Международные организации как субъекты МП.

Международная правосубъектность международных организаций. Виды международных организаций.

Под Международной Организацией понимают объединение двух и более государств на основе МД для достижения определенных целей, имеющее определенную организационную структуру и самостоятельные, отличные от государств-членов, международные права и обязанности.

В отличие от государств, международные организации являются производным субъектом. Она всегда создается государствами или другими международными организациями и не может быть возникнуть фактически, как государства.

Еще одно отличие международной организации от государства состоит в объеме их международных прав и обязанностей. Если объем прав и обязанностей всех государств равен в соответствии с принципом суверенного равенства, то у каждой международной организации свой объем международных прав и обязанностей, указанный в Уставе данной организации.

Международные организации не подчиняются власти никакого государства, в т.ч. и того, где они располагаются. В этом элемент суверенитета. Отсюда, МО могут заключать МД. Члены МО пользуются правовым иммунитетом. Но они все-таки не суверенны.

Наиболее часто МО имеют следующие права:

1) право заключать МД с государствами и другими МО.

2) право иметь международные иммунитеты и привилегии как для себя, так и для своих сотрудников.

3) право направлять и принимать миссии.

4) способность нести международно-правовую ответственность.

5) способность заявлять международно-правовые претензии и быть стороной в делах, разбираемых международными судебными органами.

До 1945 года единственными субъектами МП считались государства. Хотя Почтовый Союз был создан еще в 19 веке, и он был МО. В Уставе ООН не написано о правосубъектности ООН.

В соответствии с концепцией о подразумеваемых полномочиях, примененной Международным Судом ООН, международная организация для достижения целей, указанных в ее уставе, может совершать любые необходимые для этого действия, а не только действия, прямо указанные в ее уставе. Т.е. есть прямая компетенция (которая в уставе МО записана), а есть подразумеваемая компетенция.

Заир (ныне Демократическая Республика Конго) объявил о независимости в 1960 году. Началась гражданская война. Патрис Лумумба объявил о независимости. Заир обратился в ООН. Но два постоянных члена Совбеза (Франция и СССР) наложили вето на резолюцию о проведении миротворческой операции. И тогда генсек ООН тогдашний в обход вето начал набирать миротворческие войска. Это нарушало тогдашние нормы МП. В общем, эти операции повлекли огромные долги ООН. Кто платить будет? Тогда ООН обратился в Международный суд ООН с просьбой разъяснить: правильно ли поступил тогда генсек ООН? И вот суд тогда сказал, что есть подразумеваемые полномочия. Если в Уставе ООН сказано, что ООН создано для мира, а значит, ООН может любые действия совершать, лишь бы мир установить.

Многие ученые эту концепцию не признают, но МС ООН имеет больший авторитет.

МО могут создаваться либо путем подписания государствами или другими МО международного договора об учреждении данной организации, либо путем принятия решения об этом уже существующей МО, имеющей на это право в соответствии со своим уставом.

Осуществляют деятельность МО и реализуют предоставленные ей учредительными документами международные права и обязанности руководящие органы МО и ее служащие.

Структура руководящих органов, объем их полномочий, разграничение функций между ними определяются либо в учредительных документах, либо в решениях самой организации.

Акты, принимаемые руководящими органами МО и регулирующие ее деятельность, именуют внутренним правом МО, занимающим особое место в структуре МП.

Виды МО

Классификацию МО можно производить по различным основаниям.

По объему международных прав и обязанностей МО подразделяют на:

- межправительственные

- неправительственные – не имеют международной правосубъектности. И их деятельность регулируется правом тех государств, на территории которых они работают (УЕФА, ФИФА, МОК). Формально, решение УЕФА можно обжаловать в обычный суд той страны, где она находится.

По кругу участников МО подразделяются на:

- универсальные - членами которых могут быть любые государства мира.

- региональные – участие в которых ограничено определенным регионом.

По целям, стоящим перед данной МО, их можно подразделить на:

- организации общей компетенции – деятельность таких МО затрагивает все сферы отношений между государствами-членами.

- организации специальной компетенции – приоритет имеет определенное направление деятельности.

Организации специально компетенции можно подразделить на:

- политические

- военно-политические

- социально-экономические

Например, ООН – универсальная МО общей компетенции, а МВФ – универсальная МО специальной компетенции, а НАТО – региональная МО специально компетенции.

Наши рекомендации