Современное гражданское общество неоднородно. В его структуре выделяют:
· политические партии,
· негосударственные некоммерческие организации,
· малый и средний бизнес.
Политические партии являются старейшими институтами гражданского общества и одновременно наиболее влиятельными после государства институтами политической системы.
Отличительными признаками классической политической партии являются:
· социальная база (электорат);
· наличие устава и политической программы, позволяющей определить ее политический профиль, выделить партию среди других институтов гражданского общества.
Основными функциями политических партий являются:
· идеологическая (выработка и выражение в обществе определенных политических идей, программ);
· рекрутирование политической элиты;
· политическая социализация (приобщение граждан к политике);
· агрегирование и артикуляция политических интересов.
Партии стараются активно участвовать в выборах и действовать в представительных органах власти, образуя партийные фракции.
Особо значимы партии и их аппарат в парламентской форме правления, когда победившая партия имеет возможность формировать правительство.
В этих странах обычно существует строгая партийная дисциплина, которую члены фракций обязаны соблюдать, особенно при голосовании по законопроектам.
В парламенте депутаты от оппозиционных партий могут воздействовать на разработку политики путем инициирования законопроектов, постановки актуальных проблем перед органами государственной власти, участия в формировании политической повестки дня, выборе приоритетов и т.д.
В некоторых случаях правительство может организовать предварительные консультации с руководителями ведущих партий по актуальным вопросам внутренней и внешней политики.
Основными направлениями взаимодействия политических партий с высшим политическим руководством страны являются:
· регулярные встречи политических лидеров с федеральными министрами и главой государства,
· влияние парламентских фракций на федеральных министров, являющихся членами этих партий,
· назначение премьер-министром страны лидера политической партии, представленной в законодательном органе власти.
Современное государство регулирует партийную жизнь путем:
· правовой регламентации деятельности партий (включая финансовые аспекты);
· запрета деятельности политических партий, способствующих подрыву национальной государственности и дестабилизации социально-политической обстановки в стране.
Место и роль политических партий в конкретном государстве определяют следующие факторы:
• тип господствующей в обществе политической культуры и политического режима;
• тип и специфика развития партийной системы;
• особенности национального законодательства о выборах;
• политический вес парламента в системе государственной власти.
История развития партий имеет глубокие корни в странах с устойчиво воспроизводящимся активистским типом политической культуры (Великобритания).
Именно там появились первые политические клубы (тори и виги в Великобритании), ставшие прототипами современных массовых партий.
Как правило, развивались эти партии эволюционным путем, «снизу», заручаясь широкой поддержкой общества, рекрутируя своих членов демократическим путем.
Вот почему в традиционных демократиях первые партии носили «массовый» характер.
Классическими примерами массовых партий являются партии:
· социалистические (Коммунистическая партия Советского Союза)
· фашистские (Национал-фашистская партия Германии).
Пик их развития приходится на первую треть XX в.
Массовые партии отличает:
· широкая социальная база,
· разветвленная сеть региональных и местных представительств,
· процедура вступления в членство,
· уплата партийных взносов,
· жесткая партийная дисциплина,
· сильная партийная идеология.
Однако со второй половины XX в., когда даже в развитых демократиях политика дистанцировалась от общества, а кризис демократического участия стал наблюдаться все отчетливее, массовые партии уступили место кадровым.
Последние возникли из прагматической потребности политических лидеров получить возможно большее число голосов электората и стали формой сотрудничества политтехнологов (людей, занимающихся политикой за деньги и профессионально) с претендентами на государственно-политические посты.
К тому же политическая идеология с середины прошлого века, по меткому замечанию Д. Бэлла, стала стремительно превращаться в плод абстрактных измышлений уставших интеллектуалов, перестав выполнять функции политической социализации, мобилизации масс.
Великие политические идеологии XX в. не выдержали испытания временем, уступив место «мягкому либерализму».
Генезис кадровых партий, происходивший на фоне эрозии политических идеологий и возрастания гражданской апатии, стимулировал развитие политических технологий в США западноевропейских странах.
В современном мире, с его нарастающим идеологическим кризисом, даже авторитетные и старейшие массовые партии теряют широкую социальную поддержку и в этом смысле становятся кадровыми (например, Коммунистическая партия Российской Федерации).
В истории постсоветской России яркими примерами кадровых партий явились:
· Партия жизни,
· Возрождение,
· Демократическая партия России.
Такие партийные организации не имеют солидной социальной опоры, активизируются только в периоды предвыборных кампаний, членство в них носит формальный характер, а политические цели достаточно эфемерны.
В государствах с авторитарными традициями, где парламент не играл значимой роли в системе власти, политические партии создавались «сверху», как правило, в краткосрочных временных масштабах, располагали весомым административным ресурсом.
Вот почему их внешняя «массовость» (наличие жесткой процедуры вступления в члены партии, уплата партийных взносов, развитая региональная структура, большое количество членов) не соответствовала внутреннему содержанию (деидеологизированность политической элиты при развитой идейной атрибутике, ориентация партийных функционеров на собственные интересы (интересы своих лидеров), а не на потребности народа).
Крах социалистических авторитарных режимов ознаменовал «партийную революцию» в этих странах.
Соответственно, будущее молодых демократий связывали именно с развитием партий как институтов гражданского общества.
Однако эти надежды оправдываются далеко не во всех постсоциалистических государствах.
Наиболее значимыми факторами, препятствующими эффективному партийному развитию в духе демократии, являются:
• отсутствие единства в обществе и высших политических кругах относительно стратегических целей демократического развития национальной государственности;
• форсированный характер политического развития, когда государство стремится создать гражданское общество «по указке» (путем насильственного отделения политического от социального, установления высоких избирательных цензов либо ужесточения требований к регистрации партий, борьбы с многопартийностью, неизбежно возникающей в поставторитарных обществах).
В конце XX в. появились и стали стремительно развиваться партии избирателей, или универсальные партии, для которых характерны:
· гибкая политическая линия,
· выстраивание своей программы вокруг национального политического лидера, который предлагает обществу идеи согласия,
· баланса различных социальных интересов;
· стремление сплотить вокруг себя максимальное количество избирателей самых различных социальных групп;
· политический прагматизм, который выражается в ориентации на решение конкретных политических проблемах текущего момента.
В условиях кризиса ведущих политических идеологий, когда программы партий все сложнее отличить друг от друга, а политические предпочтения электората становятся конъюнктурными, борьба партий за места в парламенте превращается в «стрельбу по мишеням» (таковыми являются голоса избирателей).
Поэтому универсальные партии получают сегодня все большее распространение.
Однако тип универсальных партий не является последним в политической теории и практике.
Четвертой разновидностью партий являются так называемые партии новой волны(или партии движенческого типа).
Они возникли из новых социальных движений — экологических, правозащитных, социально ориентированных общественных организаций, объединений, бурно развивавшихся с 1960-х гг.
Эти партии сформировались в 1980-х на основе наиболее активной части новых социальных движений и быстро получили народное признание в политических системах разных стран благодаря своему
· открытому, гибкому типу отношений с избирателями и сочувствующими,
· плебисцитарному политическому стилю
· и, главное, ориентации на ценности постмодернистского общества (решение общих для всех, глобальных проблем человеческой цивилизации).
Яркими примерами партий движенческого типа являются:
· партия зеленых ФРГ,
· социал-демократы (Великобритания).
Хотя организационные структуры таких партий кардинально различаются, именно они, по мнению большинства современных партологов, в наибольшей степени соответствуют потребностям и устройству современного, постиндустриального общества.
Другими институтами гражданского общества являются негосударственные некоммерческие организации, на которые адепты партисипативной демократии возлагают сегодня большие надежды в плане развития гражданского общества.
НКО обладают рядом схожих признаков:
· наличие устава,
· организационной структуры,
· более или менее четких целей и рамок деятельности;
· организационная и политическая автономия от государства;
· некоммерческий характер целей и функционирования;
· саморегулирование собственной деятельности (включая возможность и способность не только самоуправления, но и образования профильных ассоциаций, сообществ НКО);
· волонтерство.
Миссия НКО как институтов гражданского общества состоит в снижении «издержек представительной демократии», содействии трансформации политического режима в духе партисипативности.
Вне зависимости от политического режима можно выделить следующие задачи НКО:
• Генерация человеческого и общественного капитала, который заставляет демократию работать.
Данный капитал выражается в формальной и неформальной сети коммуникаций между государством и общественностью, а также внутри гражданского общества, основанной на доверии, открытости, обмене информацией и сотрудничестве, публичности разработки, принятия и реализации политических решений.
Толкование этого аспекта миссии НКО соответствует концепции позднего модерна и постмодерна, когда гражданское общество рассматривается через призму взаимодействия личности и властных структур государства посредством формальных институтов (право, государственные органы и учреждения, ассоциации) и неформальных каналов политической коммуникации (традиции, личное общение, «рабочие площадки» и т.д.).
Именно НКО являются уникальным, мобильным, адаптируемым механизмом вовлечения личности в процессы политического, гражданского, социального участия. Они организуют людей в мощные группы, способные влиять на государственную политику и получать доступ к государственным ресурсам.
НКО контролируют государственную власть и осуществляют мониторинг нарушений прав и свобод, способствуют установлению баланса государственных и общественных интересов, предоставляют гражданам возможность развивать их способности и совершенствовать образ жизни посредством осуществления контроля за состоянием окружающей среды, оказания помощи наименее благополучным слоям населения.
• Снижение общественно-политической напряженности в обществе.Посредством вовлечения в деятельность некоммерческих организаций граждане снижают уровень своей депривации, реализуют свои потребности и интересы. Соответственно, падает уровень социально-политическойконфдиктогенности в обществе.
• Совершенствование национального законодательства в социально-политической сфере.
НКО, особенно правозащитные, выступая против несправедливых, по их мнению, законов, отстаивая права отдельных лиц и социальных групп в случае бездействия государства, тем самым способствуют оптимизации действующего законодательства, инициируют законотворчество в конкретной сфере, привлекают внимание широкой общественности к отдельным вопросам нормативно-правового регулирования.
Таким образом, значимые с точки зрения общественности аспекты жизнедеятельности, неурегулированные либо неудовлетворительно урегулированные государством, с помощью НКО попадают в поле зрения органов государственной власти и местного самоуправления.
Все это в перспективе приводит к совершенствованию права.
Установление баланса между правами и обязанностями гражданина, оптимального соотношения свободы и ответственности личности в рамках демократии.
Вступая в НКО, каждый в той или иной степени определяет свою политическую, социальную, гражданскую и индивидуальную ответственность за правовой порядок в государстве и мире или, по емкому выражению Ю. Хабермаса , «индивидуально осваивает гражданскую позицию».
• Идентификация и артикуляция наиболее остры социальных, политических, правовых, экономических проб, лем, реально существующих в социуме.
Оказание помощи государству в улучшении качества социальных услуг.
НКО помогают преодолеть кризис патерналистской концепции «государства всеобщего благосостояния» или распад социалистического социального государства, взяв на себя часть функций по обеспечению достойного уровня жизни граждан.
Кризис социального государства мобилизовал общественные институты во всем мире на деятельность, направленную на смягчение либеральных программ, равно как и на деятельность по замене социальных служб, которые государство не в состоянии далее финансировать.
НКО находят новые аспекты развития человеческого капитала и предоставляют адресную помощь тем, до кого не могут дойти госслужбы.
Большими преимуществами подобного рода организаций является их отзывчивость на запросы общества, гибкость, новаторский подход, непосредственная связь с беднейшим слоями населения, способность инициировать активное участие населения в жизни общества, бережливое расходование ресурсов и независимая оценка вопросов.
НКО возникли в социально-политической системе США и европейских стран в 1950-х гг., а позже в так называемых незападных демократиях вследствие проявления ряда социально-политических факторов:
• опережающего роста запросов личности по сравнению с возможностями их адекватного удовлетворения, предлагаемыми государственной системой. Действительно, одним из основных показателей демократического развития является способность принимать перемены, т.е. адекватно реагировать на запросы общества. А запросы эти растут в геометрической прогрессии. Информационная революция последних двух десятилетий привела к увеличению в среднем классе числа людей, не удовлетворенных существующими возможностями самовыражения в экономической и политической сферах;
• глобального кризиса двух ведущих концепций XX в. (социализма и государства всеобщего благоденствия), который стимулировал поиск нового «агента развития».
Так, за последние 40 лет практически во всех частях света произошел «кризис государства», выразившийся
* в серьезных претензиях к традиционной государственной системе социальной защиты в развитых странах Европы;
* в невысокойэффективности экономического развития, координируемого государством в странах «второго мира»;
* в крахе социалистического эксперимента, проводившегося в странах Восточной Европы;
* растущей обеспокоенности в связи с ухудшающимся состоянием окружающей среды и повсеместно возникающей в связи с этим угрозой здоровью и безопасности человека.
В широком спектре некоммерческого сектора можно выделить следующие группы НКО:
• социально-политические, целью которых является защита прав человека в широком смысле слова, выдвижение и артикуляция актуальных нематериальных потребностей общественности на общественно-политический уровень, содействие в борьбе с политическим терроризмом и экстремизмом, борьба за политико-культурное самоопределение отдельных этносов, социальных групп и общностей и т.д. Такие НКО по своим целям, методам и организации деятельности во многом напоминают партии «новой волны»;
• социально ориентированные, которые содействуют реализации социальных нематериальных потребностей детей, молодежи, граждан старшего поколения, ветеранов, лиц с ограниченными возможностями, занимаются совместно с государством охраной окружающей среды, развитием массовой физкультуры и спорта, сохранением памятников культурно-исторического наследия, ликвидаций последствий стихийных бедствий, культурно-досуговой, просветительской деятельностью и т.д.
· саморегулируемые, представляющие собой общественные объединения профессионалов в определенной сфере деятельности (адвокатура, нотариат, жилищное строительство и т.д.), которые устанавливают в данной сфере стандарты производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и контролируют их соблюдение;
· межправительственные, которые созданы государствами для решения глобальных проблем мирового сообщества, стабилизации геополитического равновесия, экономической интеграции отдельных стран и т.п.
Заслуживают особого внимания некоммерческие ассоциации субъектов предпринимательства, представляющие интересы малого и среднего (реже крупного) бизнеса, взаимодействующие с властью в форме регулярных встреч на высшем уровне, «рабочих площадок», открытых тематических дискуссий с привлечением СМИ.
Целью такого сотрудничества для бизнеса является
· оптимизация налогообложения
· поддержка отдельных форм предпринимательства
· разработка и реализация профильных целевых программ и проектов содействию развития малого и среднего бизнеса и т.д.
Государство же стремится сделать бизнес социально ответственным.
Эффективной моделью сотрудничества государства и ассоциаций бизнеса является частно-государственное партнерство (PublicPrivatePartnership), приносящее выгоду всем его участникам в области экономики и социального развития, особенно при реализации крупномасштабных проектов.
Бизнес и государство совместно решают общественные вопросы, участвуя в реализации национальных проектов.
Предпринимателям необходим ответственный контрагент в лице государства, имеющий административный, финансовый и внешнеполитический ресурс.
Объединение ресурсов и возможностей государства и бизнеса способно привести к быстрому экономическому развитию страны и регионов, создать условия для повышения благосостояния граждан.
Основными формами и методами взаимодействия государства и НКО являются:
· гражданская экспертиза решений органов государственной власти, включая экспертизу общественными организациями законопроектов, нормативных и правовых актов органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;
· общественный контроль за действиями власти и управления, например по лечению пациентов психиатрических клиник, содержанию лиц в местах лишения свободы и т.д.;
· социальное проектирование, включающее разработку и реализацию некоммерческими организациями самостоятельно или при поддержке государственных органов проектов по решению разнообразных социальных проблем населения (например, социальная адаптация «трудных» подростков, содействие временной трудовой занятости населения, благотворительные программы);
· лоббизм, представляющий собой процесс влияния на парламент (отдельных законодателей) со стороны заинтересованных групп в целях принятия определенного закона (статьи закона), а также для принятия выгодного решения, с целью получения определенных ресурсов и выгод. Часто лоббирование НКО своих интересов происходит в рамках исполнительной власти, особенно если речь идет о поддержке профильных НКО, распределении финансовых средств или подрядов на выполнение определенных работ /или услуг.
Выделяют «белый» (легальный) и полулегальный виды лоббизма в зависимости от того, получили ли лоббистские процедуры законодательное закрепление.
Классической страной «белого» лоббизма является США, где в 1946 г. появился специальный Федеральный закон «О регулировании лоббистской деятельности».
В соответствии с этим Законом лоббистами являются частные юридические фирмы, которые взаимодействуют с Конгрессом по защите интересов всех, кто их оплачивает.
Процедура лоббистской деятельности строго регламентирована.
Ее нарушение влечет юридическую (в том числе и уголовную) ответственность.
Однако большинство государств обходится без закона о лоббизме, руководствуясь политическими традициями и антикоррупционными актами в данной сфере.
Например, в ФРГ лоббисты действуют через влиятельный Федеральный союз германской промышленности, в котором представлены все отрасли.
В России лоббизм представлен всеми отраслями народного хозяйства — нефтегазовая отрасль, торговля, металлургия, военно-промышленный комплекс, нефтехимия, агропромышленный комплекс и т.д.
Вместе с тем специфика российского лоббизма определяется двумя обстоятельствами.
Во-первых, наиболее сильными лоббистами являются не частные предприятия, а государственные компании и естественные монополии.
Во-вторых, российское лоббирование связано не с законодательным процессом в представительных органах власти, а с попытками давления на правительство с целью принятия нормативных актов по вопросам таможенных льгот, получения лицензий и т.д.
Это связано со статусной и функциональной слабостью российского парламента.
Ввиду того что НКО не могут получать прибыль и распределять ее между своими членами и потому представляют собой наиболее уязвимый с экономической точки зрения сектор, современное государство должно проводить в отношении неприбыльных организаций сбалансированную политику, содействующую максимально результативной реализации их социально-политического потенциала.
Актуальными для устойчивого развития неприбыльного сектора являются:
· косвенная государственная поддержка НКО (организация и проведение гражданских форумов общегосударственного, регионального или местного масштаба, создание и оптимизация льготной системы налогообложения, сдача в аренду и передача государственного имущества на льготной и безвозмездной основе, создание правовых условий учреждения фондов резервного развития НКО;
· прямая государственная поддержка НКО (выдачасоциальных грантов и размещение социальных заказов на решение актуальных социальных проблем общества; создание и поддержка ресурсных центров, где представители НКО получали бы бесплатную квалифицированную юридическую, информационную, консультативную помощь, масштабная социальная реклама деятельности НКО).
Реализуя указанные мероприятия, каждое государство должно найти уникальную, соответствующую национальным традициям стратегическую линию взаимодействия с неприбыльным сектором, исключающую возможность для отдельных организаций злоупотребления своим статусом или монополизации определенной сферы деятельности.
Только в этом случае главный социально-политический оппонент демократического правового государства — неприбыльный сектор — станет его эффективным партнером и незаменимым ресурсом дальнейшего развития.
Малый и средний бизнес является экономическим модусом существования гражданского общества.
В странах с развитой рыночной экономикой это самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют тип рыночной экономики и социально-экономический уровень развития страны.
МСБ способствует постепенному созданию широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющегося основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Сектор МСБ отличается повышенной динамичностью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и созданию новых рабочих мест.
Данные преимущества МСБ перед немобильным, неповоротливым сектором крупных промышленных предприятий давно осознаны на государственно-политическом уровне.
Вот почему МСБ в развитых странах составляет важнейшую часть национальной экономики, а государство, не вмешиваясь напрямую в деятельность МСБ, пытается создать все необходимые нормативно-правовые, организационные, финансовые условия для его развития.
В ФРГ, фундаментом экономики которой является малый и средний бизнес, структура предприятий по численности нанятых выглядит следующим образом:
1% - крупные предприятия с персоналом более 300 человек,
23% - средние фирмы с числом работников от 10 до 300 человек,
76% - мелкие предприятия, насчитывающие менее 10 работников.
Государственная политика поддержки МСБ осуществляется через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия.
В США это Администрация Малого Бизнеса при Президенте США (SBA);
в Великобритании - Национальное агентство по обслуживанию малого бизнеса (SBS);
в ФРГ — Генеральный директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий (DG VIII) в составе Федерального министерства экономики и технологий;
в Японии — реорганизованное Министерство экономики, торговли и промышленности (МЕТІ), в составе которого создано новое Агентство малого и среднего предпринимательства (SMEA).
В Российской Федерации поддержке малого и среднего предпринимательства уделяется пристальное внимание на государственно-политическом уровне.
Нормативно-правовые основы такой поддержки заложены в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Субъекты малого и среднего предпринимательства в России - это хозяйствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые относятся по критериям выручки и количества занятых к микро-, малым или средним предприятиям (табл. 5).
Таблица 5
Классификация субъектов МСБ в Российской Федерации
Микропредприятия | Малые предприятия | Средние предприятия | |
Количествоработников,чел. | 0-15 | 16-100 | 101-250 |
Объем выручки, млн руб. в год | 0-60 | 61-400 | 401-1000 |
Современная государственная политика развития МСБ осуществляется путем разработки и реализации профильных целевых программ федерального, регионального, муниципального уровней.
Данные программы обычно содержат следующие мероприятия по поддержке МСБ.
• Предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела.Гранты предоставляются в форме субсидий индивидуальным предпринимателям н юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности. Получателями грантов являются вновь зарегистрированные или действующие менее одного года субъекты малого и среднего предпринимательства, прошедшие краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности и представившие бизнес-проект.
• Развитие микрофинансирования. Программа содействия развитию микрофинансовых организаций позволяет получить доступ к заемным средствам представителями малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удаленность населенного пункта и т.д.).
• Создание региональных гарантийных фондов. Основным видом деятельности таких фондов является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.п.) малых предприятий. Максимальный размер предоставляемого поручительства не превышает 70% от объема обязательств малого предприятия перед финансовой организацией. Указанное мероприятие позволяет развить рынок гарантий и поручительств по кредитам и договорам лизинга для субъектов малого предпринимательства при недостаточности обеспечения по кредиту.
• Поддержка малых инновационных компаний в форме
*грантов, субсидий на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;
*приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;
*приобретению новых технологий, в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений промышленных образцов, полезных моделей и т.п.
• Поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСБ в форме:
*компенсации расходов по сертификации товаров, получения лицензий, необходимых для экспорта;
*софинансирования затрат предприятий на участие в выставках за рубежом;
*компенсации расходов по уплате процентов по экспортным кредитам;
*компенсации расходов по правовой охране за рубежом изобретений и результатов интеллектуальной деятельности.
• Создание и развитие сети объектов инфраструктуры МСБ (бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков).
Бизнес-инкубатор — это организация общей площадью не менее 900 кв. м, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг (предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора; осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора; почтово-секретарские услуги; консультации по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения; доступ к информационным базам данных).
Промышленный парк — это управляемый единым оператором комплекс объектов недвижимости (административные, производственные, складские и иные помещения, обеспечивающие деятельность промышленного парка) площадью не менее 100 000 кв. м и инфраструктуры, которые позволяют компактно размещать малые и средние производства и предоставляют условия для их эффективной работы. Основные услуги промышленного парка: предоставление в аренду земельных участков и помещений, обеспечение субъектов МСБ транспортной, телекоммуникационной инфраструктурой.
Технопарк — имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м.
Предметом деятельности технопарка является создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий в научно-технической, инновационной и производственной сфере путем создания материально-технической и информационной базы для подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий.
Дополнительные меры поддержки малого и среднего предпринимательства. Это различные образовательные программы, связанные с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, а также развитием предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций целевых групп граждан, продолжительностью не более 100 ч; мероприятия по пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности, информационно-рекламных кампаний, направленных на пропаганду, информирование о существующих мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в СМИ, а также создание положительного образа предпринимателя; развитие молодежного предпринимательства; выставочно-ярмарочные мероприятия, связанные с продвижением продукции и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства.
Говоря о государственной политике в отношении МСБ, часто употребляют термин «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Это система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Создавать основы такой инфраструктуры и обеспечивать ее устойчивое развитие — главная задача современной государственной политики в отношении МСБ.
В контексте проблематики развития гражданского общества сегодня все большую популярность приобретает концепция и практика межсекторного социального партнерства, которая предусматривает конструктивное, взаимовыгодное сотрудничество государственного, коммерческого и неприбыльного секторов с целью объединения возможностей и ресурсов для решения общезначимых проблем современного общества.
Технологии межсекторного партнерства давно и успешно практикуются в развитых странах мира; первые позитивные результаты такого взаимодействия наблюдаются в отдельных регионах России. Дальнейшее развитие практики взаимодействия государства, бизнеса и НКО будет являться стимулом и одновременно критерием подлинной демократии участия в нашей стране.