Политический прогресс и его критерии

Политическим прогрессом называется совершенствование политических от­ношений по линии нарастания полноты отражения в них разнообразных социальных интересов, в бо́льшей степени учёта человечес­кого разнообразия и свободы.

Критериями политического прогресса выступают:

1) Степень структурной дифференци­ации политических отношений, разнообразие их функций.

0 том, насколько высока степень развития политических отношений, свидетельствует в первую очередь наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. В то же время сосредоточение этих властей в одном государственном органе или в руках одного человека является признаком примитивности политических отношений.

2) Характер стимулов политической деятельности.

В ходе политического прогресса как неуклонного движения вперёд происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлечённости, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознатель­ной мотивации инициативы субъекта поли­тического действия.

3) Наличие в систе­ме политических отношений специального компонента или органа, способного к точ­ной, критичной оценке, а не к апологетике собственного состояния.

В современном обществе эту роль выпол­няют общественное мнение, свободная пе­чать, не зависимые от правительства иссле­довательские организации.

4) Нарастание роли знания, рационали­зации в осуществлении политических функ­ций, в планировании и управлении в сфере политики, постепенное освобождение поли­тического сознания от давления мифологичес­ких представлений, мистической символики, выход политики из подчинения религиозному истолкованию действительности.

Критерии политического прогресса взаимосвязаны; каждый отражает определённый аспект политического прогресса. При оценке политического развития общества, необходимо учитывать все критерии прогресса.

3. Соотношение экономики, политики и права

В жизни общественного организма важнейшими составляю­щими являются: экономика, политика и право.

Экономикой называют совокупность про­изводственных отношений, соответствующих данной ступени развития про­изводительных сил, т.е. способ производства в конкретном обществе.

Политикой называют систему отношений между людьми, которые возникают по пово­ду организации и использования государ­ственной власти в обществе.

Правом называют систему общеобязатель­ных, формально определённых юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, клас­сов, религии, нации и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направлен­ных на урегулирование общественных отно­шений.

В вопросе, какая из составляющих являет­ся важнейшей, мнения учёных расходятся. Существуют две принципиальные точки зрения в рассмотрении соотношения этих понятий.

Одни учёные считают, что среди этих по­нятий нельзя выделить приоритетное. Оди­наково важны как экономика, так и политика, и право. По этому мнению, первичными фак­торами развития и функционирования обще­ственных отношений (в том числе производ­ственных, политических, правовых) выступа­ют интересы людей. (Далее маленькая фальсификация – интересы-то людей разные, в т.ч. и в первую очередь, экономические, а нам предлагают сосредоточиться только на юридических и политических, не обращая внимания на фундаментальную причину всех революций, в т.ч., и буржуазных – экономическую.) [Сытый на баррикады не пойдёт; все революции делались руками голодных.]

В этой ситуации можно говорить о при­оритете права перед экономикой (в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения. А зачем же брали Бастилию и рубили королю голову?). Однако имеют место случаи, ког­да интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем за­крепляются в праве. В этой ситуации можно говорить о приоритете экономики над пра­вом. Политика в данном контексте выступа­ет посредником между данными явления­ми и соответственно понятиями.

По второй точке зрения, экономика опре­деляет политику и право. Политика и пра­во являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, либо стимулируя, либо сдерживая раз­витие производственных отношений. Поли­тика тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.

Тема: Власть как важнейший элемент

Социальных отношений.

План

1. Теория власти и властных отношений.

2. Сущность и особенности политической

власти.

3. Природа и функции политической власти.

4. Механизм осуществления политической власти.

5. Типы истолкования власти.

6. Структура власти как политологического понятия.

7. Легитимность политической власти и её типы.

а) Типы политического господства по М. Веберу

б) Уровни легитимности власти.

Литература:

Основная

Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016.

Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект, 2016.

Перевалов В.Д. Политология Учебник – М.,Норма, 2014.

Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.: Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.

Дополнительная

Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.

Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.

Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Россиэн, 2008.

Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.

Наши рекомендации