Человек как продукт биологической

И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего

сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно-

стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо

биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое

есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за-

далась вопросом отличия человека от животных, разрешением

проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав-

нению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано.

Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко-

торые обеспечивают его приспособленность к среде обитания,

обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных

условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое пове-

дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива-

ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей

среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя-

нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении

с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут

сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно

добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога,когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится

разумным существом, способным активно воздействовать на при-

роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне

взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, —

существо общественное, социальное. В то же время в отличие от

стадных животных взаимодействие между людьми в обществе персонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно-

шениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько мил-

лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных

процесса: антропогенез — становление человека и социогенез —

становление общества. Современные теории объединяют эти два

процесса в один под названием антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий-

ная деятельность человека. По словам американского просветите-

ля Б. Франклин, человек — это животное, создающее орудия

труда. Некоторые животные могут использовать предметы из окружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек

научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель-

ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо-

щью других орудий труда.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз-

ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст-

рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия

труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они

использовались при конфликтах внутри человеческого стада, на-

пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само

существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору-

дий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных

связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот-

ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри

одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво-

дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно

сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при-

чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в

целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за

брачного партнера и установления внутристадного мира возникла

необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп-

пах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного че-

ловеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в

которой существовали определенные правила поведения, в пер-

вую очередь запреты (табу). Появились представления о проис-

хождении своего племени от общего предка, в большинстве слу-

чаев — от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и по-

нятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт

передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми зна-

ниями. Человек становился единственным существом, осознаю-

щим межпоколенную связь, уважающим своих предков.

Со временем установленные правила поведения приобретали

все более сложный характер, что способствовало усилению от-

личия человека от животных. Запреты касались всех членов об-

щины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в живот-

ном мире запреты существуют только для слабых. Поведение че-

ловека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения,

поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопо-

жертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от стада животных в первобытной обшине существовало требование поддержания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.

Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и

развитие языкзи/Язык — это процесс передачи информации с по-

мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметнопрактической деятельностью людей. /

Важным шагом, еще более отдалившим человека от живот-

ных, было использование огня как источника тепла, средства обо-

роны от хищников, приготовления пищи.

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая

деятельность людей, а с ростом населения требовалось все боль-

ше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источ-

ников существования привел в конечном итоге к неолитической

революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и

скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид

перестал меняться, напротив, процесс развития общества про-

должается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологи-

ческих параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д.

Есть и более существенные отличия, например национальность,

раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населя-

ющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конк-

ретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия

люди являются представителями одного биологического вида и

обладают равными способностями.

Наличие в человеке двух начал, биологического и социально-

го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник-

ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти-

воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, ут-

верждает первичность биологических начал в человеке, вторая,

социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм.

Они провозглашают превосходство одной расы или нации над

другой, неполноценность представителей низших рас, необходи-

мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко-

торых случаях и уничтожения.

Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм,

возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви-

нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки

зрения теории естественного отбора и борьбы за существование.

Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между

слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал-

дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис

«выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все

проявления биологического в человеке, в том числе и его инди-

видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин-

тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол-

нению определенных функций, но ограниченный во всех других

отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже-

ния определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в

человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического про-

гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу

человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле-

мы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различных

условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны.

Единство биологического и социального в человеке — это резуль-

тат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающейся технической цивилизации возможности адаптации человеческого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды

обитания человека вредными веществами, радиоактивные излу-

чения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов-

ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци-

онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно

одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения

человека как биологического вида.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?

2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как протекали эти процессы?

3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?

4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?

5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?

6. В чем проявляется единство биологического и социального в чело

веке?

7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные

различия в умственной жизни и культурном положении между высшимии низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными... это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а

у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют...

Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному».

В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мнению, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните.

Наши рекомендации