Источники средневекового права германии

В Германии, как и в большинстве стран Западной Европы, в 10-13 веках преобладало обычное право. Впоследствии появляются записи судебных обычаев - Саксонское зерцало и Швабское зерцало (XIII в.). Важное значение имели акты

королей (императоров), а с переходом к сословно-представительной монархии-постановления Рейхстага. В период абсолютизма возникают систематизированные сборники законов. Среди них по содержанию и значению выделяется «Каролина» - кодификация, выданная и названа по имени императора Карла V. Это был свод уголовно-процессуального права, предназначавшегося для всей огромной империи, но не был обязательным для курфюрстов, за которыми сохранялось право пользоваться своими «исконными и справедливыми обычаями».

От XV I и ст. некоторые немецкие государства осуществляют свои кодификации: Уголовное уложение и Гражданский кодекс в Баварии (середина XVTII в.), Уголовное уложение эрцгерцогини Марии Терезии – «Терезиана» в Австрии, Прусское земское уложение 1784 и др..

Важную роль играло городское право, которое регулировало отношения в области ремесла и торговли и фиксировалось в городских уставах. Широко были известны городские уставы Кельна, Магдебурга, Любека и других крупных торговых центров Германии. Право защищало частную собственность, прежде всего, на землю.

Для права феодальной земельной собственности были присущи следующие черты:

иерархическая структура земельной собственности, сословный характер, ограничения в распоряжении, особый порядок наследования - майорат. Обязательственном праву были известны различные виды договоров: купли-продажи. мены, дарения, займа и др.. Однако длительное время замкнутый характер феодального производства тормозил развитие товарно-денежных отношений, а значит и обязательственного права.

На семейное право сильное влияние оказывала церковь. Преимущественно именно нормами канонического права регулировались брак и семья. Запрещались разводы, внебрачные сношения, браки с близкими родственниками. Брачный возраст был низким и составил для мужчин 14 лет, а для женщин-12. Женщина находилась в подчиненном от мужчины положении, везде должна следовать за ним, не имела права без его согласия заключать договоры, составлять завещание, распоряжаться имуществом и т.п.. Правда, в раздельном имуществе выделялись частицы, учитывались и переходили в наследство отдельно (к ним принадлежали вещи личного пользования женщины, украшения и др.).. По нормам ленного права земля могла переходить по наследству только одному из сыновей, а по земским правом-в равных долях всем сынам.

Уголовное право оперировало такими общими понятиями: умысел и неосторожность; обстоятельства, обременит ют вину; соучастие т.п.. Признавались различные виды преступлений: против религии (богохульство, колдовство), против нравственности (прелюбодеяние), против государства (измена, бунт), против личности (убийство, ранение, оскорбление), против собственности (кража, грабеж), против правосудия (лжесвидетельство) и др.. При определении наказания суд учитывал сословную принадлежность сторон. Основной целью наказания было устрашение. Основные виды наказаний того времени: смертная казнь, членовредительство, телесные и позорящие наказания, клеймение, тюремное заключение, изгнание, штраф.

Судебный процесс сначала (до XII в.) Имеет соревновательный, а впоследствии-следователь (инквизиционный) характер (преобладает после издания в 1532 г. «Каролины»).

53. «КАРОЛИНА» 1532 г. В ГЕРМАНИИ: УГОЛОВНОЕ ПРАВО

К общим понятиям уголовного права, известным «Каролине», можно отнести:

умысел и неосторожность;

обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность;

покушение;

соучастие.

Эти понятия, однако, не всегда были достаточно четко сформулированы и излагались применительно к отдельным видам преступлений и наказаний. Ответственность за совершение преступления, по «Каролине», наступала, как правило, при наличии вины - умысла или неосторожности. Однако феодальное уголовное право Германии нередко устанавливало ответственность и без вины, за вину другого лица («объективное вменение»). Кроме того, применявшиеся методы установления виновности часто влекли за собой осуждение невиновного человека.

Обстоятельства, исключающие наказание, подробно излагаются в «Каролине» на примере убийства. Ответственность за убийство не наступала:

в случае необходимой обороны;

при «защите жизни, тела и имущества третьего лица»;

задержании преступника по долгу службы и в некоторых других случаях.

«Каролина» предусматривает и некоторые смягчающие обстоятельства. К ним относились:

отсутствие умысла («неловкость, легкомыслие и непредусмотрительность»);

совершение преступления «в запальчивости и гневе»;

при краже малолетний возраст преступника (до 14 лет) и «прямая голодная нужда».

Отягчающие вину обстоятельства:

публичный, дерзкий, «злонамеренный» и кощунственный характер преступления;

повторность;

крупный размер ущерба;

«дурная слава» преступника;

совершение преступления группой лиц, против собственного господина и т.п.

В судебнике различаются отдельные стадии совершения преступления, выделяется покушение на преступление, которое рассматривается как умышленное деяние, не удавшееся вопреки воле преступника. Покушение наказывалось обычно так же, как оконченное преступление. При рассмотрении соучастия уложение чаще всего упоминает пособничество. Законоведы того времени различали три вида пособничества:

помощь до совершения преступления;

на месте преступления (совиновничества);

после его совершения.

В последнем случае от «корыстного сообщничества» отличалось «укрывательство из сострадания», влекущее более мягкое наказание.

«Каролина» не классифицировала составы преступления, а лишь перечисляла их, располагая в более или менее однородные группы.

Виды преступлений по «Каролине»:

преступления против религии (богохульство, кощунство, колдовство, нарушение клятвы);

преступления, несовместимые с христианской моралью (распространение клеветнических пасквилей, подделка монеты, документов, мер и весов, объектов торговли);

преступления против нравственности (прелюбодеяние, двоебрачие, кровосмесительство, сводничество, изнасилование, похищение женщин и девушек);

государственные преступления (измена, бунт против властей, различные виды нарушений «земского мира» - вражда и месть, разбой, поджог, злостное бродяжничество);

преступления против личности (различные виды убийства, а также самоубийство преступника, в результате которого наследники могли лишаться права наследования);

преступления против собственности (многочисленные виды кражи, недобросовестное распоряжение доверенным имуществом);

преступления против правосудия (лжесвидетельство, незаконное освобождение заключенного охранником, неправомерный допрос под пыткой).

Хотя в преамбуле «Каролины» имелось утверждение о равном правосудии для «бедных и богатых», во многих статьях подчеркивалась необходимость при назначении наказания учитывать сословную принадлежность преступника и потерпевшего лица.

Широта судейского усмотрения в «Каролине» была ограничена лишь формально указанием на верховенство императорского права при определении высшего предела наказания. Судьи могли по своему усмотрению назначать одно или несколько рекомендованных наказаний, применять местные обычаи, а в затруднительных случаях прибегать к разъяснениям законоведов.

Вся система наказаний определялась основной целью карательной политики - устрашением.

Основные виды наказания:

смертная казнь;

членовредительские наказания (урезание языка, ушей и т.п.);

телесные наказания (сечение розгами);

позорящие наказания (лишение прав, выставление у позорного столба в железном ошейнике, клеймение);

изгнание;

тюремное заключение;

возмещение вреда и штраф.

Смертная казнь была прямо предписана или могла быть применена за подавляющее большинство преступлений, причем в квалифицированной форме (сожжение, четвертование, колесование, повешение, утопление и погребение заживо - для женщин). Телесные и членовредительские наказания могли назначаться за обман и кражу. Тюремное заключение, изгнание и позорящие наказания чаще применялись как дополнительные, к которым относились также конфискация имущества, терзание раскаленными клещами перед казнью и волочение к месту казни. Вместе с тем "злонамеренных" и «способных на дальнейшие преступные действия» лиц предписывалось заключать в тюрьму на неопределенный срок.

«Каролина» ознаменовала утверждение нового вида уголовного процесса. Если в период раннего феодализма в Германии применялся обвинительный (состязательный) процесс, то в конце XIII в. был законодательно упразднен судебный поединок. Однако окончательное утверждение нового, следственно-розыскного (инквизиционного) уголовного процесса происходит в Германии в связи с рецепцией римского права.

«Каролина» сохранила некоторые черты обвинительного процесса. Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый - оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Однако эти права сторон были связаны многими формальными ограничениями, а обвиняемый находился в более ущемленном положении.

54. «КАРОЛИНА» 1532 г. В ГЕРМАНИИ: УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Основная форма рассмотрения уголовных дел в «Каролине» - инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства "по долгу службы". Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Широко применялись средства физического воздействия на подозреваемого. Непосредственность, гласность судопроизводства сменились тайным и преимущественно письменным рассмотрением дела.

Основными стадиями инквизиционного процесса были:

дознание;

общее расследование;

специальное расследование.

Задачей дознания было установление факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица.

Общее расследование сводилось к предварительному краткому допросу арестованного об обстоятельствах дела, в целях уточнения некоторых данных о преступлении (при этом действовал принцип «презумпции виновности» подозреваемого). Специальное расследование - подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения и осуждения преступника и его сообщников.

Специальное расследование являлось определяющей стадией инквизиционного процесса, которая заканчивалась вынесением приговора. Это расследование основывалось на теории формальных доказательств. Они были подробно и однозначно регламентированы законом. Вместе с тем по общему правилу все доказательства, улики и подозрения не могли повлечь за собой окончательного осуждения. Оно могло быть вынесено только на основании собственного признания или свидетельства обвиняемого (ст. 22). Поскольку такое признание далеко не всегда могло быть получено добровольно, инквизиционный процесс делал основной упор на допрос под пыткой в присутствии судьи, двух судебных заседателей и судебного писца. Таким образом, целью всего сбора доказательств фактически становилось отыскание поводов для применения пытки.

Все эти ограничения, однако, не являлись существенными. Во-первых, пытку предписывалось применять сразу же при установлении факта преступления, караемого смертной казнью. Более того, даже самого слабого подозрения в измене было достаточно для допроса под пыткой (ст. 42). Во-вторых, если обвиняемый после первого признания отрицал сказанное или оно не подтверждалось другими сведениями, судья мог возобновить допрос под пыткой. В результате «неправомерность» применения пытки судьей была практически недоказуема. При этом в «Каролине» указывалось, что, если обвинение не подтверждается, судья и истец не подвергаются взысканию за применение пытки, ибо «надлежит избегать не только совершения преступления, но и самой видимости зла, создающей дурную славу или вызывающей подозрения в преступлении» (ст. 61).

Процесс завершался судебным заседанием, которое в принципе не являлось его самостоятельной стадией. Поскольку суд сам производил расследование, собирал и обвинительные, и оправдательные доказательства, окончательный приговор определялся уже в ходе следствия. Судья и судебные заседатели перед специально назначенным «судным днем» рассматривали протоколы следствия и составляли по определенной форме приговор. Таким образом, "судный день" сводился в основном к оглашению приговора и приведению его в исполнение. Оглашение приговора происходило в публично-устрашающей обстановке - сопровождалось колокольным звоном и пр.

Виды приговоров:

обвинительные;

с оставлением в подозрении;

оправдательные.

Наши рекомендации