Немецкая школа политологии: Юрген Хабермас и Эрих Фромм
Немецкая школа политической науки занимает особое место в мире. Для нее характер(но)ен теоретико-философск(ое)ий начало характер, сочетающ(ее)ийся с политико-социальными исследованиями.Большинство теорий связано с так называемой Франкфуртской школой,которая сложилась на базе Института социальных исследований при Университете во Франкфурте-на-Майне в 20-х гг. XX в.
Видным представителем немецкой философии является Юрген Хабермас(р. 1929). В центре его размышлений лежит понятие коммуникативного разума.Первым шагом в развитии этого понятия была книга «Познание и интерес» (1968). Своеобразие философской теории Хабермаса заключается в том, что он связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом.
Осмысливая структурную трансформацию, переживаемую обществом, Хабермас еще в начале 1960-х годов выдвинул понятие, которое в конце того же десятилетия сделалось ключевым для целого поколения студенческой молодежи. Это понятие — публичность, общественность.
Другую важную тему хабермасовских исследований образует взаимосвязь права и демократии. Согласно Хабермасу, формирование национального суверенитета следует понимать как рациональный процесс, включающий в себя выработку общественнойволи, которая вне этой рациональной процедуры носила бы анархический характер.
Огромную популярность в XX в. получили идеи Эриха Фромма(1900-1980). Он дал импульс развитию гуманистического мышления.Велик его вклад в развитие современной политической философии. Фромм был в числе первых исследователей, обратившихся к диагностике тоталитарногообщества, причем не только нацистского, но и казарменно-социалистического.
“любовь – это черта характера, она должна обязательно присутствовать не только в отношениях к своей семье и друзьям, но также и к тем, с кем человек вступает в контакт на работе, в делах, в своей профессиональной деятельности. Здесь нет “разделения труда” между любовью к своим и любовью к чужим. Напротив, условием существования первой является существование второй”.
В отличие от многих исследователей, которые считали нацизм случайным отклонением, Фромм показал стойкость и воспроизводимость тоталитаризма как политической практики и типа мышления. Предупреждения Фромма оказали воздействие на изучение феномена деспотии. Опираясь на психоанализ, Фромм исследовал исторические типы социального характера и причины самоотчуждения личности, трансформацию потребностейи поведенческих структур.
Немецкая школа политологии: Карл Поппер и Ральф Дарендорф
Поппер и Сорес
Влиятельный современный мыслитель XX-го века КарлПоппер (1902-1994), один из (ярых) величайших в XX в. защитников открытого общества,(;) в фундаментальном труде «Открытое общество и его враги» (1945) решал вопрос - как организ(ации)овать массы в сообщества без излишнего(?) ограниче- ния свободы личности. По мнению Поппер(у)а, демократия является наилучшей формой государственного устройства.(,) Её нужно рассматривать как средство защиты свободы. Демократия может способствовать сохранению и защите свободы, но она никогда не способна сама по себе создавать свободу, если каждого отдельного гражданина это не волнует.
К. Поппер (считал) рассматривал открытое общество как наилучш(ей)ую форм(ой)у общественной жизни, определяя его как общество, «освобождающее критические силы человека», и противопоставлял (ему) открытому обществу закрытое, или «родоплеменное», с его подчинением магическим силам.
Государство, (полагал)по мнению Поппера, должно существовать ради свободного общества, а не наоборот: поэтому он требовал, чтобы каждый гражданин сочетал свой долг преданнос- ти государству с определённой настороженностью, недоверием к государству и его чиновникам и следил за тем, чтобы (оно) государство не преступало пределов своих законных функций. Только традиции свободного общества смогут уравновесить силу государства за счёт обеспечения соответствующих средств сдерживания и контроля, от которых зависит судьба всей свободы.
Ральф Дарендорф
Разработчик немарксистской теории социального конфликта в обществе, РальфДарендорф (р. 1929), выдвинул 5 основных тезисов:
1.Общество конфликтно, а не равновесно 2.Социальное равенство недостижимо, теория классового конфликта изображается в либеральных оттенках. Внимание к стартовым возможностям индивида, конкуренции, мобильности, отношениям господства и подчинения.
3.Общество рассматривается по средствам взаимодействующих социальных групп, имеющих собственные цели и интересы.
4.Изучение взаимоотношений группы и индивида.
5.Конфликты в обществе по поводу ресурсов как противоположность норм и ожиданий.
Он выделяет участник(и)ов конфликта — это: а) господствующие над ресурсами, с одной стороны, и б) исключённые из этого процесса - с другой. Пути выхода из главного конфликта, раскалывающего общество, он видит в социальной мобильности