Особенности массового поведения в политике

В Политически(х)е процесс(ах)ы так устроены, что в них участвуют большие группы людей, объединенные одной целью (классы, нации, профессиональные общности, общественные организации и т. п.). Нередко возникают сти­хийные объединения, временные образова­ния (толпа на улице, участники собрания или митинга, демонстрации, аудитория той или иной передачи, зрители политической пере­дачи). В этом случае люди приобретают спе­цифические черты массы:

1) статистичность - масса не являет­ся целостным образованием, отличным от со­ставляющих его элементов;

2) стохастичность, вероятность —в массе случайность, неупорядоченность от­ношений между людьми, границы её размы­ты, а состав неустойчив;

3) ситуативность - характер действий мас­сы определяется местом, временем, поводом об­разования, видом её деятельности или общения;

4) разность состава, его межгрупповая природа;

5) аморфность - отсутствие внутренней организации, структуры;

6) анонимность - членам массы неинте­ресны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга.

Эти черты стихийно сложившейся группы людей, прежде всего (-) случайность её образо­вания, неоднородность состава, (-) предопреде­ляют особенности политического поведе­ниялюдей, соединённых в «одноразовые общности». (У них) Их поведение отличается подав­л(ена)ением рациональност(ь)и, преоблада(ют)нием чувства над разумом, приводящего к утра(чивается)те личн(ая)ой ответственност(ь)и.

Для оценки или прогнозирования возмож­ного поведения (Из)такой массы стоит учитывать, что ча(сто)ще всего складывается стихийная общность одного из двух типов:

1) публика, формирующаяся на основе ин­теллектуального взаимодействия (читатели одной газеты, слушатели определённой пере­дачи, люди, увлечённые тем или иным заняти­ем, видом досуга). Тип связи, складывающий­ся здесь, в достаточной степени случаен, но он постоянен, более или менее устойчив;

2) толпа, возникающая на основе физи­ческого взаимодействия людей (на митинге, в любом общественном месте), где их задер­живают какие-либо внешние обстоятельства.

Публика, несмотря на (при) отсутстви(и)е организа­ции, (при) разнородност(и)ь состава, практически все­гда формируется на (относительно) более или менее устойчивой, рациональной основе,(;) которой (ею) является или общая информация, или общий интерес.

Политическая деятельность

Политическ(ая)ой деятельностью (-это)называют взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп для достижения политических целей.

Черт(ы)ами политической деятельности явля­ются:

1) концентрация усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;

2) рассмотрение государств(о)а, его институтов в качестве (-) основно(е)го средств(о)а решения этих проблем;

3) использование политическ(ая)ой власт(ь)и как главн(ый)ого (инструмент) средства достижения поставленных целей.

Политическая деятельность может принимать следующие (находиться в) состояни(и)я:

а) политическо(го)е отчуждени(я)е (-) состояние отношений человека и политической власти, характеризующихся сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни (её) политической;

б) политическ(ой)ая пассивност(и)ь - вид политической деятельности, когда субъект (как индивид, так и социальная группа) не реализу(ю)ет собственные (свои) интересы, а наход(я)ится под политическим влиянием друг(их)ой социальной груп­пы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельност(ь)и и форма политики, когда социальная группа реализует чуждые ей политические интересы.

Критерием политической активности служат стремление и возможность,(является) воздейств(ие)уя на политическую власть или непосредственно использ(ование)уя её, (для) реализ(ации)овать свои(х) интерес(ов)ы.

Характер политической активности может меня(е)ться в зависимости от возникаю­щих проблем, эпохи, состава участников.

Современная политическая ак­тивность имеет следующие признаки (политической активнос-ти):

а) рост стремлени(е)я граждан действовать вне традиционных форм политической ак­тивности и участия; вместо жёстко оформ­ленных политических партий предпочтение отдаётся политическим движениям без чётко(й) оформленной организованной структуры;

б) объединение чаще совершается не во­круг партии, а вокруг проблемы, по поводу её решения;

в) растёт количество граждан, интересую­щихся политикой, но одновременно падает численность партий;

г) всё больше людей склонны к независи­мой политизации, своё участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать незави­симо.

Тема: Свойства политики

План

1. Цели и средства в политике.

2. Политический прогресс и его критерии.

3. Соотношение экономики, политики и

права.

Литература:

Основная

Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016.

Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект, 2015.

Перевалов В.Д. Политология Учебник – М., Норма, 2014.

Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.: Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.

Дополнительная

Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.

Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.

Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Россиэн, 2008.

Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.

Цели и средства в политике

Политика - целенаправленная де­ятельность с соответствующи­ми средствами.

Цели политики классифицируются по общим и родовым признакам:

1)по их значению:общие (достижение всеобщего равенства, благополучия и т. п.) и частные (формирование правительства на­родного доверия);

2)по содержанию политики:социальные, экономические, идеологические, экологичес­кие, политико-юридические и др.;

3)по очерёдности:ближайшие, промежу­точные, более отдалённые, конечные (для конкретного политического процесса); [ тактические и стратегические]

4)по сферам политической деятельнос­ти:внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные) и т. п.

Средствами в политике называют инст­румент достижения целей, позволяющий превратить иде­альные стремления в реальные результаты.

В политической жизни используются такие средства, как забастовки, пропагандист­ские кампании, вооружённые действия, обещания, критика политических оппонентов, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, эти­ческие и правовые нормы, традиции и т. д.

Средства могут быть жёсткими (крайними), нацеленными на быстрое, без задержки на промежуточных этапах, получение желаемо­го результата, и мягкими (умеренными), ис­пользование которых даёт множество про­межуточных результатов, требует бо́льшего времени и не порождает острых конф­ликтов.

Цели и средства взаимозависимы, и меж­ду ними происходит взаимодействие: цель предопределяет используемые средства, но и средства, влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели, корректируют её параметры, вплоть до отказа от недостижимых идеалов.

Умение соизмерять цели и средства, ис­пользовать в оптимальном варианте те или иные средства для достижения конкретных целей — в этом и заключается искусство по­литики.

И хотя Макиавелли говорил, что цель оправдывает средства, для реализации по­литических целей приемлемы далеко не любые средства: от целей, достигнуть которые можно только с помощью антигуманных действий, политику следует отказаться.

Наши рекомендации