Человек как продукт биологической
И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего
сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно-
стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо
биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое
есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за-
далась вопросом отличия человека от животных, разрешением
проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав-
нению с другими биологическими видами.
Поведение животных заранее генетически запрограммировано.
Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко-
торые обеспечивают его приспособленность к среде обитания,
обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных
условий существования ни одно животное выжить не может.
Человек в отличие от животных может варьировать свое пове-
дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива-
ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей
среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя-
нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении
с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут
сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно
добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога,когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.
Почему же именно человек в результате эволюции становится
разумным существом, способным активно воздействовать на при-
роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне
взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, —
существо общественное, социальное. В то же время в отличие от
стадных животных взаимодействие между людьми в обществе персонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно-
шениях.
Выделение человека из мира животных заняло несколько мил-
лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных
процесса: антропогенез — становление человека и социогенез —
становление общества. Современные теории объединяют эти два
процесса в один под названием антропосоциогенез.
Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий-
ная деятельность человека. По словам американского просветите-
ля Б. Франклин, человек — это животное, создающее орудия
труда. Некоторые животные могут использовать предметы из окружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек
научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель-
ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо-
щью других орудий труда.
Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз-
ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст-
рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия
труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они
использовались при конфликтах внутри человеческого стада, на-
пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само
существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору-
дий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.
Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных
связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот-
ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри
одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво-
дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно
сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при-
чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в
целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за
брачного партнера и установления внутристадного мира возникла
необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп-
пах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного че-
ловеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в
которой существовали определенные правила поведения, в пер-
вую очередь запреты (табу). Появились представления о проис-
хождении своего племени от общего предка, в большинстве слу-
чаев — от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и по-
нятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт
передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми зна-
ниями. Человек становился единственным существом, осознаю-
щим межпоколенную связь, уважающим своих предков.
Со временем установленные правила поведения приобретали
все более сложный характер, что способствовало усилению от-
личия человека от животных. Запреты касались всех членов об-
щины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в живот-
ном мире запреты существуют только для слабых. Поведение че-
ловека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения,
поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопо-
жертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от стада животных в первобытной обшине существовало требование поддержания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.
Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и
развитие языкзи/Язык — это процесс передачи информации с по-
мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметнопрактической деятельностью людей. /
Важным шагом, еще более отдалившим человека от живот-
ных, было использование огня как источника тепла, средства обо-
роны от хищников, приготовления пищи.
С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая
деятельность людей, а с ростом населения требовалось все боль-
ше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источ-
ников существования привел в конечном итоге к неолитической
революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и
скотоводству.
С завершением антропогенеза человек как биологический вид
перестал меняться, напротив, процесс развития общества про-
должается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологи-
ческих параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д.
Есть и более существенные отличия, например национальность,
раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населя-
ющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конк-
ретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия
люди являются представителями одного биологического вида и
обладают равными способностями.
Наличие в человеке двух начал, биологического и социально-
го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник-
ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти-
воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, ут-
верждает первичность биологических начал в человеке, вторая,
социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.
Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм.
Они провозглашают превосходство одной расы или нации над
другой, неполноценность представителей низших рас, необходи-
мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко-
торых случаях и уничтожения.
Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм,
возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви-
нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки
зрения теории естественного отбора и борьбы за существование.
Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между
слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал-
дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис
«выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.
Социологизаторские концепции признают несущественным все
проявления биологического в человеке, в том числе и его инди-
видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин-
тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол-
нению определенных функций, но ограниченный во всех других
отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже-
ния определенного социального идеала.
В действительности биологическое и социальное существуют в
человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического про-
гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу
человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле-
мы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.
Человек как биологический вид может выжить в различных
условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны.
Единство биологического и социального в человеке — это резуль-
тат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающейся технической цивилизации возможности адаптации человеческого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды
обитания человека вредными веществами, радиоактивные излу-
чения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов-
ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци-
онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно
одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения
человека как биологического вида.
Вопросы и задания
1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?
2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как протекали эти процессы?
3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?
4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?
5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?
6. В чем проявляется единство биологического и социального в чело
веке?
7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные
различия в умственной жизни и культурном положении между высшимии низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными... это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а
у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют...
Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному».
В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мнению, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните.