Конспект лекции: Порядок создания и ликвидация общественных объединений

Создание общественных объединений (ОО). Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей могут входить юридические лица - общественные объединения. Решения о создании, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. Правоспособность ОО как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Государственная регистрация ОО. Решение о государственной регистрации ОО принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (ФОГР), или его территориальным органом на основании представленных документов: заявление, устав, выписка из протокола общего собрания, сведения об учредителях; и др. Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения общего собрания. ФОГР или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации ОО направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЛ и этот орган в течение 5 дней вносит в ЕГРЛ соответствующую запись, и в течение 1 рабочего дня сообщает об этом ФОГР. ФОГР в течение 3 дней выдает ОО документ о внесении в ЕГРЛ.

Приостановление деятельности общественных объединений. В случае нарушения ОО Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, ФОГР или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор РФ или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, неустранения в срок орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность ОО на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности ОО до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд. Деятельность ОО может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

Ликвидация ОО. Ликвидация ОО осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации ОО в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного ОО при его создании. ФОГР или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации ОО в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЛ. На основании указанного решения, принятого ФОГР или его территориальным органом, уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней вносит в ЕГРЛ соответствующую запись и не позднее 1 рабочего дня, сообщает об этом в ФОГР.

32. Конспект лекции: Законодательная основа порядка образования и принципов деятельности политических партий

Организационным воплощением идеологического многообразия является многопартийность. Государство не может определять количество политических партий, их идеологическую направленность, но оно устанавливает правовой статус этих организаций. Согласно Федеральному закону "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. деятельность политических партий не должна противоречить требованиям законности, а их цели - основам конституционного строя, правам человека, национальной безопасности России.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных ФЗ. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам РФ разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Новым условием регистрации политической партии является:

1) наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации;

2) не менее 10 тыс. членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов.

Закон запрещает создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и местного самоуправления, Вооруженных Силах России, правоохранительных и иных государственных органах и негосударственных организациях. Исключение составляют представительные (законодательные) органы государственной власти. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений. Создание и деятельность на территории России политических партий иностранных государств и структурных подразделений этих партий не допускается.

Органы государственной власти, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность политических партий, равно как и политические партии в деятельность органов государственной власти, их должностных лиц, органов местного самоуправления. Так как одной из целей политических партий является представление интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, допустимо мирное соперничество политических партий за участие в осуществлении политической власти.

Наши рекомендации