Основные теории общих исторических закономерностей
Всех, кто занимается изучением прошлого, волнует проблема наличия или отсутствия общих закономерностей исторического процесса. Сегодня существует большое количество теорий, предлагающих свой взгляд на общеисторические явления. Рассмотрим основные положения трех из них, оказавших, вероятно, наибольшее влияние на развитие историко-философской мысли.
1. Теорияобщественно-экономическихформаций. Ее сформулировали выдающиеся ученые XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно их теории, история человечества есть история развития и смены общественно-экономических формаций, которые охватывают все стороны жизни. Ведущим фактором исторического развития, в конечном счете, является экономика и, прежде всего, совершенствование орудий труда. Именно орудия труда являются наиболее динамичным элементом производительных сил (люди труда, предметы труда и орудия труда). Анализируя историю человечества, К. Маркс и Ф. Энгельс делили ее на пять последовательно сменяющих друг друга формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и будущую стадию развития – коммунистическую. Эта теория рисовала историю человечества как процесс уверенного, при отдельных зигзагах, непрерывного подъема общества по лестнице, ведущей вверх, к сияющим вершинам счастья и всеобщей радости. Вместе с тем, к этой теории накапливалось все больше вопросов. Почему в этой теории история представляется как всеобщий однолинейный процесс, в котором различия в основном допускаются лишь по вертикали, в рамках формационного коридора?
2. Все это привело к формированию теории цивилизаций. Среди ее создателей русский ученый XIX в. Н.Я. Данилевский, английский исследователь XX в. А. Тойнби. Сегодня ученый-историк Л.И. Семенникова предложила рассматривать три типа цивилизаций:природные сообщества (народы, живущие в рамках круговорота времени, так, как жили их далекие предки); восточный тип цивилизации(ему присуще подчинение личных интересов общинным, государственным); западный тип цивилизации(среди основных черт можно выделить нравственный престиж труда и его результатов, рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор, развитую частную собственность и классовую структуру общества, а также развитые формы классовой организации (профсоюзы, партии), наличие и развитие горизонтальных, независимых от власти связей). Цивилизационный подход рождает также вопрос о месте России в системе мировых цивилизаций.
3. В определенном смысле развитием цивилизационного подхода стала теория этносов. Ее автор − Л.Н. Гумилев (1912-1992). По его мнению, исторический процесс в целом есть рождение, сосуществование и исчезновение отдельных этносов. Этнос делится на субэтносы. Несколько этносов образуют суперэтносы. Жизнь и развитие этносов определяются природно-географическими, социальными условиями, типом культуры, но прежде всего энергетическим фактором (пассионарностью). По степени восприятия энергии Л.Н. Гумилев делит этносы на пассионариев, гармоничных особей, а также "бродяг", "бродяг-солдат" и "вырожденцев". Существование этноса длится свыше 1000 лет. За это время этнос переживает различные фазы: подъема, пассионарного оскудения, инерции и постепенного умирания. Взаимодействие этносов может приводить к различным последствиям: гибели этносов, их ассимиляции, сосуществованию. Ученый пытался соединить социальные, биологические и природные факторы. Его идеи получили широкое распространение. Вместе с тем, критики теории этногенеза указывают на нечеткость и противоречивость ряда ее положений, на целенаправленный и не всегда объективный подбор фактов ради создания определенной схемы.
Таким образом, существуют различные концептуальные подходы, дающие возможность в той или иной степени связать судьбы отдельных народов воедино, выстроить их в определенном порядке. Ни одна из этих теорий не является "волшебным ключиком", открывающим путь к вечной истине. Но каждая из них помогает приблизиться к постижению глубины и сложности реальной истории. Изучение прошлого нужно не ради суда над ним, а ради более точного понимания поведения отдельных людей и целых народов, ради использования опыта предков в дальнейшем развитии цивилизации.
Будем же скрупулезны при установлении подлинности фактов, вдумчивы при их сопоставлении, уважительны к нашей истории и людям, ее творившим, и одновременно непримиримы к подлости, безнравственности, насилию.
Проверьте себя
1. Каковы главные особенности изучения истории?
2. Приведите примеры абсолютных, предполагаемых и ложных фактов.
3. Чем занимается историография и источниковедение?
4. Перечислите основные теории общих исторических закономерностей и дайте
их краткую характеристику.