Государство и право древней греции

Полноправнымиафинскими гражданамиявлялись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей.

К наиболее важным правам гражданина относились:

  • право на свободу и личную независимость от другого человека;
  • право на земельный участок на полисной территории;
  • право на экономическую помощь от государства в случае материал затруднений;
  • право на ношение оружия и службу в ополчении;
  • право на участие в делах государства;
  • право на почитание и защиту отеческих богов;
  • право на защиту и покровительство афинских законов.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

  • беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;
  • приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;
  • защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);
  • повиноваться законам и избранным властям;
  • принимать активное участие в общественной жизни;
  • почитать отеческих богов.

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой- метэки,люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

  • права гражданства;
  • права приобретать недвижимость;
  • права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.

Рабский трудв Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, посколь­ку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.

Рабы в Афинах разделялисьнарабов, принадлежавшихчастнымли­цам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право при­обретать собственность и распоряжаться ею.

По форме правления Афины представляли собойдемократический полис,в которой афинские граждане пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме­щение государственных должностей строилось на принципах вы­борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии. Основными органамиАфинского государства являлись:



  • Народное собрание – верховный орган власти
  • Совет пятисот – рабочий оргна народного собрания
  • гелиэя;
  • коллегия стратегов;
  • коллегия архонтов.

В народном собрании были только мужчины от 20 лет, полноправные граждане афин. Они принимали законы, решали вопрос войны, избирали должностных лиц.

В совете пятисот были любые граждане от 30 лет. Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела которые выносились на народное собрание.

Коллегия стратегов – это орган исполнительной власти. Командовали всеми вооруженными силами афин.

Коллегия архонтов- религиозные и семейные дела.

Высший судебный орган – гелиэя под руководством архонтов. Там были люде от 30 лет. В ней было шесть тыщ человек и она разбирали все дела. Так же они выполняли законодательную функцию.

7)Государство и право Древней Греции (Спарта).

В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и во­енную организацию общества. Утверждение социального и политичес­кого устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

2.Жители Спартанского государства подразделялисьна следующиесоци­альные группы:

  • спартиаты;
  • гипомейены;
  • периэки;
  • илоты.

Политические права были только у спартиатов. Вся земля была в собственности у гос-ва. Отстутсвие имущественной дифференциации, спартиатам нельзя было торговать. И они с семи лет до старости должны были посвятить себя войне.

Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гражда­не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра­пез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейечов.

Периэки -бывшее коренное население Спарты - были лично свобод­ными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность.

Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами.

Верховным органом властив Спарте считалось Народное собрание- апелла, -фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонас­ледии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, со­юза с другими государствами.

Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо от­вергались. Все решения Народного собрания находились под контро­лем совета старейшин - герусии.

Государство возглавлялось двумяцарями,которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем кол­легией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся На­родным собранием.

Коллегия эфоровбыла органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной

Наши рекомендации