Взаимодействие с экспертными, совещательными и консультативными органами
С использованием данных о референтных группах орган власти может создавать совещательные, экспертные и консультативные органы по различным направлениям своей деятельности (далее ¾ совещательные органы) с целью организации проведения экспертизы экономических и социально значимых решений.
Для формирования совещательного органа должно быть разработано и утверждено положение о нем, в котором определены цели и задачи, на решение которых направлена деятельность, требования к кандидатам в их члены, порядок отбора и ротации, а также функции и полномочия. В положении целесообразно также определить основные вопросы организации его деятельности, прекращения членства, а также порядок взаимодействия с органами власти, в том числе организационно-техническое и материальное сопровождение деятельности создаваемого совещательного органа.
При формировании совещательных органов рекомендуется:
а) обеспечить понятный, прозрачный и открытый процесс их формирования, в том числе с применением современных информационно-коммуникационных технологий;
б) обеспечить максимально широкое информирование экспертного сообщества об имеющихся возможностях участия в деятельности совещательных органов, как среди референтных групп, так и среди неограниченного круга лиц;
в) обрабатывать и предоставлять неограниченному кругу лиц информацию о кандидатах в члены совещательных органов в соответствии с требованиями Закона о персональных данных.
Основной задачей совещательных органов является обеспечение участия экспертного и профессионального сообщества в процессах подготовки и принятия решений органами власти, а также экспертного сопровождения исполнения принятых решений.
Помимо включения экспертов в составы совещательных органов, орган власти может рассмотреть создание общей базы данных экспертов по вопросам, относящимся к сферам его деятельности. Информация, содержащаяся в базе данных экспертов, является общедоступной, за исключением персональных данных и иных охраняемых законом категорий информации.
Работа совещательных органов при органе власти и процесс взаимодействия с ними могут быть организованы на специальной технологической платформе.
Технологическая платформа деятельности совещательных органов может обеспечивать следующие возможности:
а) создание личного профиля каждого эксперта с указанием информации о себе, образовании, профессиональном опыте и ключевых компетенциях, контактной информации;
б) создание для каждого эксперта личного кабинета с возможностью получать сообщения от других экспертов, а также корректировать персональные настройки;
в) организацию онлайн-, теле- и аудио конференций, в том числе трансляций заседаний (совещаний) в органе власти;
г) наличие в системе групповых инструментов представления, хранения и распределения знаний (ментальные карты, вики-технологии и т. д.);
д) возможность создания форумов для коллективного обсуждения;
е) интеграцию технологической платформы совещательных органов с социальными сетями;
ж) возможность объединения экспертов в различные группы, создание групповых рассылок и распределение задач внутри группы;
з) наличие возможности проследить связь комментариев и материалов, размещенных в системе, а также их автора;
и) обеспечение доступности всех материалов, связанных с деятельностью совещательных органов онлайн;
к) платформа обеспечена открытым API с целью создания возможности поддержки механизмов разработки коннекторов для специализированных продуктов.
Рекомендации по формированию общественной оценки деятельности органов власти
Общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (далее – общественная оценка) в Законе № 212-ФЗ определена как одна из целей общественного контроля.
Способы общественной оценки будут различаться в зависимости от характеристик (особенностей):
- социальных (общественных) групп, признанных (выбранных) субъектами оценивания,
- объектов наблюдения и предметов оценки,
- методов (методик) оценки.
Предметом общественной оценки могут стать следующие:
1) результаты оценки внедрения принципов и механизмов (инструментов) открытости органов власти;
2) результаты оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
3) публичная декларация целей и задач органа власти на очередной год;
4) удовлетворенность референтных групп уровнем открытости органов власти.
Субъекты общественного контроля в соответствии требованиями Закона № 212-ФЗ в соответствии с установленным порядком являются организаторами общественной оценки.
Соблюсти баланс интересов различных социальных групп при проведении общественной оценки с целью недопущения конфликта их интересов возможно путем формирования по согласованию с этими группами разных типов регулярно обновляемых показателей в разрезе различных групп пользователей, с возможностью обновления соответствующей статистики.
Для оценки качественных показателей, включенных в систему общественной оценки, целесообразно привлекать независимые общественные организации, обладающие необходимой профессиональной компетенцией и репутацией в определенной сфере. Для повышения объективности такой оценки может проводиться несколько тематических независимых мониторингов.
С целью повышения эффективности привлечения граждан к различным формам участия целесообразно создание инфраструктуры обеспечения учета мнения граждан, включающей следующие элементы:
а) технологический – платформа/механизм на базе информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающий возможность учета мнения граждан;
б) нормативно-правовой – система норм права, регулирующих процедуры, связанные с обеспечением учета мнения граждан по различным аспектам деятельности органа власти;
в) коммуникационный – система информирования граждан о возможности выразить свою позицию.
Органу власти целесообразно установить:
- перечень вопросов из сферы своей компетенции, в отношении которых необходим учет мнений и оценок граждан,
- процедуры вынесения на общественное обсуждение с целью учета мнения и оценок граждан,
- правила (порядок) обработки и учета результатов обсуждения,
- критерии и ключевые показатели эффективности проведенного обсуждения и сбора мнений и оценок граждан.
7. Формирование публичных деклараций целей и задач органов власти, планов и публичной отчетности органов власти, их общественное обсуждение и экспертное сопровождение
На основании принимаемых в органах власти документов стратегического и оперативного планирования, содержащих цели, направления, индикаторы, планируемые промежуточные и окончательные результаты деятельности органа власти на среднесрочный период рекомендуется ежегодно разрабатывать публичную декларация целей и задач органа власти, включающую цели, направления, индикаторы, планируемые результаты, которые представляются для широкого общественного обсуждения (далее – публичная декларация).
Публичные декларации органов власти рекомендуется на регулярной основе обсуждать с экспертным сообществом, общественными советами, референтными группами и широкой общественностью для формирования у общества всестороннего понимания деятельности органов власти, включая их цели, задачи и планируемые мероприятия по их достижению, ресурсов, необходимых для их достижения, промежуточных и конечных результатов.
При этом все цели, задачи и индикаторы измерения рекомендуется формулировать на понятном и доступном для граждан языке с соответствующими текстовыми, графическими и визуальными пояснениями (подробнее см. раздел 3.3 настоящих Методических рекомендаций).
Публичную декларацию рекомендуется размещать на главной странице официального сайта в сети "Интернет". Форматы представления публичной декларации могут быть различными, однако рекомендуется, чтобы документ не только раскрывал планы и решаемые задачи, а отражал также общественно значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность органа власти, которые понятны основным референтным группам.
Организовать общественное обсуждение и экспертное сопровождение публичных деклараций органам власти рекомендуется с учетом следующих подходов:
а) организовывать публичное представление публичной декларации для представителей референтных групп посредством различных каналов взаимодействия, включая представление на заседании общественного совета/коллегии органа власти; в рамках широких общественных обсуждений, пресс-конференций и т.п.;
б) ввести систему сбора комментариев и оценок представителей референтных групп по обсуждению публичной декларации, что, в частности, может быть организовано путем сбора комментариев на официальном сайте органа власти в сети "Интернет";
в) аккумулировать и представлять статистическую информацию о текущем исполнении публичной декларации;
г) организовать публичный отчет о ходе реализации публичной декларации с представлением ответственными лицами достигнутых результатов, включая формат: видео-роликов на официальном сайте органа власти, проведения встреч с представителями референтных групп, экспертными и общественными советами при органе исполнительной власти и т.д. Такое представление/отчет следует проводить не реже, чем на полугодовой основе;
д) организовывать общественную и экспертную оценку реализации публичной декларации в течение и в конце отчетного периода (в том числе посредством представления на итоговом заседании общественного совета и (или) коллегии органа власти).
Принцип подотчетности наиболее полно может быть реализован через предоставление органами власти информации (отчетов) о своей деятельности в различных форматах, с учетом запросов и приоритетов гражданского общества. Наличие такой информации (отчетов) в понятной и доступной форме призвано способствовать возможности осуществления общественного контроля за качеством реализации органом власти возложенных на него полномочий.
Отчетную информацию целесообразно также дополнять мнениями и аналитическими выводами, в которых учитываются как долгосрочные, так и краткосрочные перспективы деятельности органа власти и содержится информация, являющаяся существенной для принятия решения пользователями.
В качестве одного из ключевых видов отчетности органу власти рекомендуется готовить итоговый доклад о результатах исполнения публичной декларации (далее – итоговый доклад).
Итоговый доклад может содержать следующие разделы:
1) отчет о выполнении публичной декларации в разрезе показателей, достигнутых и не достигнутых за отчетный период с объяснением причин недостижения;
2) отчет об итогах общественного обсуждения и экспертного сопровождения публичной декларации;
3) информация о деятельности общественного совета, совещательных, экспертных и консультационных советов при органе власти – количество заседаний (с указанием очного и заочного форматов), обсуждавшиеся вопросы, вынесенные решения и статус их реализации, а также учет при принятии решения органом власти по обсуждаемому вопросу;
4) отчет о проведенных органом власти государственных (муниципальных) закупках за отчетный период (в агрегированном виде, в разрезе по основным направлениям деятельности), включая оценку органа власти об их результативности и эффективности;
5) отчет об эффективности и результативности мероприятий государственных программ, приоритетных проектов, стратегических документов;
6) отчет о результатах нормативной правовой работы, о результатах правоприменительной практики (если применимо).
Итоговый доклад подлежит размещению на официальном сайте органа власти в сети "Интернет" для публичного обсуждения.
В качестве рекомендуемых инструментов, используемых при подготовке итогового доклада, орган власти может рассмотреть:
а) использование простого и понятного текста, не изобилующего большим количеством специальных терминов;
б) предпочтение использованию наглядных визуальных представлений информации (инфографика, графики, диаграммы, блок-схемы и интеллектуальные карты) перед длинными текстами и сложными таблицами;
в) описание достигнутых результатов в максимальной ориентации на конечного потребителя услуг органа власти: как те или иные мероприятия, осуществляемые органом власти, повлияли или повлияют в будущем на качество жизни граждан/условия ведения предпринимательской деятельности, условия деятельности референтных групп;
г) размещение статистической информации публичной отчетности в форме открытых данных.
В отношении итогового доклада органу власти рекомендуется организовать подготовку экспертного содоклада, который готовится при участии членов общественной палаты, общественного совета при органе власти, представителей созданных референтных групп, совещательных, экспертных и консультационных органов. Указанный содоклад предоставляется руководителю органа власти и также подлежит опубликованию на сайте органа власти.
Рекомендуется регулярно проводить последовательную работу по повышению качества отчетной деятельности, с учетом мнения референтных групп и представителей общества о составе такой отчетности, приоритетности информации в ней, формах ее представления, понятности и актуальности информации, легкости доступа к отчетной информации и т.д.