Порядок выборов депутатов Государственной Думы и ее компетенция
В соответствии с Конституцией в Государственную Думу Федерального Собрания РФ избирается 450 депутатов.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года.
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина РФ к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию РФ.
Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, а также в осуществлении других избирательных действий.
Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Гражданин РФ, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы.
Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией РФ и Федеральным законом, является обязательным.
Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе.
Если Президент РФ не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Депутаты Государственной Думы (и члены Совета Федерации) обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют:
Конституция РФ,
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»,
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»,
и другие федеральные законы.
07 декабря 2003 года на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ использовалась смешанная избирательная система.
225 депутатов Государственной Думы избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе. Избранным по одномандатному избирательному округу признавался зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Остальные 225 депутатов Государственной Думы избирались на основе пропорционального представительства по спискам политических партий – по общефедеральному избирательному округу. К распределению депутатских мандатов допускались зарегистрированные федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Так из 23 политических партий, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов принявших участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва 7 декабря 2003 года только 4 преодолели 5 % барьер: «Родина» (народно-патриотический союз)», «ЛДПР», «Политическая партия «Единая Россия», «Коммунистическая партия РФ (КПРФ)».
Выборы в декабре 2003 г. признавались состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % зарегистрированных по округу избирателей.
В соответствии с Федеральным законом от 18.05. 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.
Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан РФ, не являющихся членами данной политической партии.
Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.
Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.
Выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Центральная избирательная комиссия РФ признает результаты выборов депутатов Государственной Думы недействительными:
если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
по решению суда.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Методика пропорционального распределения депутатских мандатов.
Центральная избирательная комиссия РФ подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Эта сумма голосов избирателей делится на 450 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное.
Далее, число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов.
Если после проведенного первичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления.
Если выборы признаны не состоявшимися или недействительными либо их результаты аннулированы, Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторные выборы.
08.12.2007 г. ЦИК РФ своим постановлением признала выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва состоявшимися и действительными и констатировала, что в нее избрано 450 депутатов. Явка на выборах составила 63,78 процента. Из 11 политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов принявших участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва 2 декабря 2007 года только 4 преодолели 7 % барьер:
Всероссийская политическая партия «Единая Россия» - 63, 78%, - 315 мандатов;
политическая партия «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» - 7,74%, - 38 мандатов;
политическая партия «ЛДПР» - 8,14%, - 40 мандатов;
политическая партия «Коммунистическая партия РФ» - 11,57%, - 57 мандатов.
09.12.2011 г. ЦИК РФ своим постановлением признала выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва состоявшимися и действительными и констатировала, что в нее избрано 450 депутатов. Явка на выборах составила 60,21% процента. Из 7 политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов принявших участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва 4 декабря 2011 года только 4 преодолели 7 % барьер:
В выборах приняли участие 7 зарегистрированных политических партий страны.
Это вторые выборы, которые проводились по полностью пропорциональной системе с 7-процентным барьером прохождения.
Партии могли израсходовать не более 700 млн рублей без учета затрат региональных отделений. По данным Сбербанка, в котором были открыты специальные избирательные счета, "Единая Россия" и ЛДПР, истратили соответственно 562 млн и 520 млн. "Справедливая Россия" израсходовала 319 млн, КПРФ - 218 млн, "Яблоко" - 168 млн. Меньше всего истратили на свою кампанию партии "Правое дело" (около 7 млн рублей) и Патриоты России (около 4,5 млн).
В голосовании могли принять участие 109 237 780 избирателей, но воспользовались этим правом более 65 млн человек. Таким образом, явка составила 60,21%.
По итогам выборов партии, набравшие более 3%, получат право на государственное финансирование в зависимости от количества поданных голосов. По итогам 4 декабря это пять партий, причем "Яблоко" получит его впервые - партия будет получать около 45 млн рублей в год. Общий объем финансирования пяти партий составит 1 278 822 740 рублей.
Число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования
109 237 780
Число действительных избирательных бюллетеней 64 623 062
Наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов | Число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов | |
абсолютное значение | в процентах от числа избирателей, принявших участие в голосовании | |
1. Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ | 8 695 522 | 13,24% 64 мандатов |
2. Политическая партия "Либерально-демократическая партия России" | 7 664 570 | 11,67% 56 мандатов |
3. Политическая партия "ПАТРИОТЫ РОССИИ" | 639 119 | 0,97 |
4. Политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации" | 12 599 507 | 19,19% 92 мандатов |
5. Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" | 2 252 403 | 3,43 |
6. Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" | 32 379 135 | 49,32% 238 мандатов |
7. Всероссийская политическая партия "ПРАВОЕ ДЕЛО" | 392 806 | 0,60 |
Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Она образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной гражданской службе РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по рассматриваемым вопросам, депутаты Государственной Думы образуют фракции и депутатские группы в Государственной Думе.
Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы.
Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместители и заместители Председателя Государственной Думы.
В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии Государственной Думы. Например, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству; Комитет Государственной Думы по образованию и науке, Комиссия Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики и т.д.
Государственная Дума собирается на сессии: весеннюю и осеннюю.
Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным.
Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против» или «воздержался». Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию.
Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только по окончании голосования по всем вопросам.
Альтернативноеголосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.
Качественноеголосование представляет собой альтернативное голосование с качественной оценкой поставленного на голосование вопроса по одному из пяти вариантов: «очень плохо», «плохо», «удовлетворительно», «хорошо» и «очень хорошо».
При голосовании по каждому вопросу депутат имеет один голос и подает его за принятие решения или против него либо воздерживается от принятия решения.
Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов палаты (450 депутатов), если иное не предусмотрено Конституцией РФ.
Государственная Дума вправе принимать большинством голосов от общего числа депутатов постановления, заявления, обращения и парламентские запросы.