Реформы в области центрального управления.
а) Пожар 1547 года и создание Избранной Рады.
После страшного пожара 1547г. в Москве произошли волнения бедноты. Это говорило о том, что стране нужны реформы.
Вскоре. Иван IV приблизил к себе новых советников — так называемую Избранную раду. Руководителями рады стали костромской дворянин Алексей Федорович Адашев и духовник царя, священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр. Влиял на политику и глава церкви митрополит Макарий. В состав Рады вошли также князья А. Курбский, М. Воротынский, дьяк И. Висковатый. В 50-х гг. XVIв. Избранная рада провела ряд реформ.
б) «Судебник» 1550г.
В 1550г. был принят новый Судебник. Было подтверждено, что крестьянин имеет право перехода только раз в году, за неделю до Юрьева дня и после. Но по новому «Судебнику» увеличивалось «пожилое».
Судебник усилил зависимость крестьян. Теперь землевладелец считался «государем» крестьянина и нес ответственность за его преступления.
Судебник несколько ограничил произвол наместников и ввел наказания за должностные преступления, особенно за взятки, вызывавшие давнее недовольство в народе. Кроме того, «Судебник» ограничивал практику применения «поля», архаического судебного обычая, состоявшего в том, что для выяснения судебной истины стороны сходились в поединке.
в) Стоглавый Собор
В 1551г. состоялся церковный собор, названный Стоглавым, так как его решения были сведены в сто глав. Собор уделил основное внимание совершенствованию нравов духовенства: искоренению пьянства, разврата, сквернословия. В то же время по инициативе митрополита Макария собор утвердил решение о признании всех местночтимых (т.е. почитаемых лишь в отдельных местностях страны) святых общерусскими. Были утверждены также единый порядок исполнения церковных обрядов, единый иконописный канон. Все это способствовало укреплению религиозного единства страны.
г) Развитие приказной системы. Значение этой реформы.
В годы правления Избранной рады сложилась новая система центрального управления — приказная. Стали создаваться специальные органы государственного управления, специализированные по отраслям. Важнейшими приказами были Посольский, Разбойный, Поместный и Разрядный. Последний ведал назначением на командные должности в войсках. Делопроизводством в этих учреждениях занимались приказные дьяки.
Система управления приобретала отраслевой характер. Складывался профессиональный аппарат управления — опора центральной власти, что безусловно, способствовало централизации государства. Также развитая приказная система способствовала формированию абсолютной монархии.
Реформы в области местного управления.
а) Отмена кормления. Земская реформа. Ее значение.
Избранная рада провела реформу местного управления. В 1556г. были отменены кормления, а вся власть в уездах перешла к губным или земским старостам. Таким образом, власть сосредоточилась в руках выборных, а не назначаемых из центра лиц. Ослабление бояр, которые раньше могли быть кормленщиками, усиливало централизацию государства.
б) Земские Соборы. Изменение государственного строя в сторону сословно-представительной монархии.
Все эти реформы означали централизацию власти, построение централизованного государства. В 1549г. был созван и первый Земский собор, состоявший из Боярской Думы, представителей духовенства и феодалов. Можно сказать, что Россия в это время развивалась в направлении сословно-представительной монархии. Сословно-представительной монархией называют государственное устройство, при котором власть монарха опирается на представителей сословий.
Военная реформа.
а) «Служилые по отечеству» и «служилые по прибору».
По «Уложению о службе» русская армия формировалась следующим образом. Была создана категория со служилыми людьми «по отечеству» (т. е. по наследству), получавшими за службу землю. Они должны были выходить на службу, купив обмундирование и оружие за свой счет. В зависимости от размеров земли, которые определялись по размеру налогообложения («посошное») они также должны были выставить определенное количество воинов. Можно говорить, что практически все представители знати (от боярства до «детей боярских») считалась «служилыми по отечеству».
Кроме этого появились и служилые люди по «прибору» — по найму. Они получали денежное жалованье. Таковыми являлись стрельцы, рейтары (кавалерия), пушкари и т.д.
б) Организация стрелецкого войска.
В 1550г. было организовано стрелецкое войско (пехота). В отличие от дворянского ополчения стрелецкое войско было постоянным, т. е. не распускалось после походов. Однако оно не было регулярным. Стрельцы жили на своих дворах с семьями, в свободное от походов и караульной службы время занимались ремеслами и торговлей, поскольку жалованье их было недостаточным.
в) Ограничение местничества.
В 1550г. было ограничено местничество. На время военных походов должности в армии замещались по личным качествам людей, а не заслугам их предков, как при местничестве.
Таким образом, Избранная рада наметила путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанных на укрепление централизации в течение длительного времени.
III. Политика опричнины.
Падение Избранной Рады.
В 1560г. пало правительство Избранной рады. Адашев попал в ссылку, Сильвестр — в монастырское заключение. Вопрос о причинах разрыва царя с Избранной радой остается спорным в науке. Историки отмечают следующие личные мотивы, которыми мог руководствоваться Иван IV:
· Плохие отношения между лидерами Избранной рады и родственниками первой жены царя — Анастасии Романовы. После смерти жены Иван стал обвинять Адашева и Сильвестра в том, что они «уморили» Анастасию.
· Во время болезни Ивана в 1553г. Адашев и Сильвестр склонялись к тому, чтобы в случае смерти царя возвести на престол не его младенца-сына, а двоюродного брата — Владимира Андреевича Старицкого, которого Иван считал опасным соперником. Узнав об этом несколько лет спустя, царь счел действия своих приближенных изменой.
Ряд историков полагает, что причиной разрыва царя с Избранной радой послужили разногласия по внешнеполитическим вопросам, поскольку Иван IV настаивал на борьбе за Прибалтику, а Адашев выступал за активную борьбу с Крымом.
Однако главная причина — различные представления о путях и способах централизации. Избранная рада предлагала путь постепенных преобразований, Иван IV стремился немедленно добиться безграничной власти, выполнения любых своих решений. Именно стремление форсировать процессы централизации и привело Ивана Грозного к террору.
Введение опричнины.
а) Отъезд царя в Александрову слободу. Царские грамоты населению Москвы.
В декабре 1564г. Иван выехал в Троице-Сергиев монастырь на богомолье, но затем вместо возвращения в Москву отправился в Александрову слободу (ныне — город Александров Владимирской области), откуда прислал в столицу две грамоты.
Первая грамота объявляла о том, что царь наложил опалу на всех бояр, служилых и приказных людей, духовенство, которые обвинялись в измене. Поэтому он решил оставить престол. Вторая грамота, обращенная к посадским людям, объявляла им, что на них «гнева и опалы нет».
б) Черты опричного режима. Значение термина «опричнина».
Так Иван Грозный натравил посад на знать, служилых людей и духовенство. Посадские люди заставили бояр и высшее духовенство .отправиться к царю и умолять его вернуться на трон. Иван IV согласился, но лишь при двух условиях:
1. Царь получал право расправляться с опальными, не советуясь с Боярской думой.
2. Территория страны разделялась на опричнину — личный удел царя и земщину — всю остальную территорию.
«Опричь» означало «кроме». Опричниной издавна, еще со времен Древней Руси, назывался удел, который выделялся вдове князя, который являлся ее личной собственностью. Называя половину территории страны «опричниной», Иван IV тем самым подчеркивал свою безграничную власть над этой землей, то, что она является его личной собственностью.
в) Состав опричных земель. Опричное войско.
Земли, которые вошли в опричнину, можно разделить на три группы. Во-первых, это были уезды с давно развитым феодальным землевладением, служилые люди которых были опорой великокняжеской власти (Суздальский, Ростовский, часть Переславль-Залесского, Костромской); во-вторых, уезды, пограничные с Великим княжеством Литовским, где земли были отданы верным слугам московских государей (Вязьма, Можайск); в-третьих, черносошные земли в Поморье: поступавшие оттуда налоги стали финансовой базой опричнины.
Было создано особое опричное войско, численностью в несколько тысяч человек. Оно было организовано подобно монастырскому братству. Игуменом считался сам царь.
Опричники одевались, как монахи, в черное. К седлу они прикрепляли собачью голову и метлу в знак готовности выгрызать и выметать измену. Опричники должны были порвать все контакты с земскими, включая родственников. Они получили широкие привилегии. В случае конфликта с земцем опричник заранее считался правым.
Опричный террор.
а) Репрессии против удельных князей.
Опричнину сопровождали массовые опалы, пытки и казни, обрушившиеся на видных бояр и. воевод. Так, погибли двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий вместе с женой и дочерью.
б) Удар по церкви.
Выступивший против опричнины митрополит Филипп (Колычев) был сведен с митрополичьего престола, осужден судом церковных иерархов и заключен в монастырскую тюрьму, а позднее задушен там одним из руководителей опричнины Малютой Скуратовым.
в) Новгородский погром.
В 1570г. царь повел опричников в поход на Новгород. Повод — донесение о готовящейся там измене, а реальная причина — стремление Ивана IV окончательно истребить дух новгородской вольности. Новгород подвергся страшному разгрому. По некоторым сведениям, из 30 тыс. жителей погибло свыше 10 тыс.
г) Казни в Москве.
Вслед за Новгородом массовые расправы постигли жителей Москвы. В один день было казнено свыше 100 человек.