Вопрос материализм античной философии. 2 страница

9 ВОПРОС ФИЛОС. ВЗГЛЯДЫ КАНТА «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»: Творчество можно разделить на 2 больших периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).В течение докритического периода фил.интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы.В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время 3 фундаментальных фил.произведений :- "Критика чистого разума"; - "Критика практического разума"; - "Критика способности суждения".Важнейшими проблемами докритич. периода были проблемы бытия, природы, естествознания. большое внимание уделил проблеме развития.Фил.выводы- Солнечная система возникла из большого первонач. облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и взаимодействию (притяжению, отталкива­нию, столкновению) составлявших его частиц.- природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;- природа находится в постоянном изменении и развитии;- движение и покой относительны;
- все живое на земле, в том числе и человек, — рез-т есте­ств.био-эволюции.В то же время идеи несут в себе отпечаток мировоз­зрения того времени:- механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;- данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его от­крытия (особенно о возникновении Солнечной системы и био­логической эволюции человека) по своей значимости соизмери­мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).Основа фил.исследований критич. периода - проблема познания.В своей книге "Критика чистого разума" - отстаивает идею агностицизма . неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант в отличие от современников выдвигает гипотезу - причиной трудностей при познании явл. не окружающая действитель­ность — объект, а субъект познават.Деят. — чело­век, а точнее, его разум.Познавательные возможности (способности) чел-го ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). пыта­ясь выйти за собственные рамки (возможности) позн., ра­зум чел. наталкивается на неразрешимые противоречия. антиномии.1)ОГРАНИЧЕННОСТЬПРОСТРАНСТВА Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве- Мир не имеет начала во времени и безграничен.2) ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ Существуют только простые элемен­ты и то, что состоит из простых. - В мире нет ничего простого3) СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ Существует не только причинность по законам природы, но и свобода Свободы не существует. Все в мире соверш. в силу строгой причин­ности по законам природы. 4) НАЛИЧИЕ БОГА Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущегоС помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - док-во наличия границ познавательных способностей разума."Критика чистого разума"-классифицирует само знание как рез. познав.деят. и выде­ляет 3 понятия, характериз.знание:1) Апостериорное знание-знание полученное в рез-те опыта. предпо­лож., но не достоверным, - необходимо проверять на практике (эмпирическое)

2) Априорное знаниедоопытное, не требует опытного док-ва. Например: "Все тела протяженные", "Чел. жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу".Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает кач-ми все­общности и необходимости.Однакотеория отно­сительности А. Энштейном в сер. ХХ в. поставила под сомнениетеор.априорн. знаний.

3)"Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Кант выделяет схему познав.процесса:- внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека;- органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений;- чел. сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная картина ок­ружающего мира;-целостная картина окружающего мира, возникающая в разу­ме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;- реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
- человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "ве­щей в себе", но не их внутр. сущность.при позн. разум наталкивается на две непроницаемые границы:-собственные (внутренние для разума) границы, за которыми
возникают неразрешимые противоречия — антиномии;- внешние границы–внутр. сущность вещей в себе.Само чел. сознание (чистый разум), принимающее сигналы от непознаваемых "вещей в себе" — окру­ж. мира, имеет свою структуру:

Чувственность -1 уровень созн.Формы -время и простр . - созна­ние первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
Рассудок —2 уровень. Формы категории — предельно общ.понятия, -осмысл. и систематизация первона­ч.ощущ., размещенных в "системе координат" про­странства и времени. ( кол-во, каче­ство, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум –высш.уровень. Формы разума являют­ся оконч. высшие идеи, ( идея Бога; идея ду­ши; идея сущности мира и др).Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. -учение о категориях - предельно общие понятия, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. Таких категорий Кант выделяет 12 и делит их на 4 класса по три в каждом.Классы категорий:Категории: 1) колич. — единство, множество, цельность;2) качества — реальность, отрицание, ограничение;3) отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;4) модальность — возможность и невозможность, существова­ние и несуществ., необходимость и случайность. ( ТЕЗИС+АНТИТЕЗИС+СИНТЕЗ )рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначаль­ных ощущений-явл. возможной упоряд. мыслительная деят.Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осущ.мыслит.деят. и познание, Кант выделяет "прак­тич. разум"-нравственностьподверг критике "Критика практического разума".
- Какой должна быть мораль?-Что есть моральное (нравств.) поведение чел-ка? выводы:- чистая нравств. — признанное всеми добродетельное общ. сознание, которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное;- между чистой нравств. и реальной жизнью существует силь­ное противоречие;-мораль, поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и должны подчиняться только МОРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ.кот. имеет высший и безусловный характер назвал его кате­горическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства". ( чел. должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; - чел.должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству. )
"Критика спо­собности суждения"- идея всеобщей целесооб­разности:1) в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);2) в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);3) духа (наличие Бога).
Соц-полит. взгляды И. Канта:- человек наделен изначально злой природой;
- спасение -в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (катег. императиву);
- был сторонником распространения демократии и правового порядка — 1) в каждом отдельном обществе;2) в отношениях между гос. и народами;- осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества;- считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.

10 ВОПРОС ФИЛОС. ВЗГЛЯДЫ ГЕГЕЛЯ Основная заслуга : -теория объект. идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея — Мировой дух); - диалектика как всеобщий фил. метод. К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
- "Феноменология духа";- "Наука логики";- "Философия права".

Главная идея онтологии (учения о бытии) отождест­вление бытия и мышления. -абсолютная идея.- единственно существующая подлинная реальность;- первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;- Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Отчуждение.Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде:- окружающего мира;- природы;- человека;- а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абс. духа по схеме: 1)Мировой (Абс.) дух — 2)отчуждение — окруж. мир и человек — реализация духом самого себя через мышл. и деят. чел.— возвращение Абс. духа к самому себе.Человек в онтологии играет особую роль— носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа.В человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. - человек есть "конечный дух" Мир. духа.
Через человека Мировой дух:- проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;- целенаправленно и закономерно движется — действия, по­ступки человека, ход истории;- познает себя через познават.деят. человека;- творит — в виде результатов мат. и дух.куль­туры, созданной человеком.
Диалектикаосновополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики:- все содержит в себе противополож. начала и одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
- единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего суще­ств.и развития).Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:- тезис (утверждение, форма бытия);- антитезис — его противопо­ложность;- в результате взаимодействия - по­лучается синтез — новое утверждение, тезис, но на более высоком уровне развития; - постоянное развитиеДух, по Гегелю, имеет 3 разновидности:- субъективный дух;- объективный дух;- абсолютный дух.
Субъективный — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").
Объективный - "дух общества в целом". Выражением объектов явл. право —порядок взаимоотнош. между людьми. Правореализованная идея свободы.(нрав­ственность, гражд. общество, гос.)
Абсолютный — высшее проявл. духа, вечно действи­т. истина. (искусство;религия;философия.)
Искусство —отображение человеком абсо­лютной идеи. - могут лишь талантл. и гениаль­ные люди, в силу этого они явл. творцами искусства.Религия — антитезис искусства.— абс. идея, открытая человеку Богом в виде откровения.Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абс. идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — фил-ми. Фил. — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя.
предмет фил. должен быть шире- фил. природы;- антропологию;- психологию;- логику;- фил.гос.;
- фил.гражд. общества;- фил. права;- фил. истории;- диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. Соц-полит. взгляды:- гос. — форма существ.Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог);- право - наличное бытие (воплощение) свободы;
- общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;- богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;- противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двига­тель прогресса;- противоречия и конфликты между гос-ми, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;- "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разло­жению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии исознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.

11 ВОПРОС ФИЛОС. ВЗГЛЯДЫ ФЕЙЕРБАХА–заверш. периода нем. классической фил., начало перехода к материализму Главное направление философии Фейербаха — критика не­мецкого классического идеализма и обоснование материализма.(материалист и атеист)
Матер. как направление филос. возник задолго до Фейербаха (Др. Греция — Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция – просвет.-материалисты), однако материалистич. фил. школы были, -внутр. нац.явл. своего времени и отличались непоследовательностью и противоречия­ми, находились под сильным влиянием теологии, искали ком­промисс между материалистич. идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).Фил.Фейербаха стала 1ым случаем последовательного материализма, основные черты: -полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от мно­говекового религиозного влияния;
- попытка объяснить Бога и религию с материалистич. точки зрения, исходя из человеческой природы;
- материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окруж. мира и чел.;
- большой интерес к соц-полит. вопросам; - убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкойклассической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влияни­ем философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией.
Ранний период фил. Фейербаха-критикаидеалистич.фил.особенно Гегеля. - отвергает идею тождества бытия и мышления;- не признает наличия абс. идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;- логически доказывает невозможность отчуждения (превра­щения) абс. идеи в материальный мир — окруж. мир очевиден и осязаем, в то время как абс. идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;- не признает единства философии и религии;-отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, под­верженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответ­ствующей новейшим достижениям науки.Фейербах вы­двинул теорию антропологического материализма:- единственно существующими реальностями явл.при­р. и чел.;
- человек является частью природы;- человек есть единство материального и духовного;
- человек должен стать главным интересом философии;- идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;- Бога как отдельной и самостоятельной реальности не суще­ствует; Бог — плод воображения человека;- природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;- все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. Фейербах:- выступает с атеистических позиций;- тесно увязывает проблему Бога с антропологией.Можно выделить следующие основные положения атеистиче­ско-антропологической теории Л. Фейербаха:
-Бога как самостоятельной реальности нет;- Бог — порождение сознания человека;
- религия — глубоко разработанная идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
-распростран. религ. стало возможным из-за неве­жества человека, его тяжелым жизненным условиям;
- корни религии — в чувстве бессилия человека перед внеш­ним миром, его зависимости от него и незащищенности;- мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;- Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;- Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.
Затронуты вопросы познания -гно­сеология
.согласно Фейербаху -мир познаваем, воз­можности разума безграничны. Однако безграничность возмож­ностей познания разума наступает не сразу, а развивается по­степенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-техн. прогресса.
"То, что не познаем мы, познают наши потомки".Основа познания-субъективные чув­ственные ощущения, в основе которых лежит объективная реаль­ность и которые осознаются разумом. - гносеология базируется на материал. принципах при со­един. и уравн.эмпирич. и рацион. подходов.
Соц-полит. взгляды ;- чел. — уникальное био-существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями; — человек может жить только в обществе;- основой связей между людьми в обществе, должна стать религия;- необходимо отбросить традиционную религию (христианст­во, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви лю­дей к друг другу и религией любви внутри семьи как наибо­лее отвечающей природе человека;- смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

12 ВОПРОС РАЗВИТИЕ ФИЛОСОВСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИЭтапы:-ХI -ХVIII вв. - поиск ответов на фил. проблемы в рамках религ. сознания (Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек);-ХVIII в. - 1четв. ХIХ в.распростр. фил. в форме фил. осмысления науки и культуры своего времени
- фил. Рус.Просв. (М. Ломоносов, В. Татищев, А. Радищев, П. Чаадаев),фил. декабристов (П. Пестель,М. Фонвизин, Н. Муравьева)- 2четв. ХIХ – нач. ХХ в.-становление и развитие самост.фил.-западническое (А. Герцен, В. Белинский, Т. Грановский, Н.Станкевич) -славянофильское (А. Хомяков, И. Киреевский. К. Аксаков, Ю. Самарин), революционно-демократическое (Н. Чернышевский, В. Белинский; анархисты - М. Бакунин, П. Кропоткин; народники - Н. Михайловский, П.Лавров, А.Ткачев; марксисты - Г. Плеханов, В. Ленин),почвенничество (А. Григорьев, Н. Данилевский, Ф. Достоевский;
консервативное (М.Н.Катков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев); русский космизм (Н.Федоров, К Циолковский. В. Вернадский, А. Чижевский); религиозно-идеалистическое (Вл. Соловьев, Н. Трубецкой, Г Флоровский, П. Флоренский, Л.Шестов, В. Розанов),- фил.после 1922 г.- фил.рус. зарубежья ( Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин. С. Франк, Б. Вышеславцев, Л. Карсавин)
Основные темы и проблемы:- тема человека, его судьбы и смысла жизни;- проблема добра и зла;- критика рационализма, обоснование особого «интуитивно­го» метода познания.- «русская идея» - выяснение особенностей русского духа, русской культуры и русского менталитета;- тема Всеединства и Богочеловечества в русской религиозной метафизике -изначального единства космоса, природы, человека и Бога, единства жизни, истории и познания;Илларион, ХI в.«Слово о Законе и благодати» - объясняет суть христ. учения; идея равенства народов перед «благодатью». «закон» (до христ.) - образ тени, луны,эпоха «благодати» - солнца. Прославл. Русь и князь Владимир.
Филофей, XVI в. религ.учение Москва «3 Рим» «Ст. Рим»- завоеван варварами. «Нов. Рим» (Конст.) погиб под ударами турецких завоевателей. «3 Рим» - Москва - роль продолжателя христ. вероучения. Падение «ст.» и «нов.» Рима - наказание за измену христ. как подлинной вере.Иван 4 и А. Курбский-спор- И 4 ссылаясь на историю римских имп., выступал за абс.ю монархию. Философия Просвещения. М.Ломоносов, 18 в. – матер. и атомист: -закон сохран. вещ. и движ., -корпускулярная теор. строения материи и механическую теорию теплоты. –противник норм. теории образ. рус. гос.
А.Н.Радищев18в. («О человеке, о его смертности и бессмертии», «Путешествие из Петербурга в Москву») –чел. душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах. Критикует деспотизм и самоуправство помещиков. Креп.право не только противоречит естественным правам человека, но и неэффективно в эконом.отнош. Самодержавие - тормоз обществ.прогресса в России.
Декабристы (Пестель, Муравьев,.Кюхельбеккер) задача- положить конец крепостничеству, разрушить самодержавие, сословные привилегии.Частьза констит. ограничение, другая за республику. Свободы. Военный переворот (без участия народных масс); илипуть мирных реформ, проводимых сверху.
П. Чаадаев «Философические письма» Россия как бы выпала из истор. прогресса В Рос.нет идейной традиции, т.к. она приняла христ. в визант. форме (православие) и оказалась исключенной из единства евр.Народов- католицизм. -нарастание рабства: татарского иго,крепостнич. православие в России сохранило сущность христ. в первонач. чистоте. Призвание Рос.в сближении православия и католицизма.«Славянофилы» (А. С.Хомяков, И.В.Киреевский, А.Н. Островский, Аксаковы) у России свой путь развития.народ обладает собственными жизненными ценностями: православие с его духом соборности и святости и «крест. община», основанная на коллективизме и взаимовыручке. критиковали Петра 1 за то, что он направил Россию по ложному пути и поработил всех во имя гос. необходимость отмены креп.Пр., Рос.спасетзап.цив. от бурж. разложения и бездуховности.
«Западники» (В.Г.Белинский, В.П.Боткин, А.И.Герцен, Т.Г.Грановский)Рос. предстоит пройти тот же путь, что и Западу.-отстала от Зап. Евр. - особого «уникального» ист. пути у нее нет. одобряли признаки буржуазного общества.Зап. культура - гуманизм и либерализм- критиковали самодержавие. Н.Я.Данилевский («Россия и Европа») Человечество - это абстрактная идея. Реально существуют лишь культурно-ист. типы, проходят один и тот же путь развития: периоды зарождения, созревания, расцвета, дряхления и гибели.Европа и Россия - это две разные, не смешиваемые цивилизации, с различн.Культ.основаниями. «Европа не случайно, а существенно нам враждебна», - настаивает
Н.Я.Данилевский. Евр.Цив.прошла период своего расцвета и теперь находится на пути к дряхлению, ее сменит зарождающаяся славяно-русская цивилизация.Революц-демократич. направление. А.И. Герцен - концепция «русского социализма рус.человек сохранил свою душу и нац. характер. Дух русского народа-в сельской общине в виде основ прямой демократии: мирского схода, совместного труда, совместного бытия. –крест. община представляет собой как бы «инстинктивный коммунизм», и это поможет России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми противоречиями. Но в той же врем индивид поглощен и подавлен общиной. Поэтому нужна западная наука, полит.свободы и правовые нормы. Социализм должен быть средством освобождения личности. Террор он резко отвергает.Чернышевский- в истории действует закон нарастания прогресса, роль основного двигателя играет знание,революц. - средство коренного изменения всего общ. строя. - способ решения острейших проблем -крест.революции. На смену креп. праву должен прийти строй произв.-­с\х ассоциаций., Русский космизм - учение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса(Федоров, Вернадский, Циолковский,)2 направления: естественно-научный и религиозный.Задача науки: 1) максимально продлить жизнь человека, сделать его организм бессмертным, 2) обеспечить все воскресшие предшествующие поколения местом для существования - путем освоения космоса и переселения на другие планеты.
Религиозно-идеалистическое направление. В.С.СоловьевКризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве»). Осн. идеи: всеединства, Богочелов., цельного знания. Любая вещь познается в ее отнош. к целому.-целое - это всеединство. Всеединство включ. безусловное (абс. бытие - Бог) и обусловленное (материя). «Всеединство» постигается «цельным знанием», представляющим собой синтез религии, философии и науки, или, иначе - веры, мысли и опыта.Соловьев строит метафизическую систему«цельного знания», в которой онтология должна раскрыть «всеединство», гносеология - обосновать иррациональное знание, социология найти высший идеал общества.Мир, созданный Богом, проходит 3 этапа:1)Космогонический процесс: на этом этапе происходят превращ. природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых для появления человека.- Исторический процесс: с появлением человека начинается внутреннее преображение космоса, человек - посредник в воссоединении ее с Богом, «связующее звено между божественным и природным миром»-задача - в преодолении всех проявлений зла и несовершенства мира. Нравственный смысл жизни человека - служение Добру. Идеал совершенного человека есть - это Иисус Христос. Через человека идет путь возвышения бытия: мертвая материя одухотворятся, становится живой. –Богочел. процесс: история чел-ва движется к Царству Божиему - преображению и воссоединению с Богом. И указывает этот путь Иисус Христос, соединяющий божеств.ичеловеч.Нач. в себе. В центре истории стоит божественная личность Христа. Богочеловек побеждает смерть и приобщает мир к вечной жизни. Соединение человека и мира с Богом возможно только в Христе и через него - в Церкви (теле Христовом). Бог есть любовь и воссоединение с ним человека и мира возможно только через любовьЛюбовь должна осуществить тройное воссоединение: восстановить индивидуального человека - союз мужчины с женщиной; восстановить обществ.Чел., присоединяя его к обществу; восстановить универс. человека, его внутреннее живое единение со всей природой мира. И окончательное воссоединение человека и мира с Богом - «в любви, через любовь с любовью»..
Философия русского зарубежья..Бердяев - прошел путь от марксиста до религ. фил. Основн. идеи1) дух и природа противоположны. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность - различия преодолеваются любовью; природа - объект, вещь, необходимость, пассивная деят. - все, что множественно и делимо. Бог есть дух. Природа вторична и производна.
2) примат свободы над бытием. Бог не отвечает за зло. Существует 3 вида свободы: первичная иррациональная свобода, которая существовала до Бога и человека и из которой все возникло; рациональная свобода, т.е исполнение рационального долга; и свобода, проникнутая любовью. антроподицея (оправдание) человека. Человек есть точка пресечения двух миров, он отражает в себе мир высший (богоподобие) и мир. Он венец мироздания и микрокосм. Как образ и подобие Бога, человек явл. личностью. Личность - категория духовно-религиозная. Как личность он имеет большую ценность, чем общество, нация, государство. Человек - со-творец Бога, он призван к творческой работе, его предназначение состоит в том, чтобы продолжать творение Богом мира.

13 ВОПРОС ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКСИЗМА Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными К.Марксоми Ф.Энгельсом наряду с фил.включает в себя экономику (политэкономию) и со­ц-полит. проблематику (научный коммунизм).В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возве­дена в ранг офиц.Гос. идеологии и была превращена в догму.Задача для сегодняшнего марксизма -освобождение от догм и приспособление к совр. эпохе, учет рез-товНТР и реальности постиндустр.общества.Возникновению марксизма и марксистской фил. спо­собствовали:1)предшествующая материалистич.Фил.(Демокри­та, Эпикура, англ. матер. — Бэкона, Гоббса и Локка, франц. просвет., и осо­бенно атеистическо-матер. фил.Фейербаха.);2) бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюц. теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
3) крушение идеалов Вел.Франц. революции (свобо­да, равенство, братство, идеи фр.Просв.), их невозможность воплощения в реальной жизни;4) нарастание соц-классовых противоречий и конфлик­тов 5) кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революц. в консервативную силу, кри­зис буржуазного брака и нравственности).
Главными произв. основателей марксизма :"Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;- "Капитал" К. Маркса;
"Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;- "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;- "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;
"Диалектика природы" Ф. Энгельса;- "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;- "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;- "Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва" Ф. Энгельса.Марксистская фил. материалистична по своему харак­теру и состоит из 2 больших разделовдиалектического иисторического материализма (нередко историче­ский материализм рассматривается как часть диалектического). Фил.новаторство – материал. понимание истории (исторический материа­лизм). Суть исторического материализма :-на каждом этапе общ. развития люди для обеспе­чения своей жизнедеят. вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их волипроизв.Отнош. (продажа собственного труда, материальное производст­во, распределение);
- произв.отнош., уровень произв. сил образуют экон. систему, -бази­с для институтов гос. и общ-ва, общ-х отношений;- указанные гос. и общ.институты, об­щ.отнош.- надстройка- базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;- в завис. от уровня развития произв. сил и про­изв.отнош., типа базиса и над­стройки выделяютсяобщ-экон.формации - рост уровня произв. сил приводит к изменению про­изводственных отнош. и смене общ-экон. формаций и общ-полит. строя;- уровень экон., материальное произв., произв. отношения определяют судьбу государства и обще­ства, ход истории.выделяются следующие понятияСредства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необхо­дима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчужде­ния основной работающей массы от средств произв. и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства произв.- сосредоточиваются в руках немногих собствен­ников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств про­изводства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обра­щаться к собственникам средств производства в качестве наем­ной рабочей силы за заработную плату.
Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ни­ми, явл.прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые сред­ства производства для получения в будущем еще большей при­бавочной стоимости.
Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, соц-ких (комму­нистических) общественно-экон.отношений, при которых:
- будет ликвидирована частная собственность на средства произ­водства;
- будет ликвидирована эксплуатация чел.чел-м и при­своение рез-в чужого труда (прибавочного продукта) уз­кой группой лиц;- частная собственность на средства производства будет заме­нена общественной (гос.);- произведенный продукт, результаты труда будут делиться ме­жду всеми членами общества благодаря справедливому рас­пределению.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, матер-х (а не идеалистических) принципах. По вы­ражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксис­тами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:- основной вопрос фил. решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);- сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;- материя находится в постоянном движении и развитии;
- Бога нет, -явл. идеальным образом, плодом чел. фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
- материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
- важным фактором развития является практика - преобразо­вание человеком окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека;
- развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

Наши рекомендации