И методические указания к ним

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Работа по подготовке к практическим занятиям и активное в них участие — одна из форм изучения программного материала кур­са новейшей истории России и Украины. Она направлена на подго­товку высококвалифицированных профессиональных историков с университетским образованием. Подготовку к занятиям следует на­чинать с внимательного изучения соответствующих разделов учеб­ных пособий И учебников, далее — следует изучать специальную ис­торическую литературу и источники, работать с картами, таблица­ми, схемами, наконец, написать доклад, если студент получил такое задание.

Готовясь к занятиям и принимая активное участие в их работе студент проходит школу работы над источниками и исторической литературой, получает навыки самостоятельной работы над пись­менным и устным сообщением (докладом), учится участвовать в дис­куссиях, отстаивать свою точку зрения, формулировать и аргумен­тировать выводы.

Форма практических занятий во многом определяется его темой.

Практика показывает, что основные формы занятий следующие: беседа на основе составленного преподавателем плана (она наиболее приемлема при обсуждении одного из теоретических вопросов по проблемам темы или монографии), коллоквиум по разделу учебника пли одной из монографий (коллоквиум предполагает прежде всего проверку знаний по определенной теме, источникам, разделу курса); подготовка письменного доклада студентом, его устный доклад и обсуждение его на практическом занятии.

Учитывая современное состояние исторической науки по пробле­мам новейшей истории восточных славян (наличие большого коли­чества работ историков советского времени, зарубежных авторов, со­временных исследователей и публицистов, для работ которых харак­терны порой полярные взгляды на исторические события, плюрализм оценок, полемичность, субъективизм, особенно необходимо осваивать в процессе практического занятия и подготовки к нему важнейшие условия объективного освещения прошлого, учиться применять основ­ные принципы, приемы, методы исторической науки, прежде всего принцип историзма, прием ретроспекции, историко-сравнительный анализ и др.). По справедливому замечанию российского историка А. К. Соколова, приобрести чувство историзма можно только через истори­ческие источники: другого способа не существует.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ

В планы практических занятий включены основные вопросы общего курса. В ходе занятий возможна их конкретизация и коррек­тировка. При подготовке сообщений и докладов следует широко ис­пользовать опубликованные источники, мемуарную и исследова­тельскую литературу. Учебники и учебные пособия студент исполь­зует по своему выбору.

Каждому студенту в течение года следует прочитать не менее двух монографий (или одну монографию и одну работу мемуарного характера), которые указаны в списке литературы или рекомендова­но преподавателем из числа новых публикаций, составить краткий реферат и быть готовым к беседе по ним с преподавателем.

Источники

  1. Второй Всероссийский съезд Советов: Сб. документов и материалов. М., 1997.
  2. История Отечества в документах. 1917 -1993. Хрестоматия: В 4 ч. Ч. 1. М., 1994.
  3. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.
  4. Керенский А.Ф. Воспоминания. М., 1996.
  5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 1. Изд. 8-е. М., 1970. С. 484-491.
  6. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990.
  7. Набоков В.Д. Временное правительство. Воспоминания. М., 1991.
  8. Октябрьский переворот /Сост. Д.С. Аникеев. М., 1991.
  9. Октябрьская революция: Мемуары. М., 1990.
  10. Первое советское правительство (СНК). Окт. 1917-июль 1918 г. Науч. рук.

Н.Л. Ненароков М., 1991.

11. Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. (Деникин,

Юденич, Врангель). СПб.-М., 1991.

12. Суханов Н.Н. Записки о революции: В 3 т. М., 1991.

13. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.

14. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.

15. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.

Учебники, учебные пособия*

  1. Боффа Дж. История Советскою Союза. Перев. с итал. М., 1990; 1996.
  2. Вернадский Г. Русская история. Учебник. Перев. с англ. М., 1997.
  3. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. 2-е нспр. изд. Перев. с фр. М., 1998.
  4. Геллер М. Некрич А. История России 1917-1995: в 4 т. Учебное пособие для студентов вузов. Утопия у власти. 1917-1945. Кн. I. Социализм в од­ной стране. М., 1996.
  5. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. М., 1998.
  6. История России. П-я половина XIX–XX вв. Курс лекций / под ред. Б.В. Леванова. Брянск, 1992.
  7. История России. XХ в. / отв. Ред. В.п. Дмитренко. Учебное пособие для вузов. М., 1997, 1998.
  8. История россии. Учебное пособие: в 2 т. / под ред. А.а. Данилова. Т. 2. Россия в ХХ вв. М., 1995.
  9. История России (IX – XX вв.). Учебное пос. М., Ростов-на-Дону, 1999.
  10. Новейшая история отечества. Учебник для вузов: в 2 т. / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1998.
  11. Отечественная история. XХ в. Учебное, пособие / под ред. А.В. Ушакова. М., 1997.
  12. Основы курса истории России / под ред. А.С. Орлова. М., 1997.
  13. Политическая история России / отв. Ред. В.В. Журавлев. М., 1998.
  14. Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация. В 2-х г. Т. 2. 1917-1996. М., 1996.
  15. Поцелуев В.А. История России. XХ ст. Основные проблемы. Учебное посо­бие для студентов вузов. М., 1997.
  16. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. 1917-1939. СПб., 1999.
  17. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999: Лекции но совет­ской истории. 1917-1940. М., 1995.
  18. Турчени Ф.Г.. Нов1тня история украины. К, 1994.
  19. Хоскинг Дж.. История Советского Союза. 1917-1991. Перев. с англ. М., 1995.
  20. Щетинов Ю.А. История России. XХ в. Учебное пособия для вузов. М.,1998.

Литература



  1. Злоказов Г.И. Меньшевистско-эсеровский ВЦИК советов в 1917 г. М., 1997: переговоры об однородном социалистическом правительстве после октябрьской революции // Отечественная история. 1995. № 5.
  2. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского го­сударства. М., 1991.
  3. Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995.
  4. Карр Э. История Советской России. Большевистская революция. 1917-1923. Т. 1. Т. 2. М., 1990.
  5. Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции // ПСС. Т. 32.
  6. Минц И.И. История Великого Октября. В 3-х т. М., 1961-79.
  7. Октябрь 1917 г.: величайшее событие или величайшая катастрофа? М., 1991.
  8. Политические деятели России в 1917 г.: Биографический словарь. М., 1993.
  9. Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация: в 2 т. Т. 2. 1917-1996. М., 1996.
  10. Рабинович А. Большевики приходят к власти: революция 1917 г. в Петро-
    граде. М., 1989; Кровавые дни: июльское восстание 1917 г. в Петрограде.
    Перев. с англ. М., 1992.
  11. Россия. 1917 г.: выбор пути. М., 1988.
  12. Старцев В.И. Крах керенщины. Л., 1982: Победа октябрьского воору­женного восстания в Петрограде и Москве // Вопросы истории. I987. № 12; Ленин в Октябре 1917 г. // Вопросы истории. 1987. № 10.
  13. Украина в 1917-1921 гг. Некоторые проблемы истории: Сб. Киев, 1991.

Ое занятие

1. Сущность и причины гражданской войны в России, се особен­ности.

2. Вопрос о периодизации гражданской войны в историографии.

3. Краткая характеристика этапов гражданской войны и проти­воборствующих сил.

4. Военная интервенция Антанты и развертывание гражданской войны (май - ноябрь 1918 г.).

5. "Демократическая контрреволюция".

6. Мероприятия советской власти по организации обороны.

Ое занятие

1. Борьба с интервенцией и внутренней контрреволюцией после аннулирования Брестского мира (ноябрь 1919 -март 1919 г.). "Белое дело".

2. Решающие сражения гражданской войны (разгром Колчака и Деникина).

3. Война с Польшей. Падение белого Крыма. Завершение граж­данской войны в регионах (Закавказье. Средняя Азия, Дальний Восток).

4. "Третья сила" в гражданской войне

Е занятие

1. Военный коммунизм: политика и идеология.

2. Эскалация жестокости. Белый и красный террор в годы граж­данской войны.

3. Характеристика белого движения (лидеры, их программы, при­чины поражения).

4. Причины победы большевиков в гражданской войне.

5. Итоги и последствия гражданской войны.

Источники

1. Директивы Главного Командования Красной Армии: Со. документов. 1917-1922. М., 1987.

2. Директивы командования фронтов Красной Армии. 1917-1922. М., 1987.

3. Из истории гражданской войны в СССР. 1918-1922. Сб. документов и ма­териалов: В 3 т. М., 1960-1961.

4. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург. 1993.

5. История Отечества в документах. 1917-1993. Хрестоматия: В 4 ч. Ч. 1. М., 1994.

6. Ленин В. И. Военная переписка. 1917-1922. М,. 1966.

7. Ленин и ВЧК: Сб. документов. 1917-1922. М., 1987. S. Польско-советская война. 1919-1920. Ранее не опубликованные докумен­ты и материалы: В 2 ч. М., 1994. 9. РВСР (осень 1918-28 окт. 1923. М., 1997.

8. Слашев Я.А. Белый Крым. 1920 г. (Мемуары и документы). М., 1990.

9. Филипп Миронов. Тихий дон в 1917-1921 гг. Документы н материалы. М., 1997.

10. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.

11. Хрестоматия по истории России. 1917-1945. М., 1996.

12. Этапы большого пути. Воспоминания о гражданской войне. М., 1962.

Литература

  1. Адмирал А.В. Колчак. М., 1990.
  2. Белое дело: Избранные произведения: В 16 кн. М., 1992-1993.
  3. Белые генералы. Ростов-на-Дону. 1998.
  4. Венков А.В. Донское казачество в гражданской войне. 1918-1920 гг. Ан­тибольшевистское движение на юге России на начальном этапе граж­данской войны. Ростов-на-Дону, 1995.
  5. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М., 1988.
  6. Гражданская война в России: перекресток мнений. М., 1994.
  7. Гибель царской семьи. Т. 1-2. М., 1996.
  8. Гуль Р. Ледяной поход. М.. 1992: Красные маршалы. Ростов-на-Дону, 1998.
  9. Деникин А.П. Очерки русской смуты. Т. 1-6. М.. 1991-92: Поход на Москву. Мн., 1991.
  10. Иоффе Т.З. Революция и судьба Романовых. М., 1992: Колчаковская авантюра и ее крах. М.. 1983: Белое дело. Генерал Корнилов. М., 1989.
  11. Какурнн Н.Е. Как сражалась революция: В 2 т. М., 1990.
  12. Кавтарадзе А. Военные специалисты на службе Республики Советов. М., 1988.
  13. Карпенко СВ. Крах последнего белого диктатора. М., 1990.
  14. Литвин А.Г. Красный и белый террор в России. 1918-1922. Казань, 1995.
  15. Михутина И.В. Польско-советская война. 1919-1920 гг. М., 1994.
  16. Плотников И.Ф. А.В. Колчак: Жизнь и деятельность. Ростов-на-Дону, 1988.
  17. Павлюченков СП. Военный коммунизм в России: власть и массы. М., 1997.
  18. Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация: В 2 т. Т. 2. М., 1996.
  19. Шевоцуков П.А. Страницы истории гражданской войны. Взгляд через де­сятилетия. М., 1992.
  20. Шубин А. Махно и махновское движение. М., 1988.

Тема 3. ПЕРИОД НЭПа.

При изучении данной темы важно понять, что переход к НЭПу был вызван экономическим и политическим кризисом, в котором оказалась страна в начале 1921 г., разобраться, что такое экономиче­ский кризис (угроза экономической катастрофы, что такое политиче­ский кризис (недовольство народа политикой власти), понять их взаимосвязь, показать, в чем конкретно они проявились. Кризис ста­вил под вопрос само существование Советской власти. Чтобы этого избежать, политика военного коммунизма была заменена новой эко­номической политикой (нэпом). Ленину, большевикам было откуда черпать идеи Нэпа (они в определенном смысле в работе Ленина "Очередные задачи Советской власти" (весна 1918 г.), предлагались меньшевиками и эсерами в годы гражданской войны, Троцким, Ла­риным, и др. в начале 1920 г.). Важно понять, почему тогда эти идеи были отброшены.

Необходимо разобраться в сущности Нэпа, его назначении как средства (лекарства) по выходу из кризиса. Позже Бухарин предла­гал экономические пути построения социализма на основе Нэпа. Следует хорошо представить основные противоречия этой политики (I — между отступлением в области экономики и неготовностью ид­ти на адекватное отступление в политической сфере; II — между сельским хозяйством и промышленностью (стремление изъять сред­ства из с/х для развития промышленности).

Важно изучить комплекс мероприятий Нэпа в области с/х, про­мышленности, торговли, финансов, других сферах (социальной, по­литической, идеологической, военной), уметь найти причины кризи­сов и трудностей периода Нэпа, знать его успехи. Период Нэпа — это борьба между рыночной и административно-командной тенден­циями в экономике, последняя в конечном счете взяла верх, что и определило судьбу Нэпа. С развертыванием индустриализации и об­острением трудностей (амбициозные планы оказались не по средствам, эффективность нэповской экономики была ниже дорево­люционной), нэп был отброшен. Это происходило в связи с кризи­сом хлебозаготовок 1927/28, 1928/29 гг.

1-ое занятие

1. Экономический и политический кризис весны 1921 г.

2. Поиск новой экономической политики (кто придумал Нэп?).

3. Переход к Нэпу, его сущность, противоречия.

4. Комплекс мероприятий Нэпа. Трудности и успехи.

5. Причины свертывания новой экономической политики.

Источники

1. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.

2. История отечества в документах. 1917-1993: Хрестоматия: В 4 ч. М., 1994.

3. Крестьянские восстания в Тамбовской губернии в 1919-1921 гг. Антоновщина. Документы и материалы. Тамбов, 1994.

4. Кронштадт. 1921. M.., 1991.

5. Письма во власть. 1917-1927. Заявления, жалобы, доносы, письма в госу­дарственные структуры и большевистским властям. М., 1998.

6. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.

7. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.

8. Хрестоматия по отечественной истории. 1914—1945. М., 1996.

Литература

1. Галкин В.В. Переход от политики военного коммунизма к Нэпу. М., 1994.

2. Голланд Ю.М. Кризисы, разрушившие Нэп. М., 1991.

3. Горин М.М. Нэп: поиски путей развития. M., 1990.

4. Дмитренко В.П. Четыре измерения Нэпа// Вопросы истории КПСС. 1991. № 3.

5. Виноградов СВ. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М.. 1996.

6. Карр Э. История Советской России. Большевистская революция. 1917-1923. Перев. с англ. М., 1990.

7. Ленин В.И. О продовольственном налоге // ПСС. Т. 43: О кооперации / ПСС. Т. 45.

8. Новая экономическая политика: Уроки хозяйственных реформ. М., 1989.

9. Нэп: приобретения и потери. М., 1994.

10. Нэп: завершающая стадия: Соотношение экономики и политики. М,. 1998.

11. Павлюченков СА. Крестьянский Брест или предыстория большевистско­го Нэпа. M., 1996.

12. Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация: В 2 т. Т. 2. М., 1996.

13. Секушин В.И. Отторжение: Нэп и командно-административная система. М., 1991.

14. Финансовое оздоровление экономики: опыт Нэпа. М., 1990.

15. Ханин Г.И. Почему и когда погиб Нэп //ЭКО. 1989. № 10; Родина. 1989. № 7.

В КОНЦЕ 20-х-ЗО-х гг.

Рассматривая проблемы социально-экономического развития СССР в конце 20-х-30-х годах, следует усвоить, что именно тогда методом "социалистического наступления", штурма и натиска осу­ществлялась индустриализация, коллективизация, преобразование в сфере культуре (культурная революция). Важно понять, что такое индустриализация, каковы ее задачи. Необходимо исходить из того, что индустриализация является объективной закономерностью исто­рического развития. Она — обязательное условие модернизации вся­кой страны. В связи с этим следует рассмотреть соотношение поня­тий "индустриализация" и "социалистическая индустриализация", определить отличительные черты последней. Важно разобраться, чем диктовалась ее необходимость и когда она началась. В СССР, строго говоря, речь шла о возобновлении индустриализации, прер­ванной событиями 1917 г.

Важно разобраться, как проходил выбор стратегии, в чем суть варианта Бухарина, и почему был избран вариант, который отстаи­вал Сталин и его окружение.

Рассматривая историю осуществления индустриализации, следу­ет знать, что она проходила в годы довоенных пятилеток, раскрыть ее важнейшие проблемы, вытекающие прежде всего из того, что ам­бициозные планы были не по средствам. Важно выяснить особен­ности ее осуществления в 1926-1928 гг., в годы I, II, Ш пятилеток. Трудности форсированной индустриализации вызвали переход к сплошной коллективизации, которая проводилась "бешеными тем­пами", путем раскулачивания и насаждения колхозов. Все это вызва­ло перенапряжение сил, падение с/х производства и голод 1932/33. Следует разобраться во взаимосвязи форсированной индустриализа­ции, сплошной коллективизации, преобразований в области культу­ры, призванных подготовить для народного хозяйства кадры квали­фицированных рабочих и специалистов, показать, что осуществле­ние индустриализации — подвиг народа.

Рассматривая итоги форсированного развития, необходимо со­средоточить внимание на вопросах: что удалось сделать, какова цена промышленного преобразования страны, когда была завершена ин­дустриализация, какие социальные сдвиги в обществе произошли за эти годы, дать им оценку.

Ое занятие

1. Сущность и необходимость индустриализации, ее задачи.

2. Выбор стратегии. Борьба альтернатив.

3. Проблема накоплений: как она решалась.

4. Осуществление индустриализации (довоенные пятилетки) — по­двиг народа.

5. Форснровшшая индустриализация и сплошная коллективизация (обусловленность). Проведение сплошной коллектив! ваши. Экономиче­ские итоги форсированного развтня, его цена.

6. Социальная сфера в годы "большого скачка".

Источники

1. Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе кол­лективизации. 1927-1932 гг. М., 1989.

2. История Отечества в документах. 1917 1993. Хрестоматия: В 4 ч. Ч. 2. М., 1994.

3. История России. 1917-1940. Хрестоматия Екатеринбург, 1993.

4. Индустриализация СССР. 1926-1941: В 4 вып. М., 1969-73.

5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференции и пленумов ЦК. Т. 3. 8-е изд. М., 1970. С. 243-252. 312-321: Т. 4. М., 1970. С. 31-51. 385-386: Т. 5. М., 1971. С. 64-78. 129-170. 395-366.

6. Общество и власть в 30-е годы. Повествование в документах / Отв. ред. А.К. Соколов. М., 1998.

7. Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР. 1917-1954. М., 1954.

8. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вьпь 2. 1921-1932. М., 1979; Вып. 3. 1933-1941. М., 1980.

9. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.

10. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.

11. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.

Литература

1. Бухарин И.И. Избранные произведения. М., 1989.

2. Гордон Л.А. Клопов Э.В. Что это было? Размышление о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е гг. М., 1989.

3. Данилов В.П. Коллективизация сельского хозяйства в СССР // История СССР. 1990. № 5.

4. Зеленин И.Е. Осуществление политики ликвидации купечества как класса. 1930-1932 гг. // История СССР. 1990 № 6.

5. Ивницкий И.А. Коллективизация и раскулачивание (нач.30-х гг.). М., 1996.

6. Колганов А.И. Путь к социализму: трагедия и подвиг. М., 1990.

7. Лельчук B.C. 1926-1940: завершенная индустриализация или промышлен­ный рывок1 // История СССР. 1990. № 4.

8. Рогачевская Л.С. Ликвидация безработицы в СССР. 1917-1930. М., 1973.

9. Рогалина И.Л. Коллективизация: уроки пройденного пути. М., 1989.

10. Тепцов Н.В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20-30-х гг. М., 1992.

Источники

1. Год кризиса. 1938-1939. Документы и материалы: В 2 т. М., 1990.

2. Документы внешней политики СССР. Т. 1-23. М., 1957-1998.

3. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.

4. История Отечества в документах. 1917-1993. Хрестоматия: В 4 ч. Ч. 2. М., 1994.

5. Майский И.М. Воспоминания советского дипломата. 1925-1945. М., 1987.

6. Накануне. 1931-1939. Как мир был ввергнут в войну. Краткая история в документах, воспоминаниях, комментариях. М., 1991.

7. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси-России-СССР за 1000 лег в име­нах, документах, фактах. Выи. 2. Воины и мирные договоры. Кн. 3. Евро­па в I и XX в. Справочник. М., 1998.

8. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Выи. 2. 1921 1932. М.. 1979: Вып. 3. 1933 1941. М., 1980.

9. Хрестоматия но истории СССР. 1917 1945. М., 1991.

10. Хрестоматия по истории России. 1917 1945. М., 1995.

11. Хрестоматии по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.

Литература

  1. Аблова Н.Е. История КВЖД и российская эмиграция в Китае (I полови­на XX в.). Мн., 1999.
  2. Ахтамзян А.А. Ранальская политика. М., 1974.
  3. Маргойт С.А. История побед и поражении советской внешней политики. 1917 -1939. М., 1993.
  4. Новиков М.В. СССР. Коминтерн и гражданская война в Испании. 1936-1939. Кн. 1-2. Ярославль, 1995.
  5. Нежинский Л.Н. Была ли военная угроза ("ССР в конце 20-х-начале30-х гг.? //
    История СССР. 1991. № 6: Внешняя политика Советского государства в
    1917— 1921 гг.: Курс на мировую революцию пли мирное существование? //
    История СССР. 1990. № 6.
  6. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1931–1941. М., 1992.
  7. Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917- 1991. / Под ред. А.О. Чу-барьяна. М., 1993.
  8. Хайцман В.М. СССР и проблема разоружения (между 1 и II мировыми войнами). М.. 1959: Советский Союз. Разоружение. Мир, события, факты. 1917–1962. М., 1962.
  9. Шишкин В.А. Цепа признания. СССР и страны Запада в поисках компро­мисса (1924-1929). СПб., 1991.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Выполнение контрольной работы по курсу «Новейшая история восточных славян (история России и Украины)» предусмотрено учебным планом и является со­ставной частью самостоятельной работы студента-заочника по из­учению указанного курса и подготовке к сдаче экзамена.

Контрольная работа выполняется письменно в объеме одной школьной тетради и защищается устно в форме собеседования с пре­подавателем в течение семестра в дни консультаций или накануне сессии. Студент, не выполнивший контрольную работу или не защи­тивший ее, к экзамену (или зачету) не допускается.

Темы контрольных работ на каждый год указываются препода­вателем. План контрольной работы, ее структура продумывается и составляется студентом самостоятельно. Перечень литературы к те­мам имеет рекомендательный характер и не является исчерпы­вающим. Студенту не следует ограничиваться только теми публика­циями, которые названы в перечне литературы к теме. При выборе темы контрольной работы студенту-заочнику полезно учитывать на­личие источников и литературы по ней в местных библиотеках, свои возможности найти и получить необходимую для выполнения кон­трольной работы литературу.

Важнейший этап при подготовке контрольной работы — из­учение научной литературы и источников по избранной теме. Реко­мендуется начать с доступных учебных пособий, хрестоматий, учеб­ников для вузов. С учетом тех изменений, которые произошли в по­следнее десятилетие в освещении советского периода истории Рос­сии, предпочтение следует отдавать учебной литературе, вышедшей в 90-е гг. Во всяком случае недопустимо ограничиваться изданиями только советского периода, т.е. вышедшими до начала 90 гг. Имею­щийся сегодня плюрализм мнений, различия во взглядах авторов ис­торических исследований, различный подход к освещению и оценке многих исторических личностей, событий, явлений новейшей ис­тории восточнославянских стран периода 1917–1939 гг. большое ко­личество учебных пособий зарубежных авторов, написанных в раз­ные годы, требуют от студента критического подхода к ним, проду­манной аргументации своей (или избранной) точки (рения, умения вести научную полемику. Разумеется, это потребует дополнительно­го обращения к опубликованным документам. их изучения и анализа.

Такой же подход потребуется при изучении рекомендуемой и имеющейся в библиотеках научной литературы и источников (статей, монографий, сборников документов, воспоминаний, статис­тических данных и т. д.), в т.ч. и опубликованных в периодических изданиях (исторические и общеполитические журналы, газеты).

В процессе изучения и сбора материала по избранной теме сле­дует наметить план контрольной работы, который окончательно формируется перед ее написанием. Контрольная работа должна включить как минимум: I) название темы; 2) план (2-3 и более главы /раздела/); основную часть, т.е. содержание глав, которое должно максимально полно раскрыть тему, включать выводы по изло­женному историческому материалу; 4) списка изученных и использо­ванных источников и литературы.

Контрольная работа должна быть написана грамотно, четко, разборчивым почерком, с выделением абзацев, глав (пли разделов). Страницы следует пронумеровывать и обязательно оставлять поля для замечаний. Цитаты, факты, цифровой материал, приведенные в контрольной работе, обязательно должны иметь ссылки на источни­ки, из которых они взяты. Ссылки делаются в конце страницы пли в конце работы с соблюдением установленных правил. Работа должна быть подписана студентом. В конце ее ставится дата выполнения.

Преподаватель учитывает степень полноты раскрытия темы, ло­гику изложения, аргументирование выводов. Особое внимание об­ращается на культуру оформления.

Основные требования, предъявляемые к содержанию контроль­ной работы: I) всестороннее освещение и анализ основных вопросов рабочего плана; 2) выводы должны быть логичны и аргументирова­ны; содержание контрольной работы должно свидетельствовать о знании исследовательской литературы и источников по избранной теме.

Наиболее типичные недостатки контрольных работ: 1) компиля­тивный характер, отсутствие последовательности и логичности в из­ложении; 2) содержание контрольной работы ограничено материа­лом учебных пособий и учебников: 3) описательный характер, без должного анализа и обобщения; небрежное оформление работы (текст написан неразборчивым почерком, изложенный материал не имеет плана, фрагментарен, неправильно оформлены ссылки, непра­вильно оформлена библиография: 4) фактические и грамматические ошибки.

При серьезных недостатках и ошибках работа возвращается студенту. Повторная работа представляется при наличии первого варианта. При успешной сдаче в зачетной книжке делается соответствующая запись, которая служит основанием для допуска к сдаче зачета пли экзамена по курсу.

Источники

1. История Отечества в документах. I9I7-I993 гг. Хрестоматия в 4-х частях. Ч. I. М., I994.

2. История России. I9I7–1940 гг. Хрестоматия. Екатеринбург, I993.

3. Керенский Л.Ф. Воспоминания. М., I996.

4. Октябрьская революция. Мемуары. М., I990.

5. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. I. Эпоха социализма. 1917—1920 гг. М., 1978.

6. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.

7. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.

8. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.

Литература

1. Городецкий Е.II. Рождение советского государства. М., 1987.

2. История Отечества: люди. идеи, решения. Очерки истории советского го­сударства. М., 1991.

3. Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин. Керенский. Корнилов. М., 1945.

4. Октябрь 1917 г.: величайшее событие или величайшая катастрофа? М., 1991.

5. Октябрьский переворот/ Сост. Д.С. Аникин. М., 1991.

6. Первое советское правительство (СНК). Окт. 1917-июль 1918 г. М., 1991.

7. Переписка на исторические темы. М.. 1987.

8. Рабинович А. Большевики приходят к власти: революция 1917 г. в Петро­граде (пер. с англ.). М., 1489.

9. Старцев В.И. Победа октябрьского вооруженного восстания в Петрограде и Москве // Вопросы истории, 1989. № 12; В.И. Ленин в Октябре // Вопросы истории. 1987. № 10.

10. Ленин B.II. О задачах пролетариата в данной революции // Полн. собр. соч. Т. 32; Кризис назрел; Большевики должны взять власть; Марксизм и восстание. Советы постороннего // Полн. собр. соч. Т. 34.

.

Тема 2. ВЫХОД СОВЕТСКОЙ РОССИИ ИЗ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. БРЕСТСКИЙ МИР

Примерный план

1. Декрет о мире. Внешнеполитические приоритеты новой власти.

2. Практические шаги Советской власти по выходу из войны

3. а) заключение перемирия;

4. б) переговоры в Брест-Литовске.

5. Политическая борьба по вопросу заключения мира в партии и советах.

6. Заключение и ратификация Брестского мира, его последствия.

Источники

  1. Документы внешней политики СССР: Т. 1. М., 1957.
  2. История Отечества в документах. 1917-1993. Хрестоматия в 4-х ч. Ч. 1. М.,1944.
  3. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.
  4. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России. СССР за 1000 лет в име­нах, датах, фактах. Вып. 2. Войны и мирные договоры. Кн. 3. Европа в I пол. XX в. Справочник. М., 1998.
  5. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Выи. I. 1917-1920 гг. М., 1978.
  6. Советско-германские отношения. От Брест-Литовского договора до под­писания Рапальского договора: Сб. док. В 2-х тт. М., 1971.
  7. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.
  8. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.
  9. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.

Литература

  1. Журавлев В.В. Рубикон Бреста // Вопросы истории. 1990. № 6, 7.
  2. История внешней политики СССР. Т. I. 1917-1945. М., 1976.
  3. Ксенофонтов И.И. Мир, которого хотели и который ненавидели. М., 1991.
  4. Ленин В.И. Тезисы по вопросу о немедленном заключении сепаратного и аннексионистского мира: Пол. собр. соч. Т. 35.
  5. Маргойт С.А. История побед и поражений советской внешней политики. 1917-1939. М., 1943.
  6. Нежинский С.А. Внешняя политика советского государства i 1917-1920 гг.: курс на .мировую революцию или на мирное существование? // История СССР. 1991. № 6.
  7. Панцов А. Брестский мир // Вопросы истории. 1990. № 2.
  8. Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917-1991. Под ред. Э. Чубарьена. М., 1993.
  9. Фельштинский Ю. Крушение мировой революции. Брестский мир: окт. 1917-ноябрь 1918. М,. 1992.

Тема 3. ВСЕРОССИЙСКОЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ: ВЫБОРЫ, СОЗЫВ, РОСПУСКИ

Примерный план

1. Вопросы об Учредительном собрании в период от Февраля к Октябрю.

2. Выборы, их результаты.

3. Созыв и роспуск Учредительного собрания.

4. Последствия роспуска Учредительного собрания.

Источники

  1. Всероссийское Учредительное собрание. Стенограф. отчет. Киев, 1991.
  2. История Отечества в документах. 1917-1993. Хрестоматия в 4-х ч. Ч. 1. М., 1994.
  3. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.
  4. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. 1. 1917-1920 гг. М., 1991.
  5. Хрестоматия по истории России. 1917-1945. М., 1995.
  6. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.

Литература

  1. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х гт. Т. I. 1917- 1941 гг. Перев. с ит. М., 1994; 1996.
  2. Верт А. История советского государства. 1990-1991. Второе испр. изд. Перев. с фр. М., 1998.
  3. Всероссийское Учредительное собрание и демократическая альтернатива. Два взгляда на проблему // Отечественная история. 1993. № 5.
  4. Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. М., 1987.
  5. Геллер М.. Некрнч А. История России 1917-1995. В 4-х тт. Т. I. Утопия у власти. Кн. 1. Социализм в одной стране. М., 1946.
  6. Знаменский О.Н. Учредительное собрание. История созыва и политиче­ского крушения. Л., 1976.
  7. История Отечества: люди. идеи, решения. Очерки истории советского го­сударства. М., 1991.
  8. Иоффе Г.З. Белое дело. Генерал Корнилов. М.. 1489. С. 233-247.
  9. Карр Э. История Советской России. Большевистская революция 1917-1923. Т. 1. Т. 2. М., 1990.
  10. Ленин В.П. Тезисы об Учредительном собрании //Поли. собр. соч. Т. 35. Речь о роспуске Учредительного собрания на заседании ВЦПК 6 (19) янв. 1918 г. // Полн. собр. соч. Т. 35.
  11. Минц И.И. История Великого Октября. В 3-х гт. Т. 3. М., 1979.
  12. Политическая история России - СССР - РФ. В 2-х тт. Т. 2. 1917-1996. М., 1996.
  13. Протасов П.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рожде-ния и гибели. М., 1997.
  14. Трудные вопросы истории. М., 1991. С. 17-27.

Тема 4. ПЕРЕХОД К НЭПу. СИСТЕМА ЕГО МЕРОПРИЯТИЙ

В 1921-1925 гг.

Примерный план

1. Экономический и политический кризис весны 1921 г. Поиск но­вой экономической политики.

2. Переход к Нэпу, его сущность, противоречия.

3. Комплекс мероприятий Нэпа (в сельском хозяйстве, промыш­ленности, торговле, финансах, политической сфере и т. д.)

4. Трудности и успехи начального периода Нэпа.

Источники

  1. История Отечества в документах. I917-1939. Хрестоматия в 4-х ч. Ч. 2. М., I994.
  2. История России. 1917— 1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.
  3. Нэп: приобретения и потери. М., 1994.
  4. Письма во власть. 1917-1927. М., 1998.
  5. Сб рник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. 2. 1921-1932. М., 1979.
  6. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.
  7. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.
  8. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996

Литература

  1. Галкин В.В. Переход от политики военного коммунизма к Нэпу М., 1991.
  2. Горин М.М. Нэп: поиски путей развития. М., 1940.
  3. Горинов М.М.. Цакунов СВ. Ленинская концепция Нэпа: становление и развитие //Вопросы истории. 1990 № 4.
  4. Дмитренко В.П. Торговая политика советского государства при переходе к Нэпу. М., 1971.
  5. Дмитренко В.П. Военный коммунизм. Нэп // История СССР. 1990. № 3.
  6. Историки спорят. М., 1989.
  7. Карр Э. История Советской России. Кн. 1. Большевистская революция. 1917–1923. Перев. с англ. М., 1989.
  8. Ленин В.И. О продовольственном налоге // Полн.собр.соч. Т. 45. О кооперации // Полн.собр.соч. Т. 45.
  9. Нэп: взгляд со стороны. М., 1991.
  10. Павлюченков Ю.А. Крестьянский Брест или предыстория большевистского Нэпа. М., 1996.
  11. Страницы истории советского общества. М., 1989.
  12. Финансовое оздоровление экономики: опыт Нэпа. М., 1990.

Тема 5. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СССР -

МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА (1922-1936)

Примерный план

1. Условия и причины образования СССР.

2. Проекты создания многонациональной державы.

3. Образование СССР, его конституция.

4. Развитие СССР как многонационального государства (!922-1936). Победа принципов автономизации и унитаризма.

Источники

  1. История Советской Конституции (в документах). 1917-1956. М., 1957.
  2. История Отечества в документах. 1917-1993. Хрестоматия в 4-х ч. Ч. 2. М., 1994.
  3. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.
  4. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Сб. док. М., 1972.
  5. Образование и развитие СССР как союзного государства. М., 1972.
  6. 6 Образование и развитие Союза Советских Социалистических Республик. М., 1973
  7. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Выи. 2. 1921 1932. М., 1979.
  8. Хрестоматия по истории СССР. 191 7-1945. М., 1991.
  9. Хрестоматия по истории России. 1917 -1940. М.,1995.
  10. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.
  11. Экономические отношения советской России с будущими союзными респу­бликами. 1917-1922: Документы и материалы. М., 1996.

Литература

1. Байбаков С.А. История образования СССР: итоги и перспективы изуче­ния. М., 1997.

2. Златопольский Д.Л.. Чистяков О.П. Образование СССР. М., 1972.

3. Известия ЦК КПСС. 1989. № 9. С. 195-206.

4. Историки спорят. М., 1989. С. 191-227.

5. История национально-государственного строительства в СССР. 3-е изд. Т. 1. 1917-1936: Т. 2. 1937-1977. М., 1979.

6. Пайпс Р. Россия при большевиках. Перев. с англ. М., 1997.

7. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об автоматизации // Полн. собр. соч. Т. 45.

8. Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917-1991. Изд. 2-е; испр. и доп. Перев. с англ. М., 1995.

9. Якубовская С.И. Развитие СССР как союзного государства. 1922-1936. М., 1972.

Тема 6. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРИОД НЭПа:

ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ

Примерный план

1. Особенности развития культуры в годы Нэпа.

2. Образование.

3. Наука.

4. Литература и искусство.

Источники

1. История Отечества в документах. 1917-1993. Хрестоматия в 4-х ч. Ч. 2. М., 1994.

2. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.

3. Культурная жизнь в СССР. 1917-1927. Хроника. М., 1975.

4. Культурная жизнь в СССР. 1928-1941. Хроника. М., 1976.

5. Культурное строительство в РСФСР. 1917-1941. В 2-х т. М., 1983. 1986.

6. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. 2. 1921-1932. М., 1979: Вып. 3. 1933-1941. М., 1980.

7. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991.

8. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М.. 1995.

9. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996 .

Литература

1. Вернадский Г. Русская история. Перев. с англ. М., 1997. Гл. 13.

2. Георгиева Т.С. История русской культуры. М., 1998.

3. Гордон Л.А., Клопов А.В. Что это было. М., 1989.

4. Зезина М.Р., Koшман Л.В., Шульг<

Наши рекомендации