, историческом, куль-урном.
Неравенство территорий является одной из проблем, которые необходимо преодолевать регионализму. Оно хорошо прослеживается при сравнении
деятельности центральной власти и регионов. Если региональная политика ведется по принципу управления колониями (где колониями выступают регионы), она может привести к социальным конфликтам, усиливать сепаратистские тенденции и иногда стать причиной гражданского неповиновения.
Сокращать неравенство необходимо всеми имеющимися в наличии средствами, опираясь на правовые нормы. Об этом говорит зарубежный опыт. Судебная система многих стран отстаивает интересы регионов, защищает их от центральной власти, способствует распространению правосознания.
Регион является не только объектом экономических притязаний центральной власти, но и субъектом региональной политики, которая основывается на активной роли граждан в деятельности социально-политического характера, в делах самоуправления. Все граждане должны иметь возможность реализовать равные права участия в управлении и самоуправлении.
Регион и местные территории с соответствующим населением чаще всего являются самоуправляемым и самодостаточным субъектом, его эволюция включает объективные и субъективные факторы.
jStI В экономически слабых регионах, где не просчиты-3 Ш ваются связи между системой и ее элементами, невозможно добиться осуществления эффективного управления и самоуправления, выстроенных на демократических принципах, соответственно здесь будет отсутствовать сильная политическая система. Сила политической системы растет, если ее властные функции распространяются на важнейшие направления жизнеобеспечения регионов, следовательно, регионы должны обладать качествами политических субъектов.
Для реализации социально-правовой демократической государственности необходимо: 0 дифференцировать функции элементов политической системы, регионов, субъектов политики, увеличивать сферу их компетенций, что станет предпосылкой развития подлинной демократии;
иметь сильную региональную политическую власть без тенденций сепаратизма;
организовать местное самоуправление, авторитету которого доверяет местное население, иметь его актив;
создавать профессионально ответственную региональную элиту.
81. ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ
Термин «институт» включает определение системы организующих связей и социальных норм, реализующихся в практической деятельности.
Социальный институт осуществляет конкретные потребности общества. Важными институтами являются: политический, экономический, семейный, образовательный, религиозный и пр.
Процесс институционализации включает соци- альные нормы, развивает их систему, функционирующую в целях удовлетворения потребностей общества. Процесс образования социальных институтов составляет несколько этапов:
создается необходимость удовлетворения потребностей, обусловленная осуществлением совместных действий; формируются общие задачи; ' возникают социальные нормы, определяющие тщ> тическое применение созданных правил = \:": = стихийного социального взаимного воздействия возникают процедуры применения социальных не на практике;
определяются санкции в поддержку социальн норм;
_ _ формируется статусная структура института. Современное общество не может функционировать t институционализации. Институционализация направле на создание определенного порядка в общественных от> шениях, развивает элемент организованности, регулир) правила поведения человека в обществе.
jSI
Проблемы взаимовлияния правовых и политических о нов рассматривали многие ученые. Так, Морис Ориу, юрис определял институт как «действующую систему упорял ценных отношений, в которой действуют не только объе тивные (фактические), но и субъективные (волевые) фа торы». Правовые нормы необходимы для принудительно: упорядочения общественных отношений. В правовых а; тах правящих групп нормативно выражается основная иле института. Однако норма права станет более эффективно; если будет поддержана разными социальными группами. Современная политология активно развивает неош ституциональный взгляд на формирование социальны общественных институтов. На его основе рассматриваю! ся устойчивые формы взаимодействий индивидов, име ющие формальный (контакты в рамках правовых нор* и неформальный уровни (традиции, обычаи этническа культура).
82. ОТРАСЛЕВОЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИПЫ
УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКИХ
СИСТЕМАХ
Территориальная организация социальной сферы включает комплекс действий по созданию и развитию объектов социальной сферы. Оптимальный уровень социальной сферы зависит от многих факторов: 121 природный — косвенный фактор, отражающий влияние климатических и природных условий; 0 численности населения — его значимость зависит от степени концентрации населения в местах проживания. Социальная сфера города имеет больше перспектив развития. Социальные услуги оказываются и иногороднему населению;
0 экономический — благодаря развитию производства имеет воздействие на социальную сферу, создает условия для развития населения и, следовательно, развития социальной сферы.
Социальная сфера может развиваться соответственно развитию производственной сферы, отставать от темпов развития производства, опережать его развитие.
В разные периоды общественного развития эти факторы могут в различной степени влиять на процесс оптимизации социальной сферы.
В государствах, сформировавшихся после распада СССР, социальная сфера, в развитии проходит переходную форму. Роль государства в функционировании социальной сферы по-прежнему очень значительна.
Имеются модели развития и размещения социальной
сферы:
модель, характеризующая высокоразвитые страны, сформирована в государстве, где все отрасли социальной сферы 4 тают. Все террг--: ны предприятия-* ной степени; кач дифференцирует^ положению инднюцц модель, характеризую социальная сфера нел отрасли имеют ве.гуя страны (туризм, ре-*есл приятия социально-"■ : ных центрах; модель, характеризута наличие государствен:-**! ной сфере; государств тельности социальной г
Системы управления : му принципу. Они объелч непроизводственные xzy^ ствующие в данной территории сы удовлетворения потребностей ципального образования. Систея социально-экономические зал; ной организации хозяйства.
83. РЕГИОНАЛИСТИКА И
ДВИЖЕНИЯ СОВРЕМ
Термин «регион' имеет сущее нистративное содержание. Некср; гион с территорией, областью, крэе^Ш ние». Регион является не только рялэш единиц (область и край).
Регион включает различные целесообразные уровни административного деления, которые создают необходимые для нормального существования уровни самодостаточности.
Целью региональной политики становятся: 0 обеспечение уровня развития культуры, утверждающей человечность и гуманизм;
0 превращение регионов в гуманитарные социально-правовые пространства.
С переходом к информационной цивилизации общество подходит к реализации общечеловеческих ценностей. Современный этап цивилизации утверждает возможности минимизации отчуждения и действия его в максимально гуманных формах. Современное развитие человеческой общности создает пути синтезирования духовных ценностей, среди которых приоритетными становятся свобода {индивидуальная и групповая), равенство, справедливость.
Слраее&/швость8ключает и понятие равенства. Региональная политика оптимально функционирует, если граждане имеют фактическое правовое равенство, если их экономический социокультурный и политический статусы не зависят от места проживания (в том или ином регионе, в центре или провинции).
Имеются серьезные препятствия для осуществления взвешенной справедливой региональной политики. Они заключаются в асимметрии субъектов региональной политики и в этнофедерализме.
В нашей стране действительную опасность представляют не отдельные регионы, а социальные группы регионов, абсолютизирующие свой корпоративный интерес, свои этнические преимущества.
У группы национальных республик статус выше, чем у краев и областей, наблюдаются преимущества в доходе на душу населения (Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Татарстан и пр.). Наличествующая несправедливость в региональной политике берет истоки в неравноправии субъектов такой политики.
Говоря о процессе активного преобразования политической карты нашей страны, важно учитывать некоторые факторы. Необходимо исследование процессов, определяемых во многом распадом СССР — сверхдержавы, объединявшей вокруг себя часть государств Европы, а внутри своего государства в качестве республик политические единицы, которые сегодня стали самостоятельными государствами.
Необходимо учитывать колоссальную значимость для процесса преобразования мира властных политических устремлений передовых стран мира, которые активно стремятся к освоению новых сфер влияния и новых сырьевых баз. Подобные процессы происходят в Восточной Европе (включая Украину), странах Балкан, Балтии, на Кавказе (Грузия) и в азиатских государствах.
84. ПОДСИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ, ЭКО-, ЭТНО-
И ГЕОПОЛИТИКА
Региональная политика представляет собой сложно организованную политическую систему. В нее входит множество уровней, каждый из которых, являясь чем-то особенным и отдельным, важным, вместе с тем составляет неотъемлемую часть целостного организма. В качестве самостоятельных и значимых составляющих региональной политики выступают экономическая, демографическая, экологическая, этнополитическая, геополитическая подсистемы.
р^" Экономическая подсистема региональной политики составляет основу развития и роста всего региона. В нее включаются особенности промышлен-ного производства, характерные именно для конкретного субъекта политики, повышение экономического роста, увеличение товарооборота, процесс движения денежных масс на территории данного региона. Состояние экономической системы влияет на стабильность всего региона, качество жизни его населения и место в иерархии регионов среди других административных единиц страны. Демографическая подсистема региональной политики представляет собой особенности прироста населения, состава населения региона, процентное соотношение представителей различных поколений и социальных слоев населения, взаимовлияния субкультур и проблемы, связанные с этим. ,Экологическая подсистема региональной политики определяет сущность решения множественных задач, включающих проблемы загрязнения окружающей среды, влияния промышленной инфраструктуры на природу региона, ее, биосферу. Эта подсистема принимает решения относительно экологической обстановки в регионе, разрабатывает средства охраны природы на всех уровнях. Этнополитическая составляющая региональной политики имеет важное значение, поскольку решает такие проблемы, как этнический и национальный состав жителей региона, движение этнических меньшинств, соотношение представителей различных наций, проживающих на территории региона, условия их сосуществования, взаимное воздействие национальных культур, религиозных конфессий и пр.
Геополитическая подсистема рассматривает вопросы использования земельных угодий данного региона, занимается проблемами освоения природных ресурсов, находящимися в пределах данной адми единицы. Осу!иествляет застройку земли и расселение людей, создание новых территориальных единиц, включаюЙих города, села, поселки, формирует оптимально соотношение этих единиц с административным центром.
85. Политическая региоИалистика в российском измер
Реформа органов местного саМ°УпРавления в Российской Федераиии проводится в контексте действий по децентрализации власти в условиях реформирования бюрократического, тоталитарного госу/*аРства- котоРым являлся СССР, ц создания конституционного- Демократического госудаьства. Образование системы новых органов носит не полИТИЧеский, а администРативный характер, поскольку в Основе этого процесса ^ежит передача прав самоуправляющимся субъектам на самостоятельное осуществление функций управления п<?ДвеД°мственной им территорией. .
д=т] Органу местного самоуправления не входят в сис-(1 [У тему государственной власти, ^х взаимоотношения не могут строиться на принцип^* соподчиненности. Органы государСТВенной власти и орГаны местного самоуправления я^ляются равноправными субъектами.
Изменение властных полномочий на местах Проюходит по двум основным направления^1
1) передача органам местного самоуправления i и «ЛШ iмочий ь решении вопросов меСтного значения;
2) передача органам местного самруправлешш «■ i/м m.ных государственных полномо^ий-
Современная концепция организэции М(М """" управления в России, основные
ны в Конституции Российской Федерации, содержит некоторый дуализм. С одной стороны, органы местного самоуправления связаны с интересами местного населения, с другой стороны, они связаны с интересами государства в
целом.
Эти виды интересов могут включать столкновения, приводящие к нарушению баланса, и, как следствие, создавать конфликтные ситуации.
Необходимо придерживаться определенных правил организации самоуправления. Деятельность органов местного самоуправления не носит характера осуществления государственных властных полномочий и не является проявлением политической власти, поэтому при нормативном установлении формирования органов местного самоуправления нет необходимости предусматривать выдвижение кандидатов от политических партий и общественных движений. Это право можно передать группам населения, проживающим на данной территории.
Целесообразно определить предметы ведения органов местного самоуправления, а также процедуру их установления в случае возникновения спорных ситуаций между органами государственной власти и местного самоуправления. Утвердить их на общефедеральном законодательном
уровне.
Установить процедуру делегирования отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления в законодательном порядке.
Установить порядок разрешения споров, возникающих между органами государственной власти и местного самоуправления, в законодательном порядке.
Определить особенности организации и деятельности органов местного самоуправления в городах. Это определяется спецификой городского управления и сложившейся практикой, а также историческими традициями России.
86. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭТНОПОЛИТОЛОГИИ
На Земле насчитывается более 2000 разных народов. Многонациональные государства (их насчитывается на планете около 200) большую часть этих народов включают в свой состав.
Взрыв этнического самосознания, наблюдавшийся во второй половине XX в., объясняется тем, что именно в этот период в мире происходит самоутверждение культур народов, считавшихся прежде отсталыми и недавно получившими государственную независимость. Усиление национального самосознания происходит так быстро, что ученые назвали этот процесс «этническим ренессансом», «этническим парадоксом современности».
Политология сформировала направление, которое называется этнополитологией.
Этнополитология рассматривает этнонациональ-ные отношения как объект политики, занимается изучением понятий этноса, нации, национальных отношений.
Этнополитология определяет этнос (от греч. etfinos — племя, народ) как устойчивую совокупность людей, обладающих общностью происхождения (крови), истории, языка и культуры. Этнос, создающий основы нации, создает и государственное устройство. Чаще всего государственность появляется не у обособленного этноса, а у группы этносов, сложившихся в единую нацию.
Нация представляет собой устойчивую общность людей, сложившуюся на основе единства происхождения, исторической общности «крови», культуры, совместного проживания и коммуникаций (экономических, политических и др.). Нация включает следующие компоненты:
0 этнические, которые определяют общность происхождения, языка, культуры; 135
0 социальные, которые предполагают совместность экономической жизни, развитые коммуникации и групповую идентификацию.
Нации формируются на протяжении длительного периода времени. Их формирование приводит к созданию государств. Государства имеют различные формы политической организации и степень самостоятельности. Понятия «нация» и «государство» очень близки. Нации полиэтничны. Отсюда основополагающий принцип государственного устройства абсолютного большинства стран мира состоит в том, что нация понимается как государственный этнос. Вне государства нация существовать не может.
Национальные отношения представляют собой отношения между:
0 субъектами национально-этнического развития, которыми являются нации, народности, национальные меньшинства и национальные группы; 0 государственными образованиями; 0 различными национальностями. Они складываются в процессе жизнедеятельности и взаимодействия национальных общностей.
Главные вопросы в национальных отношениях: равноправие или подчинение; причины недоверия, вражды и конфликтов; неравенство уровней экономического и культурного развития наций; отношения наций и существующей системы власти в многонациональном обществе; формы и условия их отношений в интересах мирного сосуществования и добрососедства; эволюция наций, доминирование принципов равноправия, суверенности и демократизма.
87. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ ЭТНОПОЛИТОЛОГИИ
Политология сформировала направление этнополито-логии. Она имеет междисциплинарный характер. Областьее изучения располагается на пересечении политической и этнической социологии.
Предмет этнополитологии включает:
EJ этнический фактор государственного устройства
в полиэтническом пространстве; этнос и его политические институты, государство, войска, партии;
этнос и политические отношения власти, элиты и рядовых граждан;
принадлежность к этносу как способ политической манипуляции.
Одна из отраслей этнополитологии, исследующая социально-политическую обусловленность этнической мобилизации в современном мире и внутреннюю противоречивость этносоциальных процессов, называется этническим парадоксом современности.
Исследуя изменения, происшедшие в мире в конце XX в., ученые изучают специфику функционирования этнического фактора в лостколониальном и постсоциалистическом пространстве. Их интерес вызывают не только макроэтно-политические проблемы, но и проблемы политического статуса этнической группы на стадии «нациеобразования», особенности протекания этнополитических процессов в условиях устойчивого развития и системного кризиса, проблемы этнополитической конфликтологии (проблема латентной конфликтогенности полиэтнической среды, конфликта прав человека и прав народа).
г£=п] К одной из важных задач, решаемых наукой, отно-3 Ш сится соотношение этнического и политического пространств. Внутри этой проблемы исследуются объекты:
этническое и политическое пространство как частные формы социального пространства; первичность этнического пространства и его соотношение с понятием «этническая территория»;
проблема границ этнополитического пространства, его территориального и содержательного измерения и пр.
Наиболее интересной сегодня является культурологическая направленность. К ней относятся проблемы: рЗ*" институциональные черты этничности; этническая обусловленность социальных норм, предписаний и моделей коллективного поведения на стадии этнической мобилизации;
этнические неравенства и этнополитическая структура полиэтнических обществ.
Ученые занимаются также проблемами этнической конфликтологии, которая исследует: {7[ социальные конфликты и конфликтные ситуации; дифференциацию социального конфликта и социального противоречия, этнический конфликт как актуализацию латентной конфликтогенности в межэтническом взаимодействии;
\7\ |
типологию этнических конфликтов: культурно-языковой, этноэкономический, экологический, территориальный; динамику этнических конфликтов.
88. ЭТНОПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Нация является устойчивой общностью людей, исторически сложившейся на основе единства происхождения культуры, совместного проживания и коммуникаций.
Формирование наций приводит к образованию государств.
Этнос, или народ, изучает специальная наука этнография, политологии же интересны политические измерения национальных отношений. Русский географ профессорСМ. Широкогоров создал первую концепцию этноса. Он дал определение этноса как группы «людей, объединенных единством происхождения, обычаев, языка и уклада жизни».
Современная этнография показала, что ни общность происхождения, ни религия и язык, ни общая культура, ни индивидуальное самосознание не могут служить однозначными критериями для выделения определенного этноса (народа). Она предлагает два подхода кхарак-теристике природы этноса:
1) изначальный, или примордиалистский, — национальную принадлежность объясняет как изначальное свойство любого человека, переданное по наследству от предков через гены;
2) социологизаторский — относится к национальностии сознанию принадлежности человека к определенному народу как к результату социализации (воспитания в определенном обществе).
Субъектом национально-государственных и политических отношений становится нация, которпи является юридической и политической категорией Нация не основывается на одном этносе и может бы ГЬ MHO гонациональной.
Современная
Вновь созданные государства оказались слабыми и нежизнеспособными, в них начались межнациональные конфликты и войны.
2. Малые народы, не представленные в ООН и в международной политике, начали претендовать на отделение от государств, в составе которых существовали: баски в Испании, корсиканцы и бретонцы (жители провинции Бретань) во Франции.
89. НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
Национализм является идеологией, психологией, политикой, основанной на претензии национальной исключительности и превосходства.
Главной идеей национализма стало представление о нации как высшей внеисторической и надклассовой форме общественного единства. Современная наука отмечает присутствие у данного явления как положительных, так и отрицательных сторон.