Цивилизационный подход к типологии государств
В основе цивилизационного подхода к типологии государств выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества.
Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения и нашло в последующем свое развитие в трудах крупнейших представителей философско-социологической мысли, О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер и др.
Цивилизация – социокультурная система, обеспечивающая высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающаяегонеобходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.
В ходе исторического развития сложилось более двадцати цивилизаций, которым соответствуют определенные типы государственности.
Классификация типов цивилизаций:
1. В соответствии с периодами исторического развития:
- древние—локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская,
эгейская и другие);
-особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие), с соответствующими типами государств;
- современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
2. По характеру организации государственно-политических институтов:
- первичные цивилизации. Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествлявшие фараонов и занимавшиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось.
- вторичные цивилизации. Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви.
Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли, социальной природе.
В первичных цивилизациях государство само определяет социальные и экономические структуры., то есть, является составной частью не только политической надстройки, но и базиса. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе. государство
Во вторичных цивилизациях (западноевропейской, североамериканской, восточно-европейской, латиноамериканской, буддийской и др.) проявилось отчетливое разграничение между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, а иначе его власть незаконна.
Слабыми сторонамицивилизационного подхода являются:
- недооценка социально-экономических факторов;
- существование множества критериев и несовпадающих классификаций;
- отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.
Понятие формы государства и ее элементы
Форма государства – совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти.
Форма государства – понятие сложное, включающее в себя три элемента: форму правления, форму территориального устройства и политический режим.
Форма правления– совокупность способов организации государственной власти.
Форма государственного устройства – внутреннее деление государства на составные части: административно-государственные единицы, административные образования или суверенные государства.
Политический режим –совокупность средств и способов осуществления государственной власти и управления.