Социально-классовая структура российского общества
Обобщив данные различных социологических исследований, можно попытаться нарисовать картину социальной структуры российского общества. Исследователи относят к низшему классу 80% российских граждан, к среднему – 15% и к высшему – 5%. Приведенные данные весьма условны и дают лишь общее представление о социальной структуре. Более дифференцированная структура общества описана в трудах Т.И.Заславской. По ее мнению, современное российское общество, с определенной долей условности, можно разделить на пять основных социальных слоев: элиту, верхний, средний, базовый и социальное дно (андеркласс). При этом структура работающего населения, по данным Т.И.Заславской, в процентном соотношении выглядела следующим образом: для элит составляла не более 1%; верхний слой – 5-6%; средний слой – 66%; нижний слой – 10%. Процентное соотношение представителей «социального дна» не определялось, т.к. данную категорию граждан, по мнению Заславской, «вряд ли следует включать в работающее население»1. Среди российских граждан велико желание «быть не хуже других», даже если для этого нет достаточных оснований. Поэтому на вопрос: «К какому социальному классу вы себя относите?» 55% ответили – к среднему2. Не менее 1/3 населения страны не приемлют сложившуюся социальную реальность и готовы активно протестовать3. Этих людей и еще определенную часть, не сумевших приспособиться к новым условиям, но менее активных, можно условно отнести к маргинальным слоям общества.
По данным Института комплексных социальных исследований, в 2003 г. 46,9% россиян относили себя к тем слоям, которые в результате реформ «проиграли», 1/3 – «остались при своих» и лишь 6,8% считали себя «победителями»4. Разрыв в доходах между 10% наиболее богатых граждан России и 10% наиболее бедных (децильный коэффициент) составляет примерно 40, т.е. наиболее состоятельные в 40 раз богаче нищих. Для сравнения: в СССР децильный коэффициент в разные периоды колебался в пределах 5-7.
________________
1Заславская Т.И. Указ. соч. – С. 476-477.
2 Аргументы и факты. – 2003. – № 40.
3Рысь Ю.М., Степанов В.Е. Указ. соч. – С. 285.
4Бабаева С, Бовт Г. Новый контракт Путина // Известия. – 2003. – 17 сент.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое социальная структура общества?
2. Каковы причины социального неравенства людей?
3. Что такое социальная стратификация?
4. Дайте определение понятия «средний класс».
5. Какова роль среднего класса в обществе?
6. Что такое социальная мобильность?
7. Каких людей называют маргиналами?
8. Дайте краткую характеристику социальной структуры российского общества.
9. Что такое децильный коэффициент?
Глава 5. Социальные общности
Понятие «социальная общность»
Социальная общность – это большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями). Общество как целостная социокультурная система состоит из множества индивидов, входящих одновременно в большие и малые социальные общности. Например, конкретный индивид – гражданин своей страны – одновременно может быть членом таких больших социальных общностей, как этническая, территориальная, профессиональная и др. Кроме того, он, как правило, является членом сразу нескольких малых социальных групп – семьи, рабочей бригады, научного отдела, круга друзей и т.д. В общности объединяются люди одной профессии или одного рода деятельности (шахтеры, врачи, учителя, металлурги, атомщики); с общими этническими признаками (русские, татары, эвенки); с примерно одинаковым социальным статусом (представители низшего, среднего или высшего классов) и т.д.
Социальная общность не является суммой отдельных индивидов, а представляет собой целостную систему и, как всякая система, обладает собственными источниками саморазвития и является субъектом социального взаимодействия. Социальные общности отличаются большим разнообразием видов и форм, например, по следующим признакам:
• по количественному составу – от двух-трех человек до десятков и даже сотен миллионов;
• по продолжительности существования – от нескольких минут до многих тысячелетий;
• по базовым системообразующим признакам – профессиональные, территориальные, этнические, демографические, социокультурные, конфессиональные и др.
Большие социальные общности
Большие социальные общности – это, как правило, многотысячные группы людей с территориальными границами и неопределенным качественным и количественным составом (например, классовые, территориальные, профессиональные, конфессиональные, этнические общности и др.). Возникновение и функционирование больших социальных общностей происходит на основе общих социальных связей. Эти связи, как правило, носят ситуативный и опосредованный характер солидарного взаимодействия (например, митинг солидарности шахтеров Воркуты в поддержку бастующих шахтеров Кузбасса; митинг (демонстрация) протеста арабских студентов в Москве, осуждающих американо-британскую агрессию в Ираке). Для больших социальных общностей в большей степени свойственны не социальные контакты (непосредственное взаимодействие ее членов), а опосредованные социальные связи. И чем больше социальная общность (по количеству членов, по занимаемой ею территории), тем меньше у ее членов возможностей для непосредственного взаимодействия. Кроме наличия общих социальных признаков для причисления себя к той или иной социальной общности, немаловажное значение имеет самоосознание (самоопределение) конкретного индивида. Например, в открытом демократическом обществе человек, как правило, сам может выбирать место жительства, род занятий, профессию, религию, идеологию и т.д. Желание индивида участвовать в деятельности той или иной социальной общности во многом зависит от ожидаемого вознаграждения (материального или морального), которое он может получить в перспективе.
Этнические общности
К этническим, или социально-этническим, общностям относятся такие большие социальные группы, как племя, нация, этническая группа, диаспора и другие этнические образования, возникшие в результате естественноисторического процесса. Этнос (треч. ethnos – племя, народ) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами культуры (включая язык), общими особенностями психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Понятие «этнос» служит исходным для исследования характеристик социально-этнических общностей. В нем выражается то общее, что имеется в понятиях «нация», «народность», «этническая группа» и др. Речь идет прежде всего о таких общих этнических признаках, как культура, язык, религия, территория, общая историческая судьба, самосознание, самоназвание («русский», «немец», «француз»).
Важнейшим показателем сформировавшейся этнической общности является этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу. В конечном счете оно определяется воспитанием и обучением, в процессе которых человеку прививаются черты той этнической среды, в которой он находится. Нередко возникает проблема сопоставления (отождествления, противопоставления) таких понятий, как «этнос» и «нация». Существует несколько точек зрения на процесс формирования нации. Одни ученые не делают различия между нацией и этносом, другие считают, что нация начинает формироваться с образованием государства, третьи – что нации формируются лишь в период развития капиталистических отношений. Высказываются и иные точки зрения. Очевидно, что этносы имеют более длительную историю развития. Нации начинают формироваться в период образования централизованных государств. Этот процесс весьма длительный и может растянуться на многие века. Например, одни этносы уже в Средние века имели достаточно четко выраженные признаки нации (Англия, Франция, Болгария и т.д.), другие только в XX в. начали формироваться в отдельные нации. Росту национального самосознания многих этносов и формированию новых наций в XX в. во многом способствовал распад таких империй, как Австро- Венгерская, Британская, Российская, СССР и др. С распадом СССР (1991 г.) этнические проблемы обострились и в бывших республиках Советского Союза, и в самой России. В условиях всеобщей нестабильности в стране такой положительный сам по себе момент, как рост национального самосознания, приобрел негативный характер. Этнические элиты отдельных субъектов Российской Федерации в своей борьбе за власть нередко используют национальную идею как разменную карту. Спекулируя на этнических чувствах людей, они провоцируют межэтнические, межконфессиональные и политические конфликты. События в Чечне последних десяти лет – наглядное тому подтверждение.
Перед российским государством и обществом стоят несколько острейших проблем в сфере национальной политики:
1) проблема национально-государственного устройства Российской Федерации, связанная с тем, как, на каких принципах строить отношения между федеральным центром и отдельными этническими субъектами;
2) проблема, связанная с так называемым «русским вопросом». Русские (русскоязычные) граждане вынуждены переселяться в «центральную» Россию не только из стран ближнего зарубежья, но и из своих же национальных республик (субъектов РФ). Основной причиной такой миграции является нарушение прав русских и русскоязычных граждан;
3) проблема незаконной миграции иностранных граждан на территорию России. Бесконтрольный приток иностранцев дестабилизирует социальную структуру общества, создает напряженность в межэтнических отношениях. Нередко хорошо организованные, обеспеченные в финансовом плане, опирающиеся на поддержку криминальных структур «пришельцы» вытесняют коренных жителей России из их традиционной среды обитания. Особенно тревожная в этом плане ситуация складывается в Краснодарском и Ставропольском краях и в некоторых районах Дальнего Востока, а также в Московском регионе. В настоящее время роль этнических общностей в развитии социальной структуры российского общества значительно возрастает. Это связано, во-первых, с демократизацией общества, открывшей перспективы самоопределения этническим общностям и стимулирующей рост этнического самосознания; во-вторых, с развитием рыночных отношений, которые обострили конкурентную борьбу за ограниченные ресурсы, в том числе и между этническими общностями. Необходимо учитывать, что демократические институты общества могут эффективно функционировать только в условиях соблюдения всеми субъектами социальных отношений единых норм и законов, единых «правил игры». Пока, к сожалению, российское государство не может гарантировать всем своим гражданам равные условия жизнедеятельности и эффективно защищать их интересы как в самой России, так и за ее пределами.
Малые социальные группы
Малая группа – это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной. Известный американский социолог и социальный психолог Чарльз Кули (1864-1929) ввел термин «первичная группа» для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных связей, характерных для вторичных групп.
Отличительными признаками малой социальной группы являются:
• небольшое число членов;
• непосредственность общения между ее членами;
• общие интересы, цели и совместная деятельность;
• определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;
• разделение труда, координация и дополнительность деятельности;
• внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;
• общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;
• определенная структура организации и управления;
• групповая идентичность с точки зрения посторонних.
В зависимости от целей и способов объединения малые социальные группы делятся на временные и постоянные, естественные (семья, соседи) и искусственные (рабочая бригада, экипаж), первичные и вторичные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основанные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные, неформальные и референтные.
Формальная группа – группа, образованная по заранее заданным параметрам (экипаж самолета, производственная бригада, студенческая группа и т.д.). В такой группе предполагается наличие официальных должностей, конкретных функций и ролей. Формальные отношения между людьми обусловлены должностным положением, а не личными качествами входящих в нее членов. Главным интегрирующим (объединяющим) фактором формальной группы является совместная деятельность для достижения определенной цели (целей), например производство строительных материалов, ремонт машин, передача информации и т.д.
Неформальная группа – группа, которая формируется спонтанно в ходе общения людей (компания друзей, дворовая спортивная команда, любители животных и т.д.). В такой группе отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства, структура отношений определяется не предписанными функциями и ролями, а личными качествами членов группы. Главным интегрирующим фактором неформальной группы является совместный интерес, например игра в футбол, коллекционирование марок и т.д. В реальной жизни возможны случаи превращения формальной группы в неформальную и наоборот. Например, бывшие члены расформированной бригады продолжают дружить; группа приятелей создает свою фирму. Возможны также варианты, когда группа одновременно является и формальной, и неформальной, например экипаж самолета во время работы является формальной группой, а вне работы – группой приятелей.
В любой формальной группе (организации), как правило, возникают неформальные отношения. Они складываются в результате неформального общения членов группы на основе взаимных интересов, склонностей и симпатий. Следовательно, индивид в организации одновременно является субъектом формальных и неформальных отношений.
Референтная группа – реальная или воображаемая группа, которую индивид считает эталоном (образцом) для подражания. Это группа, на которую ориентируется индивид в своих действиях; которая служит мерой для сравнения и оценки личного поведения; группа, в которую индивид стремится вступить. Референтные группы оказывают существенное влияние на воспитание и социализацию личности. Среди подростков (и не только) немало поклонников (фанатов) тех или иных спортивных команд, рок- и поп-групп и др. Поклонники охотно подражают своим кумирам, перенимают свойственные им социальные нормы, ценностные ориентации и образцы поведения. Для отдельных индивидов референтной может также быть группа с негативными характеристиками, например экстремистская, криминальная, националистическая и др.
Малая группа, в соответствии со своим названием, предполагает ограниченное число входящих в нее индивидов. Но в этом вопросе среди исследователей проблемы нет единодушия. Одни считают, что число членов в малой группе варьируется от двух до 15 человек, другие полагают, что число членов не должно превышать 10 человек, третьи «расширяют» состав группы до 20 и более членов. В социометрии имеется так называемое магическое число – 7+2. Это число было открыто при исследованиях объема оперативной памяти и означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти. Коммуникационные возможности человека имеют свои пределы. Находясь в группе, индивид в ограниченный период времени должен иметь возможность высказать свое мнение по возникающим проблемам и услышать (воспринять, усвоить) мнение других членов. Если же группа слишком велика, то индивид лишается таких возможностей. «Не услышанный», «непонятый» и «не поняв других», он будет искать другую, более подходящую ему группу. Кроме того, чем многочисленнее группа, тем больше разных (порой несовместимых) интересов может возникнуть в ее среде. И тогда группа либо расколется на относительно самостоятельные подгруппы, либо распадется на отдельные самодостаточные группы.
Магическое число используется и при формировании системы управления в формальных группах. Например, если трудовой коллектив организации (подразделения) состоит из 20 и более человек, то для эффективного управления внутренняя структура этого коллектива должна быть организована так, чтобы на одного непосредственного руководителя приходилось не более семи-восьми подчиненных.
Неформальные групповые нормы. Функционирование и развитие неформальной группы невозможно без единых норм и правил внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит образование группы. Сам процесс формирования ценностно-нормативной системы в группе является достаточно сложным и противоречивым. При этом происходит своего рода «естественный отбор» людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов группы. Чем более сплоченной является группа, тем строже она контролирует исполнение групповых норм и требований, и тем более острым может быть конфликт в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе, в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Вместе с тем, чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.
Групповые нормы выполняют следующие жизненно важные для группы функции:
• обеспечивают единообразие поведения и способствуют координации деятельности;
• направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведение членов группы;
• обеспечивают интеграцию, упорядоченность и стабильность в группе;
• обеспечивают предсказуемость поведения членов группы;
• создают индивидуальное лицо каждой группы1.
Групповые нормы – не единственный регулятор внутригруппового общения. В процессе функционирования группа вырабатывает также свои традиции, свою систему и иерархию ценностей, свой язык внутригруппового общения. Все это представляет собой определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы. Лидер в неформальной группе также не назначается и не выбирается. Он выделяется и выдвигается благодаря своим личностным качествам. Но при этом его роль очень велика. Лидер является главным выразителем групповых интересов, групповой воли, основным хранителем групповых норм, арбитром в конфликтах.
_____________
1Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1984. – С. 77.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое социальная общность?
2. Назовите основные виды социальных общностей.
3. Что такое этническая общность?
4. Что такое малая социальная группа, каковы ее отличительные признаки?
5. Назовите основные виды малых социальных групп.
6. Как возникают неформальные групповые нормы? Какова их роль в функционировании группы?
Глава 6. Личность–основной элемент общества