Дипломатическое и консульское право.
Учреждение дипломатического представительства и комплектование его штатов. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Функции и привилегии консульских учреждений. Почетные консульские учреждения.
Учреждение дипломатического представительства (ДП) и комплектование его штатов.
ДП входят в число органов внешних сношений государств. Эти органы подразделяют на внутригосударственные и зарубежные. К внутригосударственным органам внешних сношений относятся высшие органы государственной власти, в том числе глава государства, глава правительства, МИД, которые определяют внешнюю политику данного государства и вправе от его имени участвовать в международных отношениях. К зарубежным органам внешних сношений относятся постоянно действующие за границей ДП, представительства при международных организациях, консульские учреждения, а также временно действующие делегации на международных конференциях и миссии.
Основой современного МП является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. В ней определены следующие задачи дипломатических представительств:
1) выступление от имени аккредитующего государства.
2) защита интересов аккредитующего государства и его граждан.
3) ведение переговоров с правительством государства-пребывания.
4) получение информации законными средствами о государстве пребывания и сообщения ее своему правительству.
5) поощрение дружественных отношений между странами в политической, экономической, культурной сферах.
Установление дипломатических отношений производится путем заключения соответствующего соглашения, либо путем подписания единого документа, либо путем обмена письмами.
В этом соглашении определяется уровень представительства и его место пребывания. По общему правилу дипломатические представительства размещаются в столице государства пребывания.
Государство пребывания должно оказать помощь аккредитующему государству в приобретении помещения для представительства и его сотрудников. Без согласия государства пребывания представляемое государство не вправе открывать отделения своего дипломатического представительства за пределами того населенного пункта, в котором представительство работает по соглашению сторон.
Численность дипломатического персонала по общему правилу определяется по соглашению сторон, однако в случае разногласий, согласно ст.11 Конвенции, окончательное решение по этому вопросу вправе принять государство пребывания.
По общему правилу сотрудники ДП назначаются аккредитующим государством без согласия государства-пребывания. Согласно Венской конвенции 1961 года такое предварительное согласие необходимо испрашивать лишь в отношении главы ДП. Согласие государства пребывания на то, чтобы определенное лицо заняло должность главы ДП, именуются АГРЕМАНОМ.
В случае согласия государства пребывания одно лицо может быть назначено главой ДП в двух и более государствах или быть представителем двух и более государств.
ДП должно информировать МИД государство пребывания о всех изменениях в штате представительства, в том числе о прибытии или отбытии новых сотрудников, о приобретении или утрате определенным лицом статуса члена семьи сотрудника представительства, о найме и увольнении лиц административно-технического и обслуживающего персонала.
Главы ДП подразделяются на три класса:
1) послы и нунции Папы Римского
2) посланники и интернунции Папы Римского
3) поверенные в делах
Первые два класса аккредитуются при главе государства, а поверенные в делах – при МИДе.
В случае невозможности для главы представительства выполнять свои функции его замещает временный поверенный в делах. Он не нуждается в агремане.
По общему правилу в дипломатическом представительстве могут работать только граждане аккредитующего государства, однако с согласия государства пребывания гражданин государства пребывания также вправе занимать дипломатическую должность в иностранном дипломатическом представительстве. Такое согласие может быть в любой момент отозвано. Любой сотрудник дипломатического представительства в любой момент без объяснения причин может быть объявлен ПЕРСОНОЙ nongrata(нежелательная персона).
Аккредитующее государство должно отозвать этого сотрудника, либо прекратить его функции в представительстве. В противном случае он будет считаться утратившим свои дипломатические иммунитеты.
В соответствии с МП дипломаты обязаны уважать законы государства пребывания, поскольку они не противоречат их иммунитетам, обязаны не вмешиваться во внутренние дела государства пребывания и обязаны не заниматься в государстве пребывания коммерческой или иной деятельностью в личных целях.
Дипломатические привилегии и иммунитеты.
Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на привилегии и иммунитеты самого ДП и привилегии и иммунитеты его сотрудников.
Привилегии и иммунитеты ДП:
1) помещение представительства и частные жилые помещения дипломатов неприкосновенны. Власти государства пребывания вправе входить в них лишь с согласия главы представительства или самого дипломата. На государстве пребывания лежит обязанность охраны этих помещений. ДП имеет право вывешивать флаг и герб представляемого государства на здании представительства.
2) и ДП, и дипломат в принципе освобождаются от всех налогов и сборов государства пребывания. Исключения составляют: плата за конкретные виды коммунального обслуживания, косвенные налоги, включаемые в цену товара, сборы и налоги на недвижимое имущество, если дипломат владеет ими не от имени государства для целей представительства, налоги на наследство, кроме налога на наследство движимого имущества, когда наследодателем является другой дипломат или член его семьи, сборы и налоги на частный доход дипломата с территории государства пребывания.
3) ДП имеет право беспрепятственно поддерживать связь со своим правительством и другими ДП своего государства. С разрешения государства пребывания ДП может пользоваться радиопередатчиком и шифрованной связью. Дипломатическая почта не подлежит ни задержанию, ни вскрытию. Дипломатический курьер при исполнении своих обязанностей является неприкосновенным.
4) архивы и документы ДП неприкосновенны независимо от места их нахождения.
С точки зрения объемов их международных привилегий и иммунитетов сотрудники ДП подразделяются на 3 группы:
1) дипломаты и члены их семей неграждане государства пребывания
2) сотрудники административно-технического персонала и члены их семей неграждане государства пребывания
3) сотрудники обслуживающего персонала представительства неграждане государства пребывания
Привилегии и иммунитеты дипломатов:
1) личность дипломата неприкосновенна. Он ни в коем случае не может быть подвергнут аресту, и государство пребывания обязано предупреждать все посягательства на него.
2) дипломат имеет полный иммунитет от уголовной и административной юрисдикции государства пребывания, а также иммунитет от гражданской юрисдикции, кроме следующих случаев: иск связан с деятельностью, выполняемой дипломатом в частном порядке, иск связан со спором о наследстве, получаемом дипломатом как частным лицом, иск связан с частным недвижимым имуществом дипломата. Дипломат не обязан давать показания в качестве свидетеля.
3) государство пребывания освобождает от всех таможенных пошлин и сборов предметы, предназначенные для официального использования дипломатическим представительством, и предметы, предназначенные для личного использования дипломатом и членами его семьи. Таможенные органы государства пребывания не вправе производить личный досмотр дипломатов, но могут произвести досмотр его багажа при наличии серьезных оснований предполагать нарушение. Члены семьи дипломата, проживающие вместе с ним неграждане государства пребывания пользуются такими же привилегиями и иммунитетами, как и сам дипломат.
Сотрудники административно-технического персонала и члены их семей неграждане государства пребывания пользуются такими же привилегиями и иммунитетами, что и дипломаты со следующими двумя исключениями. Они могут привлекаться к гражданской и административной ответственности за действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей. Они имеют право беспошлинный ввоз имущества лишь при первоначальном занятии должности в государстве пребывания.
Сотрудники обслуживающего персонала неграждане государства пребывания освобождаются от ответственности лишь за действия, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей. Кроме того, они освобождаются от налогообложения государства пребывания своих доходов, полученных от работы в представительстве. Государства могут заключать специальные соглашения, увеличивающие привилегии и иммунитеты сотрудников своих дипломатических представительств на взаимной основе.
После ухода в отставку дипломаты сохраняют свои иммунитеты в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей. Кроме того, любое государство вправе снять иммунитет с любого своего дипломата, и тем самым он может быть привлечен к ответственности и в государстве пребывания.
Дипломаты, являющиеся гражданами государства пребывания, имеют иммунитет лишь в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей.
Функции и привилегии консульских учреждений.
Консульские учреждения создаются на основе межгосударственных соглашений. В этих соглашениях определяется местонахождение консульства и границы его консульского округа, то есть та часть территории государства пребывания, на которой работники данного учреждения вправе выполнять свои консульские функции.
Основное различие между дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями состоит в целях их деятельности. Если главной задачей дипломатических представительств является поддержание межгосударственных отношений, то в число основных задач консульских учреждений входит представительство интересов и обслуживания частных лиц граждан представляемого государства на территории государства пребывания.
Формирование штатов консульского учреждения осуществляется в том же порядке, что и комплектование штатов дипломатического представительства. Предварительное согласие необходимо получить лишь на назначение главы консульского учреждения. Такое согласие именуется КОНСУЛЬСКОЙ ЭКЗЕКВАТУРОЙ (это то, что для дипломатов именуется агреманом).
Основными документами, регулирующими консульские отношения РФ, являются Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года, а также двухсторонние консульские конвенции, заключенные СССР и РФ с теми государствами, с которыми они имели и имеют консульские отношения.
К основным функциям консульских учреждений относится:
1) ведение учета граждан своего государства
2) прием и рассмотрение заявлений по вопросам гражданства
3) выдача и аннулирование паспортов и въездных виз
4) регистрация актов рождения, смерти, регистрация и расторжение брака граждан своего государства
5) удостоверение и прием на хранение завещаний
6) легализация документов, выданных государственными органами государства пребывания, удостоверение копий документов и их переводов, а также подписи граждан своего государства.
7) Содействие в отношениях, посредничество (?).
8) Ведение учета военнообязанных.
9) Разрешение трудовых споро.
Также консульское должностное лицо вправе без доверенности представлять в суде граждан своего государства, поскольку они не в состоянии сами защитить свои интересы.
Также консул имеет право от имени граждан своего государства принимать причитающееся им наследство и страховые суммы, поскольку они не имеют возможности делать это сами.
В случае ареста граждан представляемого государства, консульское должностное лицо должно быть немедленно уведомлено об этом. Ему должно быть предоставлено право регулярно встречаться с арестованным и обеспечивать соблюдение в отношении него всех процессуальных норм государства пребывания.
Особые полномочия есть у консульских должностных лиц в отношении морских, воздушных и речных судов, зарегистрированных в представляемом им государстве. Консульское должностное лицо имеет право беспрепятственно подыматься на борт судна, встречаться с капитаном и членами экипажа, проводить любые расследования на борту судна, разрешать трудовые споры между капитаном и экипажем, оказывать всю необходимую помощь экипажу и пассажирам, а также принимать меры по спасению груза в случае аварии судна.
За совершение консульских актов на территории государства пребывания консульские учреждения вправе взымать сборы и пошлины, установленные законодательство представляемого государства. Эти суммы освобождаются от налогов государства пребывания.
Привилегии и иммунитеты консульских учреждений и их сотрудников зафиксированы в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года. В двухсторонних консульских конвенциях, заключенных СССР и РФ, объем этих привилегий и иммунитетов расширен. Большинство консульских привилегий и иммунитетов совпадает с дипломатическими, однако есть и существенные различия.
В соответствии с Венской конвенцией 1963 года о консульских сношениях консульские должностные лица и консульские служащие имеют иммунитет от юрисдикции государства пребывания лишь в отношении действий, совершенных ими при исполнении консульских функций. В отношении действий, совершенных ими в частном порядке, они могут быть привлечены к уголовной ответственности на общих основаниях и в том числе взяты под стражу в ходе предварительного следствия.
Однако в двухсторонних консульских конвенциях, заключенных СССР и РФ, всем консульским должностным лицам и членам их семей предоставлен полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания.
В отличие от частных жилых помещений дипломатов частные жилые помещения консульских должностных лиц не являются неприкосновенными.
Третье отличие касается статуса консульской почты. В случае, если у властей государства пребывания возникнут сомнения в правомерности провоза предметов, которые находятся в консульской почте, они вправе пригласить представителя соответствующего консульства и предложить ему открыть ему данное место консульской почты. В случае отказа сделать это консульская почта возвращается по месту отправления.
В отличие от сотрудников ДП, сотрудники консульского учреждения по объему их привилегий и иммунитетов подразделяются на консульских должностных лиц, консульских служащих и сотрудников обслуживающего персонала.
Почетные консульские учреждения.
По соглашению между государствами то или иное лицо может назначаться почетным консулом одного государства в другом государстве. Данное лицо не является государственным служащим представляемого государства, имеет другое основное занятие и источник дохода и может быть гражданином другого государства. Обычно это лицо, занимающее видное положение в общественной жизни того города, где располагается почетное консульство, связанное личными или деловыми контактами с представляемым государством.
В соответствие с Конвенцией 1963 года почетный консул имеет право выполнять все функции консульских учреждений в отношении граждан своего государства. Полномочия почетного консула определяются представляемым государством.
Лично почетный консул имеет такие же привилегии и иммунитеты, как и консульское должностное лицо в соответствии с Конвенцией 1963 года. Он имеет право пользоваться флагом и гербом представляемого государства, поддерживать с ним беспрепятственную связь и взымать консульские сборы за совершаемые им действия. Доход, полученный им от работы в консульстве, не подлежит налогообложению в государстве пребывания. Однако ни иные сотрудники почетного консульства, ни члены семьи почетного консула никакими международными привилегиями и иммунитетами не пользуются. Также помещение, занимаемые почетным консульством, не является неприкосновенным.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ БОРЬБЫ С УГОЛОВНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ.
Классификация уголовных преступлений в МП. Международные преступления и международные судебные органы. Преступления международного характера. Выдача и передача преступников.
КЛАССИФИКАЦИЯ УГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В МП.
Уголовные преступления, преследование которых осуществляется в соответствие с нормами МП, подразделяют на международные преступления и преступления международного характера.
К международным преступлениям относятся наиболее тяжкие деяния, противоречащие общепризнанным принципам МП, угрожающими международному миру и самому существованию народов и государств, и потому рассматриваемые как преступления против международного сообщества в целом. В большинстве случаев совершение международных преступлений является результатом осуществления государственной политики. В современном МП государства, служащие которых совершают международные преступления, несут международно-правовую ответственность, а руководители таких государств и непосредственные исполнители – уголовную ответственность.
К преступлениям международного характера относятся деяния, совершаемые на территории двух и более государств частными лицами, преследующими свои частные корыстные интересы. Потому преступления международного характера представляют собой меньшую опасность, чем международные преступления.
В свою очередь, преступления международного характера можно разделить на преступления, совершаемые по политическим мотивам (например, захват заложников), и на преступления, совершаемые по общеуголовным мотивам (например, международная торговля наркотиками). Для придания тому или иному деянию статуса международного преступления или преступления международного характера необходим международно-правовой акт, в котором дается его квалификация, и указываются формы ответственность за его совершение.
Международные преступления и международные судебные органы.
В настоящее время в число международных преступлений включают:
1) геноцид, то есть действия, совершенные с намерением полностью или частично уничтожить какую-либо расовую, национальную или религиозную группу, и включающие в себя убийство, причинение телесных повреждений, создание невыносимых условий жизни.
2) преступления против человечности, то есть убийства, депортации, пытки, изнасилования, совершаемые в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население в осуществление государственной политики. Статут МС ООН включает в число преступлений против человечности в себя и апартеид. Апартеид в соответствии с Конвенцией 1973 года – это установление и поддержание господства одной расовой группы над другой и для этой цели совершение убийств, причинение телесных повреждений, умышленное создание тяжелых условий жизни и принятие мер для затруднения экономического и культурного развития членов определенной расовой группы.
3) военные преступления – это действия, противоречащие международно-правовых нормам ведения военных действий, в т.ч. Гаагским конвенциям 1907 года и Женевским конвенциям 1949 года, и включающие в себя расстрел и пытки военнопленных и гражданских лиц, бессмысленное разрушение городов и поселков, применение оружия, предназначенного для причинения излишних страданий.
4) агрессия – это развязывание и ведение войны в нарушение норм МП и положений Устава ООН. Уголовному преследованию подлежат лица, непосредственно отдавшие приказ об осуществлении акта агрессии.
Определение состава военных преступлений, преступлений против человечности и агрессии впервые на международном уровне было дано в Уставе Нюрнбергского трибунала 1945 года. Определение геноцида впервые было дано в Конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» 1948 года. Определение апартеида было дано в Конвенции «О пресечении преступления апартеида и наказания за него» 1973 года.
В настоящее время определение международных преступлений также содержатся в уставах действующих международных уголовных судебных учреждениях, в т.ч. в Статуте Международного Уголовного Суда 1998 года и в уставах трибуналов по бывшей Югославии 1993 года и по Руанде 1994 года.
По общему правилу юрисдикцию в отношении международных преступлений, также как и всех остальных уголовных преступлений, имеют государства, на территории которых были совершены эти преступления и государства гражданства преступников.
Однако в отношении международных преступлений правоохранительные органы многих западных стран придерживаются концепции так называемой универсальной юрисдикции. В соответствии с этой концепцией любое государство имеет право привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших международные преступления независимо от места их совершения.
Однако в особых случаях юрисдикция в отношении международных преступлений может принадлежать и международным уголовным судебным учреждениям. Их можно разделить на две основные группы. К первой группе относится МУС, начавший свою деятельность в 2002 году. Его юрисдикция распространяется на все международные преступления, совершенные на территории государств-членов Суда с момента их присоединения к суду. Ко второй группе относятся все остальные международные уголовные судебные учреждения, которые были созданы для преследования международных преступлений, совершенных в течение определенного промежутка времени в определенном государстве. В их число входят: Международный трибунал по бывшей Югославии, Международный трибунал по Руанде, Специальный суд по Сьерра-Леоне, Специальный трибунал по Ливану.
Первыми судебными учреждениями такого рода были созданные после второй мировой войны Нюрнбергский трибунал и Токийский трибунал, перед которыми предстали высшие военные и политические руководители Германии и Японии.